Урок на тему «Реки. Речная система»
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Акаткина_ урок_Реки 6 класс.doc
Урок географии, 6 класс.
Учитель географии Акаткина Алла Михайловна
Тема: Реки. Части реки. Речная система.
Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке — как о виде «Внутренних вод» (вод суши)
Дать знания о речной системе, бассейне и водоразделе реки.
умений и навыков работы с физической и контурной картами;
умений: называть и показывать реки, давать характеристику речной системы по плану.
Развивать навыки работы с источниками географической информации.
Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством нестандартной формы изложения материала учителем и получения знаний (работа с видеофрагментом, анализ фото и т.п.) учащимися.
Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река», «Приток 1порядка», «Приток 2 порядка», «Речная система», фотографии с изображением рек. Кроссворд. Карточки с заданиями к практической работе. Контурные карты. Слайды.
Термины: «река, водоток, питание, режим, русло».
Тип урока по дидактическим целям: Урок изучения нового материала
Изучение нового материала.
Составные части реки: Исток, русло, устье.
Закрепление изученного материала.
На предыдущих занятиях мы ввели в учебный процесс понятие «Воды суши».
Вода — чудесный дар природы!
Она вокруг, куда ты не взгляни:
В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,
И бьёт ключом на дне реки.
Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определит тему нашего урока.
Кроссворд раздается каждой группе учащихся.
Углубление на дне реки, по которому течет вода?
Место впадения реки в озеро, море?
Как называется речка, впадающая в главную реку?
Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку?
Какое же слово получилось?
Вы уже поняли, ребята, что тема урока…
Верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Реки. Части реки. Речная система».
Учитель записывает тему урока на доске.
Сегодня на уроке мы:
— научимся находить на карте исток, русло, устье реки.
— узнаем, что такое речная система, научимся определять и показывать речную систему рек на картах, бассейн реки, водоразделы.
— Научимся определять направление течения по карте.
Ребята! Обратите внимание на фотографию реки
— Кто из вас видел реку?
— А как вы поняли, что это именно река, а не болото или озеро, к примеру?
— А как вы решили, что это именно река?
Ребята! Используя все признаки реки, давайте ответим на вопрос: что такое река?
А теперь вместе со мной немного пофантазируем и порисуем.
Однажды, на белом свете жил ручеёк. Его отцом был Родник Ключевой.
Учитель рисует на доске.
море
И вот, однажды, ручеёк решил отправиться в путешествие. Во время течения по земной поверхности, в к нашему ручейку присоединились его друзья — такие же водные потоки- Ручей Ледниковый и Ручей Озерный. И превратился наш Ручей в полноводную реку, которая однажды, впала в огромный водоём – это было море. Вот такая судьба у каждой реки.
Посмотрите, на доске термины: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река».
— Вы знаете, как называется начало реки?
— Посмотрите на рисунок: где берёт начало главная река?
Верно! Родник- это и есть исток нашей реки, т.е. именно отсюда река берёт своё начало.
— А что еще может служить истоком рек?
Всё правильно! Например, Ангара — величавая сибирская река, берёт своё начало в озере Байкал.
Учитель показывает исток реки на карте
— Вернёмся к определению реки, где протекает водоток?
У реки выделяют устье.
— Кто из вас видел устье?
— А что это такое?
Даже если не каждому из вас довелось видеть устье большой реки, то наверняка все видели, как один ручей впадает в другой. Это и есть устье.
Существуют различные виды устьев.
Эстуарии — воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.
Дельта- форма устья с потоками, на которые делиться главное русло.
Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.
Помните, в наш ручеёк по мере течения дружно вливались другие ручейки. Как бы вы их назвали? Ведь, они приносят воду в главную реку!
Правильно! Дополним рисунок термином «Приток».
Притоки, берущие начало из озера, гор, болота.
— Сколько всего получилось?
— Как их будем различать?
— Как мы определим, какой левый приток, а какой правый?
— Посмотрите на притоки, берущие начало в горах и в озере. Что вы можете сказать о них?
— А как же здесь быть?
— Один из них первого порядка, другой — второго порядка.
В совокупности это и есть речная система. Сделайте подзаголовок рисунка в тетради: «Речная система».
На Физической карте полушарий в атласе найдите самые крупные речные системы мира.
В чём различия между понятиями «Речная система» и «Речной бассейн»?
Пользуясь физической картой России в атласе, ответе на вопрос: Водоразделом каких рек, являются Уральские горы?
Давайте подумаем понижению или повышению в рельефе соответствует речная долина?
Понижению или повышению в рельефе соответствует речной бассейн?
Понижению или повышению в рельефе соответствует водораздел??
— А сейчас заполним схему реки и укажем все ее части. У каждого на парте лежит схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно.
— Давайте ее проверим.
Проверка ( Исток – 2, речной бассейн – 5, устье – 1, водораздел – 4, приток – 3)
Оцените свою работу:
5 правильных ответов – отлично
4 правильных ответа – очень хорошо
3 правильных ответа – стоит обратиться за помощью
1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям.
Найдите на Физической карте России р.Волга. Давайте вместе опишем речную систему по плану:
Исток главной реки, устье главной реки.
Левые и правые притоки.
Притоки 1 и второго порядка.
А как можно определить длину реки?
Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб карты. Измерьте длину рек:
1 вариант — р. Обь.
2 вариант — р. Енисей.
Практическая работа в группах.
Задание: Описание рек Обь, Енисей, Амур, Амазонка, Миссисипи, Лена по плану.
Давайте вернёмся к загадке, которую я загадала вам в начале урока. По её содержанию мы вместе определим те знания, которые получили на уроке.
«Чуть дрожит на ветерке
лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море».
1. Что за узкая лента на просторе?
2. А что мы называем рекой?
3. Что за узкий кончик в роднике?
4. А широкий в море?
Я открыл для себя:
Я еще раз убедился:
Я пришел к выводу:
Я все же не понял:
Записывает задание на доске.
На контурной карте подписать реки: Волга (Ока, Кама), Обь(Иртыш), Енисей(Ангара), Лена, Амур, Терек, Кубань, Амазонка, Нил, Конго, Янцзы, Инд, Ганг, Миссисипи.
Подписывать названия по течению карандашом.
Учащиеся приветствуют учителя.
Русло, устье, приток, бассейн
Учащиеся записывают тему урока в тетради.
«Чуть дрожит на ветерке
лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море».
Дети, на основе анализа фотографии, называют понятия, характерные для реки: водоток, питание, течение, русло.
Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
Ребята выделяют слова.
Учащиеся рисуют в тетради.
Ученик ставит табличку «Исток» на рисунке.
Болото, горы, озеро.
В углублении- русле.
Ученик прикрепляет табличку: «Русло».
Выполняют работу. Схема:
(показывают реки на карте)
Ученик прикрепляет табличку «Приток» к рисунку.
Встать по течению лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, если слева- то левый.
Речная система = Совокупность главной реки и её притоков.
Амазонка, Конго, Обь с Иртышем, Миссисипи с Миссури.
Бассейн реки — площадь, с которой река собирает воду.
Водораздел- линия, разделяющая смежные бассейны рек
Понижению в рельефе
Понижению в рельефе
Повышению в рельефе
море Каспийское (дельта)
С помощью линейки, нитки.
Выполняют поставленную задачу
Река— это водоток, текущий в углублении- русле.
Исток- начало реки.
Устье- место впадения реки в другую реку, озеро, море. Океан.
Учащиеся записывают задание в дневнике и в тетради.
Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определило тему нашего урока.
Кроссворд раздается каждой группе учащихся.
Углубление на дне реки, по которому течет вода?
Место впадения реки в озеро, море?
Как называется речка, впадающая в главную реку?
Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку?
Какое же слово получилось?
Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определило тему нашего урока.
Кроссворд раздается каждой группе учащихся.
Углубление на дне реки, по которому течет вода?
Место впадения реки в озеро, море?
Как называется речка, впадающая в главную реку?
Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку?
Какое же слово получилось?
Практическая работа в группах
Задание: опишите реку Обь по плану.
1. Материк, на котором находится река
Река находится на материке
2. Исток, направление течения, устье
(исток — где берет начало, устье — куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17
Река протекает в направлении —
3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении — равнинная или горная)
Река имеет длину —
Левый приток 1 порядка —
Правый приток 1 порядка —
6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе)
Река относится к бассейну —
Практическая работа в группах
Задание: опишите реку Лена по плану.
1. Материк, на котором находится река
Река находится на материке
2. Исток, направление течения, устье
(исток — где берет начало, устье — куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17
Река протекает в направлении —
3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении — равнинная или горная)
Река имеет длину —
Левый приток 1 порядка —
Правый приток 1 порядка —
6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе)
Река относится к бассейну —
Практическая работа в группах
Задание: опишите реку Енисей по плану.
1. Материк, на котором находится река
Река находится на материке
2. Исток, направление течения, устье
(исток — где берет начало, устье — куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17
Река протекает в направлении —
3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении — равнинная или горная)
Река имеет длину —
Левый приток 1 порядка —
Правый приток 1 порядка —
6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе)
Река относится к бассейну —
Практическая работа в группах
Задание: опишите реку Амазонка по плану.
1. Материк, на котором находится река
Река находится на материке
2. Исток, направление течения, устье
(исток — где берет начало, устье — куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17
Река протекает в направлении —
3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении — равнинная или горная)
Река имеет длину —
Левый приток 1 порядка —
Правый приток 1 порядка —
6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе)
Река относится к бассейну —
Практическая работа в группах
Задание: опишите реку Амур по плану.
1. Материк, на котором находится река
Река находится на материке
2. Исток, направление течения, устье
(исток — где берет начало, устье — куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17
Река протекает в направлении —
3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении — равнинная или горная)
Река имеет длину —
Левый приток 1 порядка —
Правый приток 1 порядка —
6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе)
Река относится к бассейну —
Практическая работа в группах
Задание: опишите реку Миссисипи по плану.
1. Материк, на котором находится река
Река находится на материке
2. Исток, направление течения, устье
(исток — где берет начало, устье — куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17
Река протекает в направлении —
3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении — равнинная или горная)
Река имеет длину —
Левый приток 1 порядка —
Правый приток 1 порядка —
6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе)
Река относится к бассейну —
Синквейны составляются по схеме:
1 строчка – существительное
2 строчка – два прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – предложение из 4-х слов.
5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.
Синквейны составляются по схеме:
1 строчка – существительное
2 строчка – два прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – предложение из 4-х слов.
5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.
Синквейны составляются по схеме:
1 строчка – существительное
2 строчка – два прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – предложение из 4-х слов.
5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.
Синквейны составляются по схеме:
1 строчка – существительное
2 строчка – два прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – предложение из 4-х слов.
5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.
Синквейны составляются по схеме:
1 строчка – существительное
2 строчка – два прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – предложение из 4-х слов.
5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.
Синквейны составляются по схеме:
1 строчка – существительное
2 строчка – два прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – предложение из 4-х слов.
5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.
Синквейны составляются по схеме:
1 строчка – существительное
2 строчка – два прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – предложение из 4-х слов.
5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.
Синквейны составляются по схеме:
1 строчка – существительное
2 строчка – два прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – предложение из 4-х слов.
5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.
Объясните причину произошедшего изменения в поведении реки.
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид,
И приветливо ласкаясь
Морю Каспию журчит. М. Ю. Лермонтов.
Поэт Кокарев посвятил стихи реке.
Тебе кипучее начало
Дано вершинами Саян,
Недаром гордо, величаво
Ты мчишься в грозный океан.
Какая это река? В какой океан она мчит свои воды?
В своих стихах А. Чепуров так описывает свою встречу с этой рекой:
Ошеломлён огромностью потока
Я спрашивал у неба и земли
«Какие силы Дальнего Востока
Такое диво сотворить могли?»
И свой ответ они не задержали
С большой горы, где лес и камень хмур
Аргунь и Шилка – две реки сбежали. . .
Назовите, какая река образуется при слиянии Шилки и Аргуни?
Реки зависят от рельефа.
В зависимости от рельефа, какие бывают реки? (Реки бывают равнинные и горные)
Рассмотрим зависимость рек от рельефа.
— В зависимости от рельефа, какие реки бывают? (равнинные и горные)
Давайте запишем в тетради схему типы рек.
Равнинные
Широкая речная долина
Удобна для судоходства
Неудобна для судоходства
Горные
— Чем равнинная река отличается от горной? . Равнинные реки – спокойные, длинные, извилистые, имеют широкое русло, а горные – бурные, короткие, узкое русло, неудобны для судоходства.
Иногда на реке можно увидеть пороги.
Пороги – выходы твердых пород в русле реки. ( учащиеся записывают определение)
— Как пороги образуются, прочитайте в учебнике на с.92, п5.
Расскажите об образовании порогов.
Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород .
Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги . Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.
При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада .
— Что такое водопад?
Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.
Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.
Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 5 0 с.ш. и 63 0 з.д. ? (Анхель, показывают на карте у доски)
Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке . Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья.
А вот еще один водопад, о котором расскажет ……
Сообщение о Ниагарском водопаде .
Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной Америке.
Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке.
Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.
Выбранный для просмотра документ Акаткина_Реки. 6 кл..ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Законы урока: 1.Вести себя спокойно 2.Не выкрикивать 3.Быть терпеливым 4.Давать возможность своим одноклассникам высказываться. 5.Не критиковать 6.Уважать друг друга.
Тема урока: РЕКИ. РЕЧНАЯ СИСТЕМА
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ: научимся находить на карте исток, русло, устье реки; узнаем, что такое речная система, речная долина, бассейн реки; узнаем типы рек научимся описывать речную систему.
Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
3 — река Лена, исток реки- Прибайкальский хребет
Проверка (Исток – 2, речной бассейн – 5, устье – 1, водораздел – 4, приток – 3) Оцените работу: 5 правильных ответов – отлично 4 правильных ответа – хорошо 3 правильных ответа – удовлетворительно 1-2 правильных ответа – нужно повторить определения.
Зависимость рек от рельефа * Равнинная река Горная река
ТИПЫ РЕК Горные Равнинные Спокойное течение Широкая речная долина Большая длина Извилистое русло Удобна для судоходства Бурное течение Узкая долина Прямое русло Короткая река Неудобна для судоходства
Над руслом реки расположена пойма: плоская поверхность, заливаемая в половодье. Речная долина русло пойма Надпойменные террасы
Река бурлит и пенится, возникают водовороты. Порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле *
Водопады – крутые отвесные уступы твердых пород Ниагарский водопад, Северная Америка
Водопад Анхель (Южная Америка) Задание: самый высокий водопад имеет высоту 1054 м – найдите его на карте по координатам 6° с.ш., 62° з.д.
Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик в роднике, А широкий в море.
1. Сегодня я узнал … 2. Было интересно … 3. Было нелегко … 4. Я понял, что … 5. Мне понравились задания … 6. Я научился … 7. Я все же не понял:
Домашнее задание §34 Составить кроссворд по изученной теме. По желанию – составить коллаж из фотографий знаменитых водопадов мира.
Номер материала: ДБ-375401
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю
Время чтения: 2 минуты
Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы
Время чтения: 2 минуты
В школах Подмосковья появятся предпринимательские классы
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект
Время чтения: 1 минута
Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник