Заросший пруд левитана описание

Заросший пруд (картина Левитана)

«Заросший пруд» — картина русского художника Исаака Ильича Левитана.

Время создания: 1887 год [1] .

Существует два варианта картины [2] .

Содержание

[править] История создания

Картина Левитана «Заросший пруд» явно перекликается с одноименной картиной художника Василия Дмитриевича Поленова, ставшего педагогом Левитана. Левитан этого не только не скрывает, но и подчеркивает — и названием, и композицией своего полотна, и главенствующим зеленым цветом, и контрастирующим с зеленым нежно-голубым цветом — неба.

Тематика этого произведения возникла давно. Началось с того, что в апреле 1879 г. в Москве в помещении московского Училища живописи проходила 7-я выставка художников-передвижников [2] , где студент Левитан, учащийся Училища живописи увидел картину «Заросший пруд» В. Д. Поленова. Картина поразила не только начинающего художника И. Левитана, она пользовалась на выставке огромным успехом.

В декабре того же года студент Исаак Левитан представил на ученической выставке свою работу «Заглохший пруд», явно навеянную картиной учителя [2] .

Однако дело только одной ученической работой не кончилось. Успех лиричной картины-элегии Поленова «Заросший пруд» оказался настолько огромным, что тема заросшего пруда стала у русских художников второй половины 19 века не просто популярной, а даже вошла в моду [2] . Появилось немало прудов в русском живописном искусстве.

Вдохновение, навеянного поленовским полотном, не обошло и Левитана [3] , вернувшегося к этой тематике.

В 1887 году Исаак Левитан создал свою картину с таким же названием — «Заросший пруд», причем Левитан создал два варианта [2] .

[править] Сюжет

Как уже было сказано, картина Левитана подчеркивает свою связь с полотном Поленова. Как и у Поленова, на холсте Левитана главенствует зеленый цвет. Чудесная умиротворенная тишина русской природы, застывшая на полотне, вся соткана из оттенков зеленого цвета [3] . Застывшая вода пруда, проступающая сквозь зелень кувшинок и водяную поросль, точнейшим образом передает отображение склонившейся ивы, стволов деревьев, прибрежной осоки… Вся картина пронизана тихим покоем [3] .

Но если у Поленова в такую же тишину гармонично вплетается светлая женская фигура, ставшая такой же частью природы, то у Левитана на полотне живет только одна природа — вода, растительность и контрастирующие с зеленью маленькие вкрапления светлого неба наверху. Левитан словно еще больше приблизил изображение к естественному началу.

[править] Варианты

Как уже было сказано, И. И. Левитан создал два варианта картины.

Один (холст, масло; 35 x 51 см) — изображает недвижимую гладь пруда, которую замыкают вдали группы деревьев и кустов, растущих на берегу. Некоторые искусствоведы считают этот холст этюдом к основному полотну художника [4] . Однако по выразительности и завершенности можно сделать вывод об отдельном произведении. Это полотно находилось в собрании В. Е. Шмаровина; ныне его местонахождение: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Тульская область [2] [4]

Второй вариант (холст, масло; 42 x 66 см) — считается основной картиной и представляет собой менее статичный и более контрастный пейзаж; деревья на этом холсте максимально приближены к пруду и нависают над ним [2] . Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург [2] .

Источник

Картина «заросший пруд», василий дмитриевич поленов — описание

«Заросший пруд» 1879 г. Холст, масло. 77 × 121,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Поленова В.Д. «Заросший пруд»

Объектом изображения В. Поленова стал тихий пруд. Произведение получилось тихим, лиричным, наполненным светом.

Картина Поленова притягивает своей родственностью, близостью. Действительно, изображенный пруд, что затерялся в тени деревьев, это восхищает и кажется очень знакомым.

Картина «Заросший пруд» отличается объемностью, рельефностью. Подобного эффекта удалось добиться благодаря прорисованным диагоналям. Берег пруда, дорожка и мостик – все в основе своей имеет диагональ.

Листва и ряска, находящиеся на поверхности пруда, создают особый зеленый покров. На его фоне привлекают внимание мостик и дорога, что скрывается в глубине леса.

Однако приглядевшись, зритель обнаруживает вдалеке скамейку и женский силуэт. Удивительно, но изображение человека здесь логично и оправданно.

Фигурка барышни является частью природы, оттеняет спокойствие и благодатность этого зеленого уголка.

Картина полна зелени, сочной летней зелени. Листва, трава, пруд – все выполнена в зеленых оттенках. Передний план картины представляет собой берег пруда. Художник скрупулезно и с большой любовью прорисовывает каждую травинку, произрастающую на берегу. Скромные луговые цветы и травы предстают перед зрителем.

Пруд получился также очень объемным, глубоким и сложным по цвету. Его зеленовато-сизый оттенок усиливает зелень листвы, что отражается в воде, а также зеленые листья кувшинок. Все это дарит пруду рельефность.

Картина полна света, хотя художник не изображает солнца или солнечных лучей, напротив, кусочек неба, мелькнувший в одном из углов холста, бледен. Ощущение света дают блики на воде и листве, поверхности травы.

Обращаясь к данному полотну, зритель словно погружается в атмосферу умиротворения, летней расслабленности, неги, спокойствия.

Лучшие картины Поленова В.Д.

Сочинение по картине Заросший пруд Поленова

Картина «Заросший пруд» написана талантливым российским художником Василием Поленовым. В его полотне преобладают все оттенки зеленого цвета. Когда картина вышла в свет, он заявил, что полотно написано одним зеленным цветом. Он мастерски владел кистью и красками.

Когда внимательно всматриваешься в данное произведения, мысленно переносишься в то место, а именно к данному пруду. Все кругом настолько зеленное и яркой, что на душе становится сразу спокойно и тихо. Не зря психологи говорят, что зеленый цвет успокаивает человека.

На полотне изображен пруд. Она насыщено темно-зеленого цвета. На нем поросли кувшинки и местами плавают водоросли. Видно, что пруд не чистят, он уже давно заброшен. У берега лежит большое бревно. А в самом пруду отражаются кроны зеленых деревьев и кусочек голубого неба.

В дальнем левом углу картины изображен камыш, которую воинственно захватывает пруд своими корнями. По краю берега растут деревья. Из-за этой густоты можно подумать, что это лес. На самом деле это давно позабытый парк. За ним давно никто не ухаживает.

У самого берега в центре картины расположен деревянный мост. С одного взгляда можно подумать, что он достаточно крепкий и массивный. Но его ножки находятся глубоко в воде. Скорее всего, они уже давно прогнили, и мостик может обрушиться.

От мостика идет тропинка, которая ведет к лавочке. На ней сидит женщина в красивом платье. Она задумчиво смотрит в воду. Наверное, вспоминает былые времена, когда этот парк выглядел совершенно по-другому.

Художник в своей картине прорисовал мельчайшие детали. Мы видим каждый цветочек и травинку. От этого картина кажется живой и ею хочется любоваться вечно.

Сочинение-описание Поленова Заросший пруд 3, 6 класс

Создание картины приходится на 1879 год. Художник изобразил на своем полотне тихую красоту русской природы. Здесь нет буйных красок или поражающих воображение сцен. Композиция наполнена светом и умиротворением.

Сюжет у картины практически отсутствует. Основную часть полотна занимает небольшой водоем, за которым простирается густой лес. Но, несмотря на кажущуюся простоту картины, произведение выглядит крайне притягательно для нашего взора. Это объясняется тем, что подобный образ очень близок любому русскому человеку, ведь практически в каждом уголке нашей страны можно встретить точно такой пейзаж.

Как можно заметить, при создании картины художник использовал такой прием как прорисовка объектов диагональными линиями. Благодаря этому, образы приобретают целостность, объем и перспективу.

Картина очень насыщена летними красками, пусть и довольно тусклыми. Зелень буквально обволакивает полотно, а чуть дальше – таинственная чернота, уходящая далеко вглубь чащи вековых деревьев. Она словно олицетворяет некую тайну, загадку будущего, чего-то далекого, пока еще никому неизвестного.

С высоты густо-зеленых крон деревьев на землю падает широкая тень, дарящая приятное чувство свежести и прохлады. Зелень отражается в неподвижной воде пруда, словно в зеркале. Картина выглядит более оживленной, настоящей, когда наш взор падает на поверхность водоема, где плавает множество кувшинок, виднеются островки ряски.

На фоне непроглядной чащи леса особо выделяется деревянный мостик и пробегающая рядом с ним желтая тропинка, ведущая глубоко в лес.

Если приглядеться внимательнее, то в тени можно заметить скамейку, на которой, чуть согнувшись, сидит женщина. Ее присутствие нисколько не нарушает покоя и безмятежности окружающей природы.

Эта женщина словно сама является частью молчаливого пейзажа, она расслаблена и наслаждается летней прохладой под сенью деревьев.

Художник почти не уделил внимания такой важной детали как небо, изобразив лишь небольшой кусочек голубого небосвода по левую сторону холста. Однако, несмотря на это, в картине достаточно много солнечного света, озаряющего поверхность травы, играющего бликами на водной глади пруда.

Описание настроения картины Заросший пруд

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Васнецова Царевна-лягушка 5 класс
    Холст «Царевна лягушка» был написан в начале ХХ века знаменитым русским художником Васнецовым. Это полотно шикарно.
  • Остроухов
    Творческая деятельность Ильи Семёновича началась в ранней молодости. С самого детства он и не думал, что станет известным живописцем. Остроухов увлекался коллекционированием природных богатств
  • Сочинение по картине Широкова Друзья от имени мальчика 7 класс
    Друзья — это родственные души. Дружбу за деньги нельзя купить. У меня тоже есть четвероногий друг. Он появился в нашей семье еще щенком. Когда родители принесли его домой, я не поверил своим глазам
  • Сочинение по картине Боровиковского Портрет Арсеньевой 5 класс
    Если посмотреть на произведения такого художника, то отчётливо виден его особый стиль в живописи. При всём при этом его стиль не заточен под стандарты школ и вузов искусств того времени
  • Сочинение по картине Репина Портрет Л.Н. Толстого
    Всем известен знаменитый русский писатель по имени Лев Николаевич Толстой, который за всю собственную жизнь одарил читателей книгами, несущие глубокие знания и важные истины. Интересно то, что за время его существования был написан по его образу портрет
Читайте также:  Подводное освещение для фонтанов

Сочинение по картине Поленова Заросший пруд (описание)

Заросший пруд

Картина В. Поленова «Заросший пруд» несёт в себе умиротворение, гармонию и спокойствие. При её создании художником были использованы тёмные тона, однако это не делает её мрачной, скорее, наоборот, живой и открытой. Больше всего на полотне присутствует зелёный цвет.

Но что же изображено на этой картине? Чем она так привлекает взор? Сюжет довольно прост. Старый пруд, с плавающими в нём лилиями и выходящим вперёд мостиком, к которому ведёт тропинка. Со всех сторон он окружён высокими, густыми и зелёными, кронами деревьев.

Но какой вывод можно сделать, рассуждая о изображённом на картине В. Поленова «Заросший пруд»? Какое время года хотел показать автор? Каков смысл данного полотна? Заманчиво поблёскивающий гладью вод пруд, так и манит к себе случайного прохожего.

Судя по буйно цветущей зелени, можно сделать вывод, что сейчас самое начало лето или конец весны. Именно в эту пору природа достигает апогея своего расцвета. Скорее всего, это милый сердцу, спокойный, тихо шарудящий листвой, летний вечер.

Картина русской природы, той самой, которая окружает нас с самого детства, близка каждому человеку и навевает ему глубокие рассуждения о жизни и наивные, романтические мечты о будущем.

2 вариант сочинения 6 и 5 класс

В 1879 году великий русский художник Василий Дмитриевич Поленов нарисовал картину «Заросший пруд». И до сих пор она считается самой популярной работой этого автора.

Больше всего в этой картине поражает удивительно точно переданная красота и умиротворенность первозданной природы.

На мгновенье может показаться что ты сейчас находишься там: вдыхаешь свежий воздух, чувствуешь тепло от солнышка, слушаешь как поют птицы и наслаждаешься невероятной красотой этого места.

На переднем плане картины нарисован берег, покрытый молодой зеленой травкой и белыми цветочками. Рядом с ним нарисован водоем с темно-зеленой непрозрачной водой. Это старый пруд.

А на его поверхности растут кувшинки с уже распустившимися цветами. Если приглядеться, то можно увидеть, как на гладкой поверхности воды как в зеркале отражаются камыши, деревья, мостик и даже голубое небо.

Удивительно с какой точность автор передаёт красоту природы.

На заднем плане картины изображен другой берег. Он зарос камышом и к нему невозможно подойти. За ним нарисован густой и дремучий лес. Когда смотришь на него первое что бросается в глаза — это старый и могучий тополь который растет подальше от других деревьев. Рядом с тополем находиться мост.

Он сделан очень умело и сразу видно человек, который, сделавший его мастер на все руки. Наверное, в те времена, когда в воде еще не росли кувшинки, а пруд был чистым и не заброшенным сюда приходили купаться дети и прыгали с этого моста. Единственным человеком, изображенным на картине, является девушка.

Она сидит на скамейке, а в руках у нее раскрытая книга. Наверное, девушка захотела уединиться со своих мыслями и поэтому пришла в это заброшенное место. Или ей просто захотелось полюбоваться природой. А может быть, это место встречи для романтического свидания, и она кого-то ждет.

В этом-то и прелесть этой картины каждый сам придумывает её описание.

Когда смотришь на картину «Заросший пруд» ты невольно начинаешь чувствовать спокойствие и умиротворение. Наверное, именно этого и добивался автор картины. И именно поэтому он так много использует зеленого цвета. Автор с помощью этой картины пытается показать свои чувства: восторг от пейзажа, любовь к природе, жажду к жизни.

Мне очень понравилась эта картина. Это именно та работа Поленова, на которую хочется смотреть часами. То с какой невероятной точностью автор передал красоту этого места и делает эту картину по особенному прекрасной.

Другие интересные картины

← Бабушкин сад↑ Поленов В.Д.Московский дворик →

Сочинение по картине В. Д. Поленова «Заросший пруд» — Сочинение

Сочинение по картине В. Д. Поленова «Заросший пруд»

Василий Дмитриевич Поленов известен как та­лантливый художник, выдающийся живописец, автор картин, получивших мировую известность. По словам одного из критиков того времени «Поленов превос­ходно владеет искусством и техникой изображения природы…».

Разносторонне одарённый, получивший хорошее образование мог стать и историком, и му­зыкантом, но выбрал для себя поприще художника. Писал картины на исторические темы, панорамные виды, портреты и, конечно, пейзажи. Картина «За­росший пруд» была написана в 1879 году по этюду, сделанному в 1877 году под Киевом в деревне Петруш­ки.

Сюжет с прудом, водоёмом и рядом растущими деревьями часто использовался Поленовым в написа­нии полотен.

На первый взгляд, кажется, что картина выполне­на только в зелёном цвете всевозможных оттенков. Преобладание зелёного в пейзаже — таким было ощущение художника при написании этюда. Так сложилось в тот момент: положение солнца, пада­ющая тень, обилие зелени, точка обзора. Лирическое настроение, навеваемое пейзажем, создано поэтиче­ски настроенным автором.

Художник-романтик смог передать свою любовь к красотам природы, элеги­ческое настроение, очарование солнечного летнего дня. Все пейзажи Поленова связаны присутствием человека, действительным или возможным. Так и на этой картине изображена небольшая часть пруда, лес на берегу, мостки и в глубине картины — скамей­ка с сидящей на ней девушкой.

В руках у девушки раскрытая книга. Эта деталь добавляет романтизма сюжету. Когда-то пруд был чистым, ухоженным, сюда приходили купаться взрослые и дети. Протоптанная, выбегающая из леса, песчаная дорожка, скамейка для отдыха, деревянные мостки для привязывания лодок и для ныряния, остатки какой-то конструкции в виде перекладины.

Но без должного ухода пруд стал зарастать и теперь купаться в нем никто не хочет.

Некогда излюбленное место отдыха приходит в за­пустение. Но для уединения здесь замечательно удоб­но, поэтому девушка одна на старой скамейке в забро­шенном парке, она читает книгу и предаётся мечтам.

Возможно, она приехала погостить на лето, гуляя, забрела на берег пруда. Возможно, это место знакомо ей с детства, здесь она купалась и гуляла когда-то. Известно, что позировала художнику его сестра.

На переднем плане картины — часть берега водоё­ма с тщательно прорисованными деталями. Каждая травинка, каждый цветочек, каждый лепесток ро­машки скрупулёзно подробно выписаны художником. Далее водная гладь старого пруда.

На поверхности тёмной, непрозрачной воды зелёные, жёлтые, красно­ватые листья кувшинок с распустившимися цветами, островки ряски, тины, у берега прибившееся бревно. Водяные лилии отлично прорисованы на всех планах картины, чтобы подчеркнуть контрастность тёмной воды и светлых цветов.

Дальний берег зарос камы­шом (точнее это не камыш, а аир — болотный корень) так, что подхода к нему совсем нет. Поверхность воды такая спокойная и гладкая, что в ней, как в зеркале от­ражаются деревья, камыш, трава, кусочек неба и даже мостки. На заднем плане картины — густой лес со ста­рыми деревьями, в который со временем превратился парк.

Рядом с мостками растёт могучий дуплистый то­поль, вокруг которого подрастает молодая тополиная поросль. Деревья так разрослись, что им становится тесно, растущие на берегу склонились к воде, словно лесной массив выталкивает их. Элементы этого плана расплывчаты, изображение совсем дальних деревьев размыто.

Изображение реальное, ведь издалека невоз­можно разглядеть подробности, детали сливаются, так и отразил художник увиденное. Используя разные от­тенки зелёного, художник умело наложил светотени, которые образуют очертания деревьев. За контуром леса виднеется кусочек голубого неба, по которому плывут белые облака.

Солнечная дымка летнего дня прячется между кронами деревьев. Поленов исполь­зовал синий и фиолетовый цвета как переходные от голубого к зелёному. Воздушная дымка синеватого цвета стелется между ветвей, играет синевой листва от солнечных лучей. Солнечным светом пропитана трава на берегу, она отливает изумрудом.

Полотно насыщено воздухом, Поленову удалось наполнить картину светом и свободой пространства. Смотря на холст, хочется глубоко вздохнуть и ощутить прелесть свежего воздуха и солнечного света. Звуки, спрятан­ные в холсте, перекликаются пением птиц, стуком дятла по дереву, шорохом листвы, жужжанием на­секомых, кваканьем лягушек. Их можно услышать, любуясь замечательной картиной Поленова.

Пейзаж дышит умиротворением и покоем. День как будто создан для отдыха и наслаждения кра­сотами природы.

Женщина, погруженная в чтение, и парк с прудом становятся единым целым, в кото­ром переплетаются таинственный мир природы и мир женской души.

Одновременно, сохраняя свою личную тайну, они гармонично дополняют друг друга, лес под зелёным покровом охраняет хрупкую женщину, принимает её как свою часть.

Позже Поленовым было написано ещё одно полот­но «Пруд в парке», сходное по тематике с «Заросшим прудом».

Выставляется картина в Государственной Третья­ковской галерее в городе Москве.

Здесь искали:

  • Сочинение по картине Заросший пруд
  • сочинение по картине поленова заросший пруд
  • сочинение по картине заросший пруд поленов

Заросший пруд. Описание картины Поленова

Василий Поленов. Заросший пруд.
1879. Холст, масло. 77 x 121,8. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Настоящий пейзаж Поленова является одной из трех картин, которые представляют собой лирико-философскую трилогию, созданную в 1878—79 годах, в которую входят следующие картины: Бабушкин сад, Московский дворик и Заросший пруд.

Лето 1877 года Поленов проводит в деревне Петрушки под Киевом. Здесь был написан этюд, который стал основой картины.

Этюд пролежал до осени 1878 года. В это время Поленов перебирается с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Чуть позже здесь же обосновался и Лев Толстой, купив усадьбу неподалеку. Многие, кто знают о толстовских идеях, которые были так по душе Поленову, называют это совпадение пророческим. Но познакомились они значительно позже.

Хамовники, с красотой старого сада, поразили воображение художника. Эти впечатления были отображены на картине.

Старые мостки с вытоптанной почти до белизны тропинкой придают образу пруда ностальгическое звучание. Моделью для фигуры женщины послужила сестра художника, В. Д. Хрущева.

Читайте также:  Бассейн детский сад проект

Академическая традиция дает о себе знать в композиционном построении картины. В соответствии с этой традицией художник выстраивает два плана — задний, написанный довольно «приблизительно», и подробный передний.

В изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости, преобладает возвышенно-мечтательное настроение.

Оно подчеркнуто хрупкой неподвижно-задумчивой фигурой женщины, одиноко выделяющейся на фоне темных деревьев, раскинувшихся могучим шатром и как бы служащих ей надежным убежищем.

Лирика пейзажного мотива становится более явственной благодаря единому настроению таинственного мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу.

Один из критиков Московских ведомостей писал о картине: «Поленов превосходно владеет искусством и техникой изображения природы, идеальным центром для него является все-таки человек, и его присутствие чувствуется везде. Так и в картине “Заросший пруд” это не есть пруд вообще… У этого пруда есть своя история…

В картине этой опять сказался романтик. Было бы весьма трудно с точностью определить ту категорию, под которую должна быть подведена картина г. Поленова…

Картина Поленова — это то, что у немцев называется Stimmungsbild, такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего настроение и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегия».

В пейзаже заметно стремление Поленова к эмоциональным и визуальным контрастам. Ярко-зеленая, с подробно выписанными ромашками на первом плане, солнечная лужайка соседствует с таинственной глубиной темных масс деревьев.

Через подернутые воздушной дымкой деревья открывается голубизна неба с белыми облаками, выступающая контрастом темным деревьям парка.

Близкое к стилистике ландшафтов начала XIX века разнообразие пейзажа, его романтическая таинственность, неожиданность сочетаний светлых солнечных и затененных его частей имели в своей основе выстроенную до тончайших нюансов систему пленэристической живописи, разработанную художником еще в этюде «Пруд в парке». (1876).

Кувшинки, равно как и детали берега, прописаны очень тщательно; эти будничные образы контрастно дополняют торжественный образ парка, теряющегося за пределами картины. В основе картины — виртуозно обыгранные художником градации одного и того же зеленого цвета. В тончайшей его нюансировке Поленов вновь выступает непревзойденным мастером-колористом.

Картина была показана в 1879 году на 17 передвижной выставке, зрители были в восторге. Ученик Поленова Исаак Левитан написал подобную картину, назвав ее так же.

Сочинение-описание по картине Заросший пруд Поленова (3, 5, 8 класс)

Картина В. Д. Поленова «Заросший пруд» стала одним из завершающих творческих работ деятельности художника. В ней сосредоточилась мудрость, величие и талант этого человека. Изображенный пейзаж кажется загадочным, поражает воображение необыкновенным затишьем, выбранным местом и цветовой гаммой.

Автор полотна, стоя на пригорке, имеет хорошую возможность охватить взглядом и береговые пространства, и пруд, и часть небес, и дебри. Ближайшая часть берега покрыта густой травой с вкраплением мелких белоснежных полевых цветов.

Вода в заброшенном пруду настолько застоявшаяся, что напоминает болотистую массу. Она будто изнутри отливает зеленью, совершенно непрозрачна. Отдельными скоплениями скучковалась на поверхности воды темно-зеленая тина.

Гладь этого источника отражает все, что находится на берегах и небе. Желтые и зеленые листья кувшинок в некоторых местах прибились ближе к берегам, а кое-где задержались в центре пруда. Несколько чудесных белых кувшинок красуются на круглых листиках этого растения.

Они будто застыли навек в одном положении. Это говорит о том, насколько редкий момент — безветренную погоду запечатлел автор работы.

Противоположный берег характеризуется заросшими кустами камыша. Все остальное пространство занимает густой лесной массив, состоящий из крепких немолодых деревьев. Их крона густая, покрытая изумрудными листьями, в некоторых местах цветущая. Из глубины зарослей изображена песчаная тропа, которая ведет к деревянному спуску.

В глубине между деревьями, присмотревшись, можно увидеть женщину, погруженную в собственные мысли. По ее внешнему виду создается ощущение, что она счастлива в уединении. Отдыхая в тени деревьев, незнакомка наслаждается тишиной и покоем, царящими вокруг. Она будто не замечает темного пятна, ведущего вглубь леса. Можно предположить, что изображенный день выдался знойным.

Но оттуда, где находится героиня, веет прохладой.

Картина В. Д. Поленова будто утонула в роскошной зелени лесной растительности. Лишь небольшой кусок голубых небес и белых облаков виден над лесом.

Таинственный природный летний уголок заставляет задуматься о вечных вопросах, существующих в нашей жизни.

К этому располагает мирная обстановка изображенного автором места, сочные оттенки зеленого цвета и воображаемый душистый аромат цветущей растительности. Глядя этот пейзаж, хочется мечтать о светлом будущем, о безоблачных днях и думать о любви.

Отзыв-описание

Это зеленая картина. Абсолютно серьезно – тут использованы просто все оттенки этого цвета. Но это и нормально для лесного пейзажа. Когда летом смотришь на леса-поля, то там тоже, кажется, только зеленый. Столько его оттенков! И всё-таки не хотел бы я собирать паззл с такой картиной!

На этой картине есть и человек, но его сразу не разглядеть. Дело в том, что он, точней, она не на первом плане. И ещё на ней зеленое платье. Тоже будто специально, чтобы слиться с природой. Наверное, в доме такое платье хорошо – свежо смотрится, но тут в лесу не отличить от дерева! Думаю, что героиня достаточно молода.

Даже если на улице жарко, то тут в лесу и у водоёма должно быть свежо, а на ней ни шали, ни шляпки. Старушки даже при летнем зное кутаются! Эта женщина сидит на какой-то скамеечке, смотрит на воду. Отдыхает и набирается сил.

Чувствую, что у неё своя история… Скучает ли она по кому-то, надоели ей окружающие, сочиняет ли она стихотворение? Вариантов много.

На первом плане картины, как и в названии, пруд заросший. Тут есть мостки. Это даже не недостроенный мост, а такой помост в воду. С него можно стирать, рыбачить, прыгать, чтоб искупаться.

Но пруд такой весь в тине, что ни того, ни другого, ни третьего уже не сделаешь.

Почему он зарос? Не чистили… То есть просто никто его не использовал, не приходил сюда, мутя воду – в хорошем смысле, то есть разгоняя водоросли. И вот пруд совсем испортился.

На мостках сплошное солнце! Берег в траве и цветах. От влажности тут растительность очень густая. Наверное, полно комаров. Справа ещё какая-то часть деревянная, но она совсем завалилась. Деревья тут довольно высокие, они создают густую тень. Дальше точно лес, так как зеленый цвет становится совсем черным.

Сама картина, как я вижу по иллюстрации, в трещинах. Может, ей тоже не повезло с условиями или с составом красок. Но думаю, что в реальности она бы мне очень понравилось. Тут прямо видно, что в листве, воде, то есть на полотне видны мазки краски. Люблю, когда поверхность картины такая неровная, ощущается рука художника.

От картины веет прохладой, немного грустью запустения. Но сначала человек осваивает природу, а после она всё забирает.

← Бабушкин сад↑ ПоленовМосковский дворик →

Василий Дмитриевич Поленов Заросший пруд: Описание произведения

«Заросший пруд» – один из самых знаменитых пейзажей Василия Поленова. Вместе с «Московским двориком» и «Бабушкиным садом» они составляют своего рода трилогию, элегическое повествование о доживающих свой век дворянских усадьбах. Всё так узнаваемо, что, кажется, даже нечего к написанному Поленовым и добавить – любые слова будут излишни.

Вот старый пруд с заиленным дном. Он давно не чистился и «цветёт»: вода у берегов затянута ряской, а ближе к центру водоёма – покрыта кувшинками. Заросли камышей наступают, отвоёвывая территорию у купальщиков. Заброшенный парк с серебристым тополем у мостков и наклонившимися к воде дубами – одичал и разросся.

Красноречивая деталь: доски ветхих мостков побелели от долгого использования и частого хождения. Должно быть, когда-то мостки вели к купальне, где было шумно и весело, а сейчас уже никуда не ведут: небольшой песчаный пляж окончательно зарос травой.

Одних только школьных сочинений, не говоря об искусствоведческих эссе, сколько написано о мечтательной грусти и молчаливом величии природы в картине Поленова «Заросший пруд»! Но, кроме всем известного реалистического, есть у «Заросшего пруда» и некий мистический подтекст. Летом 1877-го года 33-летний петербуржец Василий Поленов оказался в окрестностях Киева.

Он приехал погостить к родной сестре Вере, муж которой Иван Петрович Хрущов работал в Киеве директором Института благородных девиц. На лето семья Хрущовых снимала дачу в селе Петрушки, в нескольких десятках вёрст от Киева. Сейчас это Киево-Святошинский район Киевской области.

Село Петрушки сохранило своё название, жителей там всего около шестисот, глушь примерно такая же, как была при Поленове, редкого туриста-рыбака Петрушки привлекут разве что своими озёрами. Водоёмов там целый каскад, называются они почему-то «Черные озёра». Отчего именно «Чёрные» – неизвестно.

Может, из-за цвета воды, к которой из-за высоких деревьев с густыми кронами деревьев почти не пробивается солнце.

Поневоле припомнишь гоголевское, жутковатое, из повести «Майская ночь, или утопленница»: «Как тихо колышется вода, будто дитя в люльке! – продолжала Ганна, указывая на пруд, угрюмо обставленный темным кленовым лесом и оплакиваемый вербами, потопившими в нём свои жалобные ветви».

А возможно, озёра – «Черные» из-за каких-то поверий, связанных с утопленниками или нечистой силой, которыми так богата киевская земля.

Кстати, всего в нескольких километрах от Петрушков находится городок Буча, любимое место юного Михаила Булгакова, где его родители построили дачу, единственное собственное жильё – даже знаменитый дом в Киеве на Андреевском спуске, где сейчас музей, был съёмным. Дачу в Буче семеро детей Булгаковых обожали, рвались туда каждое лето. Ровно та же гоголевская природа, что мы видим в пейзаже Поленова, – непокорная, буйная и до обидного не нуждающаяся в человеке – гипнотизировала и чаровала будущего автора «Мастера и Маргариты», который скажет потом о себе: «Я – мистический писатель».

В 1877-м году в Петрушках Поленов создал первый эскиз для картины «Заросший пруд». По композиции он почти не отличается от картины. Только женщина там не сидит на скамейке в глубине сада, а стоит у берега.

Читайте также:  Резиновые бассейны с подогревом

Потом Поленов уедет, а два года спустя, в 1879-м, напишет всем известный и всеми любимый «Заросший пруд» с тёмными стоячими водами, отражающими столетние дубы. Вот только женщину «отодвинет» совсем уж на периферию. Чтобы не перетягивала внимание.

Чтобы – как у Пушкина – только «равнодушная природа» продолжала, вне зависимости от человеческого присутствия, «красою вечною сиять».

Менее удачный, но более соответствующий первоначальному эскизу вариант картины Поленов напишет в 1880-м.

Пейзаж примут хорошо, он будет показан вместе с «Бабушкиным садом» на VII передвижной выставке. Консерваторы будут хвалить его за вполне академическую двупланную композицию: первый план, с травой и мелкими цветами ромашки, как и положено, подробный; второй, с уходящими вдаль деревьями, – более обобщённый, размытый. Новаторы отметят новомодную импрессионистскую пленэрность и внимание к игре света. Это и неудивительно: как раз в середине 1870-х, когда во Франции проходили первые выставки импрессионистов, пенсионер Академии художеств Поленов жил в Париже, делил вместе с Репиным квартиру на Монмартре. А уж кувшинки – настоящий фетиш француза Клода Моне – на пейзаже Поленова появились точно раньше.

Но, возможно, главное художественное достоинство «Заросшего пруда» – его колорит. Поленова вообще будут больше всего ценить за мастерство колориста. «Заросший пруд» строится на богатейших градациях зелёного цвета, настолько разнообразного и тонко нюансированного, что искусствовед Тамара Юрова даже заметит: «Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов».

Многие знают, что женщину на скамейке перед заросшим прудом Поленов писал со своей сестры Веры. Её же можно видеть и в пейзаже «Бабушкин сад». Но не всем известно, что Вера и Василий были не просто братом и сестрой – они были близнецы, родились в один день, 20 мая (1 июня) 1844 года. Василий проживёт 83 года, он застанет революцию и советскую власть; в 1870-х приближенный к будущему императору Александру III (Репин даже грешил на друга, что тот зазнался после знакомства с наследником), Поленов уже в новом государстве станет одним из первых, кто получит «Народного художника Республики» – такая долгая и насыщенная событиями ему выпадет жизнь. А вот Вера, сестра-близнец и очень близкий Поленову человек, умрёт от болезни лёгких в 1881-м году, меньше чем через два года после создания «Заросшего пруда». «Бедная, она сильно страдает от неумолкающего жару. Боже, какое тяжелое время», запишет Поленов в те дни.

Перед смертью 37-летняя Вера обратится к брату Василию с необычной просьбой – написать большую картину о жизни Христа, которую брат давно задумывал, но всё никак не мог заставить себя за неё приняться (скорее всего, речь шла о картине, известной сейчас под названием «Христос и грешница»). И брат послушается. Картины Поленова на евангельские сюжеты не так знамениты, как его пейзажи, но писать их художник будет много и вдохновенно, словно выполняя волю покойной сестры. Таких работ у Поленова около 60-ти. Товарищ Поленова Федор Шаляпин, с кем вместе они проводили время в усадьбе мецената Саввы Мамонтова Абрамцево, восхищался: «Его библейские сцены – как мог он совместить в своей душе это строгое и красочное величие с тишиной простого русского озера с карасями? Не потому ли и над его озёрами веет дух Божества?»

Харизматичным «Заросшим прудом» Поленов заложил своего рода традицию. Озёра, мосты, кувшинки будут с увлечением писать любимые ученики Поленова – Константин Коровин (1, 2, 3, 4) и Исаак Левитан (1, 2, 3, 4), а левитановское «У омута» считается прямым продолжением темы Поленова.

Есть свой «Заросший пруд» и у младшего современника Поленова Валентина Серова.Сам же поленовский «Заросший пруд» так и останется загадкой. И лишь от широты ассоциаций зрителя зависит, как воспринимать этот пейзаж – в более традиционном, ностальгически-усадебном, чеховско-тургеневском ключе или же в мистическом, гоголевско-булгаковском.

Биография Поленова даёт основания как для первого, так и для второго.

Картина Заросший пруд. Поленов Василий. 1879 г

Полотно поразило своим лиризмом и чувством искренней любви к русской природе, тишиной и умиротворенностью. Картина «Заросший пруд» написана великим русским художником Василием Поленовым в 1879 году и тогда же была продемонстрирована на семнадцатой Передвижной выставке, полюбившись всем ценителям истинного искусства.

При написании картины Поленов с присущим ему огромным талантом применяет всевозможные оттенки насыщенного изумрудно-зеленого цвета, изображая таин¬ственный уголок векового парка.

Темно-зеленый цвет в тени парка свободно переливается в нежнейшую гамму, освещенных лучами полуденного солнышка верхушек деревьев вдали. Оттенки зелено-изумрудной гаммы отличаются своеобразной красотой и множеством невероятных нюансов.

На полотне художника вы не найдете двух одинаковых оттенков.

Картины Василия Поленова завораживают философским взглядом на жизнь, любовью к миру и российской природе. Учат нас ценить красоту окружающего нас мира.

Загадочность и спокойствие присуще пруду, заросшему нежными кувшинками и зелеными щупальцами водорослей. Смотришь на пейзаж и представляешь, как поздним вечером около полуночи на деревянном мосточке сидят русалки, опустив чешуйчатые хвос¬ты в темень воды, медленными плавными движениями расчесывают свои длинные шелковистые волосы и терпеливо ждут заблудившегося прохожего.

Другой бережок, хотя и зарос высокой травой и скромными полевыми цветочками, освещен яркими лучами, пробившимися сквозь кроны высоких деревьев. Возникает непреодолимое желание, разуться и походить по траве, ощущая неразрывную связь с родной землей.

В глубине видна светлая женская фигурка. Девушка сидит на скамье, и в своем уединении не замечает ничего вокруг, уйдя в свои воспоминания о прошлом, а может быть, уже размышляет о будущем. Что несет оно ей? Кто знает? Что прошепчет ей тихий ветерок, тихонько проскользнувший меж деревьев, в этом уголке парка у заросшего тиной пруда?

Место и впрямь располагает к размышлению: затаенное спокойствие и только чуть слышный всплеск рыбки, ушедшей на глубину, или негромкая перекличка пичужек легко вплетаются в чут¬кую тишину. Даже легкий ветерок не тревожит этот покой. Нет ряби на воде, не шелохнется ни листочек, ни травинка. Все словно замерло.

Вглядевшись в уголок многолетнего тенистого парка, словно проникаешься ощущением гармонии жизни, восхищаясь красотой и величием природы. На душу снисходит мечтательное настроение.

Этому настроению соответствует и фигурка женщины в светлом платье, которая словно лучик виднеется на заднем фоне картины. Вековые деревья, которые словно окружили ее, словно предлагают ей убежище от невеселых житейских дум.

Лирика картины выражена в единстве природы и женской души, их безмолвному внутреннему диалогу.

Из глубин памяти непроизвольно возникают строки из стихов Пушкина А.С. – «печаль моя светла».

Пейзаж построен на высокоэмоциональном и визуальном впечатлении. Ярко освещенная зеленая лужайка, с ромашками , освещенная неярким солнышком, расположена по соседству с таинственностью парковых насаждений.

Через подернутые маревом деревья видна голубизна высокого неба с барашками облаков, как контраст вековым деревьям старинного парка.

Сейчас полотно «Заросший пруд» истинно русского художника Василия Поленова находится на экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве.

Сочинение по картине В.Д. Поленова «Заросший пруд»

Наша страна богата первозданными уголками природы, местами, куда редко ступает нога человека, таких себе безлюдных уголков старых парков, где всегда можно уединиться и помечтать, поразмышлять, а может, и назначить романтическое свидание. Как раз такое безлюдное место изобразил в своей работе Поленов, назвав картину Заросший пруд.

Поленов: Заросший пруд

Наверное каждому человеку известно тихое место, которое стало для него излюбленным. Место, которое было когда-то популярным, а со временем приходит в запущение. Оно начинает зарастать травой, порослью, создавая ощущение первозданности природы. Как раз это и запечатлел Василий Поленов на картине Заросший пруд.

Написал полотно автор в 1879 году, передав зрителю ощущение умиротворенности и свою любовь к русской природе. Вообще, Поленов писал разные картины. Это и картины на историческую тематику, портреты и панорамы, но особое место в его творчестве занимает живопись.

К ней и относится картина Поленова Заросший пруд, по которой мы пишем наше сочинение.

Описание картины

Первое, что привлекает в картине, это буйство зелени. Сразу кажется, что это полотно написано с использованием только одного зеленого и только присмотревшись, мы видим и другие краски. Сюжет картины прост и каждому известен. Ведь подобные картины мы могли наблюдать в парках на берегах заброшенных водоемов.

Однако автору удается изобразить природу по-особенному, и хочется всматриваться в каждую прорисованную деталь. Например, хочется рассмотреть на переднем плане каждую отдельную травинку, каждый цветочек, проросли на берегу. Далее мы видим водную гладь. Это и есть заброшенный пруд, в котором давно уже никто не купался.

По нему спокойно плавают кувшинки, и возможно поют свою песню лягушки.

Справа мы видим деревянный мостик. И тут же воображение рисует какого-то рыбака, что сидел здесь и ловил рыбу или же мальчишек, которые резвились и прыгали с моста в воду. Рядом с мостом растет старый тополь.

Он больше всего выделяется среди других деревьев. Так как место заброшенное, то мы видим как успела разрастись тополиная поросль.

Далее видим заросли камышей и на заднем плане непроглядный парк, что стал подобен густому лесу.

При внимательном осмотре мы замечаем, что это безлюдное место не такое уже и безлюдное. Ведь в глубине парка с правой стороны мы замечаем девушку. Она спряталась в тени деревьев, присев на лавочку. В ее руках книга, а может быть личный дневник.

Девушка погружена в свои размышления, слушая звуки природы. Это и птичий гомон, и шелест листьев, и стрекотание лягушек. Девушка уединилась, чтобы спрятаться от проблем, а может у нее просто назначено здесь свидание с любимым? Все может быть.

В любом случае, заброшенный пруд, что на картине Поленова отличное для этого место.

Картина сочная, яркая, наполнена солнечным светом, которому удалось пробиться между деревьев. Она вдохновляет и вызывает только лучшие эмоции.

Источник

Оцените статью