Затонувшее имущество поднятое администрацией бассейна

Содержание
  1. Затонувшее имущество поднятое администрацией бассейна
  2. Статья 46. Утратила силу.
  3. Статья 47. Утратила силу.
  4. Статья 47.1. Обязанности владельца затонувшего судна и собственника иного затонувшего имущества.
  5. Статья 48. Права собственника на затонувшее имущество.
  6. Статья 49. Подъем, удаление, утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества администрацией бассейна внутренних водных путей.
  7. Статья 50. Истребование поднятого затонувшего имущества его собственником.
  8. Статья 51. Право бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте на полное возмещение понесенных им расходов.
  9. Статья 52. Случайно поднятые затонувшее судно или иное затонувшее имущество.
  10. Комментарий к СТ 49 КВВТ РФ
  11. Как в России началась работа по подъему и утилизации затонувших судов
  12. Курс – на Магадан
  13. Под водой – миллионы судов-«утопленников»
  14. Экология и безопасность
  15. А кто хозяин?
  16. Как поднять
  17. Утилизация: подходы и стандарты
  18. С кладбища – в музей

Затонувшее имущество поднятое администрацией бассейна

1. Правила, установленные настоящей главой, применяются к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего на внутренних водных путях.

Действие правил, установленных настоящей главой, распространяется на владельца затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов (далее также — затонувшее судно), на собственников иного затонувшего имущества.

2. К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо выброшены на мелководье или берег.

3. Правила, установленные настоящей главой, не применяются к:

Подъему, удалению и уничтожению затонувшего военного имущества;

Подъему затонувшего имущества культурного характера, имеющего доисторическое, археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на дне на внутренних водных путях.

4. В случае, если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества рассматривается как спасательная операция в соответствии с правилами, установленными главой XVI настоящего Кодекса, такие правила применяются к вознаграждению и специальной компенсации спасателей независимо от правил, установленных настоящей главой.

Статья 46. Утратила силу.

Статья 47. Утратила силу.

Статья 47.1. Обязанности владельца затонувшего судна и собственника иного затонувшего имущества.

1. Владелец затонувшего судна обязан обеспечить подъем затонувшего судна.

2. Собственник иного затонувшего имущества обязан обеспечить подъем такого имущества.

3. Владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества немедленно обязан известить администрацию соответствующего бассейна внутренних водных путей о затонувшем судне или об ином затонувшем имуществе.

4. В случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения вреда окружающей среде либо препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества по требованию администрации бассейна внутренних водных путей осуществляется в установленный администрацией бассейна внутренних водных путей срок.

5. В случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество не создает угрозу безопасности судоходства либо не препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества осуществляется не позднее чем через один год со дня затопления судна или иного имущества либо обнаружения их.

6. В случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником.

7. Владелец затонувшего судна несет ответственность по обязательствам, возникшим в результате затопления судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов, в соответствии со статьей 121 настоящего Кодекса.

Статья 48. Права собственника на затонувшее имущество.

В случаях, если собственник затонувшего имущества не поднимет имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, права собственника на затонувшее имущество определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 49. Подъем, удаление, утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества администрацией бассейна внутренних водных путей.

1. Администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.

2. Подъем, удаление либо утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества в случае, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется за счет владельца затонувшего судна или собственника иного затонувшего имущества с учетом требований статьи 121 настоящего Кодекса.

Статья 50. Истребование поднятого затонувшего имущества его собственником.

Затонувшее имущество, поднятое в соответствии с пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, может быть истребовано его собственником после возмещения им расходов на подъем затонувшего имущества и других понесенных в связи с этим расходов при условии, если с момента подъема затонувшего имущества прошел не более чем один год.

Статья 51. Право бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте на полное возмещение понесенных им расходов.

По истечении срока, предусмотренного статьей 50 настоящего Кодекса, администрация бассейна внутренних водных путей имеет право:

Продать поднятое затонувшее имущество или его часть в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и получить за счет суммы, вырученной от его продажи, возмещение расходов на его подъем и других понесенных в связи с этим расходов;

Читайте также:  Все спортивные клубы с бассейнами

Получить от собственника затонувшего имущества возмещение расходов, не покрываемых суммой, вырученной от его продажи, и при уничтожении затонувшего имущества — возмещение расходов, понесенных в связи с уничтожением такого имущества.

Статья 52. Случайно поднятые затонувшее судно или иное затонувшее имущество.

1. Лицо, случайно поднявшее затонувшее судно или иное затонувшее имущество, имеет право на получение вознаграждения от владельца такого судна или собственника такого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Случайно поднятые затонувшее судно или иное затонувшее имущество, от прав на которые владелец или собственник отказался либо которые являются бесхозяйными, может быть обращено в государственную, муниципальную или частную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Источник

Комментарий к СТ 49 КВВТ РФ

Статья 49 КВВТ РФ. Подъем, удаление, утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества администрацией бассейна внутренних водных путей

Комментарий к статье 49 КВВТ РФ:

1. Подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества осуществляется за счет собственника бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте в случаях, если:

— собственник затонувшего имущества обязан поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в соответствии с п. 1 ст. 47 комментируемого Кодекса, но собственник затонувшего имущества не установлен или он не поднял затонувшее имущество и при необходимости не удалил или не уничтожил его в установленный срок;

— затонувшее имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам;

— при наличии достаточных оснований собственнику затонувшего имущества не разрешено поднимать, удалять или уничтожать его своими средствами либо средствами избранной им судоподъемной организации.

Комментируемым Кодексом выявление и визуальный осмотр затонувшего и брошенного флота возложены на государственные бассейновые управления водных путей, которые направляют в органы местного самоуправления анкету с краткими характеристиками бесхозных объектов:

— место расположения в бассейне (правый/левый берег, километраж по лоцманской карте);

— состояние судна (затоплено, полузатоплено, на берегу);

— тип и назначение;

— номер или название;

— материал корпуса (металл, железобетон, дерево и др., буксировка к месту разработки на металлолом);

— предварительная металлолом оценка (подлежит восстановлению);

— способность к буксировке (возможна, необходимы дополнительные работы).

Большая часть брошенного флота находится на закрытых акваториях, владельцы которых иногда препятствуют осмотру затонов работниками и путейским флотом, что осложняет работу по выявлению и специальному учету затонувшего имущества. Хотя именно владельцы обязаны удалять свой флот из воды и с берега. Так, например, Волжское пароходство в своих затонах утилизировало все брошенные суда.

Органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право поднять затонувшее имущество после публикации о сроках, установленных для его подъема, и проведения конкурсных торгов среди заинтересованных организаций, обладающих техническими возможностями. Но утилизация бассейновыми управлениями брошенных судов может быть осуществлена только в случае, если затонувшее имущество расположено в пределах судового хода создает угрозу безопасности судоходства. На их подъем согласно программе «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 гг.)» должно выделяться бюджетное финансирование.

За неисполнение обязанности по выявлению бесхозных судов руководители уполномоченных на то предприятий несут ответственность.

Так, заместитель руководителя ФГУ «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» привлечен к дисциплинарной ответственности за неисполнение обязанности по выявлению бесхозных судов. По материалам Якутской транспортной прокуратуры, в нарушение требования Кодекса внутреннего водного транспорта РФ последнее представление о выявлении подобного судна ФГУ «ЛГБУВПиС» было направлено в органы местного самоуправления пять лет назад. Органы местного самоуправления, в свою очередь, обязаны направить такое заявление в органы Госморречнадзора для постановки судна на специальный учет .

———————————
Федеральный информационный портал «SakhaNews» (Информационное агентство «SakhaNews»/»Саха Новости») // http://www.1sn.ru/21779.html.

Кроме того, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства, причиняет ущерб окружающей среде, препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов или проведению путевых работ, то природоохранная прокуратура может обратиться в суд с иском о признании имущества бесхозяйным. Тогда органы управления муниципальным имуществом принимают его на свой баланс, и местные власти могут провести подъем и утилизацию брошенных объектов, используя средства экологического фонда или привлекая коммерческие структуры.

Например, по этой схеме утилизированы 12 единиц бесхозного имущества в Волгограде, всего подняты 20 судов (выявлено вновь 6). Такая же работа проведена в Саратове — утилизированы 24 объекта (выявлено два). Больше всего за последние два года дополнительно выявлено брошенных объектов в Астрахани — 90, не утилизировано ни одного. По остальным районам водных путей статистика такова: Нижегородский РВПиС — 15 судов выявлено, 7 утилизировано, Казанский — соответственно 3 и 1, Самарский — 13 утилизировано и 14 судов вновь выявлено. Существенные сдвиги в решении этой проблемы происходят на малых реках — Ветлуге, Суре, Вятке. В Вятском и Ветлужском РВПиС не выявлено ни одного объекта, поднято соответственно 5 и 9 судов. С апреля 2004 года по август 2006-го зафиксировано 129 брошенных судов (утилизировано 80), а всего в реестре Волжского ГБУ на август 2006 г. числилось 858 единиц бесхозного флота.

По принятой в судоходной инспекции классификации, затонувшее имущество (например, фрагменты потерпевшего крушение флота) учету не подлежит — только бесхозные суда. Поэтому на учете в ВБУГН на ВВТ стоит 291 объект (в Нижегородской области: Борский район — 3 судна, Воскресенский — 24, Н. Новгород — 1, Лысковский — 2; в Саратовской области: Балаковский район — 2, Воскресенский — 5, Саратов — 21, Энгельсский — 13; в Астраханской области: Володарский район — 3, Искрянский — 32, Камызякский — 69, Астрахань — 50, Приволжский — 56; в Самаре — 3; в Звениговском районе Марий Эл — 3; в Спасском районе Татарстана — 4 судна). Безопасности судоходства не угрожает ни одно из них, но они наносят вред окружающей среде.

Читайте также:  Левый берег дона рестораны с бассейнами

2. Для разрешения существующих проблем Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2003 г. N 909-р) предусматривает в целях обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях создание специальных судов и технических средств по сбору, комплексной переработке и утилизации различных видов отходов, образующихся при эксплуатации или попадающих в водную среду в результате аварий объектов водного транспорта, включая затонувшее имущество.

Однако в настоящее время реализация комментируемой статьи на практике сопровождается целым комплексом нерешенных вопросов. Так, например, в настоящее время нет структуры, которая была бы обязана заниматься очисткой реки. Хотя законодателем функции очистки своей территории возложены на органы местного самоуправления, однако не стоит забывать, что, например, река Волга — это федеральная река и бремя ее содержания должен нести собственник — Российская Федерация. В связи с этим местные органы власти могут небезосновательно заявить, что очистка реки не входит в их обязанности. Думается, что затронутые вопросы все же получат свое законодательное разрешение в ближайшее время.

Источник

Как в России началась работа по подъему и утилизации затонувших судов

Сегодня во всем мире, по оценкам ООН, под водой находится более трех миллионов кораблей. В правительстве РФ решили очистить водные ресурсы, поднять затонувшие корабли и отправить их на утилизацию. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин уже утвердил План мероприятий, направленный на решение экопроблемы.

Курс – на Магадан

Первой начнут очищать акваторию Дальневосточного федерального округа (ДФО), а пилотным регионом выступит Магаданская область. В бухте Нагаева, на берегу которой стоит Магадан, затоплено около двух десятков кораблей. Всего в акваториях Дальнего Востока обнаружено 580 затопленных кораблей, из которых 235 нужно поднять и утилизировать.

— При поддержке председателя правительства мы подошли к решению проблемы, копившейся десятилетиями. Мы даём старт практическому проведению «генеральной уборки», расчистке акваторий страны от затонувших судов, –прокомментировала заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко.

В принятом документе четко расписаны мероприятия, сроки, ответственные. Например, уже до 1 марта 2021 года Минтранс, Росморречфлот, администрации морских портов и бассейнов внутренних водных путей вместе с регионами ДФО должны сформировать перечень подлежащего подъёму имущества.

«Дорожная карта» предусматривает, что к масштабной операции «подтянется» и законодательство: в период весенней сессии в Госдуму будет внесён проект федерального закона, прописывающий порядок подъема и утилизации судов.

В той же бухте Нагаева президент Владимир Путин еще в 2014 году поручал очистить кладбище кораблей. И даже были попытки поручение выполнить. Однако опять застопорилось: Минтранс не дал денег, региональным властям это оказалось не по силам, возникли правовые коллизии с собственниками затонувших судов.

Под водой – миллионы судов-«утопленников»

«Кладбища» кораблей разбросаны по всему мировому океану. По информации портала Экология России, самым большим морским кладбищем считается район Больших Антильских островов в Карибском море, где покоятся тысячи судов. Есть Тихоокеанский «могильник» в районе острова Чуук, Коралловое море у берегов Австралии, плавучий остров Сейбл, Бискайский залив и много-много других мест.

Не исключение и российские водные пространства. В Балтийском море, по подсчетам археологов, с 12-го по 20-й век затонуло 26 703 корабля. Более 10 тысяч из них находятся у российских берегов. Тысячи судов покоятся у берегов Крыма. На дне Волги на данный момент лежит почти 500 кораблей. Свежие данные ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» на январь 2021 года сообщают о выявлении бесхозяйного имущества из 13 затонувших судов.

На дне Авачинской бухте на Камчатке насчитывается больше 80 судов. Большие скопления затопленных судов в Бухте Труда во Владивостоке. В реках Ленского бассейна обнаружено 294 судна. В Обь-Иртышском бассейне — 368 «утопленников», на дне Оби около 300.

Экология и безопасность

Кому они мешают, эти суда-утопленники? Есть среди экспертов по подводному миру и альтернативное мнение: поднимать корабли не нужно, особенно те, что лежат на дне столетиями и образовали своеобразную экосистему.

Но у большинства специалистов мнение однозначное: затонувшие корабли опасны для судоходства, негативно влияют на экологическую ситуацию (особенно это касается утечек топлива и машинного масла), выделяют токсичные вещества – ртуть, свинец и другие. В затонувших военных кораблях остаются снаряды.

— Необходимо полностью пересмотреть механизмы борьбы с появлением «кладбищ» кораблей. Затопление судов – это не утилизация. Подобная практика негативно влияет на экологию, рыболовство, мешает судоходству. Изменения в законодательстве должны установить ответственность собственников за утилизацию своего имущества. Это не должно происходить за счёт налогоплательщиков, – подчеркнула Виктория Абрамченко.

А кто хозяин?

Затянувшийся на десятилетия процесс поднятия затонувших кораблей чиновники разного уровня объясняют несовершенством законодательства, отсутствием финансирования — как у собственников судов, так и у государства. Да и самого собственника отыскать и заставить его отвечать за свое имущество – дело практически безнадежное.

В начале 2020 года вице-премьер Юрий Трутнев поручил разработать законопроект, который должен обязать собственников затонувших судов поднимать их в течение трех месяцев после аварии, пишет журнал «Профиль». При этом вице-премьер признавал, что «экономика там не сойдется» и бизнес не сможет решить проблему без участия государства.

Читайте также:  Фильтра для бассейна granada 400

В данный момент утилизация плавательных средств регулируется Федеральным закону ФЗ № 7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды». Однако утилизация не является обязательной для владельца – он может продать судно на металлолом или просто затопить. Даже если удается отыскать собственника и пройти долгие судебные процедуры, зачастую платить ему нечем, корабль остается лежать на дне.

Теперь вся надежда на Государственную Думу и новый закон, который должен прописать порядок удаления затонувшего имущества. В Дорожной карте указаны сроки: февраль- июнь 2021 года.

Наверное, тогда же и будут подсчитаны и заложены на эти цели финансовые средства.

По оценкам экспертов, подъем среднего рыболовецкого сейнера обходится примерно в 10 миллионов рублей. Хотя в каждом конкретном случае могут быть свои цифры.

Как поднять

Подъем и утилизация судов – одни из самых сложных и опасных производственных процессов в мире.

Конечно, извлекать корабли со дна будут специально обученные люди. Например, в Нагаевской бухте этим скорее всего займется ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», у которой заявлена такая услуга. В Дорожной карте правительства обозначено, что в феврале-марте 2021 года правительство региона объявит тендер и определит исполнителя по контракту на подъем четырех судов: «Гусфар-1», «Линг (катер РС-300)», СДС «Серес», «Малли».

В других местах, например, в ФГБУ «Канал имени Москвы» делают это своими силами – здесь поднято из воды более 30 затонувших судов. На одно судно уходит не меньше месяца – с учетом процедур согласований, составления сметы, проекта работ, подготовки техники и персонала. Так, в 2016 году для эвакуации из Братеевской поймы Москвы-реки двух небольших катеров было задействовано семь единиц флота: водолазный бот и водолазная станция, буксир-толкач, баржа, два плавкрана и буксировщик.

За 10 лет (данные приведены на 2017 год) со дна Волжского бассейна было поднято почти 2000 плавсредств. Механизм их подъема и утилизации разработан в рамках программы по очистке Волги, которая рассчитана до 2025 года.

Редкий, почти уникальный случай, когда к подъему затонувшего судна все-таки привлекли его собственника. В прошлом году со дна Телецкого озера был поднят «Ковчег» – одновинтовой буксирный теплоход 1969 года выпуска. Он пролежал на глубине 27 лет и негативно влиял на экосистему алтайской природной жемчужины. На основании этого Майминский районный суд Республики Алтай удовлетворил иск Западно-Сибирской транспортной прокуратуры и обязал собственника поднять буксир. Работу выполняла специализированная компания «ВК ПОДТЕХ» (Подводные технологии).

Два года назад новостные ленты сообщали, что Петербургский Крыловский государственный научный центр приступил к разработке универсального средства подъема различных затонувших объектов. В проекте это было судно катамаранного типа, способное поднимать из-под воды объекты массой до 14 тысяч тонн. Планировалось построить судно уже в нынешнем году, о дальнейшем развитии проекта пока не сообщается.

Утилизация: подходы и стандарты

Несмотря на развитые технологии, разбор судов часто происходит вручную.

Судам, отслужившим свой век, одна дорога — на металлолом. Это позволяет использовать вторично огромные массы металла. По данным организации Shipbreaking Platform, в 2019 году на утилизацию было продано 674 морских судов и платформ.

В мировой практике чаще всего корабли отправляют на утилизацию в Юго-Восточную Азию. Там процветает так называемый «пляжный» метод. Судно доставляют к берегу, где его и разбирают — разрезают на куски, развинчивают вручную десятки и сотни рабочих рук. В самом известном таком месте — Читтагонге (Бангладеш) — утилизируется около 50% мирового объёма кораблей, списанных на металлолом.

В странах ЕС строгие стандарты, по которым судна могут демонтироваться только на специализированных объектах. В России, кстати, тоже действуют подобные правила. Есть Соломбальская судостроительная верфь в Архангельске, в Находке, но чаще всего поднятые корабли утилизируют на месте, в портовых доках.

Ученые Олалекан Адекола (США) и Джахир Ризви (Великобритания) предложили экономичный и экологичный метод демонтажа судов. Авторы разработки рекомендуют разбирать корабли на специальной четырехслойной платформе, изготовленной из бетона, гальки и песка. Все слои платформы имеют разную степень проницаемости, что позволяет на каждом уровне улавливать разные загрязняющие вещества. Кроме того, для изготовления подложки требуются натуральные и недорогие материалы, которые впоследствии можно пустить в переработку.

С кладбища – в музей

Извлеченные из морских и речных глубин корабли могут еще послужить людям не только в качестве металлолома. Есть идеи превращать затонувшие корабли в музеи. Не один год готовится проект такого музея в Кронштадте, но, судя по всему, до его открытия еще далеко — это требует немыслимых затрат, энергии инициаторов и массу разных факторов.

Об этом может свидетельствовать, например, история создания известнейшего в мире Музея корабля «Мэри Роуз» близ Портсмута (Англия). 700-тонный флагманский корабль Генриха VIII погиб в 1545 году. Его останки были подняты в 1982 году, а музей окончательно открылся в 2016-м.

Похожая история и у другой европейской корабельной знаменитости – 64-пушечного корабля «Ваза»( или «Васа»). Судно затонуло в первый же свой выход в море — в 1628 году — и пролежало в балтийских водах 333 года. Его подняли в 1961 году, долгие годы шли реставрационные работы, и Музей «Васа» был открыт в Стокгольме в 1990-м году. Сегодня это тоже один из популярнейших музеев мира.

Источник

Оцените статью