Разновидности пейзажного жанра
Пейзаж (от фр. paysage — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние на японское искусство.
В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.
Постепенно пейзаж вышел за рамки других художественных жанров. Этому способствовало развитие станковой живописи. В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы в начале XVI в.
В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце XVIII века. Основоположником русского пейзажа принято считать Семёна Щедрина (1745-1804).
Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок.
Архитектурный пейзаж — пейзаж, в котором художник обращает главное внимание на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой
Архитектурный пейзаж получил широкое распространение в XVIII веке.
Ведута — жанр Венецианской живописи XVIII века, в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций.
Великий представитель этого стиля в живописи — венецианский художник Антонио Каналетто(1697-1768).
В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф.Я.Алексеев, М.Н.Воробьёв, С.Ф.Щедрин.
Голландский пейзаж впервые зародился в творчестве таких мастеров Харлема, как Ван Гойен, Де Молейн и Ван Рейсдал.
Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.
Голландцы первыми пришли к изображению отдельных мотивов природы, нередко передавая виды определенной местности. В противоположность пейзажистам академического направления, воплощавшим образы природы в условно-идеальном аспекте, мастера голландского пейзажа передают скромную природу Голландии такой, как она есть, не приукрашивая ее.
Горный пейзаж — разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются горы, горные вершины, горные озера, горные речки и горные водопады.
Городской пейзаж — разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания.
Индустриальный пейзаж — советская разновидность жанра городской пейзаж, в котором изображена романтика восстановления народного хозяйства, строительство крупных объектов промышленности.
Одним из основателей направления индустриальный пейзаж принято считать Константина Богаевского.
Интерьер (произошло от фр. intérieur — внутренний) — разновидность пейзажной живописи, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения.
Исторический пейзаж — пейзаж, в котором изображены исторические события с использованием архитектурных и скульптурных памятников, связанных с этими событиями.
Исторический пейзаж оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.
Каприччо (произошло от итал. capriccio, буквально — каприз, прихоть) — архитектурный пейзаж-фантазия.
Самые известные художники писавшие каприччо: Франческо Гварди, Антонио Каналетто.
Космический пейзаж — изображение космического пространства, звезд и планет, галактических пейзажей, миров будущего.
Лесной пейзаж — разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения является изображение леса.
В лирическом пейзаже изображаемая природа одухотворяется незримым присутствием человека.
Морской пейзаж , марина (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus — морской) — разновидность пейзажа, в котором основным предметом предметом изображения является море, береговые линии и скалы, сцены морского сражения или иные события, происходящие на море.
Морской пейзаж получил широкое распространение в XVII веке в стране мореплавателей и рыбаков — Голландии. Лучшие художники-маринисты того времени были В. ван де Велде, С. де Влигер, Я. Порселлис, Я. ван Рейсдал.
Парковый пейзаж — разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются сады, парки, скверы, аллеи и др. места отдыха людей.
Русский пейзаж — разновидность национального пейзажа.
Равнинный пейзаж — — разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются равнины.
Сельский пейзаж — разновидность пейзажа, в котором изображена поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.
Экстерьер — разновидность пейзажной живописи, в котором предметом изображения является изображение внешнего вида помещения.
Урбанистический пейзаж — городской пейзаж, в котором изображаются современные мегаполисы с большими зданиями и небоскребами.
Летний пейзаж
Осенний пейзаж
Золотая осень — одно из самых красивых времен года и поэтому часто встречается в творчестве русских художников-пейзажистов.
Зимний пейзаж
Тема зимы получила широкое распространение в искусстве северных стран Европы.
В средневековой художественной культуре изображения зимы чаще входили в циклы не времен года, а месяцев.
Каждому месяцу соответствовал свой набор трудов и развлечений. Что касается зимних месяцев, то наиболее характерными для них занятиями были охота, заготовка дров, убой свиней, к развлечениям же относились катание на коньках и игра в снежки.
Родоначальником зимнего пейзажа стала миниатюра «Месяц Февраль» братьев Лимбург.
Огромное влияние на развитие зимнего пейзажа оказало творчество великого нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего.
Зимний пейзаж в западноевропейской живописи достигает высшего расцвета в живописи голландских мастеров XVII века.
Голландский зимний пейзаж стал своеобразной визитной карточкой Голландии.
Весенний пейзаж
Весенний пейзаж часто встречается в творчестве художников, поскольку весна — это символ любви, пробуждения, обновления и молодости.
Русские художники изображают в весеннем пейзаже нежность пробуждения природы от зимнего сна — в ярких красках солнца, отражающегося в блеске тающего снега; в сочных красках тянущихся к солнцу листьев, травы и цветках весенних деревьев.
Источник
Марина. Пейзаж среди волн
Морскими пейзажами, или маринами, принято называть изображение всего, что происходит на море, включая бури, сражения, волны или безмятежные рассветы.
Море зовет
Художники, специализирующиеся на этом виде пейзажа, а их так и звали — маринисты, — люди особого склада. В их картинах море, а не гибнущий корабль, летящие ядра или античный храм на берегу, является главным. Все, что изображено, кроме моря, служит лишь ему одному.
Пожалуй, назвать самой древней мариной первобытные «макароны» — волнистые линии на покрытых глиной стенах пещер — будет несколько самонадеянно. Отдадим пальму первенства древним грекам. Именно копии их картин — морские пейзажи с парусниками и сражениями — мы видим на фресковых росписях в Помпеях и Геркулануме. А значит, и римлянам был не чужд этот жанр.
В последующие столетия море было лишь фоном для действий человека. И только аналитический XVII в. вновь вернул нам его «портреты» в работах голландцев — в то время заядлых морских путешественников.
Ян Порселлис, Симон де Влигер, Геркулес Сегерс, Ян ван де Каппелле, Людольф Бакхёйсен, Виллем ван де Велде специализировались на морских пейзажах, изображая море в его различных состояниях: от полного штиля ранним утром до бушующей ночной стихии.
Во Франции писать марины особенно почетно. Здесь существует официальное воинское звание — художник Морского флота. Оно присваивается министром обороны страны выдающимся маринистам, независимо от вида искусства, который те предпочитают.
Рембрандт — маринист
В молодости отдал дань морской стихии великий Рембрандт, избравший жанр марины для изображения библейского сюжета об утешении во Христе во время душевных бурь. Угрожающий плеск темных волн контрастирует здесь с возносимой в хлопьях белой пены к проясняющимся небесам утлой лодочкой.
Особый колорит
Морские пейзажи отличает особый колорит, нежные оттенки красок, тонкие тональные переходы. Маринист должен знать устройство судов и верно рисовать оснастку, исправную или сорванную бурей. Картины маринистов порой производят сложное впечатление, объединяя на одном полотне и утлую лодочку с не ждущими спасения, но сражающимися за жизнь моряками, и красоту обрушивающихся на них вздыбленных волн, не желающих отпускать свою добычу.
Композиции маринистов обычно построены с низкой точки зрения, создающей ощущение обширного пространства и особого величия.
В современной живописи превалирует уже не тема противостояния человека и стихии или рассказ о человеческой стойкости перед лицом житейских бурь, но гармоничное сосуществование человека и морской стихии. Человеческие фигурки и морские обитатели кажутся единым целым в лоне матери-природы и бесконечного океана.
Сложная аллегория
Морские пейзажи стали популярной аллегорией, обрели дополнительные смысловые оттенки, когда использовались в качестве «картины в картине». Если на традиционной для голландского искусства XVII в. жанровой картине появлялось изображение бурного морского пейзажа в сцене, где девушка читает письмо, это дополняло сюжет напоминанием о бурных волнах любви или сочувствием беспокойству героини о путешествующих близких. В изображении жилища философа морская тема оборачивалась размышлениями о бурном море бытия.
Море новаторства
Особое место жанр марины занял в работах импрессионистов, этих новаторов живописи. Вибрация влажного воздуха, брызги света, пересыпанные с мазками, изображающими воду, сливаются в пестрые ковры.
В работах их последователей и продолжателей Поля Синьяка и Жоржа Сёра радуги и блики в морской воде вспыхивают изумрудно-зелеными, фиалковыми и оранжево-золотистыми оттенками. Попробовали себя в жанре марины и сюрреалисты — Рене Магритт с его безбрежными фонами и лаконичными работами, в которых море становится вполне реальным действующим лицом и символической доминантой перед лицом Вечности.
Источник
Жанр изображения морского пейзажа
Морской пейзаж (также марина) — произведение изобразительного искусства, где главенствуют виды морей и океанов. К жанру также относятся морские батальные и библейские сцены. Как и любой пейзаж, марина долго являлась вспомогательным жанром. В эпоху античности, например, на эллинских фресках, вода являлась фоном для мифологических и бытовых сюжетов, а позже, в эпоху средневековья, для портретов и исторических сцен. Самостоятельным жанр становится к семнадцатому веку в Нидерландах, благодаря таким художникам, как Корнелис Вром или Питер Брейгель.
Тема морского пейзажа постепенно распространялась по всей Европе. Французский художник Клод Лоррен, который жил и работал в Италии, писал гладкие спокойные пейзажи, в основном, на античные сюжеты. Его картины пронизаны спокойствием и светом, а изображение моря восхищает детальностью и глубиной. На развитие жанра немало повлияли морские сражения между Францией и Англией в восемнадцатом веке, вдохновлявшие художников обеих стран. Ярким представителем такого направления являлся англичанин Николас Покок, происходивший из семьи моряка и сам впоследствии ставший капитаном торгового судна. Во время работы над картинами, Николас подробно изучал планы сражений, а также детальный внешний вид кораблей и орудий.
Романтический период в живописи ознаменовался расцветом творчества маринистов. Сцены, где человек противостоит бушующим стихиям, как нельзя лучше вписались в темы и эстетику романтизма и неизменно находили эмоциональный отклик у зрителей. Британский маринист Уильям Тернер после своего большого путешествия по Италии увлёкся морским пейзажем, детально изучив все свойства и оттенки морской воды. Художник непрерывно совершенствовал технику изображения моря, создав внушительную серию выразительных морских пейзажей, по мнению многих, проложив таким образом путь к возникновению импрессионизма.
Море стало главной темой большинства картин Ивана Константиновича Айвазовского. Художник работал много и стремительно, часто завершая работу над картиной за один сеанс. Великий русский маринист добился потрясающего мастерства в изображении моря, во многом благодаря совершенствованию техники лессировки. Художник стал непосредственным или условным наставником для целой плеяды знаменитых русских живописцев: Архипа Куинджи, Алексея Саврасова, Льва Лагорио и других.
Своими новаторскими техниками живописи импрессионизм подарил морскому пейзажу новые стороны и горизонты. Клод Моне и здесь является одним из самых влиятельных фигур. Своей выставкой в Париже, посвященной видам Гаврского порта, художник надолго определил вектор живописной мысли для множества поклонников и последователей, в том числе и для современных художников.
Источник