Зеленая тина покрывает пруд сверху

Запиши предложения так, чтобы получился связный текст. Составь предложения из слов каждой строчки.

А)Но карась любит такие места
Б)Почти не видно воды
В)Карась обычно живет в прудах
Г)Зеленая тина покрывает пруд сверху
камыш, там, гложет, карась, молодой, тину, карась, в, зарывается, днем, он, ночью, к, пробирается, берегу,

В)Карась обычно живет в прудах.
Г)Зеленая тина покрывает пруд сверху.
Б)Почти не видно воды.
А)Но карась любит такие места.
как разделяются слова по строчкам.
Я вижу такое предложение.

Днем карась зарывается в тину,а ночью он .пробирается к берегу.
Там карась гложет молодой камыш.

Слова — это целая сокровищница русского языка. Она главным образом обогащает нашу общественную и социальную жизнь. Люди, употребляя немыслимое множество этого богатства, часто не задумываются, какими могут быть последствия бездумного использования даже единого слова. Поддаваясь мимолётным эмоциям, не обращая на того внимания, мы не замечаем как слово может стать причиной обиды или даже вражеского конфликта. Конечно же, многие утверждаю, что держат свои эмоции под контролем, но в большинстве своём – это совершенно не так. Возможно, если бы человек умел вежливо и легко изъясняться, то жизнь на планете была бы на много проще. Как же ужасно осознавать, сколько войн на земле произошли именно из-за грубости и бесчестия и сколько человеческих жизней положено за это. Как сказал когда-то Уильям Шекспир: «Если бы острое слово оставляло следы, мы бы все ходили перепачканные».

Свою роль, и не малую, в общении играет умение вовремя говорить и молчать. «Слово — серебро, молчание — золото», не зря мы не раз слышали эту знаменитую пословицу. Многим из нас приходилась жалеть о сказанном, будь то враньём или правдой, но вернуть время вспять никому из нас не дано, поэтому в некоторых ситуациях молчание является ключом к сохранению благоприятного общения и собственных тайн.

Ещё, конечно же, в успешном общении очень важно сопутствие эмоций со словами. Допустим, слово «привет» можно произнести вежливо, с улыбкой на лице и, безусловно, собеседнику сразу же захочется ответить вам тем же, ну а если поприветствовать его же грубо и пренебрежительно, то он, думаю, не захочет иметь с вами никакого дела. Так что улыбайтесь почаще, ведь улыбка – это проявление доброжелательности и искренности во всех отношениях.

Слово, действительно, величайшее сокровище русского языка, способное покарать, заслужить любовь и послужить вражде. Главное научиться правильно использовать всю его мощь и силу, ну и конечно же всегда оставаться самим собой и быть верным себе до конца. Ведь, когда мы любим себя, одобряем свои поступки и остаемся самими собой, наша жизнь становится настолько прекрасной, что и словами не выскажешь

Источник

Зеленая тина покрывает пруд сверху

Тема: Повторение изученного

Цель: Повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Лексика».

Развивать орфографическую зоркость, умение определять виды текстов.

Воспитание интереса к предмету.

Оборудование: карточки с тестом

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания: сн сл

3. Словарная работа: солома, скоро

-Запиши имена существительные в три столбика:

Степь, сторож, пень, село, Даша, портфель, солнце, снег, лещ, молодёжь, окно, яблоко.

— Подбери антонимы к словам:

6. Определи вид текста:

Всю зиму дядюшка барсук проспал в лесу в своей норе. Но вот ярко засветило солнце, растаяли сугробы. В лесу стало шумно и весело. Белки качались на ветках, зайцы грелись на полянах, а лягушки пели первую весеннюю песенку.

Карась – рыба толстая и ленивая. Живёт он обычно в прудах. Зелёная тина покрывает пруд сверху. Но карась любит такие уголки. Днём он закрывается в тине. А ночью карась пробирается к берегу. Там он гложет молодой камыш.

Спишите текст (1 вариант – текст описание, 2 вариант – текст повествование)

8. Самостоятельная работа: прочитай текст, озаглавь его. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В старой с…сне дупло. В ду…ле ж…вёт рыжая белка. Она ч…сто прыгает по веткам. Насушила белоч(?)ка грибов. В гн…зде б…л…ш…е запасы. Там оре…ки и ш…шки.

9. Письмо под диктовку:

Орёл всем птицам царь. Вьёт он гнездо на скале. Нос у орла серпом, крылья длинные, грудь – молодецкая.

10. Итог урока: Чем занимались на уроке?

11. Домашнее задание: стр. 279 упр.697. Списать.

Источник

Свободные диктанты 4 класс по русскому зыку

Тексты для свободных диктантов.

Как Мишка проснулся

1) Сосёт медведюшка в тёмной берлоге мохнатую лапу. Спит ,косолапый, не слышит весенней тревоги. Не слышит, как мчатся ручьи и звенят ,что вешние гости-грачи- прилетели, кричат. Не слышит медведюшка- спит.

2)Времечко-время летит. Солнца лучи горячи-горячи. Добрались до медвежьей берлоги, по носу Мишку щекочут. Аленький лучик колючий Мишку тревожит. Спать больше Мишка не может, на бок другой повернулся, долго ворочался, долго кряхтел, хворостом хрупким хрустел -и проснулся.

3) По лесу бродит- зимы не находит, хмурый от сна. Да рассмешила весна, да посмеялись грачи, да прозвенели ручьи , да приласкали ручьи. Мишка тяжёлый бродит весёлый. Далеко до зимнего сна- радует Мишку весна.

Читайте также:  Пруд тайного леса stardew valley

1) Чуть настанет вечер, голодная лиса спешит на охоту. Вот крадётся она по лесу. Идёт легонько, словно по воздуху ступает своими пушистыми лапками. То приостановится, то ползком крадётся, то за кустом присядет, то сквозь густую листву пробирается; нигде не зашуршит , не заденет, а и заденет мягкой шубкой – не услышишь.

2) И всё прислушивается, и всё воздух обнюхивает. Времени напрасно не теряет: попадёт жук, мышка ,лягушка- прихлопнет своей лапой , и готовы. Не пропустит яичек в гнезде, перехитрит , подстережёт неосторожную птицу; зайчика или белку сцапает, прикусит своими острыми зубами и несёт лисятам. Не прочь лиса полакомиться и курочками, да боится подойти близко к деревне.

3) Поохотилась лиса , да и устала. Взберётся на пень , свернётся калачиком и сладко дремлет. В ненастную осень или зимнюю стужу заберётся в свою норку и спит спокойно. Много в норе входов и выходов на случай беды, и там лиса никого не боится.

1.Карась живёт большей частью в прудах. Зелёная тина покрывает пруд сверху, а вода в нём затхлая и стоячая, но карась любит такие уголки. В быстрой реке трудно было бы ему бороться с течением , так как тело его плоское и широкое.

2. Целый день роется карась в тине. Всё, что там гниёт , поедает карась, а иногда перехватит и червяка или личинку. Только к ночи вылезает карась из грязи, подымается кверху и плывёт к берегу. Там он гложет стебли молодого камыша и при этом громко чмокает.

3. Тихо и вяло живёт карась в тёмном пруду. Редко он кого обидит , скорее попадает ему, беззубому карасю.

4.Вот проходит тёплое лето, наступает холодная осень. Голые ивы хмуро заглядывают в сонный пруд. Всё цепенеет , всё засыпает. Собирается и карась на покой. Тихо шевелит он своими плавниками и на тёмном дне зарывается в в мягкую тину. Здесь будет он спать до самой весны.

Воробей на часах

1.На дорожке около забора собираются воробьиные выводки. Когда большие воробьи улетают за добычей , то присматривать за молодыми остаётся один старый воробей.

2. Воробьишки чирикают , купаются в песке, прыгают по дорожке, а старый воробей усядется на самой высокой ветке и зорко смотрит . не покажется ли где хищная птица.

3. Вон около забора крадётся ястреб. Часовой зачирикал тревожно, и все воробьишки сразу скрылись , а сам он сидит , не шевелится. Увидел ястреб воробья и стал спускаться вниз, а воробей камнем упал в кусты- остался ястреб ни с чем.

1.Летом я был в лесной школе. Школа помещалась в большом старом доме. Недалеко от дома была роща. По ночам слышно было , как в роще кричит сова.

2. Однажды на опушке леса мы нашли большую старую берёзу. На берёзе, в дупле, мы увидели гнездо совы. В гнезде сидел совёнок и жалобно пищал. У него было повреждено крыло. Мы взяли совёнка и принесли его в школу.

3. Мы поместили его на верхнем балконе в клетке и стали за ним ухаживать. На другой день вечером , на закате солнца , прилетела сова и уселась на берёзе. Как только всё утихло в усадьбе ,, сова стала жалобно кричать, а совёнок стал ей отвечать.

4. Так сова прилетала каждый вечер. Она сидела всю ночь на дереве или крыше дома и перекликалась со своим птенцом. Когда совёнок поправился ,мы выпустили его, и он улетел вместе с матерью.

1.Я пробирался по горной тропинке в соседний аул. Подо мной была осёдланная лошадь. Тропинка была узкая и крутая. С одной стороны высоко поднималась отвесная стена, с другой –была бездонная пропасть.

2.Лошадь шла ровным шагом по середине тропинки. Тропинка становилась всё уже и уже. Глаза мои устремляются за поворот и вместо тропинки видят пропасть. Моя лошадь остановилась. В двух шагах от неё тропинка прерывалась совсем. Наступила ужасная минута.

3.Но это длилось одно мгновение. Лошадь вытянулась, как стрела, мелькнула над пропастью и мягко опустилась на площадку.

1.С запада медленно плыли тяжёлые облака. Они темнели и постепенно сливались в чёрную тучу, которая закрывала полнеба.

2. Солнце ещё светило, но вот и оно скрылось за тучей. Угрюмый сумрак повис над землёй. Ветер затих , листья на деревьях бессильно повисли. У самого горизонта во мраке тучи вспыхивали и быстро гасли яркие молнии. Изредка доносилось ворчание далёкого грома.

3.Вдруг налетел порыв ветра; он понёс по дороге столбы горячей пыли. Яркая молния разорвала чёрную пелену тучи. Вслед за ней раздался оглушительный удар грома, и полил дождь.

4.Небо пылало от молний и дрожало от непрерывных раскатов грома. Маленькие овраги обратились в бурные потоки.

5. Прошло полчаса. Ветер начал стихать, небо посветлело, дождь сделался реже. Вот в разорванных тучах мелькнуло голубое небо. Снова засияло горячее солнце.

Источник

Голосом в предложении выделяются слова, важные по смыслу.

— Задайте вопрос так, чтобы повышенной интонацией
было выделено 3 (4, 5) слово предложения.

— Ответьте на каждый вопрос? Чем отличаются предложе­
ния-ответы?

Читайте также:  21 век аксессуары для бассейна

Старший брат читает сестре сказку? Старший брат читает сестре сказку? Старший брат читает сестре сказку? Старшая сестра читает брату сказку?.

Старшая сестра читает (

Старшая сестра читает брату сказку?

— Составьте из слов восклицательные предложения.
Сколько предложений можно составить? Голосом передайте
интонацию конца предложения.

Старший брат читает сестре сказку! Старшая сестра читает брату сказку!

— Составьте из слов побудительные предложения с инто­
нацией восклицания. Сколько предложений можно соста­
вить? Голосом передайте интонацию конца предложения.

Старший брат, читай сестре сказку! Старшая сестра, прочитай брату сказку!

4. физкультминутка «Цепочка»

Учитель-логопед называет предметную картинку (см. Ор­ганизационный момент) и предлагает детям составить с этим словом предложение из четырех-пяти слов. Учащиеся назы­вают предложение, перекидывая мяч друг другу.

5. Работа с текстом «Карась»

Учитель-логопед раздает карточки с текстом «Карась» (см. приложение 1).

КАРАСЬ

Карась обычно живет в прудах. Зеленая тина покрыва­ет пруд сверху. Но карась любит такие утолки.

карась, в, тина, зарываться, день

он, ночь, пробираться, к, берег

карась, камыш, молодой, там, пробовать

— Прочитайте начало рассказа.
Уточнение лексического значения:

ТИНА — водоросли, плавающие густой массой в стоячей или малопроточной воде и при оседании образующие вместе с илом вязкое дно.

— Сколько предложений вы прочитали?

— О ком идет речь в рассказе?

— Где обычно живет карась?

— Какие уголки пруда любит карась?

— Прочитайте слова для четвертого предложения.

— Когда карась зарывается в тину? (Устное составление из
данных слов предложения-ответа.)

— Прочитайте слова для пятого предложения.

— Что он делает ночью? (Устное составление из данных
слов предложения-ответа.)

— Прочитайте слова для последнего предложения.

— Что там пробует карась? Составьте из данных слов пред­
ложение-ответ.

— Сколько предложений в этом рассказе?

— Прочитайте начало рассказа. Закончите рассказ (устно)
составленными предложениями. (2—3 ученика).

— Подберите синоним к слову рассказ. <Текст.)

Запомните! Текст — это группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.

— Запишите заголовок в тетрадь.

— Спишите начало рассказа. (Орфографическое чтение и
диктовка предложений учениками по цепочке.)

Проверка. Коллективное обозначение подлежащего и ска­зуемого в каждом предложении.

— Повторите четвертое предложение.

— Сколько слов в этом предложении? Назовите 2 (4, 5) сло­
во предложения.

— Назовите слово, которое нужно написать с заглавной
буквы? Почему? Запись предложения (орфографическая дик­
товка). (Проверка.)

— Подчеркните подлежащее и сказуемое.

— Повторите пятое предложение.

— Сколько слов в этом предложении? Назовите предлог.

— Как мы обозначим начало предложения? Как обозначим
конец предложения?

Запись предложения (орфографическая диктовка). (Про­верка.)

— Подчеркните подлежащее и сказуемое. (Проверка.)

— Повторите последнее предложение текста.

— Сколько слов в этом предложении? Назовите первое
(второе) слово предложения.

Запись предложения (орфографическая диктовка). (Про­верка.)

— Подчеркните подлежащее и сказуемое.

— Составьте графическую схему предложения. Обозначь­
те интонацию конца предложения.

Итог занятия

— Как называется группа предложений, связанных друг с
другом по смыслу и записанных в строгом порядке? (Текст.)

— Какое задание было самым трудным?

(Материал для закрепления вербального синтеза Предложе­ний из слов, данных в начальной форме дан в приложении 1.)

ТЕМА. Составление предложений — полных ответов на во-

просы по тексту.

ЦЕЛИ: формировать умение составлять полные ответы

на вопросы по тексту, соблюдая правильный по­рядок слов;

• развивать умение распространять предложение;

• учить произносить предложения с различной ин­
тонацией;

. • расширять знания детей о птицах;

• развивать слоговый анализ и синтез слов.

ОБОРУДОВАНИЕ; предметные картинки по теме «Птицы», карточки с текстами «Ворона», «Коллективная работа» (см. приложение 1), мяч, запись на доске.

ХОА ЗАНЯТИЙ!

1. Организационный момент

На доске:
— ЖА — ЧАН
— РАБЛИК — ЛЕНО
— РОБКА — ЗА
— ТИК — РЕНЬ

Рыдают буквы в каждой строчке. — От наших слов — одни кусочки. У всех у нас одно начало И, как назло, оно пропало. Но если вы его найдете, То сразу все слова прочтете.

— Догадайтесь, какой одинаковый слог пропущен в этих
словах. Прочитайте слова.

— Сядет тот, кто назовет слова из двух слогов. Все слоги
слова заканчиваются на гласную. (Кожа. Коза.)

с

Сядет тот, кто назовет слово из трех слогов, в котором
все слоги заканчиваются на гласную. (Колено.)

— Сядет тот, кто назовет слова из двух слогов. Последний
согласный слова звучит твердо. (Котик, кочан.)

— Сядет тот, кто назовет слово из двух слогов. Последний
согласный слова звучит мягко. (Корень.)

— Сядет тот, кто произнесет по слогам оставшиеся слова.
(Кораблик, коробка.)

2. Запись числа, темы занятия

3. Игра «Полный ответ»

■■— Назовите птиц. (Учитель-логопед выставляет предмет­ные картинки (рис. 2): «Утка (дикая)», «Соловей», «Стриж», «Сорока», «Кукушка», «Сова», «Воробей», «Синица», «Дя­тел», «Журавль», «Лебедь», «Скворец», «Ворона».

— Дайте правильный и полный ответ на мой вопрос? По­считайте количество слов в предложении.

На какое дерево садится ворона после дождя? (После дождя ворона садится на мокрое дерево.)

Какая птица любит блестящие вещи? (Сорокалюбит блестящие вещи.)

Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.)

Читайте также:  Требования по обслуживанию бассейнов

Какие птицы зимуют в наших краях? (В наших краях зимуют короны, воробьи, сороки, дятлы, синицы.)

Какие птицы улетают зимовать в теплые края? (В теплые края улетают зимовать журавли, лебеди, утки, кукушки, соловьи, скворцы.)

Какую птицу зовут лесным доктором? (Дятла зовут лесным доктором потому, что он спасает деревья от вредных насекомых.)

— Каким был ваш ответ: полным или коротким, кратким?
Объясните свой ответ.

4. физкультминутка «Кто последний?»

— Послушайте предложение. Дополните его одним словом,
перекидывайте мяч друг другу. Выигрывает тот, кто приду­
мает самое последнее слово к предложению и повторит всю
фразу правильно.

Птичка вернулась весной.

Птичка вернулась ранней весной.

Перелетная птичка вернулась ранней весной.

5. Подбор родственных слов по данному образцу.
Словарная работа

[С], потом [Т], потом [Р], потом [И], потом [Ж]. (Стриж.)

— Послушайте родственные слова.

Стриж — стрижиха, стрижонок, стрижата, стрижиный, стрижик, стрижище, стрижоночек.

Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее. <ворона).

Учитель-логопед выставляет предметную картинку «Во­рона».

«Предложение»

— Подберите родственные слова к слову ворона:

Ворона — ворон, вороненок, воронята, вороний, воронье, прово­ронить.

6. Работа со скороговоркой

На доске: ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЕНКА

— Что написано? Почему трудно понять?

— Запишите предложение правильно, обозначая начало и
конец предложения.

— Прочитайте записанное предложение с интонацией по­
вествования.

— Прочитайте предложение с интонацией восклицания.

— Прочитайте предложение с вопросительной интонацией.

7. Работа с текстом «Ворона». Полные ответы на вопросы

Учитель-логопед раздает карточки с текстом «Ворона» (см. приложение 1).

ВОРОНА

Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, круп­ный клюв. Перья у нее обычно серые и черные.

Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живет в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.

— Послушайте. (Текст читает учитель-логопед.)

— Прочитайте. (Читают 1—2 ученика.)

— Что мы прочитали? (Текст.) Объясните свой ответ.

— О ком идет речь в тексте?

— Какую пользу приносят вороны? Прочитайте предложе­
ние-ответ.

Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.

— Сколько слов в этом предложении? (б)

— Каким был ваш ответ: полным или кратким?

— Запишите предложение, обозначьте начало и конец
предложения (орфографическая диктовка ученика.)

— Подчеркните цодлежащее и сказуемое.

— Составьте графическую схему предложения. Обозначь­
те интонацию конца предложения.

— Где живут вороны? Составьте полный ответ. (Учащиеся
самостоятельно составляют полный ответ.)

— Сколько слов в этом предложении? Каким был ваш от­
пет: полным или кратким?

— Запишите предложение, обозначьте начало и конец
предложения (орфографическая диктовка, обратить внима­
ние на постановку знаков препинания.)

— Подчеркните подлежащее и сказуемое.

— Составьте графическую схему предложения. Обозначь­
те интонацию конца предложения.

— Пользуясь текстом и своими наблюдениями, устно опиши­
те ворону. (Учитель-логопед редактирует предложения детей.)

8. Работа с текстом «Коллективная работа». Полные ответы на вопросы

Учитель-логопед раздает карточки с текстом «Коллектив­ная работа» (см. приложение 1).

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА

Зима. Подмосковное озеро. У лунок сидят любители подводного лова. А на высоких соснах уселись вороны. Что им тут надо? Зачем пожаловали? Вот два рыбака оста­вили свои лунки. А вороны тут как тут. Одна птица схвати­ла леску и потащила ее. А вторая поддела клювом рыбеш­ку и выбросила ее на лед. Вот и обед готов.

■Предложение»

— Послушайте. (Текст читает учитель-логопед.)
Уточнение лексического значения слов (можно предло­
жить учащимся самостоятельно уточнить лексическое значе­
ние слов, используя толковый словарь):

ЛУНКА — небольшое углубление в чем-нибудь, ямка. ЛЕСКА — специально обработанная капроновая нить, ис­пользуемая в технике, в производствах.

— Прочитайте выразительно. (Читают 1—2 ученика.)

— Что вы прочитали? <Текст.) Объясните свой ответ.

— О чем говорится в тексте? (В тексте рассказывается о
том, как
. )

— Почему текст имеет такой заголовок?

— Послушайте слова: прийти, явиться.

— Как называются слова, близкие по смысловому значе­
нию? Найдите в тексте слово-синоним. (Пожаловать.)

— Почему в тексте употреблено слово пожаловать? Объяс­
ните выбор автора.

— Расскажите, как воронам удалось раздобыть обед?

— Какими были ваши ответы: полными или краткими?

Итог занятия

— Что вы делали сегодня на занятии?

— Какими были ваши ответы?

— Какой ответ можно считать полным?

ЗАНЯТИЕ

ТЕМА. Составление предложений — кратких ответов на во-

просы по тексту.

ЦЕЛИ: • формировать умения составлять краткие ответы

на вопросы по тексту, сопоставлять полные и крат­кие ответы;

: учить обозначать собственные имена существи­тельные заглавными буквами на письме; •• учить подбирать слова-антонимы, упражнять в нормах согласования;

• обогащать словарный запас по теме «Семья. Род­
ственники»;

• развивать слоговый анализ и синтез слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с текстом «В цирке» (см. приложение 1), запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ;

1. Организационный момент.

ЗЫ или ПИ пу — ри цара — на кра — ва му — ка . рас — сание на — вать

— Прочитайте слова, вставляя вместо черточки пропущен­
ный слог.

— Сядет тот, кто правильно произнесет слово по слогам,
отхлопывая каждый слог.

Источник

Оцените статью