Якутия и охотское море

Уложены первые 80 км. Эльгинский уголь рвётся к Охотскому морю

Уложено 80 км рельсошпальной решетки на новой 500-километровой железнодорожной магистрали от Эльгинского угольного месторождения к Охотскому морю. Об этом 16 декабря сообщила управляющий директор компании «Эльгауголь» И. Лосюк в ходе выступления на форуме «Промышленность и геологоразведка Якутии: сквозь столетия» в Якутске.

Предполагается, что новая железная дорога будет проходить через территории Хабаровского края и Якутии и выйдет на мыс Манорский в Охотском море, где одновременно строится вся инфраструктура порта Эльга, который должен запустить терминалы к 2025 г.

В 2021 году многие эксперты называли проект «нереальным» — слишком дорого, очень сложные климатические условия, ландшафт, и так далее.

Проект реализуется полностью на частные средства. Решение о строительстве собственной железной дороги было принято акционерами компании «Эльгауголь».

Весь проект оценивается в 97 млрд рублей, из которых 37 млрд инвестор — «Эльгауголь» — потратит на строительство железнодорожной ветки. Более 28,5 млрд пойдет на покупку подвижного состава, а 31,5 млрд — на строительство современного морского перегрузочного комплекса (порта).

Стахановскими темпами

Если в 2021 году сроки строительства оценивались в пять лет, а окупаемость примерно в семь лет, то сейчас «Эльгауголь» надеется на существенно меньшие сроки. Стройка, что характерно (или не характерно) идет очень активно, без сбоев, в строгом соответствии с графиком.

Посетивший недавно строительную площадку порта «Эльга» губернатор Хабаровского края отметил, что стройка идет «стахановскими темпами».

Власти региона времени тоже не теряют. В портовом комплексе нужны будут сразу 2000 специалистов, столько даже жителей нет в Тугуро-Чумиканском районе. В Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре в высших и средних специальных учебных заведениях уже готовят специалистов. В том, что на север люди поедут, сомнений нет — у портов подобного уровня не бывает недостатка в претендентах на трудоустройство. Для будущих работников строят стационарный комфортабельный поселок. Власти региона уже привели в порядок местный аэропорт, школу, больницу. Север Хабаровского края оживает. Жить здесь и сейчас — это не может не радовать.

Эльгинское угольное месторождение — крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля.

Расположено в юго-восточной части Якутии, в 415 км к востоку от г. Нерюнгри и в 300 км от Байкало-Амурской магистрали.

Запасы — около 2,2 млрд т. На месторождении добывается коксующийся уголь марок «Ж», «ГЖ», «ГЖО», которые очень востребованы в азиатских странах.

В 2021 г. погрузка угля с Эльги достигла 14,6 млн т.

Планы развития местного угольного комплекса предусматривают дальнейшее увеличение объёма добычи. Погрузка с Эльгинского месторождения в Якутии составила 14,4 млн тонн за январь-октябрь 2022 г., рост добычи составил 21,6%.

  • Дорога к Охотскому морю. Построено 85 км
  • Начато строительство второй частной железной дороги на Дальнем Востоке
  • Полёт над МЦД-4 (Обзор строительства) Очаково — Тестовская (Камушки)
Читайте также:  Морской волк замучил молодого юнгу совершенно утомив несчастного

Источник

В 2025 году «Эльгауголь» запустит частную железную дорогу из Якутии до Охотского моря

В 2025 году «Эльгауголь» запустит частную железную дорогу из Якутии до Охотского моря

На данный момент уже уложено 80 км рельсошпальной решётки.

Тихоокеанская железная дорога протяжённостью более 500 км соединит Эльгинское угольное месторождение в Нерюнгринском районе с морским угольным терминалом «Порт Эльга» на побережье Охотского моря. Масштабный проект планируют запустить вместе с терминалом к 2025 году, на данный момент возведено уже 80 км. Об этом в ходе пленарного заседания дальневосточного форума «Промышленность и геологоразведка: сквозь 100-летия» рассказала управляющий директор «Эльгауголь» Инна Лосюк.

Концепция развития Эльгинского угольного месторождения подразумевает, что к 2025 году мы выйдем на объёмы 45 млн тонн. Мы увеличили с четырёх млн тонн до 20 млн тонн уже в этом году. Провозная способность железной дороги и БАМ не позволяют дальнейшего развития, поэтому нашими акционерами было принято решение построить свою частную железную дорогу», — рассказала Лосюк.

Частная железная дорога протяжённостью более 500 км пройдёт по территории Якутии и Хабаровского края и выйдет на Мыс Манорский, где одновременно тоже строится вся инфраструктура «Порта Эльга», которую также планируют запустить к 2025 году. Лосюк добавила, что на данный момент уже уложено 80 км рельсошпальной решётки.

Источник

Якутский газ станут перерабатывать на берегу Охотского моря

С якутских газоконденсатных месторождений помимо «Силы Сибири» в течение ближайших пяти лет планируется проложить еще один магистральный газопровод. Предполагается, что он дотянется до побережья Охотского моря, где в те же сроки будет построен завод по производству СПГ.

Проект реализует созданное для этой цели предприятие «Глобалтэк» на ресурсной базе Якутской топливно-энергетической компании (ЯТЭК). Это структуры «А-Проперти», выкупившей якутские газовые активы совсем недавно, в 2019 году.

В течение десятилетий топливо с нескольких крупных месторождений шло только на нужды Якутска и ближайших районов. Все ответвления от магистральной трубы оканчивались тупиками, и перспективы развития для недропользователя и газотранспортников упирались в потолок невеликого регионального рынка. Витали идеи наладить неподалеку от столицы республики газохимическое производство, чтобы экспортировать продукцию по железной дороге, но перед этими планами стеной встали экологи и местные жители. Новый собственник предприятия пошел другим путем.

Уже проектируется магистральный газопровод протяженностью более 1350 километров от действующих месторождений до берега Охотского моря. А несколько дней назад японская и норвежская специализированные компании выиграли тендер на проектирование завода по производству как минимум 18 миллионов тонн СПГ в год. Построить его планируется в две очереди. Первую — в 2027 году.

Для таких объемов надо увеличивать ресурсную базу с нынешних 432 миллиардов кубометров до триллиона. Это делается за счет геолого-разведочных работ (в том числе на действующих месторождениях), а также приобретения новых лицензионных участков, что является весьма непростым занятием. Дело в том, что рядом расположены месторождения «Газпрома», который не менее якутских газодобытчиков заинтересован в приросте запасов. Поэтому борьба за каждое новое приобретение ведется нешуточная. К примеру, в декабре прошлого года в ходе аукциона ЯТЭК приобрела Соболохский участок недр за 209,8 миллиона рублей при стартовой цене 2,6 миллиона. Победа досталась предприятию на 161-м шаге аукциона. Впрочем, и «Газпром» выиграл права на три других участка, сделав от 200 до 310 шагов.

Читайте также:  Правила корректуры морских карт 9039

Оценивая ажиотажный спрос на якутский газ, гендиректор ЯТЭК Андрей Коробов отметил:

— Речь идет не только о запасах, но и об уникальном географическом положении — близости к акватории Охотского моря и рынкам сбыта АТР.

Будущие бенефициары проекта живут далеко за пределами региона. А что получит Якутия помимо расширения налоговой базы? Очевидно, местные власти рассчитывают на многое, поскольку недавно при рассмотрении финансово-хозяйственной деятельности ЯТЭК глава региона Айсен Николаев заявил:

— Беспрецедентный по объемам Якутский газовый проект имеет особое значение для республики. Правительству необходимо создать все условия для его успешной реализации.

Рядом с основной трубой проложат 400-километровый продуктопровод до якутского поселка Нижний Бестях. По нему будут перекачивать газоконденсат и другие фракции, а неподалеку от поселка планируется построить завод по их переработке — в том числе в моторное топливо для нужд региона. Разумеется, большое значение власти придают трудоустройству на новых объектах местных жителей. И есть еще одно важное обстоятельство, которое делает коммерческий проект очень привлекательным для Якутии. В мае 2020-го, когда стало известно о планах «А-Проперти», Айсен Николаев заявил, что республику прежде всего интересует развитие геологоразведки и газотранспортной инфраструктуры на ее территории с попутной газификацией юго-восточных населенных пунктов.

Если все получится, будут газифицированы районы, до которых при иных обстоятельствах газопроводы не дотянулись бы никогда. На западе и юге региона, где проходит «Сила Сибири», эта работа запланирована по программе «Газпрома». А на юго-восток при наличии достаточной ресурсной базы топливо придет по проектируемой пока еще трубе.

Источник

А-Проперти планирует СПГ-проект с ресурсной базой в Якутии и строительством завода у берегов Охотского моря

А-Проперти планирует СПГ-проект с ресурсной базой в Якутии и строительством завода у берегов Охотского моря

Якутск, 6 мая — ИА Neftegaz.RU. Глобалтек, входящий в инвестиционную группу А-Проперти А. Авдоляна, подписал соглашение с TechnipFMC о разработке концепции и технических решений проекта Якутский Газовый Проект.
Об этом пресс-служба А-Проперти сообщила 5 мая 2020 г.

Якутский Газовый Проект предусматривает производство сжиженного природного газа (СПГ) на территории республики Саха (Якутия) на ресурсной базе месторождений Якутской топливно-энергетической компании (ЯТЭК), входящей в А-Проперти.
Речь идет о Средневилюйском, Мастахском, Толонском и Тымтайдахском месторождениях.
По состоянию на конец 2019 г. балансовые запасы ЯТЭК составили 367 млрд м 3 и 17 млн т жидких углеводородов.
Ежегодная добыча составляет 1,7 млрд кубометров газа и 100 тыс. тонн газового конденсата.

Соглашение подписано по итогам тендера.
По данным РБК, сумма контракта составила 5 млн долл. США.
В проекте будут использованы последние разработки и новейшие технологии реализации СПГ-проектов в удаленных географиях со сложными климатическими условиями.
Так, предполагается использование модульных конструкций, плавучих технологических комплексов, решение вопросов безопасности производства на ранней стадии проектирования, цифровизация производственных активов и бизнес-процессов, выбор оборудования и техпроцессов с максимальной степенью надежности, минимизация воздействия на окружающую среду во время строительства и эксплуатации.

Читайте также:  Морские перевозки насыпных грузов

Разработку концепции и технических решений проекта (pre-FEED) по Якутскому Газовому Проекту планируется завершить до конца 2020 г.
На следующем этапе планируется выполнить предварительное проектирование (FEED), разработку проектной документации и получение необходимой разрешительной документации.
Окончание работ ожидается в конце 2021 г.
Далее начнется строительство самого СПГ-завода, 1 ю очередь проекта планируется запустить в 2025 г.

Мощность СПГ-завода составит до 13 млн т/год, что потребует увеличения запасов на существующих и близлежащих месторождениях ЯТЭК и развития добычной инфраструктуры.
Инвестиции в проект превысят 10 млрд долл. США.
Для реализации проекта А-Проперти рассчитывает получить статус экспортера СПГ.
Кроме того, потребуется организация логистики проекта, поскольку ресурсная база ЯТЭК удалена от побережья как от моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря на севере, так и Охотского моря на востоке, к которому Якутия вообще не имеет выхода.
Планируется строительство магистрального газопровода (МГП) протяженностью 1,3 тыс. км от действующих месторождений ЯТЭК до побережья Охотского моря и возведение прибрежного СПГ-завода на берегу Охотского моря в Хабаровском крае.
Строительство МГП в условиях вечной мерзлоты от месторождений ЯТЭКа до побережья Охотского моря станет существенной статьей расходов нового СПГ-проекта, сильно увеличив его стоимость.
Удельная стоимость СПГ нового СПГ-проекта (CAPEX/т СПГ) с учетом строительства МГП, по данным Ъ, составляет около 770 долл. США/т.
А-Проперти намерена привлечь в СПГ-проект других акционеров, проект также будет рассчитан на привлечение проектного финансирования, однако перспективы финансирования туманны в связи со сложной обстановкой на СПГ-рынке.
Тем более, что ресурсная база Якутского Газового Проекта не имеет налоговых льгот.

С другой стороны, вариантов с монетизацией добываемого в Якутии газа немного.
По территории республики проходит МГП Сила Сибири-1, по которому газ с Чаяндинского месторождения Газпрома поставляется в регионы Дальнего Востока и в Китай.
Однако независимые газовые компании не имеют доступа к экспортной инфраструктуре Газпрома, что вынуждает искать другие пути экспорта.
Так, похожий план по транспортировке газа из Якутии на побережье Охотского моря в пос. Аян Хабаровского края предложила китайская Sirius Holding, подписав в сентябре 2019 г. соглашение с властями Якутии.
При этом компания планировала производить в качестве конечного продукта не СПГ, а метанол, поскольку экспорт последнего не ограничен.
О производстве и экспорте метанола думала и ЯТЭК, но проект так и не состоялся.

А-Проперти формирует в Якутии крупный промышленный кластер.
В 2019 г. А-Проперти установила контроль над ЯТЭКом, ранее входившим в группу Сумма З. Магомедова, выкупив права требования у других кредиторов.
В апреле 2020 г. А-Проперти закрыла сделку по покупке 51% Эльгинского проекта в Якутии у Мечела и заключила опционы с Газпромбанком по приобретению еще 49% проекта.
Общая сумма сделки по приобретению компаний Эльгинского проекта составила для компании около 142 млрд руб.
Таким образом инвестгруппа завершила 1 й этап формирования промышленного кластера, включающего ЯТЭК и Эльгинский проект.

Источник

Оцените статью