Значение моря в литературе

Исследование «Образ моря в поэзии»

Свободолюбивое, гневное море было и остается одним из излюбленных образов в поэзии русских авторов. Но обращение к образу моря характерно не только для эпохи 19-го века, о море писали и поэты 20-го века, 21-ый век тоже богат поэзией о море. Этим определяется актуальность нашей работы.

Целью данной работы является изучение того, каково место и роль образа моря в творчестве поэтов разных эпох, каково ее символическое значение.

Задачи нашего исследования :

1) Изучить и проанализировать образ моря по исследуемой теме.

2) Рассмотреть, как реализуются образ моря в творчестве поэтов.

3) Сравнить образы разных морей.

Объектом исследования является поэзия

Предмет исследования : литература

Гипотеза: если считать, что морская тематика присутствует в лирике знаменитых поэтов 19-го века, то можем предположить, что образы-символы моря являются отражением душевного состояния поэтов современности. В большинстве мы знакомы с образом южного моря, но каким мы можем увидеть северное моря, есть ли отличия в образе этих морей?

Новизна данной работы заключается в том, что сравнительные образы морей в целом не исследовались.

Практическая значимость исследования – данная работа может быть использована школьниками и учителями-словесниками

1. Образ моря в ранних произведениях русских поэтов.

Море всегда считалось частью человеческой жизни. Оно и пугало, и притягивало к себе красотой, непредсказуемостью. Море с незапамятных времен манило к себе человека. Люди любовались морем, слушали шум прибоя. Море было частью бытия человека, оно одновременно пугало и притягивало своей красотой, силой и непредсказуемостью.

Море — это стихия, которая очень трудно покоряется человеку, и помериться силой может лишь сильный и мужественный человек. Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих волн.

Море — синоним бесконечности, времени, вечности; хаоса, сотворения Мира; могучей силы; пучины, бездны, глубины, равнодушия, уничтожения; вечного дарителя и вечного похитителя; вечной переменчивости и в то же время — неизменности тайны, сокровищницы, жертвенника, источника и начала жизни, а также смерти, жизненной энергии, свободы, которую нельзя использовать по-настоящему, возможности вознесения к Богу; очищения, и в то же время нечистоты.

В древнейшем памятнике русской литературы «Слово о полку Игореве» образная символика текста тесно связана с морской стихией. В «Слове…» часто упоминаются морские пределы Киевского государства: «Половцы идут!» — от Дона и от моря, со всех сторон обступили они русские полки». Также о море говорит в своем плаче Ярославна: «О ветер, ветрило. Разве мало тебе под облаками веять, лелея корабли на синем море?»

Читайте также:  Море ночью рисунок гуашью

Море изображается и в более поздних литературных творениях: в «Слове о флоте российском» просветителя петровской эпохи Феофана Прокоповича, в стихах Михаила Васильевича Ломоносова.

«Образ моря прочно вошел в русскую классическую поэзию как символ свободной, непримиримой стихии, борьбы и свободы», — писал Всеволод Вильчинский.

2. Образ моря в творчестве поэтов-романтиков.

Романтизм как литературное направление сформировался в большинстве стран Европы к началу XIX века, вызвав к жизни целую плеяду замечательных писателей и поэтов.

Принято считать, что приоритет в разработке морской темы в русской поэзии принадлежит К.Н. Батюшкову (1787 – 1855) и Н.М. Языкову (1803 – 1847). Но все же по праву выдающимися русскими поэтами-романтиками считаются В. Жуковский, А. Пушкин, К.Батюшков, М. Лермонтов. Если В. Жуковский буквально стоял у истоков этого литературного метода в России и в своем творчестве отразил смену сентиментализма ранним романтизмом, то лирика А. С. Пушкина пережила уже переход от зрелого, полноценного романтизма к критическому реализму.

Особенно важное значение образ моря приобрел у поэтов-романтиков: у Василия Жуковского, Александра Пушкина и Михаила Лермонтова образ моря символизировал идеал романтической свободы, по-разному воспринятый и описанный в зависимости от особенностей творческого видения мира авторов.

В.К. Жуковский в стихотворении «Море» развивает тему красоты и могущества морской стихии. Главные герои строк – лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский в одном произведении создаёт статичный и динамичный пейзажи.

Под образом лирического героя скрывается человек, который умеет понимать природу, а с морскими просторами разговаривает, как со старым другом. Пребывание наедине с морем приносит ему наслаждение.

В первой части стихотворения море безмолвствует. Глаз лирического героя радует морская лазурь. Он уверен, что море живое, а еще он знает: водные просторы таят в себе тревожную думу. Лирический герой просит море открыть его тайны, спрятанные, глубоко в лоне вод. Он догадывается, что морская стихия тянется к небу. Она сливается со «светозарной лазурью» неба, наполняется его светом. В последних стихах лирический герой рассказывает, как море неподвижно любуется небом, а внутри беспокоится за него. Видимо, эта «черта характера» моря и нравится герою.

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Читайте также:  Морские ароматы женских духов

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе.

Стихотворение Пушкина «К морю» написано в 1824 году. Оно завершает романтический период пушкинского творчества

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Главная тема стихотворения – красота и могущество морской стихии. В контексте нее развиваются проблемы свободы, любви, поэтического творчества.

В центре произведения – лирический герой и море. В первой строфе наблюдаем за лирическим героем, который обращается к водной стихии с прощальными словами. Далее Пушкин создает пейзажные зарисовки, наполненные не только зрительные, но и слуховые образы. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приходил на побережье, «заветным умыслом томим». В такие минуты море превращалось в чуткого друга, отзывалось поэту. В водной стихии лирического героя привлекают свобода, своенравие и властность.

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой»; эпитеты «свободная стихия», – «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса»; сравнения – «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений». При помощи метафор поэт создаёт оригинальные образы всемирно известных людей.

Наряду с горным и воздушным пейзажами, к которым питал пристрастие Лермонтов, ещё одним объектом лермонтовской пейзажной лирики была морская стихия.

Вклад Лермонтова в отечественную поэтическую маринистику (те, кто писал о море) настолько весом, что он позволил составителю сборника стихотворений русских и советских поэтов, посвящённых морской стихии, поэту Николаю Флерову заявить: «они развивают всё то лучшее, то вошло в поэзию моря со стихами Державина и Пушкина, Лермонтова и Языкова».

Морской пейзаж, встречающийся в раннем периоде творчества Лермонтова, сопряжён с темой одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности.

Читайте также:  Заливная рыба морской окунь

«Парус» (1832) М. Ю. Лермонтова – стихотворение едва ли не самое популярное в русской поэзии.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном.

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Таким образом, образ моря занимает особое место в русской литературе XIX века. Каждый поэт привносит новое в создание образа моря. Использование образа моря в русской литературе XIX века можно считать традиционным, южным.

3. Раскрытие образа моря Лаптевых в творчестве Федота Константиновича Аммосова

Край белых ночей давно вдохновлял поэтов. С той поры как Михайло Ломоносов открыл эту тему в русской поэзии, родилось много стихов о северном сиянии, белых снегах и льдах. Но особое место занимает образ могучего непобедимого северного моря. Люди издавна славили эти суровые места, свободные и привольные, и вскоре, полюбившиеся им.

Так, в стихах Федота Константиновича Аммосова, поэта моего края, море – это колыбель любви, берег моря – место, где люди находят счастье и успокоение. Стихотворение наполнено нежностью; морю он посвятил трогательные, искренние слова, как признание в бесконечной любви. Лирический герой чувствует себя сыном северного края, выражает восхищение красотой места, где он родился:

Берег встреч, любви и разлуки,

Ты очень много видел на пути

Я – дитя моря, как пишет Федот Аммосов в своем стихотворении «Я – странник полуночной земли»:

Я родился над Лаптевых морем,

Где эхом висит над волною,

Крик птицы морской – буревестник.

Я вырос, качаясь на волнах,

В колыбели матушкой морем,

Свободной, как ветер, душой.

В данном стихотворении Федот Аммосов рассказывает нам о своем родном северном крае, где бушует неистовая пурга, а солнце не видно полгода. Но тем не менее, полярная ночь украшена яркими звездами, они будто ближе, «чем в городах». Море – предстает в образе любящей, заботливой матушки, которая вырастила лирического героя в своей колыбели из волн «под напевом розовой чайки».

Источник

Оцените статью