Николай Заболоцкий — Над морем: Стих
Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня — и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним.
Здесь море — дирижер, а резонатор — дали,
Концерт высоких волн здесь ясен наперед.
Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,
И эхо средь камней танцует и поет.
Акустика вверху настроила ловушек,
Приблизила к ушам далекий ропот струй.
И стал здесь грохот бурь подобен грому пушек,
И, как цветок, расцвел девичий поцелуй.
Скопление синиц здесь свищет на рассвете,
Тяжелый виноград прозрачен здесь и ал.
Здесь время не спешит, здесь собирают дети
Чабрец, траву степей, у неподвижных скал.
Анализ стихотворения «Над морем» Заболоцкого
С самого детства Заболоцкий наблюдал невзрачные пейзажи севера, поэтому он был настолько очарован красотой Крыма и особенно моря. Написанное в 1956 году стихотворение «Над морем» абсолютно точно передает красоту южного Крыма и вызывает ощущение душевного покоя. В последние годы жизни поэт особенно восхищался природой и ее пейзажами. Поэтому при прочтении стихотворения в сознании возникает образ умиротворенного и красивого места.
Стихотворение начинается с яркого образа — душистого «горьковатого» аромата чабреца. Благодаря использованию эпитета «горьковатый», Заболоцкий дает почувствовать запахи земли Крыма. В памяти всплывает светлый образ дома у горы и растущего рядом кипариса. Автор описывает Крым как «сонный» мир, где «время не спешит». В этом волшебном «сонном» мире художественное время трансформируется и замедляется, напоминая неподвижную громаду Крымских скал.
С помощью метафор «море — дирижер, а резонатор — дали», «концерт высоких волн» автор создает границы художественного пространства, замыкая общую картину.
Поэт обладает обостренным чувством слуха, запаха и цвета. Центральный фрагмент стихотворения содержит в себе акустические приемы, которые Заболоцкий зовет акустическими «ловушками». Поэтому субъект различает на слух дальние источники звуков, которые находятся вдали от него. Эти «ловушки» позволяют оказаться среди всей этой красоты. Благодаря фонетическим приемам «плеск волн» и «раскат грома» можно буквально услышать. Само море в стихотворении является частью художественной картины, созданной автором, и постоянно находится в активной фазе. Поцелуй девушки метафорически отождествляется с распустившимся цветком.
Завершением стихотворения становится ряд визуальных образов. Заболоцкий описывает щебечущую стаю синиц, тяжелые алые гроздья винограда и детей, которые собирают у подножия скал степные травы и чабрец. Такие элементы добавляют стихотворению умиротворения. Они дополняют идеальную картину, созданную автором, объединяют в себе как музыкальное, так и природное начала.
В целом, художественный мир Заболоцкого полон различных звуков, которые он передает с помощью лексических средств выразительности. Авторские эпитеты, сравнения и другие художественные приемы помогают ярко и точно передать картину созданных им образов и ощущение возвышенности, а также удивительным образом оттеняют душевное состояние поэта.
Источник
Николай Заболоцкий Над морем
Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня — и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним.
Здесь море — дирижер, а резонатор — дали,
Концерт высоких волн здесь ясен наперед.
Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,
И эхо средь камней танцует и поет.
Акустика вверху настроила ловушек,
Приблизила к ушам далекий ропот струй.
И стал здесь грохот бурь подобен грому пушек,
И, как цветок, расцвел девичий поцелуй.
Скопление синиц здесь свищет на рассвете,
Тяжелый виноград прозрачен здесь и ал.
Здесь время не спешит, здесь собирают дети
Чабрец, траву степей, у неподвижных скал.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.05.2022. Константин Фофанов Утро
- 30.05.2022. Янина Юдина Не спрашивай, я и сама не знаю
- 29.05.2022. Екатерина Юргель Море
- 28.05.2022. Георгий Вяткин Сирень у окна
- 27.05.2022. Николай Заболоцкий Над морем
- 26.05.2022. Юрий Левитанский К птичьему прислушиваюсь крику
- 25.05.2022. Владимир Алейников Шум дождя мне ближе иногда
- 24.05.2022. Лариса Миллер Мне земных деяний суть
- 23.05.2022. Лев Чистяков Миг откровенья
- 22.05.2022. Владимир Артюх Перемелется. Забудутся
- 21.05.2022. Вера Булич Жизнь продолжается
- 20.05.2022. Иван Голубничий Час предрассветный — Боже мой
- 19.05.2022. Иван Лялечкин Весна
- 18.05.2022. Глафира Галина Под тополем
- 17.05.2022. Янина Юдина Воздух полночный тих
- 16.05.2022. Марина Зайцева Гольберг Не оставлю после себя
- 15.05.2022. Юрий Левитанский Езда в незнаемое
- 14.05.2022. Черубина де Габриак Я ветви яблонь поняла
- 13.05.2022. Аделаида Герцык Ключи утонули в море
- 12.05.2022. Анна Боане Холодным утром, на окно
- 11.05.2022. Клара Арсенева Фонари вмсели на улице недлинной
- 10.05.2022. Вера Аренс Весна на озере Гардо
- 09.05.2022. Янина юдина сойти с ума от запаха весны
- 08.05.2022. Илья Рейдерман Зачем стихи? Ведь нашей жизни проза
- 07.05.2022. Анатолий Суслов Вмолчаться в тишину
- 06.05.2022. Марина Зайцева Гольберг Парит неугомонная душа
- 05.05.2022. Лидия Червинская В мае сомненья тихи.
- 04.05.2022. Филарет Чернов Окна в сумраке синем давно
- 03.05.2022. Вадим Шефнер Мы явленьмя, и рекам, и звездам даем
- 02.05.2022. Филипп Шкулев Я хотел бы.
- 01.05.2022. Константин Фофанов Май
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2023 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Николай Заболоцкий Над морем
Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня — и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним.
Здесь море — дирижер, а резонатор — дали,
Концерт высоких волн здесь ясен наперед.
Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,
И эхо средь камней танцует и поет.
Акустика вверху настроила ловушек,
Приблизила к ушам далекий ропот струй.
И стал здесь грохот бурь подобен грому пушек,
И, как цветок, расцвел девичий поцелуй.
Скопление синиц здесь свищет на рассвете,
Тяжелый виноград прозрачен здесь и ал.
Здесь время не спешит, здесь собирают дети
Чабрец, траву степей, у неподвижных скал.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.05.2022. Константин Фофанов Утро
- 30.05.2022. Янина Юдина Не спрашивай, я и сама не знаю
- 29.05.2022. Екатерина Юргель Море
- 28.05.2022. Георгий Вяткин Сирень у окна
- 27.05.2022. Николай Заболоцкий Над морем
- 26.05.2022. Юрий Левитанский К птичьему прислушиваюсь крику
- 25.05.2022. Владимир Алейников Шум дождя мне ближе иногда
- 24.05.2022. Лариса Миллер Мне земных деяний суть
- 23.05.2022. Лев Чистяков Миг откровенья
- 22.05.2022. Владимир Артюх Перемелется. Забудутся
- 21.05.2022. Вера Булич Жизнь продолжается
- 20.05.2022. Иван Голубничий Час предрассветный — Боже мой
- 19.05.2022. Иван Лялечкин Весна
- 18.05.2022. Глафира Галина Под тополем
- 17.05.2022. Янина Юдина Воздух полночный тих
- 16.05.2022. Марина Зайцева Гольберг Не оставлю после себя
- 15.05.2022. Юрий Левитанский Езда в незнаемое
- 14.05.2022. Черубина де Габриак Я ветви яблонь поняла
- 13.05.2022. Аделаида Герцык Ключи утонули в море
- 12.05.2022. Анна Боане Холодным утром, на окно
- 11.05.2022. Клара Арсенева Фонари вмсели на улице недлинной
- 10.05.2022. Вера Аренс Весна на озере Гардо
- 09.05.2022. Янина юдина сойти с ума от запаха весны
- 08.05.2022. Илья Рейдерман Зачем стихи? Ведь нашей жизни проза
- 07.05.2022. Анатолий Суслов Вмолчаться в тишину
- 06.05.2022. Марина Зайцева Гольберг Парит неугомонная душа
- 05.05.2022. Лидия Червинская В мае сомненья тихи.
- 04.05.2022. Филарет Чернов Окна в сумраке синем давно
- 03.05.2022. Вадим Шефнер Мы явленьмя, и рекам, и звездам даем
- 02.05.2022. Филипп Шкулев Я хотел бы.
- 01.05.2022. Константин Фофанов Май
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2023 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Над морем
На этой странице читайте стихотворение «Над морем. » русского писателя Николая Заболоцкого, написанное в 1956 г. году.
Стихотворение Николая Заболоцкого
Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня — и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним.
Здесь море — дирижер, а резонатор — дали,
Концерт высоких волн здесь ясен наперед.
Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,
И эхо средь камней танцует и поет.
Акустика вверху настроила ловушек,
Приблизила к ушам далекий ропот струй.
И стал здесь грохот бурь подобен грому пушек,
И, как цветок, расцвел девичий поцелуй.
Скопление синиц здесь свищет на рассвете,
Тяжелый виноград прозрачен здесь и ал.
Здесь время не спешит, здесь собирают дети
Чабрец, траву степей, у неподвижных скал.
Год создания: 1956 г.
Опубликовано в издании:
Николай Заболоцкий. Меркнут знаки Зодиака.
Москва: Эксмо-Пресс, 1998.
Другие стихи Николая Заболоцкого:
В воротах Азии, среди лесов дремучих,
Где сосны древние стоят, купая в тучах
Свои закованные холодом верхи;
Где волка валит с ног дыханием пурги;
В уборе из цветов и крынок
Открыл ворота старый рынок.
Здесь бабы толсты, словно кадки,
Их шаль невиданной красы,
Слова — как светляки с большими фонарями.
Пока рассеян ты и не всмотрелся в мрак,
Ничтожно и темно их девственное пламя
И неприметен их одушевленный прах.
Был поздний вечер. На террасах
Горы, сползающей на дно,
Дремал поселок, опоясав
Лазурной бухточки пятно.
Во многом знании — немалая печаль,
Так говорил творец Экклезиаста.
Я вовсе не мудрец, но почему так часто
Мне жаль весь мир и человека жаль?
Сквозь окна хлещет длинный луч,
Могучий дом стоит во мраке.
Огонь раскинулся, горюч,
Сверкая в каменной рубахе.
Коты на лестницах упругих,
Большие рыла приподняв,
Сидят, как будды, на перилах,
Ревут, как трубы, о любви.
© 2023 Профессиональное творческое сообщество!
Портал предоставляет авторам возможность публиковать стихи, прозу, поздравления, фотографии, плейкасты, открытки, живопись и многое другое.
Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами на основании правил публикации и российского законодательства. Портал выступает в качестве информационного посредника.
Источник