«Женщина в море»
Повесть начинается на берегу моря. Герой рассуждает о назначении природы. Он убежден, что море – это всего лишь ничтожная лужа. Что он сам творец своей судьбы, венец презираемой им природы. Море можно пинать ногами – страшное выражение в своей самоуверенности. Герой спасает утопленницу, красивую молодую женщину. Узнает от следователя, что она – известная на побережье аферистка. Но ему все равно, ему интересна эта женщина своей необычностью. Герой думает, что общение с ней разнообразит его пребывание в санатории.
Он узнает имя женщины: Людмила. Знакомится с ее другом Валерой. Они втроем едут кататься на катере. Наш герой замечает, что Валера похож на довольного кота. Людмила остается загадкой. Она интригует его своим поведением, смехом, словами. Расставаясь после прогулки, герой снова хочет встретиться со своими новыми знакомыми.
Во время второй встречи новые знакомые катаются на лодке. За приятными разговорами Людмила уговаривает героя помочь им в одном сомнительном предприятии. Она оправдывает этот поступок тем, что нужны деньги для мамы. Герой поддается на уговоры. Он считает, что изменит своим убеждениям, если откажется. Герой еще не понимает, что Людмила им умело манипулирует. Возможно, он влюблен.
Они крадут деньги у бандитов. Теперь наш герой в отчаянии: он явно осознает, что обманут нагло и бессовестно. Конечно, деньги не нужны на спасение чьей-то жизни. Они будут присвоены аферисткой и ее дружком. Во время третьей встречи наш герой видит перед собой совершенно незнакомых людей. Людмила и Валера загримированы, больше не притворяются перед ним. Герой остро ощутил всю чуждость их понятий, мышления и образа жизни.
Горькие размышления завершают повесть. Герой всю жизнь считал себя создателем жизни, а оказался игрушкой, инструментом в руках курортной аферистки, преступницы. Только море оказалось вечным, какие бы перипетии судьбы не испытал человек. Поносить природу можно, но время все расставит по своим местам. Человек ничтожен и бессилен по своей сути перед природными стихиями.
Источник
Женщина с моря
«Женщина с моря» («Дочь моря») — пьеса Г. Ибсена, написанная в 1888 году в Мюнхене. Премьера состоялась 12 февраля 1889 года в Христиании и Веймаре.
Действующие лица [ править ]
- Доктор Вангель
- Эллида
- Болетта
- Хильда
- Арнхольм
- Лингстранд
- Баллестэд
- Неизвестный
Сюжет [ править ]
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.
Постановки в России [ править ]
- 17 января 1903 — Новый театр Л. Б. Яворской. В роли Эллиды — Яворская.
- 21 ноября 1905 — Михайловский театр. Реж. М. Е. Дарский, худ. А. Я. Головин.
- 1909 — Передвижной театр П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской. В ролях: Эллида — Скарская, Вангель — Гайдебуров, Люнгстранн — А. Я. Таиров.
- 1917 — «Дочь моря». Александринский театр. Реж. В. Э. Мейерхольд и Н. А. Стравинская.
- 2007 — Московский Художественный театр. Реж. Ю. Еремин.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- список постановок
- Кнут Брюнхильдсволл. Мотив тоски-ожидания в пьесе А. П. Чехова «Три сестры» и в пьесе Г. Ибсена «Дочь моря» // Чеховиана. «Три сестры» — 100 лет. М.: Наука, 2002. С. 112—120.
Пьесы Генрика Ибсена | ||
---|---|---|
1850-е | Катилина • Богатырский курган • Иванова ночь • Фру Ингер из Эстрота • Пир в Сольхауге • Олаф Лилиенкранц • Воители в Хельгеланде | Файл:Henrik Ibsen av Eilif Peterssen 1895.jpg |
1860-е | Комедия любви • Борьба за престол • Бранд • Пер Гюнт • Союз молодёжи | |
1870-е | Кесарь и Галилеянин • Столпы общества • Кукольный дом | |
1880-е | Привидения • Враг народа • Дикая утка • Росмерсхольм • Женщина с моря | |
1890-е | Гедда Габлер • Строитель Сольнес • Маленький Эйольф • Йун Габриэль Боркман • Когда мы, мёртвые, пробуждаемся |
Книга | Это заготовка статьи о литературе. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Источник
Женщина с моря
«Женщина с моря» — это пятиактная пьеса, написанная в 1888 году Генриком Ибсеном . Оригинальное норвежское название Fruen Фра Havet .
Оглавление
Возникновение
«Женщина из моря» была написана в Мюнхене в 1888 году .
Ибсен писал о своих первых заметках:
«Привлекательность моря. Тоска по морю. Люди связаны с морем. Хотел бы вернуться туда. Вид рыб — изначальный член эволюционной серии. Есть ли еще рудименты в человеческом уме? В сознании людей? Картины бурлящей жизни в море и «навсегда потерянных». Море управляет силой настроений, силой, которая действует как воля. Море может загипнотизировать. Природа вообще может это сделать. Великий секрет — это зависимость человеческой воли от «безвольных». Она вышла из моря, где находился пастор ее отца. Вырос там — у открытого моря. Тайно обручился с безрассудным молодым рулевым — назначенным мичманом, — который из-за средней тяжести лежал в порту со своим кораблем на зиму. Пришлось разорвать связь по просьбе отца . «
«Женщина из моря» была опубликована 28 ноября 1888 года издательством Gyldendalske Boghandel (F. Hegel & Sohn) в Копенгагене и Кристиании тиражом 10 000 экземпляров. 12 февраля 1889 года премьера спектакля состоялась одновременно в двух местах: в Hoftheater в Веймаре и в театре Christiania.
Бьёрн Бьёрнсон руководил норвежской постановкой . Роли доктора Вангель и Эллида сыграли Сигвард и Лауру Гундерсен. Согласно поздравительной телеграмме Ибсену, постановка была встречена «весьма необыкновенными аплодисментами», и менее чем за два года состоялось 26 спектаклей.
После мировой премьеры спектакль был показан в Det Kongelige Teater в Копенгагене (премьера 17 февраля), в Финском национальном театре в Хельсинки (премьера 22 февраля) и в Королевском драматическом театре ( Dramaten ) в Стокгольме (премьера в марте. ).
сюжет
Доктор Вангель — врач из небольшого городка на западном побережье Норвегии. Он живет со своими двумя дочерьми от первого брака, Болетт и Хильдой, и его второй женой по имени Эллида, на которой он женился после смерти своей первой жены. Эллида росла дочерью смотрителя маяка на море и вместе с Вангелем родила сына, который умер в младенчестве. Эллида не чувствует себя комфортно в браке с Вангелем, не имеет отношения к его дочерям и живет все более и более страстным желанием, которое она вскоре обнаруживает (см. Следующий абзац). Вангель написал бывшему наставнику Болетт Арнхольму и пригласил его приехать и повидаться с ним, потому что он думает, что это будет хорошо для Эллиды. Однако Арнхольм неправильно понял приглашение, он приходит, полагая, что его ждет Болетта, и просит ее руки в конце спектакля. Болетт соглашается выйти замуж за своего старого учителя, потому что она видит в этом свой единственный шанс выбраться на свет.
Десять лет назад Эллида познакомилась с моряком, с которым у нее была своего рода тайная помолвка в открытом море. Однако моряк был вынужден бежать вскоре после убийства капитана. Он пообещал Эллиде вернуться и попросил ее подождать его. Хотя Эллида ясно указала моряку в двух письмах, что она больше ничего не хочет от него, этот странный человек, который игнорировал ее разрыв с ним в своих ответах, с годами притягивал ее неуклонно и волшебным образом. Моряк возвращается на английском пароходе и хочет за Эллидой. Эллида не может решить, моряк дает ей свободный выбор либо пойти с ним, либо никогда больше о нем не слышать. Однако Вангель крепко держится за нее и не хочет оставлять ее наедине с собой. Наконец Вангель понимает, что он должен дать Эллиде свободный выбор: остаться с ним или уйти с незнакомцем. Вангель прекращает свои отношения с Эллидой, давая ей полную свободу принимать решения. Теперь Эллида решает остаться с мужем, так как она могла решать сама и больше ни к чему не была привязана. В конце пьесы Эллида впервые говорит о Хильде и Боллетт, теперь уже о своих собственных детях.
люди
- Доктор Вангель, участковый врач
- Эллида, его вторая жена
- Болетта и Хильда, его дочери от первого брака
- Арнхольм, старший преподаватель
- Lyngstrand
- Баллестед
- Странный человек
- Молодежь из города, туристы, летние гости
Приспособление
Американская писательница и публицист Сьюзан Зонтаг адаптировала пьесу Ибсена « Женщина из моря» . U: Театро Коммунале Феррара, 1998 год; DE: Немецкий театр в Берлине 2003.
Киноадаптации
- Ла Дама-дель-Мар , Аргентина, 1952 г. (продюсер: Interamericana-Estudios-Mapol, режиссер: Марио Соффичи, сценарий: Хосе Рамон Луна, Рафаэль Гарсиа Ибанес, опер. Пабло Табернеро, монтаж: Николас Просерпио, Винсенте Кастаньо, музыка: Хуан Элерт , В ролях:, Элиза:, Зулли Морено , Доктор Уоррен: Альберто Клосас, Алонсо: Роберто Айральди, Незнакомец: Эрнесто Бьянко, Виолета: Мирта Торрес, Хильда: Нина Брайан, Баллестер: Хесус Пампин, Дон Мигель: Карлос Кото, капитан Мерканте: Жак Арндт)
- Дама с моря , США, 1911 г. (продюсер: Танхаузер, режиссер: Теодор Марстон, сценарий: Теодор Марстон)
- Fruen fra Havet , Norge, 1979 (продюсер: NRK TV, режиссер: Пер Бронкен, актеры: Лив Ульманн и др.)
Версии Opera
- Фон Меер , музыка: Александр Муно , либретто: Фрэнсис Хюзерс. Премьера: 29 апреля 2011 года, Опернцельт, Гейдельберг
- «Дама с моря» , музыка: Крейг Армстронг , либретто: Зои Страчан. WP: 29 августа 2012 г., Эдинбургский международный фестиваль
веб ссылки
Источник