«Я до сих пор не боюсь моря». Скитавшиеся пять дней в открытом море россияне поделились секретом выживания
Супруги из Новороссийска пять дней провели на резиновой лодке в открытом море. Они поделились с «360» своими воспоминаниями и дали рецепт выживания в нелегких природных условиях.
8 августа в 17:00 мужчина и женщина вышли в море покататься на резиновой лодке. Они хотели полчасика порыбачить. Условия для этого были подходящие: поверхность воды, по их словам, была идеально ровной. Все телефоны они оставили в машине, чтобы не намочить.
Михаил Алавердян размотал удочки, несколько раз забросил их в воду. Но вскоре подул сильный ветер, который нагонял волны от берега. Потом начался шторм. Тогда муж и жена решили вернуться на сушу и стали сматывать удочки. Мужчина греб к берегу 40 минут, но так и не приблизился к земле. Супруги устроили пятиминутный перерыв, но за это время их унесло достаточно далеко. Правда, когда они это осознали, было уже поздно.
«При борьбе с ветром мы потеряли весло. Это случилось в первый час», — вспомнила Надежда Ачапкина.
Шторм усиливался, их сильно качало.
Жизнь в море — не для слабонервных
С этого началось морское «путешествие». Ситуация осложнялась отсутствием запасов воды и еды — если не считать упаковки с семечками.
«Но в условиях выживания еда — последний приоритет. Потому что здесь важнее не терять влагу, защититься от солнца и сделать так, чтобы при сильном волнении лодка не перевернулась», — так считает Эдуард Халилов, эксперт по выживанию.
В лодку начала попадать вода. Женщина предполагала, что какая-то рыба прокусила дно. Им пришлось постоянно выкачивать воду со дна маломерного судна.
«Третья ночь самая страшная была. Там самый пик шторма. Волны были двухметровые», — рассказала Надежда Ачапкина.
По ее словам, их два раза перевернуло. Тогда они потеряли остававшиеся вещи: шорты и кепки. Женщина была в одном купальнике.
Ситуация критичная. Те, кто в нее попадает, должны помнить о ряде правил. Ими поделился Халилов. От солнца надо защищаться тентом, либо элементами одежды. Если же ничего нет, стоит охлаждаться в воде, держась за лодку, за веревки, какие есть. Одежду желательно сохранять сухой. И важно делать холодные компрессы на голову.
Сильным покоряются моря
Потерпевшие звали на помощь: кричали и махали. Они надеялись, что их поднесет поближе к какому-нибудь танкеру. Грузовых судов на их пути попадалось немало. Некоторые стояли в очереди в порт рядом с Геленджиком. Но те игнорировали все попытки пострадавших привлечь к себе внимание.
Не все отнеслись к происшествию с халатностью. Одно судно увидело пару и остановилось. Супруги пытались подплыть к нему поближе, но не получалось. Экипаж терпеливо прождал 40 минут и потом снялся с якоря. Это был не единичный случай за все время. Разные судна вставали на якорь, но так и не дождавшись, уплывали. Михаил светил фонариком ночью, но их просто не замечали.
«Мы кричали, потому что знаем, что вода сильно звук распространяет», — рассказала Надежда.
По мнению эксперта Халилова, просто махать руками — неэффективный метод. С других судов это может восприниматься так: туристы развлекаются. Экипаж в свою очередь просто помашет в ответ. Поэтому нужно подавать именно международный сигнал SOS — свистком или фонарем.
«Три коротких световых сигнала, потом три длинных и три коротких. Тогда экипаж поймет, что это не просто баловство и игра с фонарем», — рассказал эксперт по выживанию.
Не только корабли и танкеры проплывали мимо. На своем пути мужчине и женщине встречались подводные лодки. Те не обращали внимания на резиновую лодку с людьми. Менее равнодушными оказались дельфины. Они сопровождали маломерное судно. Однако Михаил назвал их дикими и предложил не воспринимать млекопитающих как источник надежды на спасение.
Невезучие рыболовы боялись, что вот-вот начнутся галлюцинации. Поэтому все предусмотрели: спали по очереди.
«Сохранять спокойствие, предпринимать все меры, чтобы чувствовать себя в относительном комфорте. Должна быть психологическая поддержка. В одиночку выживать гораздо сложнее. Самое важное — это дух. Вот, что должны делать пострадавшие в подобных ситуациях», — порекомендовал собеседник «360» Эдуард Халилов.
С каждым днем ситуация ухудшалась. Трое суток затерянная в открытом море супружеская пара ничего не ела и не пила.
«Три дня не хотелось пить. От стресса, наверное, и продрогли ночью от ветра», — прокомментировала Надежда.
Тем не менее, организм был обезвожен. Тогда на четвертые сутки они стали пить морскую воду. «Ее нужно пить много, чтобы напиться. Муж на меня сначала просто смотрел», — рассказала пострадавшая. Но потом Михаил присоединился.
Однако соль забирает влагу, существует риск отравиться. Эксперты рекомендуют полагаться на имеющиеся запасы и правильно их использовать.
На этом трудности потерпевших не заканчивались.
«Первые три дня нам приходилось в лодку ходить в туалет. Иначе бы мы перевернулись, – просто такой шторм. А потом выкачивали», — вспомнила Надежда.
Луч надежды в бескрайнем море
На пятый день несчастных заметили на корабле с символичным названием «Христос». Луч надежды дал о себе знать в 40 милях (около 70 километров) от берега.
По словам Надежды, он «чудом плыл прямо на нас». Моряки заметили резиновую лодку и взяли на нее курс. После экипаж скинул якорь и лестницу. Тогда пара поняла, что это их последний шанс и надо им обязательно воспользоваться. Несмотря на обезвоженность и полное бессилие.
О команде супруги отзываются очень тепло: «Очень хорошая команда. Мы им очень благодарны». На борту их встретили капитан-грек и греко-филиппинская команда, а также один русский (из Новороссийска) и румынский моряки.
Они оказали всю необходимую медицинскую помощь, накормили и напоили, дали денег на обратную дорогу и одежду. А еще супруги там поели арбуз — всем оказавшимся в подобной ситуации мужчина и женщина рекомендуют обязательно поесть эту сладкую ягоду.
Счастливое спасение произошло через пять дней после отплытия. Если точнее — 12 августа. Корабль взял их на борт недалеко от порта в Тамани. Но никто профессионалов не приглашал на берег. Поэтому морской круиз отдыхающих поневоле растянулся еще на три дня. На землю они спустились 15 августа.
Какая она — жизнь на суше?
Теперь супруги дома залечивают раны. «Из-за того, что в лодке была вода с нашей мочой, нога немножко воспалилась. Я сейчас мажусь кремами», — рассказала Надежда.
Отек у нее спал: дерматолог дал хороший крем от ожогов. Уже ничего не болит.
Надежда сообщила, что у мужа были пузыри от ожогов. А потом кожа стала сходить.
«У мужчин, говорят, более грубая кожа, поэтому ему повезло больше, чем мне», — добавила его супруга.
«Я до сих пор не боюсь моря. С одной стороны оно заманило нас, но с другой стороны, мы же выбрали его. Раз мы выбрались оттуда, как его после этого можно не любить?», — прокомментировала свое путешествие Надежда.
Теперь пара раскладывает все воспоминания по полочкам. Из произошедшего они усвоили следующее. Главное — не паниковать, не тратить силы на жалость к себе. Женщина постоянно была полностью уверена, что они выберутся на берег. Из всех предложений мужа она убирала слово «если».
Но много разговаривать не надо, напомнил специалист по выживанию. «Через дыхание и разговор мы теряем много влаги», — причина в этом. «Мы смеялись, мы шутили. Даже в какой-то момент муж попытался меня обнять. На третий день сказал, что не может уже в одиночку сидеть на другом конце лодки», — вспоминает Надежда.
А вот это, по мнению Халилова, правильное решение. Ночью на воде становится холодно даже летом. «Поэтому если два человека, нужно прижиматься друг к другу. Нужно друг друга растирать, согревать», — добавил он. История помогла поменять паре взгляд на житейские проблемы. Теперь друзья зовут их Робинзон Крузо и Пятница.
Источник
Выход в море на лодке ПВХ не требующей прав
Вопрос: Здравствуйте, я планирую приобрести лодку ПВХ не требующую прав, выходить в море буду в Сочи, на веслах, вопрос 1. Регистрация у пограничников обязательна? 2. Приписка к причалу обязательна?3.тех.осмотр проходить обязательно? 4.На какое удаление от берега разрешается выходить в море на маломерном судне, без прав, на веслах? Спасибо. Савин Александр Анатольевич. Сочи. 13 апреля 2016 г.
Ответ: Регистрация, приписка и ТО для Вашего маломерного судна не нужны. Разрешенное удаление – до 2 миль от берега. В с соответствии с Правилами пограничного контроля ( см. раздел Юридический справочник на нашем сайте) перед выходом судов и средств из пунктов базирования в пределы участков (районов) российской части вод их владельцы обязаны не позднее чем за 4 часа до выхода судов и средств уведомить посредством телефонной или радиосвязи пограничный орган или ближайшее подразделение пограничного органа по форме: наименование (номер) пункта базирования, регистрационный (бортовой) номер (название) судна (средства) — при его наличии, владелец судна (средства), место (район) плавания (осуществления деятельности), количество человек на судне (средстве), время выхода, предполагаемое время возвращения.
По возвращении судов и средств в пункты базирования их владельцы обязаны уведомить посредством телефонной или радиосвязи пограничный орган или ближайшее подразделение пограничного органа по форме: наименование (номер) пункта базирования, регистрационный (бортовой) номер (название) судна (средства) — при его наличии, владелец судна (средства), фактическое время возвращения.
В случаях отказа от выхода в пределы участков (районов) российской части вод владельцы судов и средств обязаны уведомить об этом посредством телефонной или радиосвязи пограничный орган или ближайшее подразделение пограничного органа по форме: наименование (номер) пункта базирования, регистрационный (бортовой) номер (название) судна (средства) — при его наличии, владелец судна (средства).
Пребывание судов и средств разрешается в светлое время суток:
а) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим, — в пределах места (района), указанного в разрешении на осуществление деятельности в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим;
б) во внутренних морских водах Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей — до границ районов, указанных в судовом билете, по согласованию с пограничным органом или ближайшим подразделением пограничного органа, на участке которого планируется деятельность. Судам и средствам, не имеющим судового билета, — на удалении до 2 миль от берега.
Лицам, находящимся на судах и средствах, используемых в российской части вод:
а) при выходе в пределы участков (районов) российской части вод необходимо иметь при себе документы, удостоверяющие личность;
б) запрещается:
осуществлять подход и швартовку судов и средств к российским и иностранным судам, в отношении которых при прибытии на территорию Российской Федерации не осуществлен пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, не осуществлены и иные виды контроля;
осуществлять высадку (посадку) людей, выгрузку (погрузку) любых грузов, товаров, валюты, животных на российские и иностранные суда, в отношении которых при прибытии на территорию Российской Федерации не осуществлен пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, не осуществлены и иные виды контроля, за исключением случаев, когда это вызвано необходимостью спасания людей, других судов (средств) или другими чрезвычайными обстоятельствами, о которых они незамедлительно информируют пограничный орган или ближайшее подразделение пограничного органа, разговаривать с членами их судовых команд и пассажирами, лицами, находящимися на территории сопредельного государства, принимать от них или передавать им какие-либо вещи, предметы (грузы) или сигналы (за исключением сигналов, обусловленных необходимостью обеспечения безопасности судоходства);
без разрешения начальника пограничного органа осуществлять фото- и видеосъемку пограничных кораблей (катеров) и лиц, находящихся на них, пограничных нарядов, пограничных знаков, инженерно-технических сооружений, других объектов пограничных органов, а также фото- и видеосъемку территории сопредельного государства;
вести стрельбу в направлении территории сопредельного государства;
уничтожать, приводить в негодность, перемещать пограничные и предупреждающие знаки.
Источник