to_priz
ИСКУССТВО и ВРЕМЯ
Творчество — свободное действие из небытия в бытие.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897).
Оригинал взят у about_artart в РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
Волков И. П. Портрет художника А.К.Саврасова
Родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью под руководством талантливого педагога и замечательного человека по-отечески заботившегося о своих учениках — К. И. Рабуса. Его уроки не только будили мысль, но и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам.
В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла. Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда — “Камень в лесу у “Разлива” и “Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами” .
«Камень в лесу у «Разлива»»
1849
Холст, масло. 44.5 x 60 см
Государственная Третьяковская галерея
“Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами”
1850
«Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду»
1851г.
Холст, масло 67 х 90,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва
«Вид на Кремль в ненастную погоду» наполнена совершенно другой атмосферой. Затянутое рваными облаками небо, надвигающаяся справа темная туча и сгибающееся под порывами сильного ветра дерево, стоящее в центре полотна — все вместе не просто предвосхищает грозу, но и выражает почти мистические, восторженные чувства, которые испытывает человек, смотрящий на разбушевавшуюся стихию.
Эффекты контрастного освещения, специально созданные автором в пейзаже, только подчеркивают незыблемость тверди Московского Кремля, который, несмотря на драматизм происходящего вокруг, уверенно и безмятежно белеет вдали.
Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж «Вид в селе Кунцеве под Москвой», а в 1858 году «Вид в окрестностях Москвы при закате солнца». И в той и в другой картине Саврасов пытается передать прежде всего сложный мир жизни природы, а не только открывающийся взору вид.
Вид в селе Кунцеве под Москвой. 1855
Сосны из Гусарева. 1850
Старые сосны. 1854
Пейзаж с сосной. 1854
Летний пейзаж с дубами.
1855 год,
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
«Старый дуб у обрыва над рекой»
1857г.
Бумага грунтованная, тонированная, графитный карандаш, черный карандаш, белила, проскребание, растушка. 30×39.6 см
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Вид в окрестностях Ораниенбаума»
1854
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Написанное художником на даче княгини Марии Николаевны полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» демонстрирует умение автора очень точно разделять планы. В центральной части полотна мы видим залитую ярким солнцем поляну, которая с одной стороны окружена осенними деревьями и валунами, поросшими мхом, а с другой стороны нам открывается вид на море. Одинокий дуб стоит на фоне ясного неба, раскинув свои ветви, листва на которых пронизана солнцем. Холодный дневной свет ложится на мшистые валуны возле зеркальной поверхности лужи и бурую траву. В глубине поляны едва заметна светлая фигура сидящей женщины. Соврасов очень живописно передает бескрайность пространства и очарование бытия в её суровых проявлениях. Коллекционер и меценат Павел Третьяков приобрёл эту картину в 1858 году для своей коллекции, которую затем подарил родине.
Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически ясным по композиции и колориту решениям.
«Пейзаж с рекой и рыбаком»
1859
Холст, масло 59 х 82
Государственный художественный музей Латвии
Рига
Повседневное и поэтическое органично сливаются здесь воедино так, как это происходит в реальной жизни. Светлая ясность и простота созданного образа, спокойствие и небросская красота изображенной природы определяют основную концепцию данного произведения.
В развитии творчества Саврасова этого периода важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на Украину. Результатом этой поездки стали работы «Степь днем», «Рассвет в степи», «Вид Киева», датированные 1852-м годом. В этих работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от степных просторов и показать характер и особенности украинской природы.
«Степь днём»
1852г.
Холст, масло 74 х 104,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
В картине «Степь днем» Саврасов прекрасно передал ощущением степного зноя. Выжженная солнцем трава и начинающий пересыхать ручей, будто обдают зрителя жаром. В безоблачном небе парит одинокая птица, а внизу, на земле две куропатки пытаются найти отдых от полуденного зноя в пожухшей степной траве.
Необычное звучание придает работе удивительное свечение, которое исходит от этого равнинного, казалось бы, унылого пейзажа. Именно благодаря ему, картина, наполненная любованием раздольем и чувством поэтического восторга, не похожа ни на уже приевшиеся публике итальянские виды, ни на другие переполненные романтизмом произведения русских художников.
Рассвет в степи. 1852
Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру.1852 год
Соврасов мастерски передал атмосферу расслабленного предзакатного отдыха, подчеркнув его голубоватой пеленой легкого тумана, спускающегося на украинскую степь, остывающую от летнего зноя, и город вдали. Полотно, как и все работы художника этого периода, отличаются плавным рисунком, нежностью цветового строя и прозрачной светотенью. Критики с восторгом отмечали свежесть изобразительных приемов мастера, в которой, помимо романтизма, присутствовал объективный взгляд не только на природу, но и на жизнь крестьян, фигуры которых стали, сначала изредка, появляться в его картинах.
В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
«Эпоха реформ», наступившая в стране сразу после поражения России в Крымской войне и смерти императора Николая I, открыла новый этап в творчестве художника.
Менялось отношение к изображению и восприятие природы, которое становится более бытовым. Первоначально, характерно изменившийся пейзаж служил исключительно фоном для полотен на сельскую тематику. Лишь спустя почти десять лет, природа получила своё собственное значение и звучание, в её неразрывной связи с судьбой русского народа.
Живописец ещё продолжал писать возвышенно — поэтические картины, изображая природу в романтическом духе, но теперь на его полотнах все чаще встречались сельские виды.
В некоторых известных работах шестидесятых годов нетрудно уловить приметы происходивших в его творчестве перемен к раскрытию сюжета, новое появляется и в выборе мотивов и в способах их воспроизведения.
Лучшими примерами того являются три пейзажа, написанные Саврасовым — «Вид на Москву от Мазилова», «Пейзаж с мельницей» и «Вечерний пейзаж». Увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует доступные ему приемы живописи. Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние.
Вид на Москву от Мазилова. 1861
Летний пейзаж с мельницами. 1859
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
“Вечерний пейзаж” 1861
Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. Там он смог познакомиться с европейским искусством и, в частности, с передовой пейзажной живописью Англии, мало известной в России. Имея к тому времени десятилетний опыт самостоятельной работы, художник был уже внутренне подготовлен к восприятию опыта зарубежного искусства. “Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне”, — писал Саврасов в одном из писем.
Из всего, что увидел Саврасов в Англии, самым значительным было знакомство с английским пейзажным искусством. Сам художник в первую очередь отмечает глубину мысли, строгую наблюдательность и местный характер колорита и рисунка.
Очевидно, что знакомство с английским пейзажем не могло привести к прямому подражанию в творчестве Саврасова семидесятых годов, но, по собственному признанию художника, он сумел извлечь пользу из впечатлений от поездки. После Англии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами. Но если Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального ее восприятия и собственного творчества.
«Швейцарский вид»
1862
«Озеро в горах Швейцарии»
1866
Холст, масло. 51 x 68 см
Государственная Третьяковская галерея
Здесь художнику необычайно правдоподобно удалось передать холодную и влажную атмосферу высокогорного озера.
Все европейские пейзажи свидетельствуют о подробном изучении художником аналогичных сюжетов в западной живописи. При этом, Саврасову удалось избежать шаблонной патетики в передаче величественных горных ландшафтов, демонстрируя спокойную и достоверную манеру письма. Живописец остается верен однажды найденным приемам. «Входом» в его полотна по прежнему служат огромные камни и валуны, лужи и речушки, расположенные на переднем плане картины.
Художник возвращается на родину переполненный впечатлениями и замыслами. И это в какой-то степени предопределило тот взлет в творчестве художника конца шестидесятых и семидесятых годов. Познакомившись с природой чужих стран, он глубже понял своеобразие и обаяние родной природы.
К этому периоду относятся — “Сельский вид” (1867), “Плоты” (1868), “Зимняя ночь” (1869).
Найденный Саврасовым тип полужанрового пейзажа явился, по существу, лишь первым этапом его сложных творческих поисков. Главной темой по-прежнему остается природа, близкая и созвучная человеку и воспринимаемая через его чувства.
«Сельский вид»
1867
Холст, масло 65 х 100,7
Государственная Третьяковская галерея
Москва
В картине «Сельский вид» родная природа с цветущими садовыми деревьями и весенней листвой берез изображена наполненной лиризма и потаенной грустью.
На переднем плане полотна находятся многочисленные ульи возле цветущего фруктового сада и огороженная частоколом избушка. Значительную часть работы занимает дальний план с широкими лугами, убегающей вдаль рекой и множеством крестьянских домиков, крытых соломой. Среди этой светлой идиллии резко выделяется печальная сгорбленная фигура пасечника — старика, сидящего у дымящегося костра.
«Плоты»
1868
Холст, масло. 85 x 110.5 см
Харьковский государственный музей изобразительных искусств
«Зимняя ночь»
1869
Холст, масло 60 х 54
Частное собрание
Уже в семидесятые годы русский реалистический пейзаж становится явлением исключительным среди пейзажной живописи других европейских школ и качественно отличается от художников барбизонской школы, создававших во Франции свободный от академических традиций национальный пейзаж.
В структуре русского пейзажа яснее, чем у барбизонцев, выступят черты , обобщающие и типизирующие натурный материал, и более сложно проявится связь с эстетикой и нравственными идеалами. Более широким и емким у русских пейзажистов окажется круг и разнообразие никем не использованных мотивов. С подобными явлениями чаще всего приходится встречаться в многообразии и новизне саврасовских картин — “Вечер. Перелет птиц” (1874), “Вечер. Поле с воронами” (1880-ые годы).
Вечер. Перелет птиц. 1874
Вечер. Поле с воронами. 1880
Лунная ночь. Болото»
1870
Холст, масло 46,8 х 80,5
Серпуховской историко-художественный музей
Серпухов
Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне. 1871
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
Вечер. Конец 1860-х — начало 1870-х
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
Волга близ Городца. 1870
«На Волге»
1875
Холст, масло. 82 x 66 см
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
«Печерский монастырь под Нижним Новгородом»
1871
Холст, масло 102 х 131
Нижегородский художественный музей.
Картина прекрасно передает перспективу провинциального городка, расположившегося у подножия холма, откуда открывается великолепный вид. Это произведение предвосхитило собой все знаменитые волжские пейзажи И. Левитана, вскоре начавшего обучение у Алексея Саврасова в 1873 году.
К этому же времени относится и начало работы над картиной «Волга под Юрьевцем» . Здесь присутствует не только широта замысла, но и намечены социальные акценты, что было совершенно новым в творчестве Саврасова.
«Вид Волги под Юрьевцем»
1870-е
«Грачи прилетели»
1871.
Холст, масло 62 х 48,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Полотно «Грачи прилетели» изображает скромный пейзаж, знакомый до мельчайших подробностей любому жителю средней полосы России, и в то же время, наполненный высокой поэзией и лиризмом.
Душа и боль русского человека явственно чувствуется под пасмурным и промозглым небом самой окраины глухого провинциального городка. На переднем плане изображена группа искривленных берез, в ветвях которых обустраивают свои массивные гнезда прилетевшие грачи. За ними среди серых бревенчатых изб возвышается шатровая колокольня сельской церкви. Фоном картине служат обширные поля, покрытые талым снегом. Сквозь прозрачный и влажный воздух проступают мягкие косые лучи ещё холодного весеннего солнца. Легкие тени берез лежат на чуть потемневшем, но все ещё чистом белом снегу. Лишь по едва заметному розовато-золотистому отсвету солнца на бугре у забора, мы может догадаться, что пейзаж запечатлен в период заката.
Мягкая, тонко разработанная лаконичная колористика полотна, в которой в пределах одного цвета почти незаметно чередуются холодные и теплые тона, необычайно достоверно передает состояние природы, только начавшей просыпаться от долгого зимнего сна, благодаря легкому дуновению теплого ветра. Произведение не только демонстрирует высокое мастерство художника в поэтическом выражении обыденного пейзажа, но и выражает удивительное состояние единения русского народа и природы страны.
К сожалению, эта картина, выставленная на первой передвижной выставке, не была в полной мере оценена современниками. Только в девяностых годах эстетическая концепция, вносящая в пейзажную живопись лирическое переживание природы, будет в полной мере представлена в работах учеников Саврасова. Со временем эта картина станет самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Весенняя тема так и останется любимой в творчестве художника и будет разработана им во многих последующих сюжетах.
Особняком в творчестве художника стоит работа «Рыбаки на Волге» . В редкой для мастера многофигурной композиции с необычайно реалистично написанными героями, прослеживается влияние В. Перова. Здесь пейзажисту Саврасову очень удачно удалась портретная характеристика своих персонажей – старца, умудренного опытом и убеленного сединой, и его юного напарника, которого он обучает.
Рыбаки на Волге. 1872
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
«Дворик. Зима»
1870-е
Холст, масло 53 х 43
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Сухарева башня.1872
Государственный исторический музей,
Москва
«Вид на Московский кремль. Весна»
1873
«Проселок»
1873.
Холст, масло 57 х 70
Государственная Третьяковская галерея
Москва
В картине отразилось тяжелое душевное состояние живописца. Вдоль залитой дождями непроходимого грязного тракта стоят зеленые деревца, ветки которых топорщатся вверх, напоминая странным образом корни, благодаря чему сами деревья кажутся перевернутыми. Хмурый летний пейзаж отчетливо передал чувства одиночества и щемящей тоски, захватившие Саврасова. Быть может, в этот период в душе у художника произошел психологический надлом, который в последствии разрушил его жизнь.
Картина кажется ответом на слова П.М.Третьякова из письма к художнику А.Г. Горавскому: «Дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».
Искусство Саврасова семидесятых годов представляет собой самый зрелый и яркий период творчества художника. Это сказывается не только на выборе тем, раскрывающих значительные явления жизни природы и смены ее состояний, но и на его непрестанных поисках их живописного выражения, поражающего внутренней правдой и глубоким знанием жизни.
Этот период творчества стал одновременно и вершиной, и закатом активного участия Саврасова в общем развитии реалистического искусства.
Последующие работы позволяют судить насколько был велик творческий потенциал художника, и как по-разному проявлялись в его творчестве впечатления от весенней природы, по-прежнему продолжающей его вдохновлять. Сюда следует отнести — «Ивы у пруда» (1872), «Весенний день» (1873).
Ивы у пруда. 1872
Весенний день. 1873
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Картина «Весенний день» показывает нам грязную дорогу, размытую талыми водами и покосившуюся ограду, на которой восседают любопытные куры. Крыши крестьянских домов и ветви деревьев, уже обнажились из-под сошедшего снега. Трогательное внимание к жизни природы, вкупе с поразительной способностью передавать бесхитростно-наивный повседневный быт народа, дополненный малейшими оттенками весеннего настроения, прекрасно характеризуют самого живописца, как человека тонкой душевной организации, полностью погруженного исключительно в своё творчество и видение мира.
Нарастают черты символизма в искусстве Саврасова, придавая натуре свойства ностальгического видения («Могила на Волге», 1874; многие из поздних весенних и зимних пейзажей).
«Могила на Волге. Окрестности Ярославля»
1874
Холст, масло. 81.3 x 65 см
Государственный художественный музей Алтайского края
«Оттепель. Ярославль»
1874г.
Холст, масло 57,6 х 89,2
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Волга. Дали. Первая половина 1870
Ранняя весна. Оттепель. 1880 г.
Отдельно следует упомянуть такие работы: “Радуга”, “Зимний пейзаж. Иней” (1870-ые годы), “Вечер. Перелет птиц” (1874) и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой “Закат”. Этим произведением как бы завершается круг саврасовских пейзажей идейно-обобщающего плана, и все, что будет исполнено позже, уже не получит такого размаха и многоплановости в его творчестве.
Талантливый живописец очень старался, чтобы его творчество стало понятным публике. Мастерски написанные картины «На Волге» (1875 год, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань), «Домик в провинции. Весна» и «Радуга», будто светятся искренней радостью и уютом простой сельской жизни, наполняя душу возвышенным чувством единения русского крестьянина с родной землей
Домик в провинции. Весна. 1878
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
Радуга. 1875
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Зимний пейзаж. Иней. 1870
Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского.
Закат. Начало 1870
Ночка. 1883
Сумерки. Пейзаж. 1880
Сосны на берегу озера. 1880-1890-е
Оттепель. 1887
«Портрет художника Алексея Кондратьевича Саврасова»
1878
Холст, масло 71 x 57
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках. В поздний период творчества мастер практически не создает ничего нового, страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ.
Алексей Кондратьевич Саврасов, стоявший у самых истоков национального пейзажа, умер 26 сентября 1897 года в отделении для бедных Городской больницы Москвы №2.
Неделю спустя, Левитан опубликовал в газете «Русские ведомости» статью, посвященную памяти мастера. В ней он назвал своего любимого педагога первым «лириком» отечественной живописи.
Именно Саврасов сумел запечатлеть на холсте поэзию и красоту русской природы, пронизанную неземным светом, передав через нее образ своего народа и любимой им Родины.
Источник