- Фонтан «Принцесса Турандот» в Москве на Старом Арбате: фото, описание
- ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР. ФОТО
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ
- Фонтан «Принцесса Турандот» в Москве на Старом Арбате: фото, описание
- История появления
- Описание памятника принцессе Турандот на Арбате
- Достопримечательность Арбата: фонтан «Принцесса Турандот» отремонтируют
- Фонтан «Принцесса Турандот»
- Принцесса Турандот
- Загадки «Принцессы Турандот». Вспоминаем главный спектакль Евгения Вахтангова
- От комедии до трагедии
- В халате и с юмором
- С особым подходом
- «Фантастический реализм» Евгения Вахтангова
Фонтан «Принцесса Турандот» в Москве на Старом Арбате: фото, описание
Фонтан «Принцесса Турандот» — это камерный памятник, выполненный в канонической манере. Достопримечательность гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Старого Арбата, здесь всегда много людей: кто-то назначает здесь свидания, кому-то интересна история объекта, а для кого-то героиня знаковой постановки – хороший фон для фото. В любом случае, пройти мимо крайне сложно – и стоит выяснить, почему.
ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР. ФОТО
Для управления зажмите левую клавишу мыши и поворачивайтесь в любую сторону. Смотрите виртуальную экскурсию на полном экране для полного погружения.
Понравился виртуальный тур? Поделитесь эмоциями с друзьями. Этот 3Д тур уже просмотрели: 3918
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ
Адрес: Москва Старый Арбат
Фонтан «Принцесса Турандот» в Москве на Старом Арбате: фото, описание
Фонтан «Принцесса Турандот» — это камерный памятник, выполненный в канонической манере. Достопримечательность гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Старого Арбата, здесь всегда много людей: кто-то назначает здесь свидания, кому-то интересна история объекта, а для кого-то героиня знаковой постановки – хороший фон для фото. В любом случае, пройти мимо крайне сложно – и стоит выяснить, почему.
История появления
Всё началось в 1922 году, когда известнейший московский драматург Евгений Багратионович Вахтангов ставит в театре на Арбате сказку авторства итальянского писателя К. Гоцци. Спектакль имел ошеломительный успех: он собирал полные залы, критики оценили его как определивший будущее театрального искусства, а главная героиня легенды – своенравная китайская принцесса – стала символом театра им. Вахтангова.
Сюжет сказки прост: капризная, жестокая, но невероятно красивая принцесса Турандот отказывается выходить замуж вопреки желанию любящего её отца-императора Алтоума. Чтобы отбиться от неиссякаемого потока женихов, она придумывает невыполнимое задание: каждый сватающийся должен разгадать три ее трудные загадки. В случае неудачи кандидат отправляется на казнь. Так она погубила много влюблённых в неё мужчин, пока к ней не приходит переодетый в бедняка татарский принц Калаф. После нескольких комедийных и трагичных перипетий всё заканчивается торжеством любви и пышной свадьбой.
Артисты Юлия Борисова и Василий Лановой, долго исполнявшие главные роли, присутствовали на открытии фонтана-памятника в 1997 году. Устанавливали фонтан «Принцесса Турандот» в год 75-летия дебюта постановки и 850-летия столицы.
Описание памятника принцессе Турандот на Арбате
Вы легко отыщете фонтан, если пойдёте по Старому Арбату и доберётесь до театра имени Вахтангова – прямо перед ним есть большой «кармашек» — здесь и находится кокетливо восседающая на троне принцесса.
Автором проекта стал Александр Бурганов; скульптор выбрал классическое композиционное решение. Бронзовая фигура величественной принцессы располагается на троне под балдахином и сводом беседки-ротонды; вся группа щедро покрыта позолотой. Скульптура возвышается над уровнем земли за счёт гранитного постамента, являющегося параллельно и фонтаном. Вся конструкция погружена в овальной формы чашу с удобными для сидения бортиками.
В 2011 году статуя была подвержена нападению вандалов: те отпилили ей руку и часть платья, по всей видимости прельстившись лёгкой наживой на позолоте. Недостающие части очень скоро вернулись на своё законное место. С наступлением сумерек возле памятника царит романтика: скульптура красиво подсвечивается, и на бортиках фонтана часто отдыхают влюблённые.
Источник
Достопримечательность Арбата: фонтан «Принцесса Турандот» отремонтируют
Началась разработка проекта по ремонту памятника «Принцесса Турандот». Он стоит у дома 26 на улице Арбат. Здание занимает Театр имени Е.Б. Вахтангова.
Скульптурную композицию с фонтаном установили в 1997 году. Ее открытие приурочили к 75-летию первой постановки спектакля «Принцесса Турандот». Премьера состоялась в 1922 году. Режиссером выступил Евгений Вахтангов. Постановка по одноименной сказке Карло Гоцци была сделана на манер площадной комедии дель арте и стала символом театральной школы Вахтангова.
В 1963 году Рубен Симонов возобновил спектакль, в котором задействовали новое поколение актеров. Среди них были Юлия Борисова, Людмила Максакова, Василий Лановой, Юрий Яковлев. Постановка стала визитной карточкой театра и долгие годы украшала его репертуар.
По сюжету принцесса Турандот, дочь китайского императора, не желает выходить замуж. Она развлекается тем, что избавляется от незадачливых женихов, которые не проходят ее проверку. Принцесса загадывает им три сложные загадки, а тех, кто не угадает, отправляет на казнь. Так происходит до тех пор, пока в городе не появляется находчивый принц Калаф, которому удается растопить сердце жестокой красавицы.
Памятник «Принцесса Турандот» создан по проекту скульптора Александра Бурганова. Это фонтан с гранитной чашей овальной формы, бортики которого выполнены в виде лавочки. В центре установлена позолоченная скульптура принцессы Турандот. Она восседает на троне под пышным балдахином. Постамент, на котором стоит трон, выполнен в виде стилизованной беседки-ротонды.
«Скульптурная композиция с фонтаном “Принцесса Турандот” — одна из наиболее известных достопримечательностей Арбата. Около монумента всегда можно увидеть много людей: здесь традиционно назначают встречи, фотографируются и просто отдыхают. Для того чтобы привести памятник в порядок, по заказу Мосгорнаследия ведется разработка проекта ремонта. Работы коснутся и фонтана, и изящной позолоченной скульптуры принцессы», — прокомментировал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Для разработки проекта специалисты проведут библиографические и историко-архивные исследования, а также изучат все особенности монумента. Ремонт памятника-фонтана планируют сделать в 2022–2023 годах. Во время работ специалистам предстоит устранить все дефекты поверхностей, а также обработать их защитными составами. Полный список работ станет известен после согласования проектной документации с Мосгорнаследием.
В сентябре прошлого года перед зданием театра появился памятник самому Евгению Вахтангову. Композицию выполнили из бронзы народный художник России Александр Рукавишников, заслуженный художник России Максим Обрезков и заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский. Открытие состоялось в год 100-летия Театра имени Е.Б. Вахтангова.
В центре композиции — фигура режиссера. Он изображен сидящим на стуле, который укрыт театральным занавесом. На самом занавесе за спиной Вахтангова высечены названия поставленных со дня основания 100 спектаклей, прославивших театр. Среди них — «Чудо святого Антония» и, конечно, «Принцесса Турандот».
Источник
Фонтан «Принцесса Турандот»
Фонтан «Принцесса Турандот» — одна из наиболее известных достопримечательностей Арбата. Фонтан установлен у здания театра имени Вахтангова в 1997 году и задуман как памятник одноимённому спектаклю, поставленному Евгением Вахтанговым в 1922 году; его установка была приурочена к 75-летию первой постановки.
Серая гранитная чаша фонтана имеет овальную форму, её главное украшение — позолоченная скульптура принцессы Турандот, восседающей на троне под пышным балдахином. Постамент, на котором установлен трон, выполнен в виде стилизованной беседки-ротонды и скрывает фонтанную установку, а гранитные бортики бассейна приподняты и выполнены в виде лавочки, которая стала популярным местом для фотографирования у фонтана. Композиция установлена в небольшом углублении на полуциркулярной площадке, приподнятой над уровнем улицы на 3 ступени, и ограждена бетонными тумбами. В тёмное время суток фонтан и фигура принцессы красиво подсвечиваются.
Необычный фонтан-памятник выполнен по проекту скульптора Александра Бурганова.
Принцесса Турандот
«Принцесса Турандот» — последний прижизненный спектакль Евгения Вахтангова, поставленный им в 1922 году в Третьей студии МХТ на Арбате (впоследствии — Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова).
Основанный на сказке итальянского писателя Карло Гоцци, он повествует о жестокой китайской красавице — принцессе Турандот, которая не желала выходить замуж, но пользовалась популярностью у мужчин. Чтобы отвратить женихов, принцесса придумала невыполнимую задачу: каждому из них она загадывала 3 сложнейших загадки, и если мужчина отвечал неправильно, его казнили. В конечном итоге, после различных комедийных и драматических ситуаций, действие заканчивается любовью и свадьбой.
Ироническая сказка имела огромный успех у театральной публики, и образ принцессы Турандот стал общепринятым символом театра имени Вахтангова.
Любопытно, что позолоченная принцесса с Арбата оказалась привлекательной не только для театралов и туристов, которые не обделяют её вниманием во время прогулок по улице, но и в среде вандалов. Например, в 2001 году ей отпилили руку, но утраченная конечность была довольно быстро восстановлена.
Фонтан «Принцесса Турандот» установлен у здания театра имени Вахтангова на улице Арбат, 26. Добраться до него можно пешком от станций метро «Арбатская» и «Смоленская» Филёвской и Арбатско-Покровской линий.
Источник
Загадки «Принцессы Турандот». Вспоминаем главный спектакль Евгения Вахтангова
«Принцесса Турандот» по сказке Карло Гоцци стала последним спектаклем Евгения Вахтангова и одним из самых ярких событий культурной жизни Москвы 1922 года. Постановка была сделана на манер площадной комедии дель арте. Такого советская публика еще не видела. Рукоплескал на премьере в Третьей студии МХАТ, позже ставшей Театром Вахтангова, сам Константин Станиславский.
Этот спектакль разделил русский театр на до и после: его отголоски позже будут звучать в работах многих режиссеров и драматургов. Из тональности вахтанговской «Принцессы Турандот» выросли пьесы Евгения Шварца — «Дракон», «Золушка», «Тень». А легендарный советский режиссер Георгий Товстоногов, посмотрев однажды спектакль, назвал Евгения Вахтангова, к тому времени уже покойного, своим учителем.
От комедии до трагедии
Турандот, дочь китайского императора, не желает выходить замуж. Она развлекается тем, что велит казнить незадачливых женихов, которые не проходят проверку. Она загадывает им три сложные загадки, кто не угадает — может прощаться с жизнью. Однажды в городе появляется находчивый принц Калаф, которому удается растопить сердце жестокой красавицы. Театральную сказку «Турандот», в которой ужасное соединяется со смешным, Карло Гоцци написал в 1762 году. Пьеса, созданная в простом стиле комедии дель арте, стала важным ходом его борьбы с буржуазным реалистическим театром Карло Гольдони и Пьетро Кьяри. Как позже записал в своих воспоминаниях Гоцци, вскоре после венецианской премьеры «Турандот» враги потеряли былую популярность в Италии. Гольдони в поисках лучшей доли переместился в Париж, а Кьяри и вовсе перестал писать.
Немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер спустя полвека сделал из «Турандот» драму. Его версией вдохновился композитор Джакомо Пуччини, создавший трагическую оперу «Турандот». Он работал над ней последние четыре года своей жизни, но закончить так и не успел: его друг и коллега Франко Альфано дописал за него последний дуэт Турандот с Калафом и заключительную сцену III акта. Премьера состоялась в апреле 1926 года.
В халате и с юмором
Самой яркой постановкой «Турандот» на русской сцене стал спектакль Евгения Вахтангова. Спектакль на очень долгое время стал символом театра — на нашумевшую «Принцессу Турандот» идут, например, герои «Двух капитанов» Вениамина Каверина. Писатель даже не называет театр, в который отправляет своих персонажей: нет нужды. Даже в 1945 году, когда вышел роман, читатель-театрал понимал, о чем речь.
Однако история постановки с самого начала была сопряжена с серьезными трудностями.
Во-первых, работал над «Принцессой Турандот» Вахтангов очень больным: у него обострилась давняя язва. Постепенно он перестал вставать с постели, делая исключение лишь для репетиций. На генеральном прогоне ему было так нехорошо, что он не стал снимать с себя шубу, а голову обвязал мокрым полотенцем. Константин Станиславский после одной из первых репетиций, зная о болезни своего любимого ученика, сказал ему: «Вы можете засыпать победителем». Евгений Вахтангов не дожил до премьеры своего главного спектакля несколько недель.
Во-вторых, непросто дался режиссеру поиск формы спектакля. Изначально Вахтангов хотел поставить пьесу Фридриха Шиллера. Стали репетировать отдельные отрывки — и они решительно не понравились режиссеру: «Все не то!» Дошло даже до того, что он заявил, что ставить пьесу передумал. Актеры — в растерянности, Вахтангов — в отчаянии. Как сыграть всерьез пьесу, созданную на основе легкой полушутливой сказки, он не представлял. Однако над материалом нужно было работать, потому что замены не было.
Идея возникла словно яркая вспышка: спектакль нужно ставить в духе веселой комедии дель арте — итальянского народного театра, построенного на импровизации площадных представлений с масками, предшественника пантомимы и стендапа, появившегося в середине XVI века. Про пьесу Шиллера Вахтангов тут же забыл. Сразу же приступили к репетициям.
Сюжет — дело второстепенное, главное — подача. Артисты перевоплотились не в героев сказки, а в актеров театральной труппы, разыгрывающих свой спектакль про Турандот. Вахтангов разрешил им импровизировать прямо на сцене. Они могли высказывать свое мнение и комментировать действия коварной принцессы, которая загадывала хитроумные загадки, чтобы казнить потенциальных женихов. Да и зрителям тоже не возбранялось выкрикнуть с места — у актеров всегда находилась парочка остроумных реплик в ответ.
В своих героев артисты превращались прямо на глазах у публики, надевая какой-нибудь роскошный расшитый халат поверх современного костюма, — в лучших традициях дель арте. В диалогах персонажи обсуждали не только действие на сцене, но и актуальную повестку — все, что происходило на тот момент в стране. Это было прогрессивно: Вахтангов был уверен, что после 1917 года искусство, театральное в том числе, не может оставаться прежним, элитарным, оторванным от реальной жизни. Декорации были самые простые — тоже одновременно оммаж старинным уличным постановкам и дань новой эстетике. Привычные бытовые предметы, правильный свет и драпировка — вот и готов сказочный город.
С особым подходом
В постановке были заняты лучшие ученики Вахтангова. Роль капризной принцессы исполнила Цецилия Мансурова, а принца Калафа, безнадежно влюбленного в нее, — Юрий Завадский. Также были задействованы Осип Басов, Борис Захава, Борис Щукин, Рубен Симонов, Анна Орочко, Иван Кудрявцев. Многие из них тогда только начинали свою карьеру, а впоследствии получили звания народных артистов СССР.
Их неопытность режиссера не пугала, скорее, подстегивала — ему было очень интересно, что из всего этого выйдет. Для спектакля они прошли специальную подготовку. Приглашенные преподаватели занимались с ними речью, декламацией, пением, постановкой голоса. Комедия дель арте требовала особого подхода, гротескного поведения.
Вахтангов решил сделать характеры персонажей ярче, добавив одну интересную деталь. По сюжету явно прослеживается соперничество Турандот и ее невольницы Адельмы за внимание принца Калафа, и Вахтангов подсказал, что эти же чувства могут испытывать и актрисы, изображающие их. Правда, этот прием со временем исчез из спектакля.
Постановка пережила несколько редакций с новыми актерскими составами. В 1963 году ее возобновил когда-то игравший в спектакле Вахтангова Рубен Симонов — с Василием Лановым и Юлией Борисовой в главных ролях. В 1991-м новую версию «Принцессы Турандот» создал Гарий Черняховский. Художественный совет приостановил спектакль в 2006 году.
«Фантастический реализм» Евгения Вахтангова
Вахтангов был убежден, что каждая пьеса требует собственной формы театрального воплощения и задача режиссера — найти ее. Этот принцип сложился благодаря его работе с Константином Станиславским.
В 1911 году Вахтангов поступил в Школу драмы Александра Адашева. После ее окончания он попал в труппу Московского художественного театра. Талантливого актера заметил сам Станиславский, который какое-то время наблюдал за ним. А потом, когда Константину Сергеевичу понадобился помощник, чтобы тот мог вести практические занятия по методике актерского мастерства в Первой студии МХТ, первым претендентом стал Вахтангов. Тот согласился, не раздумывая.
Однако потом Евгений начал сомневаться в методах Станиславского. Снова и снова он задавался вопросом: не слишком ли Константин Сергеевич ограничивает актеров на сцене? Безусловно, актер — главный в спектакле, но необходимо, считал Вахтангов, отделить его от того образа, который он исполняет. Так постепенно у Вахтангова сформировалось собственное понимание театра, и сформулировал он его коротко — фантастический реализм. Однако заслуг Станиславского в своем становлении он ничуть не умалял и всегда называл его своим учителем. Можно сказать, что учение Константина Сергеевича стало тем камнем, на котором Вахтангов выстроил собственный театр.
Долгое время «Принцесса Турандот» была больше, чем просто визитной карточкой театра — постановка стала символом театральной школы Вахтангова. В память о спектакле около театра установлен фонтан «Принцесса Турандот», созданный скульптором Александром Бургановым.
Источник