11.1 Общие требования
11.1.1 Прочный фальшборт или леерное ограждение должны быть установлены на всех открытых палубах корпуса, надстроек и рубок. На самоходных судах длиной до 10 м допускается установка поручня по периметру надстройки или рубки.
11.1.2 Высота фальшборта или леерного ограждения по периметру палуб и мостиков, а также вокруг открытых площадок, расположенных на высоте более 0,5 м, должна быть не менее 1100 мм. На верхних тентах, редко посещаемых, леерное ограждение можно не устанавливать.
У судов длиной менее 20 м может быть допущена меньшая высота фальшборта или леерного ограждения (но не менее 900 мм), если будут представлены соответствующие обоснования обеспечения достаточной зашиты экипажа и пассажиров.
11.1.3 На пассажирских судах всех классов ограждение палуб, на которые имеют доступ пассажиры, должно быть выполнено в виде глухого фальшборта или леерного ограждения с защитными сетками.
11.1.4 Палубы паромов и других судов, предназначенные для перевозки колесной техники, должны быть ограждены колесоотбоями высотой не менее 0,45 м.
11.2 Фальшборт
11.2.1 На каждом непрерывном участке фальшборта должны быть предусмотрены вырезы для стока воды общей площадью не менее 10% площади непрерывной части фальшборта.
11.2.2 Вырезы в фальшборте для выходов должны иметь двустворчатые дверцы, открывающиеся внутрь, или съемное ограждение.
11.3 Леерное ограждение
11.3.2 Нижний леер должен быть установлен не выше 230 мм от палубы. Расстояние между другими леерами не должно превышать 380 мм. Леерное ограждение палуб, на которые имеют доступ пассажиры, должно иметь защитные сетки. Сторона ячейки сетки должна быть не более 100 мм.
11.3.3 На несамоходных судах всех классов в районе надстройки и рубки, а на судах, эксплуатируемых без экипажа, — в районе бака и юта, должно быть установлено леерное ограждение.
На несамоходных судах классов «О», «Р», и «Л», в том числе и на эксплуатируемых без команд, леерное ограждение в районе грузового трюма и грузового бункера допускается заменять шкафутным брусом и поручнем по комингсу грузового люка или стенке грузового бункера.
На баржах-площадках, не имеющих грузового бункера в районе грузовой площадки, устанавливается шкафутный брус. При использовании устройства для крепления карабина страховочного пояса вместо леерного ограждения конструкция этого устройства должна обеспечивать возможность застропки карабина в любом месте грузовой площадки и свободного перемещения по всей ее длине. Устройства для крепления карабина страховочного пояса располагаются так, чтобы исключить их повреждение грузом и грузозахватными приспособлениями.
На баржах-площадках, разгружающихся по методу кренования или опрокидывания, леерное ограждение можно не устанавливать, если предусмотрен сквозной проход под палубой.
11.3.4 Верхняя кромка шкафутного бруса должна возвышаться над палубой судна не менее чем на 100 мм. Шкафутный брус не должен препятствовать стоку воды с палубы.
11.3.5 В местах, где фальшборт и леерное ограждение прерываются (район палубных механизмов, пролеты для трапов и т.п.), должны быть предусмотрены съемные цепные леера.
11.4 Поручни, переходные мостики, сходные трапы
11.4.1 При наличии прохода по обносу на наружных стенках надстроек должны быть установлены прочные поручни.
11.4.2 На нефтеналивных судах классов «М» и «О» между раздельно расположенными жилыми и служебными помещениями должны быть предусмотрены приподнятые над палубой переходные мостики. На переходных мостиках должны быть поручни.
11.4.3 Толкачи и толкаемые суда должны иметь сходни и трапы, обеспечивающие безопасный переход команды с одного судна на другое.
12 Остойчивость
12.1 Общие требования
12.1.2 Требования настоящего раздела Правил распространяется на глиссеры, парусные суда, суда с воздушной каверной, экранопланы и плавучие доки в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо в соответствии с обоснованиями проектанта, согласованными с Речным Регистром.
12.1.3 Судно признается остойчивым, если оно при всех вариантах нагрузки, устанавливаемых настоящим разделом, удовлетворяет:
.1 основному критерию остойчивости, определяемому согласно 12.3 — 12.7 в зависимости от класса судна;
.2 дополнительным требованиям к остойчивости, принимаемым согласно 12.8 — 12.16 в зависимости от типа и назначения судна;
.3 требованию к начальной остойчивости, согласно которому для всех судов поперечная (начальная) метацентрическая высота, принятая с учетом поправок на влияние свободных поверхностей жидких грузов, а для ледоколов и с учетом обледенения, должна быть не менее 0,2 м.
Определение начальной метацентрической высоты с учетом обледенения должно проводиться для наихудшего в отношении остойчивости варианта нагрузки. При этом массу льда на 1 площади общей горизонтальной проекции открытых палуб следует принимать равной 15 кг. В общую горизонтальную проекцию палуб должна входить сумма горизонтальных проекций всех открытых палуб и переходов независимо от наличия навесов.
Момент по высоте от этой нагрузки определяется по возвышениям центров тяжести соответствующих участков палубы и переходов.
Палубные механизмы, устройства, крышки люков и т.п. входят в проекцию палуб и специально не учитываются.
12.1.4 Проверка остойчивости судна должна быть выполнена при всех вариантах нагрузки, указанных в 12.8 — 12.16. При отсутствии специальных указаний для судов какого-либо типа остойчивость необходимо проверять при следующих состояниях нагрузки:
12.1.5 Если по условиям эксплуатации для данного судна предусматриваются нагрузки, более неблагоприятные для его остойчивости, чем перечисленные в 12.1.4 или указанные в 12.8 — 12.16, то для них также должна быть проверена остойчивость судна.
.2 серийное судно, конструктивные изменения которого по сравнению с первым судном серии по расчетным данным вызывают существенные изменения остойчивости. Такое судно следует считать относительно остойчивости первым судном новой серии;
Источник
Фальшборт, привальный брус и боковые кили
Фальшборт (рис. 41) представляет собой конструкцию из листов с подкрепляющим набором, предназначенную для ограждения открытых палуб от действия волн и ветра. На верхней палубе фальшборт устанавливают в плоскости наружной обшивки, поэтому, снаружи он кажется продолжением ширстрека.
Высоту фальшборта принимают не менее 1,0 м (обычно 1,1 — 1,2 м). Более высокий фальшборт (3—1,5 м) оборудуют на судах, перевозящих палубные грузы — на лесовозах, контейнеровозах, судах типа «ро-ро» и пр.
Рис. 41. Конструкция фальшборта.
1 — фальшборт; 2 — стойка; 3 — планширь; 4 — штормовой портик с решеткой
Фальшборт состоит из листов толщиной 3,0—8,5 мм (в зависимости от длины судна), устанавливаемых длинной кромкой вдоль палубы. Через каждые две-три шпации, но не реже чем через 1,8 м (на судах, перевозящих палубный груз, не реже чем через 1,2 м) устанавливают подкрепляющие стойки в виде книц с отогнутым фланцем шириной 60—90 мм. Толщина стоек на 1 мм больше толщины листов фальшборта, а ширина их внизу зависит от длины судна и колеблется в пределах 200—360 мм. Ширину стоек вверху принимают равной ширине планширя, представляющего собой горизонтально расположенную поверх листа фальшборта полосу из профильной или полосовой стали шириной 75—150 мм. Поверх металлического планширя иногда укладывают деревянный. В нижней части фальшборта делают вырезы — штормовые портики, предназначенные для стока за борт попавшей на палубу воды. В штормовых портиках имеются решетки, препятствующие выбрасыванию за борт смываемых волной предметов. Площадь вырезов, определяемая по Правилам о грузовой марке, должна быть достаточной для удаления — всей массы воды за полупериод качки. Иногда вместо штормовых портиков в фальшборте делают сплошной вырез по линии соединения его с ширстреком.
Привальный брус (рис. 42) — это деревянная, металлическая или резинометаллическая конструкция, устанавливаемая вдоль борта выше ватерлинии и предназначенная для защиты борта судна при швартовке от ударов о пирс или другое швартуемое к борту судно.
Боковые кили служат для уменьшения размахов (амплитуд) бортовой качки. Их устанавливают в районе скулы в средней части судна на протяжении около 0,25—0.35L.
а —деревянный; б — металлический; в — резинометаллический.
1 — кница (через одну шпацию)
Местоположение боковых килей обычно определяют так, как показано на рис. 43. При этом обеспечивается наименьшее сопротивление воды движению судна, так как боковые кили располагаются вдоль линии обтекания корпуса водой, а также наибольшее умерение бортовой качки, поскольку в этом случае плечо противодействующего раскачиванию судна момента будет наибольшим.
Особое внимание обращают на то, чтобы кили не вышли за пределы прямоугольника, описывающего мидель-шпангоут судна в противном случае возможны повреждения килей при швартовке.
Рис. 43. Определение места притыкания боковых килей к корпусу судна:
G — центр тяжести судна; В/2 — полуширота; Н — высота борта
Рис. 44. Конструкции боковых килей
Боковые кили обычно делают плоскими — из листа с внешней кромкой, подкрепленной круглым или полукруглым прокатом, или двухслойными — из двух расположенных под углом листов с подкрепляющими поперечными бракетами, на расстоянии около 2,0 м одна от другой (рис. 6.40). Кромку боковых килей, примыкающих к наружной обшивке, обычно делают гребенчатой: это уменьшает сварочные напряжения и препятствует распространению на наружную обшивку трещин, возникающих в боковых килях.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с) .
Источник