- Пять уникальных фонтанов Стамбула
- Как устроены мусульманские храмы
- Архитектурные особенности мечетей, о которых вы могли не знать
- мечеть
- Оглавление
- Истоки мечети
- Персонал, администрация, социальные аспекты
- Компоненты мечети
- Молельная комната
- Молитвенная ниша
- Минбар
- минарет
- Дикка и Курси
- Моющие устройства
- Пристроенное помещение
- Правила для мечети
- чистота
- концентрация
- Дресс-код
- Гендерная сегрегация
- Доступ для немусульман
- архитектура
- Дизайн
- Элементы стиля
Пять уникальных фонтанов Стамбула
На улицах городов Турции, во дворах мечетей можно увидеть старинные крытые фонтаны, которые называются шадырван или сабиль. Только в одном Стамбуле было более 400 таких сооружений. Нередко это были шедевры архитектуры. Они использовались для совершения омовения и в качестве источника воды. Как правило, строили их благотворители, чтобы услужить людям, пишет сайт Fikriyat.
1 – Фонтан Давуда-паши
Фонтан Давуда-паши является одним из самых древних в Стамбуле. Он находится во дворе мечети Давуда-паши. Построен предположительно в конце XV в. Давуд-паша в 1483 г. стал великим визирем султана Мехмеда II – завоевателя Константинополя. Фонтан построен из гравелита – камня, который использовали для строительства еще византийцы. Он обделан мрамором и имеет классическую форму – с аркой и раковиной.
2 – Фонтан Топхане
Этот фонтан был построен султаном Махмутом I в 1732 г оду. Он является самым высоким фонтаном Стамбула и третьим по величине. Располагается на площади на пересечении улиц Топхане Искелеси и Неджатибей по соседству с мечетью Кылыча Али-паши.
В последний раз фонтан был реконструирован в 2006 г., после чего вновь заработал в качестве источника питьевой воды. Фонтан интересен свой архитектурой – он выполнен в стиле османского рококо. Этот стиль ознаменовал появление европейского влияния в османской архитектуре. Фонтан представляет собой переходный этап от османского к европейскому стилю. Его ниши и стрельчатые арки выполнены в османском стиле, а карниз – в стиле барокко. Памятная надпись на нем принадлежит перу поэта Нафихи. Этот шадырван богато украшен растительными мотивами – изображениями фруктовых деревьев, цветов в вазах. Для отделки было использовано 24-каратное золото.
3 – Фонтан Михримах Султан
Михримах-султан, дочь Сулеймана I и Хюррем, прославилась как благотворительница. Одна из построенных ею сооружений – общественный фонтан в Эдирнекапы рядом с мечетью, построенной ею же и названной в ее честь. Он выполнен в классическом стиле и обделан цветным мрамором. Хотя фонтан был отреставрирован, воды в нем нет.
4 – Фонтан Ахмеда III
Этот фонтан располагается во дворце Топкапы около ворот Баб-и Хамаюн – главных ворот резиденции султанов. Он построен в 1729 г. и считается одним из самых прекрасных образцов турецкого рококо. Во времена Османской империи фонтан был одним из общественных центров города.
5 – Фонтан Исхака-аги
Исхак-ага занимал разные государственные должности во времена султана Махмуда I. Известно, что он построил 5 фонтанов в Стамбуле. Самый впечатляющий из них – фонтан при мечети Бейкоз (мечети Мустафы-аги), сооруженный в 1746 г. Он и сейчас является одной из основных достопримечательностей этого района. Фонтан построен из гравелита. Из десяти кранов постоянно течет вода, за что он был назван «Ончешме» – «Десять фонтанов».
Источник
Как устроены мусульманские храмы
Мусульманские храмы называются мечетями, а строятся они по определенным правилам. Во-первых, здание должно быть ориентировано строго на Восток, то есть на святое для всех мусульман место – Мекку. Во-вторых, обязательным элементом любой мечети является минарет – высокая и узкая пристройка чаще всего цилиндрической или прямоугольной формы. Таких архитектурных элементов в мечети может быть от одного до девяти. Именно из этого помещения муэдзин призывает верующих к молитве.
Практически все мусульманские храмы оборудованы двором. Здесь по традиции должен быть устроен фонтан, колодец или любое приспособление, предназначенное для омовений. Согласно мусульманским обычаям, входить грязным на молитву в храм нельзя. Во дворе также находятся хозяйственные постройки. Медресе отличается от мечети тем, что во дворе могут быть оборудованы помещения для семинаристов. Современные храмы, конечно же, имеют достаточно скромную архитектуру. Однако если посмотреть на старые великолепные мусульманские мечети, можно заметить, что раньше дворы часто обносили колоннами, даже устраивали по периметру галереи.
Это особенности мусульманского храма в плане экстерьера. Внутри же здание делится в наше время на две половины – мужскую и женскую. На восточной стене молитвенной комнаты в обязательном порядке устраивается михраб – специальная ниша. Справа от него располагается особая кафедра, с которой имам читает свои проповеди верующим. Во время молитвы старые люди стоят к нему ближе всего. За ними – люди среднего возраста. И в самых последних рядах – молодежь.
Изображения людей и животных в исламе запрещены. Поэтому, конечно же, никаких икон в молитвенной комнате либо где-нибудь еще нет. В наше время стены обычно украшаются арабскими письменами – строками из Корана. Очень часто для оформления мечетей используются также фрактальные или растительные орнаменты. Они могут быть выполнены как снаружи здания, так и изнутри. Мусульманские храмы отделываются обычно в традиционных синем и красном цветах. Кроме того, в орнаментах можно часто наблюдать вкрапления белого и золотистого.
Замечательным примером исламской архитектуры можно считать, к примеру, Тадж-Махал в Агре. Это очень красивое здание, которое считается общемировой жемчужиной культуры. Построен этот мусульманский храм, фото которого вы можете видеть в самом верху страницы, Шахом Джахадом в честь своей жены. Женщину звали Мумтаз-Махал (отсюда и слегка переиначенное название храма), а умерла она при родах. В храме имеются две гробницы – жены шаха и его собственная.
На втором фото — мечеть Султана Ахмета, находящаяся в Стамбуле. Отличительной особенностью турецких мусульманских храмов можно назвать особую форму купола – более пологую, чем в мечетях других стран. На третьей фотографии — мечеть Султана Ахмета изнутри. Довольно часто мусульмане приспосабливали под собственные храмы церкви покоренных народов. Примером тому может служить самый значимый памятник раннехристианской культуры — София Константинопольская, к которой турками были пристроены минареты.
Таким образом, отличительной особенностью таких зданий, как мусульманские храмы, можно назвать купол и наличие двора. Кроме того, обязательными архитектурными элементами являются минареты, михраб и кафедра.
Источник
Архитектурные особенности мечетей, о которых вы могли не знать
Архитектура мечетей Республики Татарстан. (Источник фотографий: yandex.ru)
Мечеть (масджид) — место поклонения в исламе. Несмотря на то, что намаз может совершаться мусульманином в любом чистом месте, где не создается неудобств окружающим, каждая община мусульман выделяет какое-то место или здание для коллективных намазов.
Существует огромное разнообразие вариантов мечетей по всему миру. Строительные материалы и дизайн зависят от культуры, наследия и ресурсов каждой местной мусульманской общины. Тем не менее, есть ряд особенностей, общих для почти всех мечетей.
Минарет — это тонкая башня с балконами или открытыми галереями, из которых муэдзин мечети призывает верующих молиться пять раз в день. Минареты являются отличительными традиционными чертами многих мечетей, хотя они различаются по высоте, стилю и количеству.
Минареты могут быть квадратными, круглыми, шестиугольными, восьмиугольными или даже спиральными, и они обычно покрыты заостренной крышей. Слово «минарет» происходит от арабского «манара» — место, где зажигают огонь или «маяк».
Многие мечети, особенно на Ближнем Востоке, увенчаны куполом. В некоторых традициях купол символизирует свод небес. Интерьер купола обычно высоко украшен цветочными, геометрическими и другими узорами. Главный купол мечети обычно венчает главный молитвенный зал строения. В некоторых мечетях могут быть и несколько куполов.
Молитвенный зал мечети называется «мусалля» (место для молитвы). Здесь намеренно не расставляют никакую мебель. Верующие молятся прямо на полу и сидят в ожидании намаза тут же. Для нужд пожилых и маломобильных прихожан в конце зала обычно стоят стулья или скамейки.
Вдоль стен или в колоннах, как правило, оборудованы книжные полки для религиозных книг и копий Корана. Помимо этого, зал представляет собой большое открытое пространство.
Михраб – это углубление в стене, которое отмечает направление на кыйблу. Это углубление может быть небольшим и полукруглым, а может значительно выдаваться вперед. Михраб, как правило, бывает украшен мозаичной плиткой или каллиграфией, чтобы визуально выделить это место. Иногда в михрабе устанавливают кафедру для имама – минбар.
Минбар — это возвышенная платформа в передней части молитвенного зала мечети, из которой произносятся проповеди или обращения к верующим. Минбар обычно изготавливается из резного дерева, камня или кирпича. Минбар обычно включает в себя ступени, ведущие к верхней платформе, которая иногда венчается небольшим куполом.
Место для совершения омовения
Омовение (вуду, тахарат) обязательная часть подготовки к молитве. Иногда место для омовения отводится в уборной. В некоторых, особенно в древних мечетях место для омовения находится снаружи мечети, вдоль одной из ее стен, а также во дворе мечети. Для омовения доступна проточная вода и оборудованы маленькие стулья или сидения, чтобы было легче присесть и помыть ноги.
Во время намаза верующие совершают поясные и земные поклоны. Обязательное условие – место для совершения намаза должно быть чистым. С этой целью, а также для того, чтобы не сидеть на голом полу, в мечетях расстелены ковры. Традиционные ковры для мечетей имеют изображения арок. Это символ михраба и он указывает направление на кыйблу.
Полка для обуви является практической особенностью многих мечетей по всему миру. Мусульмане снимают обувь перед входом в мечеть, чтобы сохранить чистоту самой мечети и ее ковров. Полки помогают избежать нагромождения обуви перед входом в мечеть, а также позволяют верующим легко найти свою обувь после намаза.
Источник
мечеть
Мечеть ( арабский مسجد Масджид , DMG masǧid «место земного покоя », турецкий cami ) — это ритуальное место для совместной исламской молитвы и, более того, для передачи политических, правовых и практических ценностей в смысле ислама, а также место социальных встреч.
Хотя ежедневные молитвы в принципе можно совершать где угодно, особенно почетно совершать их в мечети, потому что таким образом выражается принадлежность к мусульманской общине. В различных хадисах говорится, что молитва в общине в 25 раз дороже, чем молитва дома. Только пятничная молитва однозначно привязана к мечети. Без казни в мечети это теряет силу.
Различают простые мечети (в Турции Mescit ), которые были пожертвованы частными лицами, и пятничные мечети , которые поддерживаются государством и где регулярно проводятся пятничные молитвы .
Оглавление
Истоки мечети
Слово «мечеть» происходит от арабского masjid через его североафриканское произношение masgid , испанского mesquita и итальянского moschea . Базовый арабский термин масджид означает «место поклонения (для молитвы), место поклонения». Этот термин встречается в Коране почти 30 раз, и исключительно в позднемекканские и мединские времена. В большинстве мест мечеть имеет атрибут харам («святой, запретный») (ср., Например, сура 2: 144 и 17: 1), а затем обозначает святилище в Мекке в сочетании с аль-Масджид аль-Харам .
После эмиграции из Мекки в Медину в 622 году мусульмане потеряли доступ к святыне в Мекке. Обычно они собирались для молитвы во дворе дома Мухаммеда в Медине. Этот двор считается первой мусульманской мечетью, потому что впервые у мусульман была своя мечеть. На основе огромных экономических выгод, которые мусульманская община получила после похода на Чайбар , первое расширение этой мечети Пророка можно было предпринять в 628 году .
По образцу мечети Пророка в Медине мечети были построены во всех недавно основанных арабских лагерях после завоевания Ближнего Востока .
Персонал, администрация, социальные аспекты
В принципе, любой мусульманин, достигший совершеннолетия, освоил формы молитвы и может говорить, что молитвы на арабском языке могут вести молитву, но во многих мечетях есть постоянный молитвенный лидер ( имам ). Бессменный имам должен быть праведником, хорошо разбирающимся в религиозных вопросах. В пятничных мечетях, построенных государственными властями, имам назначается правительством; Однако в мечетях, переданных в частные пожертвования, это определяется членами общины мечети . Имам волен читать из Корана или хадисов до совместной молитвы и проинструктировать общины в вере.
В пятничных мечетях также обычно есть свой чатиб , который произносит пятничную проповедь , и муэдзин , провозглашающий призывы к молитве, адхану и икаме .
Правовой основой мечети в исламских странах обычно является вакф . В неисламских странах мечетями обычно управляют ассоциации мечетей . Когда строятся новые мечети, они приобретают собственность и выступают в роли застройщиков .
Мечети часто служили средством сохранения религиозной и социальной идентичности в истории ислама. На заре ислама мечети в основном содержались определенными племенами и использовались ими как места общих собраний. Позже последователи различных школ права и определенных конфессиональных сообществ, таких как шииты, построили отдельные мечети для своей группы. Даже сегодня мечети очень часто имеют определенную этнонациональную направленность. В некоторых странах Западной Африки в 20 веке происходили ожесточенные споры между различными этническими группами, претендовавшими на суверенитет над определенными мечетями.
Компоненты мечети
Молельная комната
Центральным элементом мечети является место для молитвы. На заре ислама он обычно состоял только из закрытого двора, так называемого Сан . Мечеть Омейядов в Дамаске , который был построен в начале 8 — го века на месте христианской церкви, была портик в первый раз; другие мечети , такие как Мескиты из Кордовы последовали. Крытые молельные комнаты позже стали стандартными, но обнесенный стеной двор остается неотъемлемой частью мечети до наших дней. Женщины обычно совершают молитву дома, в отдельной комнате или на приподнятой и, таким образом, защищенной галерее .
Помимо крытых мечетей, на окраинах и окраинах есть также открытые молитвенные зоны ( мусаллы ). Их посещают почти исключительно во время праздничной молитвы, посвященной празднику жертвоприношения и празднику прекращения поста, и они предоставляют место для большой толпы (см. Эйдгах ).
Молитвенная ниша
Мусульмане молятся в сторону Каабы (центрального святилища в Мекке). В помещениях, которые регулярно служат молитвенными, направление молитвы (араб. Кибла ) обязательно. Достаточно узнаваемой подсветки так называемой стены Киблы. Это может быть линия или стрелка, надпись или табличка со словом « кибла », другие надписи и творческие средства или молитвенная ниша, называемая михраб . Таким образом, маркировка киблы является наиболее важным элементом мечети.
Михраб выполняет несколько функций. С одной стороны, он отмечает киблу, а с другой — место имама во время молитвы перед группой. Кроме того, он имеет акустический эффект. Из-за полукруглой или многоугольной формы ниши михраба, громкое повторение имама эхом отражается в молитвенной комнате, так что все верующие могут понять слова имама и следовать молитве.
Минбар
Пятничная проповедь читается с кафедры, известной как минбар . Это делает минбар незаменимым элементом пятничной мечети . Минбар прикреплен к стене киблы, всегда справа от михраба, и до него можно добраться спереди по лестнице. Чутбу держит имам, стоящий на лестнице. Первоначальный ранний исламский минбар состоял из трех ступеней. Важно отметить, что Пророк Мухаммед всегда проповедовал с третьего этапа. Самый высокий уровень минбара всегда оставался за пророком, имам проповедует со второго уровня. Минбар также используется для лучшей акустики и четкости. Количество уровней minbar зависит от исходной формы, поэтому у него должно быть не менее трех уровней, но всегда кратно числу три. Чем больше мечеть, тем выше должен быть минбар.
минарет
Первый призыв к молитве ( адхан ) обычно произносится с минарета. Раньше молитвенник ( муэдзин ) или молитвенник (имам) для этого забирались на минарет и оттуда призывали верующих на молитву. Однако в наши дни адхан обычно транслируется по громкоговорителям с минаретов, а сам муэдзин находится в мечети.
Минареты возводились примерно с 700 г. н.э. Эта традиция, вероятно, началась в Сирии, где раннехристианские церковные башни или маяки использовались не по назначению. На заре ислама муэдзин обычно совершал азан с крыши мечети. Минарет также имеет разный дизайн в зависимости от региона. Есть также мечети без минаретов (например, мечеть Шах-Джахан в Татте , Пакистан или «девятиглавая мечеть» недалеко от Багерхата (Бангладеш)). Большинство мечетей в Европе, в основном так называемые дворовые мечети , не имеют минаретов.
Дикка и Курси
В мечети часто бывает огороженная галерея ( дикка , в Турции Махфил ). Дикка выполняет следующие функции: с одной стороны, муэдзины , имамы и правители находят свое место в этой области , а с другой стороны, икама («приглашение к молитве») вызывается оттуда в мечети или в Коране. читается. Дикка служит акустике, чтобы все верующие могли услышать призыв к молитве. В современных мечетях с громкоговорителями дикка носит лишь символический характер. Тем не менее, он продолжает служить традиционным строительным элементом и отдельной территорией для имамов и ученых. В зависимости от размеров мечети дикку ставят сзади или посередине. В зависимости от размера мечети, дикка находится либо на высоте 30-40 см над землей, либо даже на три метра выше.
В некоторых мечетях также есть одна или несколько кафедр, на которых читают Коран . Их называют Курси.
Моющие устройства
Почти всегда перед молитвой необходимо совершать ритуальное омовение ( омовение ). Для этого к мечети часто пристраивают двор или сад с фонтаном или прудом. В архитектуре Османской , предание Şadirvan фонтанов разработано. Они были тщательно продуманы.
Пристроенное помещение
Смежные комнаты и хозяйственные постройки также могут быть местом для занятий и дискуссий или для магазинов, туристических агентств и т. Д., А также местом для празднования общественных мероприятий. К мечети может быть пристроено медресе . Дополнительные здания могут быть соединены с основным зданием, создавая комплекс, определяющий социальную, культурную, религиозную и политическую жизнь исламского сообщества.
Некоторые мечети были построены в связи с могильным мавзолеем. В этом случае говорят о погребальной мечети .
Правила для мечети
чистота
Перед входом в мечеть обувь снимают. Обувь хранится в вестибюлях или у входа в мечеть, но вы также можете взять ее с собой в мечеть (подошвами друг к другу). Мусульманин входит в мечеть правой ногой и выходит левой.
концентрация
Поскольку мечети являются местом молитв и созерцательных размышлений, правила приличия аналогичны правилам посещения церкви. Запрещены громкие обсуждения и крики, а также привоз животных. Однако 24 сентября 2008 года Совет мусульманского права Великобритании дал слепому мусульманину фетву разрешение взять его собаку-поводыря в мечеть. Запрещается идти прямо перед молящимся, чтобы не мешать им в молитве.
Дресс-код
Ислам предписывает мусульманам скромную одежду. Прежде всего, одежда должна быть чистой и плотно закрывать тело. Для молитвы женщины должны покрывать волосы ( хиджаб ). Головной убор ( такке ) для мужчин не является обязательным.
Гендерная сегрегация
Поскольку мужчины не должны наблюдать за женщинами во время богослужений, женщины молятся позади мужчин, отдельно в своих комнатах или на галерее. Хотя есть специально отведенные комнаты для женщин и детей, гендерная сегрегация не распространяется на мечеть Аль-Харам в Мекке.
Доступ для немусульман
Большинство исламских школ разрешают немусульманам входить в мечети; Немусульманам может быть отказано во въезде во время молитв. Города Мекка и Медина закрыты для немусульман.
Многие мечети в исламской диаспоре приветствуют посетителей в знак открытости большинству общества, а также в качестве поощрения к обращению в ислам. С 1997 года день открытой мечети отмечается в Германии 3 октября, в день германского единства .
архитектура
Дизайн
Распространение ислама привело к контакту с другими культурами, чьи структурные формы были объединены в сакральной архитектуры. В рамках дискуссии о христианстве существующие церкви часто превращались в мечети (самый известный пример: собор Святой Софии после османского завоевания Константинополя ).
Хотя возникли хронологически последовательные, региональные и временные независимые различия, которые, в отличие от западной истории искусства , не демонстрируют линейного развития. Дизайн был создан независимо от контакта с инкорпорированными культурами. В исламизированных культурных зонах возникли следующие традиционные планы этажей и формы строительства:
- Гипостильный зал с открытым двором (Аравийский полуостров, Испания, Северная Африка)
- Колонный зал из самана или утрамбованной земли (Западная Африка и Сахель)
- Поперечный четырехъяйванский двор (Иран, Средняя Азия)
- Тройной купол с широким внутренним двором (Индийский субконтинент, см. Индо-исламская архитектура )
- Центральное здание с центральным куполом (Турция, Балканы)
- Отдельно стоящие беседки в закрытом саду (Китай)
- Центрально-симметричная ступенчатая крыша Meru (Юго-Восточная Азия)
Элементы стиля
В зависимости от типа конструкции были созданы соответствующие стили в дизайне фасада, внутренней архитектуре и дизайне мебели. Язык дизайна дополнил все здание как по стилю, так и по материалам. Часто можно встретить одинаковые декоры в разных областях. В зависимости от наличия в регионе или традиционного мастерства соответствующая мебель состояла из натурального камня, лепнины, глины, дерева или металла. Из-за запрета на изображения в исламе вначале были созданы очень фактические, неукрашенные комнаты. Тем не менее, нужно было отличить мечети от светской архитектуры. Это было сосредоточено на каллиграфии , геометрии, орнаменте , арабесках и различных ремеслах, таких как B. Лепнина, ковролин, кузнечное дело, лепка, столярные изделия, роспись стекла и кафель.
Из-за теплого климата в исламских странах игра воды, света и тени имела особое значение. Вода — как фонтан или таз в молитвенной комнате или во дворе — использовалась для очистки и охлаждения. Были тенистые ставни с изысканным декором из дерева, натурального камня, лепнины или металла. Масляные лампы (→ светофор мечети ) или подсвечники, которые были столь же тщательно продуманы, использовались для освещения мечети в темноте . Дворы затеняли аркадами или колоннадами.
Различные своды раньше использовались в священных зданиях — в некоторых случаях только изолированно над михрабом . При османах и в их ареалах — вдохновленных христианским собором Святой Софии в Стамбуле — часто можно было найти центральные здания с множеством куполов и одним (до четырех) остроконечных минаретов. Османский архитектор Синан завершил этот проект (см .: Османская архитектура ).
Мечети с большим открытым внутренним двором типичны для Ирана с его внутренними дворами с четырьмя айванами и индо-исламской архитектурой . Грязевые постройки можно найти в Сахеле , мечетях, похожих на пагоды, в Индонезии. Минареты могут иметь самую разную конструкцию: круглые и квадратные башни, например. Т. в оболочковой конструкции с площадками для призыва к молитве.
В узбекской архитектуре сложились специальные летние открытые мечети с иванами, которые использовались в теплое время года. Такие сооружения обычно также имели закрытые помещения, зимние мечети .
Источник