- История похищения «Бассейна в гареме»
- Картина «Бассейн в гареме», Жан-Леон Жером — описание
- Описание картины:
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Ссылки
- —Музыка
- —Фотоальбом
- —Стена
- —Я — фотограф
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Жан-Леон Жером Бассейн в гареме.
- «Бассейн в гареме» и другие произведения Жана-Леона Жерома в собрании Эрмитажа
История похищения «Бассейна в гареме»
Картина Жан-Леона Жерома «Бассейн в гареме» (1876) имеет очень несчастливую судьбу. Украденная из самого Эрмитажа нашими современниками, изуродованная, она проходила долгую процедуру восстановления с лучшими специалистами реставрационного дела.
Французский живописец Жан-Леон Жером именуется «этнографическим художником». Из своих путешествий по мусульманскому Востоку он привозил массу впечатлений и зарисовок, которые впоследствии превращались в картины.
Академический стиль рисунка, большое внимание к климату, рисункам на ткани, этнографическим типажам, архитектуре — все это сделало художника знаменитым. На картине «Бассейн в гареме» изображена турецкая общественная баня, на переднем плане двум обнаженным белым женщинам темнокожая служанка, закутанная в национальный наряд, предлагает, видимо, кальян. И здесь Жером остался верен себе, не поскупившись потратить время на отрисовку расписных изразцов, деталей интерьера, и как всегда много внимания обратил на свет, льющийся из проемов в потолке.
В 1875 году будущий император Александр III посетил мастерскую уже получившего признание Жерома в Париже и сделал заказ на эту картину для своей личной коллекции. В Эрмитаж она была передана после в 1918 года из Аничкова дворца, где и экспонировалась на выставке французской живописи XIX века на третьем этаже Зимнего дворца.
22 марта 2001 года «Бассейн в гареме» безжалостно вырезали из рамы. После обнаружения пропажи Эрмитаж был перекрыт, посетителей внутри тщательно досматривали, но было уже поздно. Потом выяснилось, что зал был закрыт для посещения из-за отсутствия необходимого числа смотрителей, но вор легко обошел преграждающий шнурок, а съемка на камерах наблюдения оказалась слишком плохого качества, чтобы помочь следствию. Так или иначе, но вору удалось вынести большое полотно размером 73,5×62 см из здания. Зато однозначно установлено, что похититель явно обладал нужными навыками и твердой рукой, поскольку вырезал полотно очень аккуратно.
По всем телеканалам прошли сюжеты о краже, демонстрировали картину. Еще бы! Ведь ее страховая стоимость на 1995 год составляла ни много ни мало 1 млн $! Увы, но даже такая шумиха в прессе ничем не смогла помочь, следствие тоже явно буксовало.
По одной из версий картину украл психически нездоровой человек. Ведь полотно слишком известно, чтобы его продать случайному покупателю, но и не самое лучшее в творчестве Жерома, чтобы кто-то специально делал заказ на его похищение.
История возвращения картины удивительна не менее истории похищения. В конце 2006 года в приемную КПРФ позвонил неизвестный, сообщив что верит только коммунистам и хочет передать нечто ценное. В целлофановом пакете обнаружился «Бассейн в гареме», сложенный и с прорывами на потертостях! Шокированные эксперты Росохранкультуры провели несколько экспертиз и установили, что куски полотна являются подлинниками. Кстати, в том же 2006 году нашлась еще одна пропажа — «Сальера» великого Челлини.
29 января 2007 года глава Управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Борис Боярсков возвратил картину Жерома Эрмитажу.
Специалисты и реставраторы много трудились над восстановлением холста, осыпавшейся краски и деформациями. Ниточки в местах прорыва буквально сплетались заново под микроскопом, за рабочий день удавалось состыковать не более 1 см! Сплетались заново и остатки картины в раме с вырезанным полотном. Потерю живописи восполняли максимально аккуратно.
И, наконец, 7 декабря 2009 года публике был продемонстрирован «Бассейн в гареме» после реставрации. Все очень надеются, что несчастья подобного рода будут случаться в музейной жизни гораздо реже.
Вора ищут до сих пор.
Приметы 11 мая
На этот день назначен сбор березового сока, лечение больных теплым ветром, день предсказания погоды летом.
Источник
Картина «Бассейн в гареме», Жан-Леон Жером — описание
Описание картины:
Картину «Бассейн в гареме» Жерому в 1875 году заказал российский император Александр III, слывший знатоком живописи и собирателем различных произведений искусства.
Частые путешествия художника по Ближнему Востоку позволяли с точностью воссоздавать сцены из жизни мусульманского мира.
На картине изображена турецкая баня в гареме. Сквозь маленькие щелочки в потолке проникает солнечный свет. Взоры двух женщин обращены к служке, подающей им кальяны. Одна из них сидит на разноцветном национальном ковре, другая полулежит на ступеньке хамама. На заднем плане возле бассейна виднеется еще несколько женских фигур.
Казалось бы, для любителя гладиаторских боев и философских суждений сюжет более чем банальный, но излюбленная Жеромом тема наготы женских тел противоречила мусульманским традициям. Художник с такой точностью изобразил все составляющие турецкой бани, что невольно возникает мысль, будто он видел это собственными глазами.
Но этого быть никак не могло, потому что гарем ревностно охранялся от посторонних взглядов, тем более европейских мужчин. Гарем был гордостью султана. Он постоянно пополнялся новыми наложницами со всех концов света. И даже при всём уважении к творчеству Жерома ему вряд ли позволили бы писать с натуры в женской бане. Неординарная фантазия художника в очередной раз воссоздала реальный мотив.
Картина была передана в Эрмитаж и спокойно прожила там добрых сто лет. Особой ценности ни для кого не представляла ровно до тех пор, пока неизвестный «ценитель» раритетов не вынес её за пределы музея, бесследно исчезнув на целых пять лет. Так все узнали о реальной стоимости полотна в один миллион долларов.
То ли глубоко раскаявшись в содеянном, то ли от невозможности продать историческую, да ещё и сильно поврежденную картину горе-ценитель (или сочувствующие ему) решили вернуть её на место. От неправильного обращения и хранения полотно сильно пострадало. Реставрация продолжалась целых четыре года. На сегодняшний день она снова находится в одном из залов Эрмитажа.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- живопись (95)
- вязание на машине (56)
- Norah Gaughan (1)
- Это интересно (56)
- Жанровая живопись (51)
- фотошоп (28)
- Натюрморты (28)
- цветы (19)
- Аффирмации (18)
- фото (16)
- психология (13)
- Парки (11)
- музыка (11)
- легенды о цветах (10)
- природа (10)
- Еда (7)
- стихи (5)
- спа красота (2)
- история (1)
- Пионы (1)
- Коломенское (1)
- морской пейзаж (1)
—Ссылки
—Музыка
—Фотоальбом
—Стена
—Я — фотограф
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Жан-Леон Жером Бассейн в гареме.
Понедельник, 15 Марта 2010 г. 23:09 + в цитатник
Жан-Леон Жером «Бассейн в гареме».
7 декабря 2009 г. в рамках программы Дни Эрмитажа состоялось представление после реставрации картины Жана-Леона Жерома «Бассейн в гареме».
«Бассейн в гареме» поступил в Эрмитаж в 1918 г. из Аничкова дворца в Петрограде.
Картина оказалась в России вскоре после выставки в Салоне 1876 г. Она была куплена для коллекции великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, посетившего парижскую мастерскую Жерома в 1875 г. и заказавшего художнику эту картину.
22 марта 2001 г. полотно «Бассейн в гареме» было варварски вырезано из рамы и похищено из Эрмитажа
(пропажа была обнаружена в тот же день А. А. Бабиным, хранителем картины).
29 января 2007 г. картина была возвращена Эрмитажу. В конце декабря 2006 г. в приемную лидера КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова позвонил неизвестный и сообщил, что хотел бы передать картину «Бассейн в гареме» именно КПРФ. Звонивший находился рядом со зданием нижней палаты парламента на Охотном Ряду, к нему спустился сотрудник аппарата партии, которому и было передано полотно.
Картина была в аварийном состоянии. Холст был сложен вдвое, хрупкие нити основы перетерлись и лопнули; по линиям сгибов образовался крестообразный сквозной прорыв, что разделило картину на четыре отдельные части, соединенные между собой лишь отдельными нитями. По всей поверхности прослеживались крупные деформации, заломы, многочисленные утраты живописи, а на отдельных участках связь красочного слоя с основой была настолько слабой, что возникала угроза новых осыпей.
Комплекс и методику предполагаемых консервационных мероприятий, а также прохождение полного технико-технического исследования в Отделе научной технической экспертизы (зав. А. И. Косолапов) утвердила Реставрационная комиссия Лаборатории научной реставрации станковой живописи (председатель А. Г. Костеневич).
Для укрепления структуры памятника потребовался ряд сложных длительных поэтапных операций.
Отдельные части основного полотна были совмещены, ориентируясь на совпадающие линии рисунка. Стыковка хрупких тонких нитей основы проводилась с лицевой стороны, с предельной внимательностью и аккуратностью. Учитывая мелкозернистость, тонкость и хрупкость холста для достижения наилучшего результата все работы по стыковке проводились под микроскопом с пятикратным увеличением. Сохранившиеся нити размещались на прежние места, утраченные восполнялись новыми, взятыми с кромок, в соответствии с системой плетения. В зависимости от сложности и конфигурации прорыва за день удавалось состыковать в среднем около 1см.
Таким же методом по периметру пристыковали срезанные авторские кромки с фрагментами оригинальной живописи.
В местах утрат красочного слоя был подведен и выровнен под микроскопом новый реставрационный грунт. Живопись восполнена строго в пределах утрат с максимальным приближением к манере авторской живописи (руководитель реставрации картины «Бассейн в гареме» Жерома — реставратор высшей категории Т. П. Алешина. Исполнитель — реставратор I категории М. В. Шулепова).
Жан-Леон Жером (1824-1904) французский живописец и скульптор салонно-академического направления, ученик Поля Делароша. Писал картины на темы из истории Франции и Древней Греции, а затем, после путешествия в Турцию и Египет, — «в восточном вкусе с мавританской экзотикой». Видный представитель «неогреческого» стиля, основывающегося на наследии Энгра.
Неослабевающий интерес Жерома к изображению сцен из жизни мусульманского мира закрепил за ним репутацию «этнографического художника», которой он гордился.
После демонстрации «Бассейна в гареме» в Салоне 1876 г. репродукции с картины, изготовленные издательским домом «Гупиль», приобрели широкую популярность
В октябре 1885 г., император Александр III приобрел еще одну работу Жана-Леона Жерома на сходный с «Бассейном в гареме» сюжет — картину «Большой бассейн в Бруссе», который имел успех в Салоне 1885 г. Картина находилась в Эрмитаже, но была продана в 1930 г. («Большой бассейн в Бруссе» фигурировал на аукционе «Сотбис» в Лондоне 15 июня 2004 г.).
Жан — Леон Жером.Большой бассейн в Бруссе.1885 год.
Источник
«Бассейн в гареме» и другие произведения Жана-Леона Жерома в собрании Эрмитажа
Бассейн в гареме
Около 1876 г.
Дуэль после маскарада
1857 г.
Изображение
большего размера
Генерал Бонапарт со своим штабом в Египте
1863 г.
Изображение
большего размера
Продажа невольницы
Около 1884 г.
Изображение
большего размера
Дуэль после маскарада
Поль-Адольф Ражон по оригиналу Ж.-Л. Жерома
Изображение
большего размера
Вакханка
1897 г. модель
Изображение
большего размера
Рукоплещите, граждане
1898 г. модель
Изображение
большего размера
1 ноября 2011 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка, посвященная возвращению в музей картины Жана-Леона Жерома «Бассейн в гареме».
«Бассейн в гареме» был исполнен в 1875 году по заказу великого князя Александра Александровича (будущего императора Александра III) и выставлялся в Салоне 1876 года под названием «Турецкие женщины в бане»; позднее входил в число произведений, составляющих постоянную экспозицию французской живописи XIX века. 22 марта 2001 года картина была варварски вырезана из рамы и похищена из залов Государственного Эрмитажа. В декабре 2006 года она была обнаружена в Москве, и 29 января 2007 года передана в Эрмитаж.
Состояние возвращенного полотна характеризовалось как аварийное. Холст был сложен, хрупкие нити тонкой основы перетерлись и лопнули. По линиям сгибов образовался крестообразный сквозной прорыв, что разделило картину на четыре части, соединенные между собой лишь отдельными нитями.
С февраля 2007 по ноябрь 2009 года работа французского мастера прошла сложный процесс реставрации в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа (Т. П. Алёшина, художник-реставратор высшей категории и М. В. Шулепова, художник-реставратор I категории).
Помимо «Бассейна в гареме» в экспозиции представлены другие произведения художника, хранящиеся в Эрмитаже. Это живописные работы «Дуэль после маскарада» (1867), «Генерал Бонапарт со своим штабом в Египте» (эскиз, 1863), «Продажа невольницы» (1884); гравюра с картины «Дуэль после маскарада» (1869), представляющей первую версию сюжета «Дуэль после маскарада» (Музей Конде в Шантийи); и две его скульптурные работы: «Вакханка» (1897), созданная по мотивам одноименной картины, и «Рукоплещите, граждане!» (1898), изображающая гладиатора рядом с убитым им на арене львом.
Жан-Леон Жером (1824 — 1904) учился в Париже у Поля Делароша, вместе с которым совершил путешествие в Италию. Возвратившись в Париж, Жером в течение шести месяцев посещал мастерскую Шарля Глейра. Вероятно, именно он привил своему ученику любовь к Востоку. Другими источниками произведений Жерома явились помпеянские фрески и картины Энгра на классические сюжеты. Эрмитажные работы Жерома, созданные на темы, являвшиеся главными для мастера: античная история и мифология, история наполеоновских походов, восточные мотивы, современный сюжет, показанный в театрализованном виде, — позволяют в целом охарактеризовать многие особенности его творчества.
К выставке подготовлен цветной иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2011), предваряемый вступительной статьей о творчестве художника и статьей о реставрации картины Ж.-Л. Жерома «Бассейн в гареме».
Куратор выставки и автор вступительной статьи к каталогу — Александр Алексеевич Бабин, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.
Источник