2. Значение водных объектов и их охрана
Значение водоёмов в природе велико. Реки и озёра являются источником воды для растений и животных. Водоёмы являются домом для водных растений и животных.
Водные объекты имеют огромное значение в жизни человека. Из озёр и рек люди берут воду, которую используют в быту и в хозяйстве. Реки, озёра, моря радуют нас своей красотой. Большинство мест отдыха расположено по берегам водоёмов. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы.
Для того чтобы человек мог использовать воду, она должна быть чистой. К сожалению, в процессе хозяйственной деятельности человека водные объекты загрязняются. Существует множество источников загрязнения природной воды, которые связаны с деятельностью человека.
- сточные воды заводов и фабрик;
- ядохимикаты и удобрения, которые смываются дождевой водой с полей;
- бытовой мусор;
- мытьё автомобилей на берегу водоёмов;
- утечка нефти во время добычи и перевозки.
Чтобы решить проблему загрязнения воды, нужно проводить охрану водных объектов. Это осуществляется на государственном уровне, но также и обычные люди могут внести свою лепту:
- рационально расходовать водные ресурсы;
- очищать загрязнённую воду (от промышленных и бытовых стоков);
- проводить очищение акваторий;
- устранять последствия аварий, загрязняющих водоёмы;
- экономить воду в повседневном использовании;
- не оставлять водопроводные краны открытыми;
- не выбрасывать мусор на берегу рек и озёр.
Источник
Презентация — Моря, их характеристики (4 класс)
Море — это часть Мирового океана, отделённая от него сушей или поднятием рельефа дна. Также моря отличаются от океанов по составу, климатическим условиям и некоторым свойствам. Связано это с расположением водоёмов. Моря находятся возле больших участков суши, а океаны — нет.
Слайд 3
Классификация по океанам
Тихоокеанские — 25 морей, среди них Берингово, Желтое, Японское, Филиппинское, Тасманово, Фиджи, Охотское, Восточно-Китайское и др. Атлантические — 16 морей, в т. ч. Балтийское, Азовское, Карибское, Северное, Средиземное, Эгейское, Черное и др. Индийскоокеанские — 11 морей, среди которых Аравийское, Красное, Тиморское и др. Северноледовитые — 11 морей, в их числе Баренцево, Восточно-Сибирское, Печорское, Лаптевых, Карское, Чукотское и др. Южноокеанские — моря Антарктиды: Амундсена, Беллинсгаузена, Содружества, Космонавтов и др.
Тасманово море
Баренцево море
Слайд 4
По происхождению котловин
Материковые (эпиконтинентальные), которые расположены на шельфе и возникли за счет увеличения воды в океане после таяния ледников при наступлении океанической воды на сушу.
Океанические (геосинклинальные), которые образуются в результате надломов и разломов земной коры и опускания суши.
Слайд 5
Внутренние – не имеют выхода к океану (изолированные), либо связаны с ними через проливы (полуизолированные). По сути, изолированные моря (Аральское, Мертвое) принято считать озерами. А проливы, соединяющие полуизолированные моря с океаном, настолько узки, что не приводят к смешению глубинных вод. Пример – Балтийское, Средиземное.
По отношению к океану
Слайд 6
Окраинные – располагаются на шельфе, имеют разветвленную сеть подводных течений и свободный выход к океану. Друг от друга отделяются островами или подводными возвышенностями. Межостровные – такие моря окружены тесной группой островов, которые препятствуют соединению с океаном. Больше всего таких морей среди островов Малайского архипелага – Яванское, Сулавеси. Межконтинентальные – моря, лежащие на стыке континентов – Средиземное, Красное.
Слайд 7
Слабосоленые — процент соли ниже, чем в водах океана (Черное) Сильносоленые — процент солености их вод выше, чем океанских (Красное)
По степени солености вод
Слайд 8
До двухсотметровой глубины температура моря зависит от географической широты и поры года: в районах с жарким климатом температурные показатели воды будут составлять от + 25 до +30°С в полярных широтах может опуститься до -1,8°С. А вот на большой глубине на показатели температуры воды влияют течения, чем они глубже, тем вода холоднее.
Температура
Восточно-Сибирское море
Слайд 9
Органический мир морей
Планктон. К нему относятся различные микроскопические водоросли, одноклеточные животные, мелкие рачки, медузы, некоторые черви, личинки донных животных, икра и мальки многих рыб.
Всех обитателей морей по условиям их существования разделяют на группы:
Нектон. К нему относится большинство рыб, ластоногие животные, китообразные, головоногие моллюски, морские змеи и черепахи.
Бентос. К нему относят организмов, живущих на морском дне, делится на подвижный бентос (морские ежи, звезды) и неподвижный или сидячий бентос (кораллы, губки, водоросли и др.);
Слайд 10
Моря играют важную роль в сохранении окружающей среды. Они влияют на климат Земли и баланс гидрологической мировой системы. Кроме того этот водный объект является главным поставщиком кислорода, который вырабатывает фитопланктоном, живущий в его глубинах.
Значение морей в жизни человека
Источник
Окружающий мир 4 класс учебник 1 часть стр 110
Вода – это главный ресурс для человека. Без вода невозможна жизнь.
Воду человек использует для получения электроэнергии, в качестве источника пропитания, для полива растений и других целей.
Как взрослые и школьники должны охранять реки, озёра, моря? Делают ли это в вашем крае?
Взрослые и школьники должны охранять реки, озёра, моря. Они должны следить за чистотой водоёмов, по возможности расчищать от мусора ручьи и родники, беречь растения и животных.
Да, в Москве следят и охраняют водоёмы. Но, есть люди, которые загрязняют озёра и реки бытовым мусором.
Почему при купании нужно соблюдать осторожность?
Находиться у водоёмов нужно только со взрослыми и купаться только об их присмотром.
Также, заходя в воду будьте осторожны, в ней могут быть острые предметы, об которые можно пораниться. Лучше, если вы наденете специальную обувь, в которой можно находиться в воде.
Задания для домашней работы (на выбор)
Придумай и изготовь модель, показывающую значение рек, озёр, морей в жизни людей.
В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Бутылочная почта». А всегда ли ты бережно относишься к водным богатствам своего края?
Я прочитал (а) рассказ «Бутылочная почта», в котором рассказывается о том, что люди очень часто оставляют на берегах водоёмов мусор.
Раньше моряки после кораблекрушения на необитаемом острове кидали в воду записки с просьбами о помощи, а сейчас люди отдыхая на берегу водоёмов бросают в них бутылки. Бутылки тонут, покрываются илом и остаются на века под водой.
Помимо бутылок, люди в воду бросают различный мусор, железо. Всё это оказывается на дне водоёмов. Эти предметы являются источниками загрязнения воды, в следствии чего, в таких местам становится опасно купаться.
Мусор, который люди оставляют на берегу, смывается в воду и тоже оказывается на дне или уносится течением.
Смысл рассказа в том, чтобы люди не оставляли мусор, отдыхая у берегов водоёмов.
Я стараюсь бережно относиться к водным богатствам, всегда убираю за собой мусор и никогда не бросаю его в воду.
Если ученики твоей школы участвуют в охране водных богатств, узнай подробнее об их работе. Постарайся принять в ней участие.
Я и мои одноклассники уже не раз принимали участие в различных акциях, субботниках, цель которых очистить от мусора реки и озёра. Мы всегда с радостью отправляемся на подобные мероприятия, ведь вместе мы делаем большой вклад по охране водных богатств нашего края.
Источник