Вторая строфа стихотворения фонтан

Вторая строфа стихотворения фонтан

Фонтан (1836)
Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осуждён.
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метёт?
Как жадно к небу рвёшься ты.
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Стихотворение относится к философской лирике Ф. И. Тютчева, оно написано в годы расцвета его таланта. В это же время он создал такие шедевры, как «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Бессонница» «Зима недаром злится. » и другие. И. С. Тургенев так писал о творчестве этого поэта: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию. ».
Тютчев обращается к читателю, собеседнику, привлекая внимание к картине, изображающей фонтан. С фонтаном он сравнивает человеческую мысль. Закон, по которому она живёт, поэт называет непостижимым.
Человеческая мысль, по Тютчеву, неистощима, но в то же время она не может до конца проникнуть в тайны Вселенной. Как и фонтан, она неудержимо стремится ввысь, к небу, но и для неё есть предел, некая граница, через которую она перейти не может — её остановит «длань незримо-роковая». Мысль, жадно рвущаяся ввысь, осуждена, подобно струям воды в фонтане, «ниспасть на землю».
Внутри каждой строфы ощущается линия «подъёма» и «нисхождения».
В первой строфе:
Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осуждён.
Во второй строфе:
Как жадно к небу рвёшься ты.
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.

Стихотворение композиционно делится на две части — на две строфы, каждая из которых состоит из восьми строк. В первой части изображён фонтан, во второй — поэт описывает движение человеческой мысли. Такую композицию обычно называют «зеркальной».
Образ непрерывного движения воды в фонтане, нарисованный в первой строфе, иллюстрируют прямое значение слова фонтан (струя воды, бьющая вверх). Во второй части речь идёт о человеческой мысли и задействовано переносное значение слова фонтан (неиссякаемый, обильный поток чего-либо).
Первую часть стихотворения можно назвать иллюстрацией, живописной картинкой, тогда как вторая часть — философское размышление. Связь между частями прямая и неразрывная — сопоставляя их, читатель может понять идею произведения.
Вторая строфа даже с внешней стороны выглядит гораздо эмоциональнее первой. В первой использованы «спокойные» знаки препинания: запятая, точка, тире, точка с запятой. Во второй строфе — не только восклицательный и вопросительный знаки, но есть даже особый синтетический знак препинания (. ). Риторические восклицания и риторический вопрос вовлекают читателя в авторские раздумья. Понятно, что философское зерно стихотворения, его идея заключены во второй части стихотворения.
Важно и то, что в самом облике главного образа произведения есть детали, на которые интересно обратить внимание. Графическое изображение буквы ф каким-то волшебным образом напоминает фонтан. К тому же она своеобразно отражает композицию стихотворения: кроме двух кругов у неё есть стержень, соединяющий их посередине — и в композиции стихотворения Тютчева тоже есть некая вертикаль, соединяющая небесное и земное. Получается, что заглавный образ выбран автором не случайно. Фонтан прекрасно символизирует картину вечного движения к высокой цели: воды — к небу, человеческой мысли — к истине.
Идею стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, наверное, можно изложить просто: мир, в котором мы живём, прекрасен и удивителен, он неисчерпаем и не может быть познан человеком до конца.
Возвышенная лексика, метафоры соединяют образ фонтана с образом «смертной мысли» человека.
В первой части стихотворения образная система более живописна, ярче цветовая палитра художника. Автор использует романтические эпитеты (фонтан сияющий; пыль огнецветная; высота заветная), яркую лексику (пламенеет; солнце; луч), метафоры (облако живое; лучом поднявшись к небу). Эпитеты являются одновременно метафорами (фонтан сияющий; влажный дым; высота заветная; пыль огне-цветная). Метафоры содержатся и в сравнениях (облаком живым фонтан. клубится; пылью огне-цветной ниспасть на землю осуждён).
Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций.
Первые четыре строки, объединённые общей рифмой, представляют собой сложноподчинённое предложение с главным, состоящим из одного слова: «Смотри. », — которое содержит обращение и

Читайте также:  Как оформить детский бассейн

призыв. Повтор союза как привлекает внимание к объекту изображения — фонтану, связывая между собой глаголы клубится, пламенеет, дробится, что помогает сделать картину зримой.
Важную стилистическую роль играет инверсия, которая подчёркивает значимость слов (облаком живым фонтан сияющий клубится; его на солнце влажный дым; длань незримо-роковая; луч упорный).
Вторая строфа, в которой автор обращается к философским вопросам бытия, наполнена более абстрактными образами, словами с высокой стилистической окраской, в том числе и устаревшими (стремит, длань). Особенно значима замена слова фонтан синонимом водомёт.
Чтобы усилить впечатление, автор прибегает к повторам.
В стихотворении два раза повторяется слово «луч»: луч фонтана и луч «смертной мысли». Это сопоставление подчёркивает тщетность стремлений человека постигнуть все тайны Вселенной.
Заканчивается произведение словом «высоты». Оно тоже прозвучало в самом начале, в сопровождении эпитета заветная («коснулся высоты заветной»). Теперь оно звучит по-другому:
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Интересно рассмотреть, как меняется художественное пространство и художественное время в этом произведении.
На первый взгляд, обе части стихотворения кажутся организованными однотипно: движение (воды в фонтане и мысли) сначала идёт вверх, а затем следует неумолимый спуск вниз. В этом движении есть некая обречённость — кажется, что невозможно вырваться за пределы этого круга. Но внимательному взору читателя открывается, что эти два круга вовсе не одинаковы.
Первый круг небольшой — это движение воды в фонтане по замкнутому кругу, это материальный мир. Второй круг намного больше — это круг мысли, который можно расширять бесконечно. Чем шире круг, тем ближе к истине находится человек.
Художественное время в тексте первой строфы можно определить словом сейчас, а во второй — словом всегда (автор подсказывает это словами «закон непостижимый»).
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма — кольцевая.

Источник

Федор Тютчев — Фонтан: Стих

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты.
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты…

Анализ стихотворения «Фонтан» Тютчева

Стихотворение «Фонтан» написано Федором Ивановичем Тютчевым в 1836 году, в период его наивысшей творческой активности. Поэта всегда интересовали в поэзии философские темы, он часто рассуждал о вечных вопросах, пытаясь найти на них ответы. Любил Тютчев и сравнивать человека с природой, искать между ними параллели. Этим темам и посвящено стихотворение «Фонтан».

В первой части произведения автор рисует яркий и живой образ фонтана. Он описывает его красоту и восхищается мощной силой, заставляющей поднимать воду высоко вверх. Однако у любого фонтана есть предел высоты, достигнув которого вода вновь падает вниз — и эта последовательность повторяется бесконечно. Нетрудно понять, что образ фонтана в этом стихотворении олицетворяет человека и человеческую мысль. Каждый из людей стремится к чему-то, развивается, достигает поставленных целей. «Как жадно к небу рвешься ты!» — демонстрирует это стремление поэт, однако вместе с тем становится понятно, что, по его мнению, достичь абсолютного идеала невозможно. Рано или поздно силы человека уменьшаются, он стареет и его жизнь поворачивается вспять. В конце концов, людской путь заканчивается смертью, и с этим ничего не поделать — таковы законы жизни, действующие и в природе. Тютчев утверждает, что и люди, и природа подчиняются единым общим законам — таково устройство мира, и с этим можно только смириться. Человек глубоко и неразрывно связан с окружающим его миром, они неотделимы друг от друга.

Стихотворный размер произведения — четырехстопный ямб. Тютчев широко использует яркие эпитеты, особенно в описании фонтана («живое облако», заветная высота», упорный луч», огнецветная пыль») и метафоры («осужден пасть на землю», «длань преломляет луч» и др.)

Читайте также:  Надувные бассейны intex с надувным дном

Стихотворение написано в тот период, когда Тютчев активно путешествовал по Европе и был увлечен немецкой романтической поэзией. Поэтому вопросы жизни и смерти, смысла существования часто поднимаются в его творчестве того времени. В «Фонтане» поэт в очередной раз возвращается к одной из своих любимых тем — единстве и неделимости человека и природы и их своеобразной схожести. Человеческая мысль кажется автору похожей на сильный и мощный поток воды. Но оба они конечны и рано или поздно иссякают — таков закон жизни, и в ней нет ничего идеального. Однако человеческая мысль красива и сильна, и за отведенное ей время способна достичь многих высот.

Источник

Анализ стихотворения «Фонтан» Тютчева

Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нём он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использование разбора на уроке литературы может помочь обучающимся лучше понять данное произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.

История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.

Тема стихотворения – предопределённость человеческой судьбы.

Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй, используя развёрнутую метафору, описывает стремление души человеческой к небу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Эпитеты“сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.

Метафоры“осуждён пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

Сравнения“фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.

История создания

Стихотворение написано в тот период, когда Тютчев много путешествовал по Европе. Он увлёкся немецкой литературой и особенно романтической поэзией, которая оказала заметное влияние на его творчество. Одним из произведений, написанных под этим влиянием, и является “Фонтан”.

Поэт создал его в 1836 году, его глубинный смысл полностью соответствует душевным устремлениям автора. Написано оно в духе романтизма.

Федор Иванович посвятил стихотворение размышлениям о предопределённости в судьбе человека, невозможности её преодолеть – это и есть основная его тема.

Он размышляет о том, как трагично несоответствие между стремлениями людей, которые хотят познать непостижимое, и их ограниченными возможностями.

Композиция

Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создаёт образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафоры, эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.

Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.

Это философская элегия, посвящённая вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда стремится ввысь и, достигнув определённой высоты, обречена вернуться к земному.

Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб: с его помощью он создаёт эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.

Средства выразительности

Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:

  • Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.
  • Метафоры – “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.
  • Сравнения – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.

Все они помогают поэту выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.

Источник

Стихотворение и анализ «Фонтан»

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной –

Читайте также:  Характеристика бассейна реки днепра

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты.

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Сверкает в брызгах с высоты.

Краткое содержание

И. Айвазовский. Петергоф. Большой каскад. 1837

С первых строк мы видим описание яркой картины фонтана, бьющего ввысь. Любуемся преломлением света в каплях воды, падением мощных струй с огромной высоты. Первое четверостишие описывает чувства прохожего человека, который решил остановиться и полюбоваться красочным зрелищем падающих потоков воды. Он наблюдает, как вода с огромной силой поднимается на «высоту заветную», замирает на долю секунд «облаком живым» и падает вниз под действием непонятной силы.

Любуясь движением водных струй, наблюдатель начинает сравнивать фонтан с мыслями человека. Они, подобно воде в фонтане, существуют по «закону непостижимому»: рвутся ввысь, стремясь познать тайны мироздания. Но нашим мыслям суждено натолкнуться на определённый «потолок» и «ниспасть на землю». Наблюдатель размышляет о невозможности постижения Вселенной человеческой мыслью.

История создания

Произведение было создано в тот период, когда автор много путешествовал по Европе. Он всерьёз увлёкся немецкой романтической поэзией, которая оказала существенное влияние на всё его дальнейшее творчество. Данное стихотворение также было написано под влиянием немецкой романтической лирики, в 1836 г.

Жанр, направление, размер

Перед нами образец философской элегии, посвящённой вечному движению, олицетворённому фонтаном. Мысль человека, по мнению Тютчева, сродни фонтанным струям: она постоянно стремится ввысь, но, едва достигнув высоты, вынуждена обречённо вернуться к земному.

Направление, в котором написано произведение, называется «чистое искусство». Поэт не касается бытовых тем, социальных проблем: он акцентирует своё внимание лишь на прекрасном. Поэт использует трёхстопный ямб с пиррихием: это помогает создать эффект движущихся водных струй. Рифмовка кольцевая.

Композиция

Композиционно произведение можно разделить на две семантических части:

Первая часть – перед нами предстаёт выразительный и яркий образ фонтана. Мы буквально видим, как он играет каплями, как бьют ввысь мощные потоки воды.

Вторая часть посвящена передаче автором собственного настроя посредством использования художественной системы образов. Это философское раздумье о человеческих возможностях.

Образы и символы

В произведении представлены три ключевых образа, помогающих раскрыть основную идею стихотворения:

образ фонтана – центральный. Он является символом человеческой мысли. В первом отрывке автор описывает фонтан, восхищаясь его стремлением подняться ввысь. В следующем отрывке автор ищет параллель между человеком и фонтаном. Поэт стремится понять людскую сущность, отвечая на свой вопрос: почему для человека важно преодолеть некий «потолок», достичь идеальности, даже если этого не получится сделать;

образ луча выступает символом духовного начала в человеке, его стремления стать совершенным. Поэт понимает, что человеку этого не дано достичь так же, как и лучу, который всегда преломляется;

образ незримо-роковой длани – это символ той самой черты, препятствующей человеку до конца познать собственные силы. Слово «длань» имеет церковно-славянские корни, Тютчев осознанно употребляет его. Этой фразой поэт демонстрирует существование незримой энергии, способной руководить людскими судьбами. В этом превосходство мира небесного над миром земным.

Темы и настроение

Ключевая тема произведения – честолюбивое желание человека превзойти самого себя и данные ему природой возможности. Поэт обнаруживает взаимосвязь между живым существом (человеком) и неживым объектом (фонтаном). Автор акцентирует внимание на том, что у них имеется немало общих черт. Создателем фонтана является человек. Точно также и Бог, который воплощён буквально во всём, оставил в людях частицу себя в виде духа, стремящегося ввысь.

Основная идея

Основная мысль стихотворения состоит в ограниченности человеческой жизни. Мы постоянно стремимся достичь идеала, но сделать этого не можем. Автор доносит до читателей мысль о том, что любое восхождение сменяется неизменным падением. Так что же должен сделать человек, понимающий это? Он должен смириться и ждать своего звёздного часа. Возможно, кому-то из нас удастся продвинуться во время своего прыжка немного дальше.

Средства выразительности

Тютчев насытил произведение выразительными средствами, использовав для этого:

эпитеты – «упорный луч», «огнецветная пыль», «влажный дым», «живое облако»;

метафоры – «длань преломляет луч», «осуждён пасть на землю», «фонтан клубится облаком».

Источник

Оцените статью