Защитные покрытия морского трубопровода

8 Требования к защитным покрытиям морских трубопроводов

«ГОСТ Р 58216-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Защита от коррозии морских сооружений» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 15.11.2018 N 1003-ст)

8 Требования к защитным покрытиям морских трубопроводов

8.1 При проектировании трубопровода предусматривают минимальный объем проведения работ по нанесению покрытий в трассовых условиях. Все элементы трубопровода (трубы, соединительные детали и запорная арматура) должны быть высокой монтажной готовности; их поставляют в виде монтажных узлов с заводским противокоррозионным покрытием.

8.2 В качестве наружного противокоррозионного покрытия стальных труб, предназначенных для сооружения трубопроводов в арктических условиях, применяют полиэтиленовое или полипропиленовое покрытие заводского нанесения.

8.3 Наружное противокоррозионное полиэтиленовое/полипропиленовое покрытие стальных труб соответствует требованиям технических условий или спецификаций, согласованных заказчиком, и обеспечивает защиту трубопровода от коррозии в течение нормативного срока его эксплуатации.

8.4 Наружное противокоррозионное полиэтиленовое/полипропиленовое покрытие трубопроводных труб имеет трехслойную конструкцию:

— слой 1 — на основе термоплавких порошковых эпоксидных композиций;

— слой 2 — адгезив на основе термоплавких порошковых или гранулированных термостабилизированных полиолефиновых композиций;

— слой 3 — основной защитный слой на основе термосветостабилизированных полиэтиленовых/полипропиленовых композиций.

8.5 Системы изоляционных материалов и конструкции наружного покрытия, предлагаемые для изоляции труб, проходят квалификационные испытания и имеют положительное заключение на применение организациями, согласованными заказчиком объекта.

8.6 Наружное противокоррозионное полиэтиленовое покрытие труб диаметром до 1420 мм выполняют по одному из трех классов, в соответствии с таблицей 8.1.

Классификация полиэтиленовых покрытий

Допустимый температурный диапазон эксплуатации, °C

Допустимая температура окружающей среды, °C:

— при транспортировании, проведении погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ

Тип прокладки трубопровода

Морской, наклонное бурение

Подземный в траншее, морской, наклонное бурение

8.7 Наружное противокоррозионное полипропиленовое покрытие труб диаметром менее 1420 мм выполняют по одному из двух классов, в соответствии с таблицей 8.2.

Классификация полипропиленовых покрытий

Допустимый температурный диапазон эксплуатации, °C

Допустимая температура окружающей среды при транспортировании, проведении погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ; хранении, °C

Читайте также:  Суп рыбный морской язык

Тип прокладки трубопровода

Подземный в траншее, морской, наклонное бурение

8.8 Трубы всех указанных классов покрытия используют для строительства трубопроводов надземной прокладки при условии дополнительной защиты покрытия от воздействия солнечной радиации и соответствия требованиям по температуре эксплуатации полиэтиленовых покрытий.

8.9 Концы труб на длине (130 +/- 20) мм от торца для труб диаметром 530 мм и менее и (140 +/- 20) мм для труб диаметром более 530 мм должны быть свободны от наружного полиэтиленового (полипропиленового) покрытия. Наличие на свободных от покрытия концах труб (кроме фасок труб) остатков грунтовочного слоя допускается. По требованию проектировщиков на неизолированные концы труб наносят легко удаляемое консервационное покрытие, обеспечивающее защиту от коррозии в атмосферных условиях на период транспортирования и хранения труб.

8.10 Показатели свойств наружного полиэтиленового/полипропиленового покрытия и порядок их испытаний соответствуют требованиям нормативной документации, согласованной в установленном порядке.

8.11 В ходе проведения сварочно-монтажных работ с трубами с заводским защитным покрытием не допускают вздутия, растрескивания и отслоений более, чем на 2 мм защитного покрытия, прилегающего к зоне сварного шва.

8.12 Участки трубопроводов портовых причальных сооружений, выходящие из земли (переходы «земля-воздух»), имеют наружное противокоррозионное покрытие, рекомендуемое для подземных трубопроводов, выступающее над поверхностью земли на расстояние не менее 200 мм. При окраске надземной части трубопровода в соответствии с действующей нормативной документацией ЛКМ наносят на изоляцию с нахлестом до уровня земли для предотвращения воздействия солнечного излучения на защитное покрытие.

8.13 Участки трубопроводов морской прокладки с выходом на поверхность морского дна (переходы «земля-вода») защищают покрытиями специального исполнения, разрешенными к применению для морской прокладки без заглубления в дно.

8.14 Для защиты от воздействия растепления многолетнемерзлого грунта («вечной мерзлоты») участки трубопровода с наружным противокоррозионным покрытием имеют тепловую изоляцию, выполненную из пенополиуретана в защитной оболочке. Тепловая изоляция труб соответствует требованиям ТУ, согласованных заказчиком.

8.15 Трубопроводы, выходящие из воды (переходы «вода-воздух») на участках, подверженных воздействию морской воды, имеют наружное противокоррозионное покрытие, рекомендуемое для морской прокладки. Для защиты данного покрытия от солнечной радиации и от сдвиговых подвижек ледовых покровов участки переходов «вода-земля» защищают специальными кожухами, разрешенными к применению в установленном порядке. Кожухи обеспечивают сохранность противокоррозионного покрытия трубопровода. Кожух перекрывает зону перехода на атмосферостойкое покрытие на расстояние не менее 200 мм.

Читайте также:  Торт в виде морской звезды

Источник

ПОДВОДНЫЕ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДЫ

Воздействие на трубопровод окружающей среды вызывает коррозию его поверхности. Различают два вида коррозии: химическую и электрохимическую.

— самопроизвольное окисление металла под воздействием токонепроводящей среды (воздух, газ и т.д.).

— самопроизвольное разрушение металла при взаимодействии с жидкой токопроводящей средой (электролитом). Примером электрохимической коррозии является ржавление трубопровода, уложенного в воду и заглубленного в грунт. Коррозионное разрушение подводного трубопровода может произойти и от воздействия блуждающих электрических токов, когда подводный переход находится в районе крупного населенного пункта или электрофицированных железных дорог.

Для защиты трубопроводов от химической и электрохимической коррозии применяют специальные изолирующие покрытия и средства электрохимической защиты. Для обеспечения безаварийной работы ПП ПП (более качественной защиты) применяют сочетание активных (электрохимическая защита) и пассивных (наружные и внутренние изоляционные покрытия) способов защиты подводного трубопровода.

Наружные противокоррозионные покрытия подводных трубопроводов должны удовлетворять требованиям, обеспечивающим сохранность покрытия в процессе строительства и эксплуатации подводного трубопровода. Это прежде всего высокая механическая прочность, устойчивость к изменению температур (или пластичность при различных температурах), химическая и биологическая стойкость, водонепроницаемость, высокие диэлектрические свойства, а также хорошая адгезия (прилипаемость к поверхности металла), достаточная долговечность. Кроме того, изоляция должна отвечать требованиям технологии нанесения ее на трубопровод и иметь невысокую стоимость.

В последнее время многие строительные организации в практике строительства подводных переходов используют трубы с внутренними покрытиями, повышающими долговечность и пропускную способность трубопровода. Конструкции покрытий различны и зависят от вида транспортируемого продукта. В связи с тем, что внутренние покрытия контактируют непосредственно с продуктом, к ним предъявляются определенные требования. Эти покрытия должны обладать высокой химической стойкостью, хорошей механической прочностью.

На подводных переходах магистральных трубопроводов применяется усиленный тип изоляции.

К наружным покрытиям должны предъявляться высокие требования, связанные с разнохарактерным воздействием среды:

  • хорошая адгезия;
  • вязкость;
  • пластичность;
  • достаточная прочность при транспортировке, укладке и эксплуатации трубопровода;
  • хорошая сопротивляемость механическим воздействиям;
  • малая влагопоглощаемость и проницаемость;
  • высокое электрическое сопротивление и совместимость с электрохимической защитой.

Эти требования должны сочетаться с умеренной стоимостью изоляции и технологичностью ее нанесения на трубы. При выборе изоляционных покрытий учитываются конкретные условия строительства и эксплуатации трубопровода (температура, заглубление в грунт и т.д.).

Читайте также:  Нижняя хобза морской эдем

Источник

§65. Защита трубопроводов

Для зашиты от коррозии трубопроводов судовых систем существуют следующие способы: термодиффузионное цинкование; полуэбонитовые покрытия (гуммирование), применение вииипластовых и полиэтиленовых труб, труб из алюминиево-мышьяковистой латуни ЛАМц77-2-0,06; поли­мерные покрытия; применение ингибиторов.

Терм о диффузионное цинкование образует на поверхности труб желез о цинковый сплав, превосходящий в 1,4—2 раза по коррозион­ной стойкости цинковые покрытия, наносимые электрохимическим или горячим способом.

В процесс термодиффузионпого цинкования входят: очистка труб (обезжиривание; очистка от металлической окалины, продуктов коррозии, грязи); промывка горячей (70—80 °С) водой; травление раствором соляной кислоты, нейтрализация 10%-ным раствором кальцинированной соды; сушка; заполнение внутренней полости цинковым порошком; установка труб в контейнер и пересыпка их цинковым порошком (трубы не должны касаться друг друга и стенок контейнеров (слой порошка между трубами и стенками контейнеров 15—20 мм); плотное закрытие контейнера с обмаз­кой огнеупорной глиной, чтобы но было щелей; загрузка в печь типа ПШ-34.

Температура нагрева 480—500 °С. Время выдержки зависит от толщи­ны слоя покрытия. Порошок для цинкования состоит из цинковой пулры

60% и накопителя —40% (кварцевый песок, толченая окись алюминия, шамот, графит). Наполнитель предотвращает спекание смеси.

Опыт эксплуатации труб, защищенных термодиффузионным способом, показывает, что в морской атмосфере срок их службы составляет 8—К) лет. в морской воде, нефти и нефтепродуктов он практически не отличается от срока службы незащищенных углеродистых труб. Это обусловливает ре­комендацию использования термодиффузионного цинкования для защиты трубопроводов, проложенных на открытых палубах, переходных мостиках, в шахтах МО и других местах, где трубы подвергаются воздействию атмо­сферы. Необходимо иметь в виду относительно высокую стоимость термо­диффузионного цинкования труб.

  1. о л у э б о и и т о в ы е покрытия (гуммирование) осуществляют покрытием поверхности изделия полуэбонитовой резиной толщиной 1,5—
  1. мм. Технология нанесения покрытия на наружные поверхности труб предусматривает (по данным опыта Каспийского морского пароходства): очистку поверхности, нанесение на нее клея; заготовку полос резины; накладывание резины на трубу; «обинтовку» поверхности, покрытой ре­зиной. лентами из хлопчатобумажной ткани шириной 100—200 мм; вулка­низацию путем нагрева трубы паром, подводимым внутрь трубы. Темпе­ратура нагрева 140—150 °С, время нагрева 10—12 ч, давление пара 0.3— 0,35 МПа. После затвердевания резины бинты удаляют.

Источник

Оцените статью