Значение черноморско азовского бассейна

Географическое положение Черноморско-азовского бассейна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:20, реферат

Краткое описание

Географическое положение Черноморско-азовского бассейна.
Участок земли, на котором расположено Азовское море, за многомиллионную историю своего геологического развития претерпел множества изменений и превращений. Азовское море имеет свои, только ему присущие черты и особенности. Прежде всего, уникальные размеры этого самого маленького моря. Оно меньше Аральского – в 1.5 раз, Каспийского – в 10 раз, Черного – в 11 раз.

Содержание работы

1. Географическое положение Черноморско-азовского бассейна стр.2
2. Навигационное описание Черноморско-азовского бассейна. стр.4
3. Список литературы. стр.25

Содержимое работы — 1 файл

реферат.docx

1. Географическое положение Черноморско-азовского бассейна стр.2

2. Навигационное описание Черноморско-азовского бассейна. стр.4

3. Список литературы. стр.25

1.Географическое положение Черноморско-азовского бассейна.

Участок земли, на котором расположено Азовское море, за многомиллионную историю своего геологического развития претерпел множества изменений и превращений. Азовское море имеет свои, только ему присущие черты и особенности. Прежде всего, уникальные размеры этого самого маленького моря. Оно меньше Аральского – в 1.5 раз, Каспийского – в 10 раз, Черного – в 11 раз.

Его площадь 39,1 тыс. квадратных километров. Из 2686 км береговой линии большая часть приходится на Украину. Азовское море – мелководный бассейн: средние глубины составляют 8 – 10 м., а наибольшая – 14 м. Поверхность его дна плоская, берега низменные, с многочисленными песчаными косами (Арабатская стрелка, Белосарайская, Бердянская, Обиточная), прибрежная полоса имеет глубину до 5 м. Наибольшими заливами Азовского моря являются Темрюкский и Таганрогский. В южной части море образует Арабатский и Казантипский заливы, а с запада к нему примыкает мелководный Сиваш.

Климатические условия Азовского моря в отличие от Черного имеют черты континентальности. Зимой над ним господствует полярный воздух с северо-восточными ветрами, летом – преобладают западные и северо-западные ветры. Температура воды в море летом благодаря хорошему прогреванию достигает 24-25 0 С, а в прибрежной зоне иногда вода прогревалась даже до 32 0 С. Зимой вода постепенно охлаждается до +3 – -3 0 С. С декабря Азовское море начинает постепенно замерзать, но к концу февраля – началу марта лед уже оттаивает. Соленость воды* всегда была не выше 10,9‰(промилле)

Диаграмма сравнения площадей морей

Азово-Черноморский бассейн образует самую восточную окраину цепочки морей, протянувшихся от Атлантического океана. Таким образом, Крымский полуостров как бы омывается водами Атлантики. Моря эти, хотя и связаны между собой, на самом деле мало похожи друг на друга. Черное море – овальной формы, почти замкнутый, весьма глубокий водоем (до 2245 м). По площади своей водной поверхности (413488 км2) черноморская плоскодонная котловина более чем в 15 раз превосходит Крымский полуостров. Азовское море, наоборот, очень мелководно. Наибольшая глубина его не превышает 13,5 м. Намного уступает оно Черному морю и по площади (37600 км2). Резко различаются два водоема также и другими природными качествами. Черное море более соленое (18 промилле), почти незамерзающее, оно заражено сероводородом и поэтому почти безжизненно начиная с глубины 150-200 м. Азовское море незначительной солености ( до 13 промилле), ежегодно замерзает и по всей водной толще насыщено живыми организмами. Сивашская лагуна – залив этого моря, имеющий постоянную площадь (от 2400 до 2700 км2), вовсе мелководен – от 0,5 до 3,5 м, однако его соленость чрезвычайно высокая – до 200 промилле.

Черноморско-Азовский бассейн занимает выгодное географическое положение, имеет выход в страны Европы и Ближнего Востока. К нему тяготеют часть территории Северо-Кавказского экономического района, ряд областей Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов.

Основные порты этого бассейна: Азов, Ейск, Новороссийск, Таганрог, Сочи, Туапсе.

2.Навигационное описание Черноморско-азовского бассейна.

ЗАПАДНАЯ ЧАСТЬ МОРЯ

Описываются берега западной части Азовского моря от Керченского пролива до входа в Таганрогский залив. Южный берег этой части моря холмистый; на нем имеется довольно много приметных пунктов. Западный берег образован низкой косой Арабатская Стрелка. Северный берег также невысокий; от него в море выступают четыре узкие и длинные косы, образующие заливы, защищенные от господствующих в этом районе северных ветров и удобные для якорной стоянки.
На берегах моря, особенно на северном, расположено много населенных пунктов. У западного берега находится портовый пункт Геническ, а у северного — порт Бердянск.

В западной части Азовского моря имеются районы, запретные для плавания, постановки на якорь, остановки, лова рыбы придонными орудиями лова, подводных и дноуглубительных работ, взрывных работ и плавания с вытравленной якорной цепью, а также районы, опасные в навигационном отношении.

На свалках грунта глубины могут быть менее показанных на картах.

ЗАПАДНАЯ ЧАСТЬ ЮЖНОГО БЕРЕГА И ЗАПАДНЫЙ БЕРЕГ МОРЯ

Западная часть южного берега Азовского моря от Керченского пролива до вершины Арабатского залива (45°17’N, 35°32’Е), за исключением района Казантипского залива, обрывистая и относительно приглубая. В этот берег вдаются несколько бухт и два залива: Казантипский и Арабатский.
На южном берегу приметны мысы Хрони, Тархан, Зюк, Чаганы и Казантип, а также горы Хрони и Темироба.

Западный берег моря представляет собой низкую песчаную косу, носящую название Арабатская Стрелка; длина ее 60 миль. Коса отделяет от Азовского моря мелководный залив Сиваш.

Опасностей вблизи южного и западного берегов моря немного; для малых судов плавание безопасно даже в небольшом удалении от береговой линии. В весенне-осенний период опасность представляют рыболовные сети, выставляемые вдоль южного и западного берегов моря.
(ИМ ГС ЧФ 188/95), жр 12/94.

Оборудованных гаваней или хорошо защищенных якорных мест в описываемом районе нет. Казантипский и Арабатский заливы могут быть использованы для якорной стоянки только при ветрах с берега.
ОТ КЕРЧЕНСКОГО ПРОЛИВА ДО КАЗАНТИПСКОГО ЗАЛИВА,

расположенного в 22 милях к W от него, берег преимущественно обрывистый. В него вдаются три небольшие бухты: Булганак, Рифов и Морской Пехоты. Вдоль берега тянется цепь холмов высотой до 160 м. Холмы отделены друг от друга ложбинами.
Весь этот участок берега относительно приглубый; местами вблизи него имеются опасности.

Бухта Булганак вдается в берег непосредственно к западу от мыса Хрони (45°26’N, 36°35’Е). При подходе к бухте Булганак ориентирами служат мысы Хрони и Тархан и гора Темироба. Южный и юго-западный берега бухты высокие и обрывистые. На ее юго-восточном берегу находится селение Юркино.
Берега бухты окаймлены отмелью с глубинами менее 5 м, на которой и вблизи нее лежат подводные камни и затонувшие суда, одно из которых с частями над водой; ширина отмели достигает 4 кбт.
Глубины в бухте Булганак 8—10 м; грунт ракушка, песок.
Входить в бухту Булганак рекомендуется с NNW; при подходе к ней с Е в плохую видимость следует оставить мыс Хрони в расстоянии не менее 3 миль, после чего нужно повернуть влево и идти, непрерывно измеряя глубины. Пройдя изобату 10 м, можно проложить курс на селение Юркино. Становиться на якорь в бухте рекомендуется против селения Юркино в 2 кбт от берега, где глубина 5 м.

Читайте также:  Настил для надувного бассейна своими руками

Гора Темироба высотой 154 м находится в 2,5 мили к SSW от мыса Хрони. Гора имеет три вершины, на которых средняя самая высокая. Северный склон горы пологий, но у самой воды он заканчивается обрывом; южный склон крутой. С NE хорошо видна ложбина с пологими склонами, отделяющая гору Темироба от горы Хрони.

Бухта Рифов вдается в берег между обрывистым приметным мысом Тархан (45°28’N, 36°27’Е) и расположенным в 4,6 мили к WNW от него мысом Зюк. Берега бухты преимущественно высокие и обрывистые Они окаймлены отмелью с глубинами менее 5 м, на которой лежат подводные камни; ширина отмели достигает 4,5 кбт.

Глубины в бухте 5—10 м; грунт — ил и ил с ракушкой.
На 1,6 мили к WNW от мыса Тархан простирается риф с глубинами менее 5 м; еще несколько опасностей имеется в юго-восточной и средней частях бухты.
Для захода в бухту Рифов необходимо наличие опыта плавания в данном районе. Входить в нее рекомендуется только с NW, остерегаясь банок с глубинами 6,6 и 4,6 м, расположенных соответственно в 2,3 и 2,9 мили к WNW от мыса Тархан, и банки с глубиной 3,9 м, находящейся приблизительно в 3,2 мили к WNW от мыса Тархан.

Мыс Зюк приметный является северо-западным входным мысом бухты Рифов и восточным входным мысом бухты Морской Пехоты. На мысе возвышается холм, склоны которого круто обрываются к самой воде. Склон, обращенный к N, оканчивается утесом; при подходе с запада кажется, что вблизи оконечности мыса имеется строение с башней, сооруженное из серого камня.
На вершине мыса Зюк стоят белый памятник и телевизионная вышка приметные с NE; при подходе с востока они проектируются на фоне берега и видны плохо. С NW мыс Зюк сливается с берегом; с этого направления мыс можно опознать благодаря его более темному, чем окружающая местность цвету.
При подходе с Е или W с расстояния более 10 миль мыс Зюк кажется островом.
Мыс Зюк окаймлен отмелью с глубинами менее 5 м, ширина которой около 2 кбт. На отмели в пределах 1 кбт от мыса находятся подводные камни.

Мыс Зюк рекомендуется проходить в расстоянии не менее 3 миль.
Маяк Зюк установлен на мысе Зюк в 1,7 кбт к SSW от его оконечности.
Бухта Морской Пехоты вдается в берег между мысом Зюк и находящимся в 2 милях к W от него мысом Богатубе. Берега бухты низкие. На ее восточном берегу расположено селение Курортное, возле которого имеется небольшой полуразрушенный причал; на юго-западном берегу видны строения селения Новый свет. При подходе к селению Курортное с востока видна водонапорная башня.

Берега бухты Морской Пехоты, окаймлены отмелью с глубинами менее 2 м и шириной до 2 кбт. На отмели лежат подводные камни и затонувшее судно с глубиной над ним 1,2 м. Глубины в бухте 4—6 м.
Входить в бухту Морской Пехоты следует с NW. На якорь рекомендуется становиться против юго-западного берега, в 2 кбт от него, на глубине 5 м; грунт здесь песок и ракушка.

Мыс Богатубе, западный входной мыс бухты Морской Пехоты, приметен с NNW. К морю он спускается тремя сравнительно пологими ступенями.
От бухты Морской Пехоты до Казантипского залива, расположенного в 10 милях к WSW от нее, берег высокий и приглубый. Вблизи мыса Чаганы на берегу имеется несколько невысоких холмов. С северо-востока и севера приметны три холма, разделенные одинаковыми по виду ложбинами.

С N наиболее высоким кажется восточный из этих холмов, а самым низким — западный. По мере продвижения на запад средний из холмов скрывается и вскоре остаются видны только два холма: восточный и западный.
КАЗАНТИПСКИЙ ЗАЛИВ вдается в берег между мысом Чаганы (45°26’N, 36°04’Е) и расположенным в 8,6 мили к WNW от него мысом Казантип.

При подходе к Казантипскому заливу ориентирами являются мысы Чаганы и Казантип. По мере приближения к заливу открываются вершины гор черноморского берега Керченского полуострова. На южном берегу залива хорошим ориентиром является ажурная металлическая башня солнечной электростанции высотой 89 м.

Восточный берег залива, холмистый; остальные берега, за исключением района мыса Казантип, равнинные, местами низкие.

На берегах Казантипского залива расположены селения, из которых наиболее значительными являются селения Золотое и Новоотрадное — на восточном берегу, селение Песочное — на южном берегу и селение Мысовое — на полуострове, разделяющем Казантипский и Арабатский заливы.
Против селений Золотое и Новоотрадное расположены пирсы для рыболовных судов; глубина у оконечностей этих пирсов 2,4 м. В селении Новоотрадное недалеко от пирса имеется колодец с хорошей водой. Глубины во входе в Казантипский залив около 10 м; к берегам они уменьшаются постепенно. Изобата 5 м проходит не далее чем в 4 кбт от берегов. Грунт в заливе преимущественно ил.

Опасностей в заливе, за исключением банки с глубиной 3,2 м, лежащей на западной стороне входа в него, не обнаружено.

Казантипский залив, исключая бухту Татарская, открыт северным ветрам. При ветрах других направлений на якорь рекомендуется становиться западнее селения Новоотрадное в 1,5—2 милях от берега; глубины здесь около 8 м, грунт — ил.

Район, запретный для плавания, в котором ведутся гидротехнические работы, находится у юго-западного берега залива в 3 милях к S от мыса Казантип.
Предупреждение. В заливе ежегодно выставляется много ставных неводов, поэтому ночью и в плохую видимость плавание в нем небезопасно.
Мыс Чаганы находится в 10 милях к WSW от мыса Богатубе.
Каменистый мыс Чаганы приметен с NNE; с этого направления он имеет вид полого спускающегося к морю склона, на котором видны два бугра. С других направлений мыс опознать трудно, хотя бугры видны хорошо.
Бухта Татарская вдается в западный берег Казантипского залива непосредственно к S от мыса Казантип. На берегах бухты расположено селение Мысовое, в котором есть рыбный цех.

Берега бухты окаймлены отмелью с глубинами менее 5 м; ширина отмели у западного берега 4 кбт, а у северного 2 кбт. Грунт в бухте песок.
В бухте Татарская при северных и северо-западных ветрах могут укрываться малые суда.

Банка с глубиной 3,2 м лежит перед входом в бухту Татарская в 1 миле к SSE от мыса Казантип; грунт на ней камень. Банка ограждается вехой.
Мыс Казантип (45°28 / N, 35°52′ Е) приметный является северов-осточной оконечностью полуострова, разделяющего Казантипский и Арабатский заливы. Северная часть этого полуострова, представляющая собой пологий холм, соединяется с его южной частью низким перешейком шириной около 1 мили. Несколько южнее перешейка находится другой примерно такой же по виду холм, на котором расположен поселок городского типа Щелкино. Оба холма с большого расстояния усматриваются в виде отдельных островов и служат хорошими ориентирами.

Читайте также:  Маршрут до поющего фонтана

Мыс Казантип приглуб, но в непосредственной близости от него имеются камни. Маяк Казантипский усыновлен на вершине мыса Казантип.

АРАБАТСКИЙ ЗАЛИВ расположен с западной стороны полуострова, северо-восточной оконечностью которого является мыс Казантип; ширина входа в него 24 мили. Юго-восточный берег залива высок, скалист и прорезан лощинами; в 7 и 9,3 мили к SW от мыса Казантип от этого берега выступают соответственно обрывистые мысы Китень и Красный Кут; на обрывах последнего имеются серовато-желтые осыпи. Южный берег залива обрывист; осыпи здесь красного цвета. С SW залив ограничен южной частью низкой косы Арабатская Стрелка.

Источник

ОСНОВНЫЕ МОРСКИЕ БАССЕЙНЫ СТРАН СНГ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В МОРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ

Инфраструктура морского транспорта во всем мире — сложное многоотраслевое хозяйство, в котором основное место занимают транспортный флот, морские порты, судоремонтные и судостроитель­ные верфи и заводы.

После распада СССР, новые независимые государства, бывшие республики СССР, получили часть имущества бывшего Минморфлота Советского Союза (флот, морские порты, судостроительно-судоремон-тные заводы и др.). Они стали самостоятельно развивать свой морской флот и порты, осваивать новые грузопотоки, внедрять новые техноло­гии перевозки и переработки грузов в морских портах, включая кон­тейнерные, строить новые перегрузочные комплексы и порты.

Черноморско-Азовский морской бассейн

После распада СССР, выход к Черному и Азовскому морям полу чили Грузия, Молдавия (через Дунай), Россия и Украина; на бере­гах Черного моря располагаются Болгария, Румыния, Турция.

Черноморско-Азовский бассейн является мощной базой для флотов нескольких стран; на его берегах расположены крупные глу­боководные порты, сосредоточившие на своих причалах значитель­ные экспортные и транзитные грузопотоки. Через порты Черного и Азовского морей осуществляются внешнеторговые связи ряда неза-имых государств СНГ.

Порты Черноморско-Азовского бассейна перерабатывают более 200 млн. т различных грузов.

Благодаря выгодному географическому положению бассейн имеет большое народнохозяйственное значение как для Украины, так и для других стран, расположенных на его берегах.

К бассейну непосредственно примыкают высокоразвитые эко­номические районы Украины: угольно-металлургическая база — Дон­басс и Криворожье, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие, машиностроительные и энергетические центры, крупные сельскохозяйствённые районы Южной Украины, Кубани и Закавказья, продукция которых имеет большой спрос на мировом и внутреннем рынках, I Благодаря хорошим климатическим условиям в Черноморско-Азовс-ком бассейне расположено большое количество санаториев, домой ] отдыха, туристских баз, что способствовало развитию туризма и морских пассажирских перевозок.

Достаточно хорошо оснащенные морские порты находятся от­носительно близко к наиболее оживленным международным морс­ким путям.

В сфере тяготения портов Черного и Азовского морей находят­ся весь бассейн Средиземного моря (страны Европы, Африки и Ма­лой Азии), а также выход к Персидскому заливу, в Индийский и Ти­хий океаны к странам Ближнего и Дальнего Востока, Восточной Африки, Австралии и Америки.

По Черному морю проходят важные морские пути, связывающие порты Украины, Российской Федерации и Грузии с портами Ру­мынии, Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии и Турции.

Физико-географическая и навигационная характе­ристика бассейна

Черноморско-Азовский бассейн (рис. 27) охватывает Черное и Азовское моря, соединенные Керченским проливом.

Черное море вытянуто с запада на восток и имеет наибольшую длину по параллели вершины залива Бургас 620 миль. Наибольшая ширина моря по меридиану 31°12′ в. д. — 332 мили, а наименьшая ширина его по меридиану мыса Сарыч — 144 мили. Площадь Чернен о моря составляет около 410 000 км 2 , а общая длина береговой черты 2 200 миль.

Черное море представляет собой глубоководный бассейн с крутыми склонами.Найболее мелководная северо –заподная часть моря Центральная часть моря имеет глубины 2000-2200м Найбольшая глубина Черного моря 2243-средняя 1272м.


Грунт в прибрежных районах состоит из гальки, гравия и пв( I На глубинах 20-30 м песок становится илистым, а еще глубже ш степенно переходит в глинистый ил. Особенностью Черного щт является отсутствие жизни (кроме бактерий) на глубинах более 200 I где вода насыщена сероводородом.

Берега Черного моря малоизрезанные, здесь нет крупных мм вов и бухт. Самыми большими являются заливы Каркинитский, 1(ц-ламитский, Феодосийский, Таманский, Синопский, Бургасский, ( >тч ский, а также Днепро-Бугский лиман.

Самые большие бухты — Новороссийская, Самсунская, Сснщ топольская и Геленджикская.

Черное море бедно островами. Наиболее значительными и I ння являются Змеиный (в 20 милях от дельты р. Дунай), Кефкен (в 50 ми лях восточнее пролива Босфор) и Березань у входа в Днепро-Бугский: • лиман.

Климат в северной части Черного моря умеренный, а в южной субтропический. Самая низкая температура воздуха зимой в северной части моря в отдельных случаях достигает 25-30°С ниже нуля», тогда как в южной части она не бывает ниже 5-10°С. Наивысшим им температура летом почти повсеместно достигает 35-37°С. Низкая и температура держится недолго.

Штормы на Черном море наблюдаются зимой (частота шторми! вых дней достигает 3-5, а на западном побережье — до 15 дней в месяц). Летом штормы бывают редко. Наибольшие размеры волн отмечались в глубоководной восточной части, где длина волны достигали150-200 м, а максимальная высота — 5-6 м.

Течения Черного моря характеризуются единой циркуляции! водных масс. Основное течение Черного моря хорошо выражено ■ расстоянии 2-5 миль от берега и охватывает все море кольцом шириной от 20 до 50 миль. Течения в этой зоне характеризуются большой устойчивостью и сравнительно большими скоростями -0,5-1,0 уз. При сильном ветре скорости течения могут достигать 2-3 уз. Наиболее I Чв1 IX) основное течение Черного моря имеет вид замкнутой циркуляции, где движение происходит против часовой стрелки параллельно побережью.

Кроме того, особенностью некоторых портов (Сочи, Сухуми, Поти, Туапсе, Батуми) является наличие внутри портов так называемых «тягунов» -течений, создающих значительные помехи грузовым операциям.

Берега Черного моря по своему виду разнообразны. От устья Дунай до Севастопольской бухты берег сравнительно невысокий, востоку он заметно повышается.

Южный берег Крыма горист, местами горы подходят к береговойI черте отвесными скалами. От Феодосии до Керченского пролива идет холмистое, переходящее в равнину побережье.

Восточный берег Черного моря тоже гористый. Начиная от порта Анапа тянутся отроги главного Кавказского хребта. Прибрежные три непрерывно повышаются и достигают наивысшей точки в раойне портов Туапсе и Сочи (около 2000 м).

Западные Понтийские горы с наибольшими высотами до 4000 м. По мере приближения к проливу Босфор высота гор понижается до 300 м.

Ледяной покров на Черном море наблюдается лишь в отдель­но и незначительных по площади районах. Наиболее устойчивый лед, затрудняющий навигацию, появляется в районе к северу от линии порт Констанца — мыс Тарханкут и в районе Керченского пролива. В суровые зимы. граница льдов близка к изобате 50 м и проходит вдоль западного побережья от мыса Тарханкут к проливу Босфор.

Читайте также:  Пруд для лилий очистка

Днепро-Бугский лиман замерзает в декабре и освобождается от него в начале марта. Наибольшая толщина льда у Николаева и Херсена) 35 см (редко 50-60).

В Черное море впадают крупные судоходные реки Дунай И |Днепр. Дунай доступен для морских судов на участке от гирла до 170-■ километраметра — до румынского порта Браила. Заход судов в р. Дунай ограничивается глубинами, поддерживаемыми

. на Сулимском лимане-7,5м

Сулинском баре (Румыния) — 7,3 м. Приморская часть Дуная имеет I природные условия, близкие к черноморским. Замерзает в среднем I один раз в пять лет на 30-60 дней в году (с декабря по март).

Днепр для морских судов доступен только до Херсона, а дли судов смешанного морского-речного плавания -до Запорожья. В ни* ней части река замерзает в декабре и вскрывается ото льда в марте,

Азовское море представляет собой мелководный, круглой фор мы водоем с вытянутым на восток Таганрогским заливом. Наиболь шая длина по параллели — 150 миль, а ширина по меридиану порт» Бердянск — 78 миль. Наибольшая глубина 13-14 м, а в Таганрогском заливе — 7,4 м. Мелководность вызвала необходимость создания сети судоходных каналов и проведения на них постоянных дноуглубитеш. ных работ.

Площадь Азовского моря 37 600 км 2 .

Вода в море сильно опреснена. Реки Кубань и Дон несут много ила, который заносит фарватеры.

В Азовском море наблюдается постоянное течение против часо­вой стрелки, скорость которого не превышает 0,5 уз.

На судоходство в Азовском море оказывают большое влияние колебания уровня воды. Так, в районе Мариуполя северо-восточные ветры понижают уровень воды — амплитуда колебания его достигает 1,8 м, а на подходах к Ростову — 2,4-2,7 м.

Опресненные воды Азовского моря больше подвержены замер­занию. Море начинает покрываться льдом в Таганрогском заливе в начале декабря, а в феврале почти вся поверхность моря находится подо льдом. Толщина льда на севере, в Таганрогском заливе, 50-110 см, на юге, в Керченском проливе — 20-40 см.

Керченский пролив, соединяющий Черное море с Азовским, имеет протяженность 22 мили, ширина его колеблется от 5 до 23 миль. Наибольшие глубины при входе в пролив 10 м на севере и 18 м на юге. К середине пролива глубины уменьшаются до 5,5 м. Для плава­ния больших судов через мелководную часть прорыт Керчь-Еникаль-ский канал.

Течения в проливе зависят от ветров и стока воды из Азовского моря. При южных ветрах оно направлено из Черного моря в Азов­ское, а при северных — из Азовского моря. Скорость течения в широ­кой части пролива до 0,5 уз, а в узких частях — до 3 уз. Пролив замер-иет в конце декабря и полностью очищается ото льда в конце февраля в начале марта. Сравнительно прочный лед бывает только в суро■ые зимы. Зимой в проливе стоят частые и продолжительные туманы. Плавание больших судов осуществляется, как правило, по каналу, а в зимний период — с помощью ледоколов.
Связь Черноморско-Азовского бассейна с другими бассейнами и Мировым океаном
Черноморско-Азовский бассейн является закрытым. Он связан С Атлантическим и Индийским океанами единственным путем через босфор, Мраморное море и Дарданеллы, Эгейское и Средиземное
моря и далее через пролив Гибралтар или Суэцкий канал.
^ Пролив Босфор — узкий, напоминающий извилистую реку, длинои 16 миль. Его ширина колеблется от 0,4 до 2 миль. Глубины на середине пролива от 27,5 до 120 м, подходы к проливу глубоководны , плавание вдоль берегов безопасно. Бухты удобны для якорной стоянки судов. г

У южного входа в пролив в удобной естественной гавани Золо­той Рог расположен турецкий город и порт Стамбул. Пролив входит в акваторию этого порта. В проливе Босфор существуют два течения -поверхностное (менее соленые воды) из Черного моря в Мраморное и глубинное (более соленые воды), направленное из Мраморного моря в Черное^Скорости поверхностного течения, затрудняющего плава­ние, колеблются от 0,8 до 3,0 уз (в самых узких местах до 4-6 уз)

Суда могут проходить через пролив в любое время суток и года Лоцманская проводка не обязательна.

Между проливами Босфор и Дарданеллы расположено Мрамор­ное море. 1 у

Пролив Дарданеллы соединяет Мраморное море с Эгейским Это извилистый, узкий и глубоководный пролив длиной около 65 миль шириной от 0,7 до 20 миль. Глубины в проливе от 29 до 106 м Под­ходы к проливу глубоководные, плавание вблизи берегов безопасно

В проливе существует двухслойное течение: поверхностное слое воды до 20 м) направлено из Мраморного моря в Эгейское и глубоководное — из Эгейского в Мраморное. Скорость поверхностно­го течения колеблется от 1 до 3 узлов. Плавание в проливе свободное и в навигационном отношении относительно безопасно

Черноморско-Азовский бассейн, кроме того, соединяется с другими европейскими бассейнами внутренними водными путями.

Через северные порты бассейна проходят международные транс­портные коридоры (МТК).

Международный транспортный коридор, по определению группы экспертов ООН — часть национальной или международной транс­портной системы, которая обеспечивает значительные международ ные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными геогра- \ фическими районами; включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих в данном на-правлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок.

Значительные усилия в разработке условий осуществления транспортной деятельности в МТК предпринимает Европейская кон] ференция министров транспорта (ЕКМТ), объединяющая министров транспорта европейских и некоторых других стран.

На межгосударственном уровне в Европе решается задача обес­печения оптимального использования особенностей каждого вида транспорта для повышения экономической эффективности транспорт­ной системы, обслуживающей международные перевозки. МТК не толь­ко конкретные направления перевозок — это транспортные системы, позволяющие перераспределять грузопотоки с одного вида транспор­та на другой, обеспечивая по всем коридорам упрощенный таможен­ный и фитосанитарный режим, возможность постоянного слежения за грузом в каждом звене транспортного процесса. При этом с целью пре­сечения контрабанды и провоза запрещенных к перевозке грузов транс­портники тесно сотрудничают со спецслужбами разных стран.

Приоритетные направления транспортных связей между Вос­током и Западом Европы, характеризующиеся крупными устойчивы­ми грузопотоками, были определены ЕКМТ в ] 994 году и получили название «Критские коридоры» (по месту проведения общеевропей­ской конференции по транспорту); в 1997 году к ним добавился еще один и в настоящее время существует 10 МТК.

Выгодное географическое положение портов Черноморско-Азов­ского бассейна (только через территорию Украины проходит четыре из десяти важнейших транспортных артерий континента — третий, пятый, седьмой и девятый международные транспортные коридоры (рис. 28), а также коридоры Европа-Кавказ-Азия (ТКАСЕСА) и «Север Юг»Балтийское- Черное море.

Средняя протяженность пути Одесса-Батуми 565 миль,Херсон Батуми-605 миль.

Источник

Оцените статью