Мастер-класс Рисуем времена года
Какие бывают времена года? И чем они отличаются друг от друга? Узнаем об этом на примере серии картин Михаила Ларионова «Времена года». Учимся рисовать весну, осень, лето и зиму, как это делал один из самых ярких художников авангарда.
Для работы понадобятся:
1. Две кисти — длинная толстая и короткая тонкая
3. Гуашь — 4 цвета: жёлтый, синий, красный, белый
Начало работы
Закрываем фон, начиная с жёлтого цвета, используя толстую кисть. Постепенно добавляем красную краску. Получается оранжевый. Затем кладём красный цвет. Не моем кисточку и добавляем синий цвет и видим, как фиолетовый превращается в синий цвет неба. В синий теперь добавляем понемногу жёлтый. Оставим фон просохнуть на несколько минут.
Поговорим о творчестве Михаила Ларионова
Михаил Ларионов родился в городе Тирасполе. Потом переехал в Москву и стал учиться на художника. В Тирасполе у него осталась бабушка. Тирасполь был тихим южным городком, утопающим в садах. У бабушки Ларионова там был домик, куда художник очень любил приезжать на каникулы.
© Государственный Русский музей
Глядя на эту картину с голубым небом и верхушками акаций, дети часто говорят, что это зима. Если присмотреться, можно увидеть, что деревья набухают почками, а ветки покрываются цветами. И это не зимний пейзаж, а начало весны.
© Государственный Русский музей
В пейзаже с цветущим розовым кустом сразу видно, что это лето. Мы видим, как цветут цветы шиповника среди буйства зелени. Получается пышная щедрая картина, как будто куст полит летним дождём.
© Государственная Третьяковская галерея
Картина «Сад» — осенняя. Здесь не только другая гамма — она состоит из жёлтых, оранжевых, охристых тонов. Видно, что она написана сухими красками. И сад как будто шуршит опавшими листьями. Если присмотреться, можно увидеть, что в глубине сада гуляет дама в голубой юбке и белой кофточке и играет с собачкой. Мы видим, что все сезоны отличаются по цвету и технике.
Позже Ларионов написал серию панно «Времена года», куда вошли четыре картины.
«Времена года» (1912)
Героиней каждого сезона является дама, потому что в европейском искусстве было принято рисовать олицетворения времён года. У Ларионова эти прекрасные дамы оказываются довольно смешными — то с косичками, то со смешными серёжками. Ларионов в это время очень интересуется творчеством детей. Ему очень нравится, как дети рисуют, особенно те, которых ещё не учили профессионально. Они рисуют искренне, хоть и не всегда правильно.
© Государственная Третьяковская галерея
© Государственная Третьяковская галерея
Обратите внимание, какого цвет фон для каждого времени года. Весна оказывается на жёлтом фоне — наверное, потому, что весна — это время солнца. Зима — на коричневом фоне: вспоминаем валенки, тёплый пуховый платок, печные дверцы, дрова. Зима у Ларионова тёплая, на шоколадном фоне. Она кутается в покрывало. Осень — на синем фоне, потому что приходит время сбора винограда и слив.
Вокруг весенней девушки порхают амурчики, стоит влюблённая парочка. Возле «Зимы» сидит грустная ворона и стоят деревенские домики. Вокруг «Осени» летают птицы, которые несут гроздья винограда на праздник.
Ларионов каждую картину разделяет на несколько частей. В главной части — дама. Рядом изображения деревьев. В третьей части — сцены работ: летом человечки с лопатой, зимой все сидят дома, осенью собирают виноград. В ещё одной части Ларионов делает надписи. Прочитайте, что он пишет про зиму. А про весну? Дети постарше могут сочинить свои хвалебные слова для времён года.
Продолжаем рисовать
У нас не хватает лета. Давайте придумаем картину сами. Для этого нам понадобится тонкая кисточка и белила. Разделим наш фон на четыре части. В одной части нарисуем портрет лета, как прекрасную девушку. Слева может расти дерево. В третьей части можно написать хвалебные слова.
Источник
Два времени года Михаила Ларионова
Оба времени года под катом – из собрания самой Третьяковки. Они действительно бросаются в глаза, когда висят в основной экспозиции. Потому что это действительно какой-то максимальный примитив. Собственно, Черный квадрат Малевича как примитив-то не воспринимается, как и весь супрематизм, это совершенно не примитивный квадрат! А тут такое, да плюс еще и текст накарябан. Бьет по мозгам, конечно!
Но, кажется, здесь совсем иные мысли у художника, чем у супрематистов или кубистов. Или в том же показанном ранее мной лучизме. Все измы – это все-таки совершенно не скрывающиеся интеллектуальные игры. Там мысль становится равной собственно живописи. А вот тут мысль как-то отступает, ну, разве что, если это мысль «Будьте как дети!», то да, остается.
Со стенда на выставке:
Ларионов выступает на этой выставке вещами, которые можно было бы назвать современным примитивом. Таковы его. «Четыре времени года», где в каждом времени показано преобладание присущего ему цвета, причем цвета комбинируются по диагонали в порядке гармонизирующем, вертикально же и горизонтально в порядке диссонирующем; четыре цвета: синий, желтый, коричневый и зеленый; на картинах написаны стихи разнообразными буквами.
Илья Зданевич
Цикл «Времена года» — своеобразный ключ к искусству Ларионова, квинтэссенция всего, что воспринимается сегодня как ларионовские открытия. За кажущейся наивностью изображений и надписями детским почерком, с подкрашиванием букв и ошибками, «скрыта» изощренная живопись, тайная демонстрация виртуозного мастерства, достигнутого минималистскими средствами, построенными на тончайших нюансах тона, проложенного разнообразными движениями кисти
Серия «Времена года (новый примитив)». 1912
Серия «Времена года (новый примитив)» впервые была показана в 1913 на выставке «Мишень».
23. Зима. Времена года (новый примитив). 1912
Холст, масло
Поступило в 1929 из Музея живописной культуры (приобретено в 1919 Отделом изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения)
Государственная Третьяковская галерея
Фото 4 января 2019 года
24. Весна. Времена года (новый примитив). 1912
Холст, масло
Поступило в 1929 из Музея живописной культуры (приобретено в 1919 Отделом изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения в мастерской художника)
Государственная Третьяковская галерея
Фото 4 января 2019 года
Источник
art_out_of_time
Вот и лето наступило.
Картина «Лето», Михаил Ларионов, цикл «Времена года», 1912 год. Как-то мы не помним первых теоретиков и практиков авангарда.
Малевич застит всех. А Ларионов между тем стоял в истоках и русский авангард, его теория и практика как ни крути начинались с него.
В русской художественной критике слово »авангард» впервые применил А.Бенуа в 1910 г. в статье о выставке »Союза русских художников», где он решительно осудил »авангардистов» М.Ларионова и П.Кузнецова. Он звал его обратно: «Ведь он мог бы создавать вместо этих кривляний в духе какого-то нового примитивизма законченные и совершенные произведения в «прежнем духе». А Ларионов лишает закатный ореол старого искусства того цветистого и праздничного луча, который он мог бы ему дать». Насчет цветистости и луча — это Бенуа поторопился
В этом Ларионов как раз преуспел, развивая свою теорию «реалистического лучизма», по сути являющуюся продолжением развития традиции реализма.Вобще интересной особенностью русского авангарда можно считать его неоднозначность, непрямолинейность,несимметричность реакции на западный авангард. В этом его преимущество, презумпция, особое место первенства, когда мы о позднейшем явлении может говорить как о первичном по отношению к исходному. Учитывая то, что модернизм охватил в России не только искусство, но и умы, и общество в целом, завешившись масштабными революциями и созданием соцреализма как стиля и жизни, и искусства, и мировоззрения. Мы можем и должны гордиться своим историческим авторитетом на тот период. не то что нынче
Ну а женщина с серпом еще намозолит глаза народу. А здесь она выходит новая, пока еще женственная и неожиданная как афродита из пены морской(то бишь из жита) . и если здесь посмотреть на год, то ясно, что многим она такая сильно запала в ум и душу, если спустя десятилетия девушки с веслом, серпом, молотом и прочими признаками пролетарского труда и обороны все продолжали будоражить творческое сознание художника
Почти всю жизнь Ларионов проработал в паре с Наталией Гончаровой, оставаясь при этом яркой индивидуальностью и чаще первой скрипкой в творческом дуэте. Один западный журналист называл его «полярным медведем с нежностью незабудки».
Источник