Бассейн и сауна
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basseyn_i_sauna..doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений.
Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде — один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца; близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы.
Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. Возрастает жизненная емкость легких.
Плавание, тренирующее и совершенствующее системы терморегуляции и дыхания, служит эффективным средством профилактики респираторных заболеваний.
По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития человека, первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок приобретает основы личной культуры, её базис, соответствующий духовным ценностям.
Сауна может являться профилактикой травм. Закаливание с помощью сауны уменьшает риск повреждения мышц и суставов и повышает переносимость низких температур. В условиях сауны ускоряются процессы обмена и восстановления после физических нагрузок. Через потовые железы из организма удаляются шлаки – продукты распада, и с поверхности тела – омертвевший верхний слой кожи. Посещение сауны положительно влияет на дыхательную систему. Сауна может дать хороший эффект, так как способствует отдыху, ликвидации утомляемости, достижению соматического и душевного покоя. Кроме того, она отлично тренирует терморегуляторный механизм – следовательно, повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды. С применением сауны снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей и воспаление миндалин инфекционной природы.
Относительными противопоказаниями посещения бассейна и сауны являются хронические заболевания почек, мочевыводящих путей, желудочно-кишечного тракта, печени. Если у ребёнка имеются эндокринные нарушения, гнойные или мокнущие заболевания кожи, то посещать сауну и бассейн можно только после их ликвидации.
Сауна противопоказана при острых инфекционных заболеваниях, сопровождающихся высокой температурой. Посещение сауны и бассейна недопустимо при судорожных припадках различной этиологии: после перинатальных повреждений, при различных формах эпилепсии, а также после травм и в послеоперационный период. Температура воды в бассейне -+30 0 С, температура воздуха в зале с ванной — + 29 0 С, в раздевалке с душевой — +25 — +26 0 С.
Перед началом и после занятий в бассейне организуется мытьё детей под душем. Продолжительность занятия в бассейне в зависимости от возраста детей составляет:
- В старшей группе и подготовительной группе 25-30 минут.
За занятиями детей в сауне и бассейне наблюдают: воспитатели, младший воспитатель, старшая медсестра ДОУ. Занятия в бассейне проводит тренер СОЦ Ускоев В.М.
Для посещения детьми бассейна необходимо:
- Пройти медицинский осмотр
- Собрать ребёнку необходимые принадлежности: полотенце, запасные плавки, тапочки (не промокающие), губку, мыло, резиновую шапочку, 2 пакет (один под мокрые вещи, другой под обувь).
Источник
Закаливание детей в бассейне
Наталья Михайловна Паршукова
Закаливание детей в бассейне
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития – как умственного, так и физического. В это время ребенок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения. Сегодня, следуя моде времени, родители больше внимания обращают на умственное развитие своих детей, не проявляя должной заботы о развитии физическом.
В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. При этом все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психологического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышение его устойчивости к различным заболеваниям. В этом контексте важное значение имеет раннее обучение детей плаванию.
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Занятие плаванием способствует лучшему усвоению питательных веществ детского организма. После занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно.
Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются, у ребенка улучшается аппетит.
Согласованный ритм работы мышц и органов дыхания, горизонтальное положения тела, способствуют равномерной циркуляции крови, улучшают вентиляцию легких, закрепляют навык глубокого и ритмичного дыхания, содействуют росту и укреплению костной ткани. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на ее поверхности, корректирует действия силы притяжения, снижая тем самым давление на скелет в целом и прежде всего на позвоночник.
В нашем детском саду «Малышок» осуществляется физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в бассейне.
В бассейне размером 2,70х9м. и глубиной до 75 см. занятия длятся с октября по май месяц. В течение года в среднем занимаются от 190-215 детей. В холле бассейна проводим разминку. В бассейнеимеются необходимые оборудования: массажные коврики, мини-тренажеры. Для массажа стоп сделали рефлекторную дорожку, по которой входят в душевую и выходят из нее.
Рефлекторная дорожка состоит из следующих звеньев:
• емкость с водой, морскими ракушками и камушками;
• коврик с ребристой поверхностью;
• коврик, внутри которого находятся камушки;
• коврик с пришитыми резиновыми кольцами;
• коврик с пришитыми пуговицами и бусинками.
На протяжении нескольких лет в бассейне функционирует фитобар. Это небольшое помещение, где дети после занятий отдыхают. Здесь есть удобные стульчики и обязательно стол с самоваром, из которого дети с удовольствием пьют «волшебный» фиточай.
Медсестра оздоровления тщательно подбирает травы (в зависимости от времени года и других факторов они меняются).
Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей на всех этапах обучения плаванию — стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие, побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться плавать.
При организации работы в бассейне предусмотрены следующие этапы обучения:1. Ознакомление с водной средой;
2. Обучение дыханию с выдохом в воду;
3. Обучение статическому плаванию;
4. Обучение скольжению в воде;
5. Обучение плаванию способом «кроль».
Содержание занятий определяем для каждой возрастной группы, и включало в себя упражнения и игры, которые подбирались в порядке по-степенного увеличения нагрузки.
Практика показала, что в зависимости от индивидуальных особеннос-тей и физической подготовки каждого ребенка, материал не может быть усвоен всеми детьми одинаково. Появилась потребность заниматься по подгруппам и вводить разные задания, учитывая уровень умений и навыков детей.
Изучение теории (Т. Богина, Т. Осокина, Е. Тимофеева) помогло утвер-диться в том, что в процессе обучения возможно варьирование сроков при выполнении той или иной задачи. И переход от одной темы к другой должен осуществляться только тогда, когда подавляющее число детей освоят весь материал. Чем младше дети, тем большее количество раз надо повторять задания для развития и закрепления определенных навыков и умений. А при повторении, чтобы не было утомительного однообразия, следует использовать задания и игры одного типа, но разного содержания.
На протяжении многих лет наши дети занимаются гидроаэробикой. На-чинали мы с секционных занятий для детей с нарушением осанки. Затем включили гидроаэробику в занятия средней группы.
Что из себя представляет гидроаэробика? Это выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они быстро утомляются при статических нагрузках. Им свойственна динамика. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В то же время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений упражнений. Кроме того, занятия под музыку развивают у детей чувство ритма, пластику движений.
Упражнения можно выполнять как без предметов, так и с ними. Например, с мячами, гимнастическими палками, обручами или игрушками.
Занимаясь гидроаэробикой с детьми подготовительной к школе группы, мы использовали элементы синхронного плавания. Это позволяет нам придумывать различные хореографические композиции на воде для развлечений и праздников. В процессе работы мы заметили, что большой интерес у детей вызывают комплексы упражнений игрового характера, например «В зоопарке», где надо имитировать движения различных животных, или комплекс упражнений с гимнастической палкой «Лягушата на пруду». А применение ярких и удобных шапочек, масок помогает детям войти в образ и обеспечивает эмоциональный подъем.
Неотъемлемой частью обучения плаванию являются праздники на воде. Они создают основу для творческого проявления умений детей в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках объединяет детей общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное эстетическое удовольствие. Ребята начинают глубже осознавать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, пробуждение интереса к регулярным занятиям. А художественное оформление бассейна вызывает у детей приподнятое настроение и радостное ожидание праздника.
Обязательным атрибутом игры стали «призы». Это могут быть подарки от Нептуна — морские ракушки, а также различные фигурки животных, вырезанные из вышедших из строя надувных игрушек. Награждаются дети, победившие в игре, эстафете, а также показавшие лучшие результаты на занятиях. Часто поощряются и те участники, которые очень старались, но в силу некоторых причин у них не все получилось.
Серьезным аспектом в нашей работе является взаимодействие с родителями. На родительских собраниях провидим мини-консультации, во время которых обсуждаются вопросы, вызывающие сомнения, затруднения у некоторых родителей, где даются конкретные советы по закаливанию ребенка с учетом его состояния и психофизиологических особенностей. Родители с удовольствием посещают акваторию бассейна, где фотографируют и снимают на камеру во время занятий, праздников и развлечений на воде.
Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствует развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде сохраняют и укрепляют не только физическое, но также и психическое и социальное здоровье дошкольника.
Список используемой литературы:1. Шанина Л. Плавание — крепость здоровья //Дошкольное воспитание, 2001, № 6, с. 47-50
2. Баранова В., Медведева Л. Плавание как важнейшее средство оздоровления //Дошкольное воспитание, 2008, № 6, с. 44- 49
3. Боброва И. И. Обучению детей плаванию в условиях детского сада // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009, № 9, с. 51-55
ФИЗО характеристика программ Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой) Программа составлена по возрастным группам: ранний возраст.
Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: «Изобразительная деятельность как метод воспитания» презентацию к нему.
Источник
Баня – лучшее средство закаливания детей
Наши предки на Руси мылись в банях, приучая малышей к жаркому пару с рождения. Сегодня многие сельские жители продолжают эти традиции. Высокая температура совместно с влажностью оказывают оздоровительное действие на организм, поэтому процедуру можно смело отнести к классу закаливающих.
Полезное действие бани
Традиционно с помощью сухого жара и пара излечивали от множества недугов. Особенно полезна процедура для детей, страдающих острыми респираторными заболеваниями. Регулярное посещение бани помогает:
- усилить кровоток, улучшить функции сердечно-сосудистой системы;
- активизировать движение лимфы;
- улучшить вентиляционную функциональность легких и процесс газообмена (дыхание становится более глубокими);
- очистить поры, активизировать кожное дыхание, очистить поверхность эпидермиса;
- уничтожить микробов на теле;
- активизировать обменные процессы в организме;
- избавиться от шлаков;
- снять усталость, психоэмоциональное переутомление.
Правила закаливания
Закаливающее действие основывается на принципе контрастности: циклично чередуются разогрев, охлаждение, перерыв. Малыш не должен находиться в парной дольше 10 минут, затем охладите его тело водой (обливание длится минут 5-10), дайте отдохнуть минут 20. При желании цикл повторяется. По мере привыкания количество заходов можно довести до 3-4.
С какого возраста разрешено начинать закаливать ребенка в бане? Единого мнения насчет возраста нет. Многие специалисты оптимальным считают возраст 7-8 месяцев, но есть мнение, что процедуру можно проводить и в первый месяц жизни новорожденного.
Меры предосторожности
Главное в закаливании – разумность и постепенность. Важно придерживаться следующих правил и рекомендаций:
- при первом посещении парилки малышу достаточно минуты, после чего облейте его прохладной водой;
- грудничка держите на руках, обращая внимание на его настроение и состояние;
- спрашивайте малыша о самочувствии;
- не надевайте на голову ребенка войлочную шапку, лучше сшейте ему головной убор из махрового полотенца;
- если ребенок закапризничал, не держите его в парной, выведите и облейте тело прохладной водой, дайте малютке попить.
Обязательно выясните у педиатра, нет ли у Вашего ребенка противопоказаний для посещения парной.
Баня – эффективный способ закаливания, приятная расслабляющая процедура. Хотите, чтобы Ваш малыш рос физически крепким и здоровым – приходите в наш банный комплекс!
Источник