Жаркого лета время прошло

-урока музыки в 3 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема урока: «Природа и музыка»

урока музыки в 3 классе
по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Тема урока: «Природа и музыка»
Задачи:
Обучающие:
— углубить знания о творчестве русского композитора П.И.Чайковского
— познакомиться со стилевым направлением в искусстве – Романтизмом.
— побудить детей к знаниям через игровые формы: «анаграмма», «заморочки из бочки».
Развивающие:
— развить чувство прекрасного; операционное мышление; пространственное воображение.
— организовать творческий процесс:
а) услышал — почувствовал — подумал — обсудил
б) услышал — почувствовал — увидел — нарисовал.
Воспитательные:
— воспитать всесторонне-развитую личность, интерес к музыке, искусству, литературе, окружающей среде.
-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному.

Конспект урока музыки в 3 классе

по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

Тема урока: «Природа и музыка»

Через взаимосвязь таких предметов как музыка, литература, изобразительное искусство, путешествуя по различным этапам урока, раскрыть чудесный период времени года — Осень.

— углубить знания о творчестве русского композитора П.И.Чайковского

— познакомиться со стилевым направлением в искусстве – Романтизмом.

— побудить детей к знаниям через игровые формы: «анаграмма», «заморочки из бочки».

  • развить чувство прекрасного; операционное мышление; пространственное воображение.
  • организовать творческий процесс:

а) услышал — почувствовал — подумал — обсудил

б) услышал — почувствовал — увидел — нарисовал.

-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному.

  • Видео П.И.Чайковский «Октябрь»
  • П.И.Чайковский «Времена года» «Осенняя песнь»
  • фонограмма песни
  • рисунки детей об осени
  • листы — заготовки для рисования
  • «бочка» с вопросами
  • Презентация «Путешествие в мир прекрасного. Природа и музыка»

Компьютер, медиапроектор, экран (интерактивная доска), музыкальный центр.

II . Творчество П.И. Чайковского «Времена года. Осень»

III .Анаграммы: — импровизация

IV. Самостоятельная работа детей «Фантазия осени».

VII .Вокально- хоровая работа. Исполнение песни об осени.

I . Организационный момент.

Подготовка к активной деятельности. Эмоциональный настрой.

Придумано кем–то просто и мудро.

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро, длится до вечера (хором).

Сегодня у нас необычный урок — мы отправляемся в путешествие.

Перед нами стоит задача: через взаимосвязь таких предметов как литература, музыка, искусство и различные этапы урока рассмотреть чудесный период времени года — Осень.

«Музыкально — литературная».

Всё в таинственном молчанье

Алексей Плещеев.

Осень. Этому времени года посвящено очень много стихотворений, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения.

— Давайте мы с вами вспомним композитора, который в своем творчестве обращался к временам года.

-Правильно, Петр Ильич Чайковский.

Велик вклад П.И.Чайковского в сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы, фортепианные пьесы.

-А как называется произведение П.И.Чайковского, в котором он обращался к временам года?

(Уч-ся) — Цикл «Времена года» (цикл — музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей и все части объединены единым замыслом, одной идеей; идея произведения — показать различное время года с её характерными чертами).

Читайте также:  Расход бензина ваз 2107 лето

П.И.Чайковский жил и творил в эпоху романтизма. А именно романтизму свойственно обращение к внутреннему миру человека. Каждый художник стремился чисто субъективно отразить в своем творчестве восприятие окружающей действительности.

У П.И.Чайковского восприятие природы глубоко личностно, природа в пьесах выступает как толчок для определенного направления мыслей и настроения. То есть главное место в музыке занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые природа пробудила. И каждая часть этого произведения — небольшая миниатюра

настроения, навеянная картиной природы.

Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов. Эпиграфом к осеннему времени года, к месяцу Октябрь стали строки Алексея Толстого «Осенняя песнь»:

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят …»

Таким образом, замысел композитора раскрывается не только средствами музыки, о нем также говорит название и эпиграф — литературное предисловие. Такая музыка называется программной.

Сейчас прозвучит «Осенняя песнь».

Послушайте. Прочувствуйте. И постарайтесь передать то настроение, которое навеяла вам эта пьеса. Мысленно нарисуйте картину природы, основываясь на полученные эмоции в результате прослушивания.

♫ П.И. Чайковский «Времена года» Октябрь.

Какое настроение передает музыка?

— Что вы представили себе? Какую картину природы?

♫ Послушайте фрагмент ещё раз. Мы вместе его проанализируем.

С первых же звуков музыки мы погружаемся в иное состояние, музыка передает, как вы уже сказали, грустное, печальное настроение.

— Обратите внимание, куда движется мелодия, и что с ней происходит?

(ответы детей — листок, который кружится на ветру, медленно падает на землю)

(ответы детей — поменялся лад)

— Правильно. Несмотря на то, что мелодия такая же спокойная, лирическая, она стала более светлой, прозрачной.

Это изменение в музыке раскрывает иную сторону осени — не только как грустной унылой поры, но и теплой, солнечной осени.

Итак, напрашивается вывод: вся пьеса проникнута тихой грустью. В ней выражено восприятие осени как унылой грустной поры. Но, несмотря на то, что это пора увядания, умирания всего живого, в ней есть и то прекрасное, которое мы понимаем под выражениями «Листья желтые над городом кружатся», «Осенний листопад», «Краски осени», «Золото осени».

И это восприятие осеннего настроения мы можем услышать в стихах Александра Сергеевича Пушкина:

­Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото, одетые леса».

III . И мы движемся дальше… станция «Анаграмма».

Ваша задача состоит в том, что из данных букв вы должны составить слово, которое будет являться ответом на заданный вопрос:

а) так называется сочинение музыки сразу во время ее исполнения, без подготовки.

б) это объемно-просранственный вид искусства, обрабатывается со всех сторон, воспринимается с различных точек зрения, воздействует языком пластики, воспроизводится средствами лепки или высекания.

IV. Следующая наша станция — «Изобразительная».

Всем хорошо знакомы чувства, которые пробуждает осень. Деревья скидывают свои желтоватые листья, блистающие золотом, которые подхватывает и кружит в своем танце легкий ветерок. Земля покрыта красочным, разноцветным ковром. Цветы, трава — все уже пожухло. Солнечных дней становится меньше, серое небо и низкие облака навевают нам грусть. Звери и природа готовятся к зимней спячки. Но, несмотря на это, мы радуемся этому прекрасному времени года. Именно осенью мы восторгаемся хрустящим шуршанием листьев под ногами и красочным листопадом. Тем, как пробиваются тонкие лучики солнца через почти оголевшие ветви деревьев. Щебетанье птиц поутихло, они уже готовы с нами проститься на долгие зимние месяцы.

Читайте также:  Ловим леща летом мормышкой

Все это мы уже сегодня слышали в произведении П.И.Чайковского, в лирике поэтов. А как бы художник выразил эти чувства?

Так видит художник листья,

— Ребята, а как бы вы изобразили осень?

И нам осталось побыть в роли художника и отразить на бумаге все свои впечатления об осени.

Перед вами лежат листочки с различными фрагментами, давайте превратим их в осеннюю фантазию. Дорисуйте фрагменты так, чтобы у вас получился интересный рисунок.

— Самостоятельная работа детей

Перед вами бочка, в ней бочонки с вопросами и тремя вариантами ответов. Ваша задача выбрать правильный вариант ответа на поставленный вопрос:

1. Музыкальный спектакль, в котором все танцуют.

2. Автором какой картины является Шишкин?

3. Как называется балет П.И.Чайковского?

4. Картина, которую написал Малевич?

5. Чем внешне отличается хоровой дирижер от оркестрового?

в) отсутствием в руке дирижерской палочки

6. С чего начинает художник работу над картиной?

7. Как называется торжественная государственная песня?

8. Как называется здание, в котором располагается большое количество картин?

VI. И последняя наша станция — «Итоговая».

Рефлексия. Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились:

1) На уроке мы раскрыли иную сторону творчества П.И.Чайковского­ как романтика, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека.

Вспомнили цикл «Времена года», где каждая часть — небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы. А программность музыки помогла лучше понять замысел композитора.

3) Отразили в рисунке то настроение, которое вызвало данное время года.

4) Ответили на вопросы в конкурсе «Заморочки из бочки».

Мы замечательно справились с поставленными задачами. Вы все были активны, прекрасно работали. И мы сегодня «МОЛОДЦЫ».

VII. Наш урок мы завершаем «Осенней песенкой»

Автор слов: Айгуль Шакирова.
Композитор: Cтанислав Пожлаков.

1. Жаркого лета время прошло

И безвозвратно безделье ушло.

Снова все вместе в школу пойдем,

В бой за оценкой к доске подойдем.

Клены нам машут, приветствуют нас.

Кто-то сегодня пошел в 1 класс.

2. А по дороге видим красу:

Гроздья рябины видны за версту,

Листья несмело кружат на ветру,

Ковром застилая сухую траву.

Вдоль по аллеям посажены вы.

Только сменили летний наряд-

Звездами листья на ветках горят.

Источник

«Природа и музыка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Через взаимосвязь таких предметов как музыка, литература, изобразительное искусство, путешествуя по различным этапам урока, раскрыть чудесный период времени года — Осень.

— углубить знания о творчестве русского композитора П.И.Чайковского

— познакомиться со стилевым направлением в искусстве – Романтизмом.

— побудить детей к знаниям через игровые формы: «анаграмма», «заморочки из бочки».

  • развить чувство прекрасного; операционное мышление; пространственное воображение.
  • организовать творческий процесс:
  • воспитать всесторонне-развитую личность, интерес к музыке, искусству, литературе, окружающей среде.
Читайте также:  Мое лето красного цвета

И катятся по дорожкам Лимоны и апельсины ­ Так видит художник листья, И кисть колдует всласть.
Мне весело и тревожно ­И это необъяснимо И хочется мне с картины Опавшие листья украсть». Сергей Чалов. — Ребята, а как бы вы изобразили осень? (ответы детей) И нам осталось побыть в роли художника и отразить на бумаге все свои впечатления об осени. Перед вами лежат листочки с различными фрагментами, давайте превратим их в осеннюю фантазию. Дорисуйте фрагменты так, чтобы у вас получился интересный рисунок.
— Самостоятельная работа детей (видео «Времена года») — Анализ рисунков.
4. Путешествие наше продолжается и следующая станция ­«3аморочки из бочки». Перед вами бочка, в ней бочонки с вопросами и тремя вариантами ответов. Ваша задача выбрать правильный вариант ответа на поставленный вопрос: 1. Музыкальный спектакль, в котором все танцуют. а) дискотека б) карнавал в) балет
2. Автором какой картины является Шишкин? а) «Опять двойка» б) «Рожь колосистая» в) «Мадонна с младенцем»
3. Как называется балет П.И.Чайковского? а) «Щелкунчик» б) «Деревянный принц» в) « Буратино»
4. Картина, которую написал Малевич? а) « Желтый круг» б) « Черный квадрат» в) «Белый треугольник»
5. Чем внешне отличается хоровой дирижер от оркестрового? а) костюмом б) обувью в) отсутствием в руке дирижерской палочки
6. С чего начинает художник работу над картиной? а) с антракта б) с эскиза в) с физкультминутки
7. Как называется торжественная государственная песня? а) ода б) гимн в) кантата
8. Как называется здание, в котором располагается большое количество картин? а) большой театр б) Макдоналдс в) Картинная галерея

5. И последняя наша станция — «Итоговая». Рефлексия. Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились:
1) На уроке мы раскрыли иную сторону творчества П.И.Чайковского­ как романтика, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека. Вспомнили цикл «Времена года», где каждая часть — небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы. А программность музыки помогла лучше понять замысел композитора.
2) Разгадали анаграммы.
3) Отразили в рисунке то настроение, которое вызвало данное время года.
4) Ответили на вопросы в конкурсе «Заморочки из бочки».
Мы замечательно справились с поставленными задачами. Вы все были активны, прекрасно работали. И мы сегодня «МОЛОДЦЫ».
VII. Наш урок мы завершаем «Осенней песенкой» Автор слов: Айгуль Шакирова.
Композитор: Cтанислав Пожлаков. «Осенняя песенка». 1. Жаркого лета время прошло И безвозвратно безделье ушло. Снова все вместе в школу пойдем, В бой за оценкой к доске подойдем. Клены нам машут, приветствуют нас. Кто-то сегодня пошел в 1 класс. Будут уроки, будут звонки. Надо учиться, ученики!
2. А по дороге видим красу: Гроздья рябины видны за версту, Листья несмело кружат на ветру, Ковром застилая сухую траву. Ели и сосны, клены, дубы Вдоль по аллеям посажены вы. Только сменили летний наряд- Звездами листья на ветках горят.
6

Источник

Оцените статью