Воздушного чартера от морского чартера

Договор чартера (фрахтования).

Договор чартера применяют при непериодических грузовых или пассажирских перевозках морским и воздушным транспортом преимущественно в международном сообщении.

Воздушные и морские чартеры имеют как общие черты, так и свою специфику, обусловленную различием договорной практики, способом перевозок, объектами перевозок, порядком заключения договоров и т.п., поэтому детальное регулирование чартерных перевозок осуществляется соответствующими транспортными кодексами (КТМ Украины, НК Украины) и правилами перевозок, которые утверждаются в соответствии с ними. Также регулирования чартерных перевозок, особенно морских, обычно происходит в соответствии с обычаями делового оборота.

Объектом перевозок при морских чартерах преимущественно есть груз, а при повторных — пассажиры и багаж.

Согласно ч. 1 ст. 912 ГК Украины по договору чартера (фрахтования) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости в одном или нескольких транспортных средствах на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты или с другой целью, если это не противоречит закону и другим нормативно-правовым актам.

Договор чартера (фрахтования) является двусторонним и возмездным. Договор морского чартера является консенсуальным, поскольку считается заключенным с момента подписания рейсового чартера сторонами договора. Договор воздушной чартерной перевозки считается действительным с момента оплаты чартерного рейса или заключения соответствующего кредитного договора, то есть он может быть как реальным, так и консенсуальным.

Сторонами договора чартера является фрахтователь и фрахтовщик.

Фрахтователем является лицо, которому по договору предоставлено право требовать предоставления ему всей или части вместимости транспортного средства для перевозки в указанный ею пункт назначения груза, пассажиров, багажа, почты или его перемещения с другой целью, заплатив за это оговоренную плату.

Фрахтователь — это лицо, за плату передает фрахтователю часть или все вместимости транспортного средства для перевозки груза, пассажиров, багажа, почты и перемещает их в пункт назначения, указанный фрахтователем.

В договоре чартерной перевозки различают фактического и договорного перевозчика. Договорный перевозчик является фрахтователем, то есть это лицо, которое принимает на себя обязательства перед третьими лицами (пассажирами, грузоотправителями) организовать перевозку. Договорными перевозчиками могут быть туристические агентства, экспедиторские фирмы и т. Фактический перевозчик выполняет часть или все перевозки по договору чартера согласно полномочиям, полученным от перевозчика по договору. Фактический перевозчик является фрахтователем.

Таким образом, в отношениях чартерной перевозки, кроме сторон договора, могут участвовать еще и третьи лица (лицо): при перевозках груза — фактический отправитель и фактический получатель груза, при пассажирских перевозках — пассажиры.

Форма договора чартера (фрахтования) устанавливается транспортными кодексами (уставами) и является, как правило, письменной. Сложность эксплуатации воздушных и морских судов обусловливает то, что сейчас договоры чартера заключаются на основе типовых договоров, так называемых проформ, разработанных и рекомендованных рядом международных и иностранных неправительственных организаций. Проформы подробно определяют условия перевозок конкретного вида груза или содержат общие требования к чартерной перевозки любого груза или пассажиров, учитывая интересы обеих сторон, которое упрощает процедуру заключения договора чартера.

Читайте также:  Местные жители называют его морем

Кроме того, при заключении договора морского чартерной перевозки груза обычно выписывается коносамент, а договор воздушной перевозки груза оформляется авиагрузовой накладной.

По договору чартерной перевозки пассажиров им выдаются чартерные билеты, которые действуют только на перевозку в указанные в них даты и рейсы.

Договор чартера отличается от подобных договоров найма (аренды): тайм-чартера — найма транспортного средства с экипажем, и бербоут-чартера — найма транспортного средства, не укомплектованного экипажем (ст. 203 КТМ Украины). Основным отличием данных договоров является то, что по договору чартера транспортное средство остается во владении и пользовании фрахтователя, так капитан и члены экипажа судна в течение всего времени выполнения этого договора подчиняются ему. Фрахтователь, не имея правомочий по владению и пользования транспортным средством, осуществляет право так называемой коммерческой эксплуатации всего или части воздушного или морского судна. Права и обязанности сторон по договору чартера (фрахтования). Поскольку договор чартера (фрахтования) является взаимным, то есть права одной стороны соответствуют обязанностям другой, рассмотрим лишь основные обязанности фрахтователя и фрахтовщика [2] .

Важнейшей обязанностью фрахтователя является уплата фрахта, то есть проезжей платы, размер которого стороны определяют по взаимной договоренности в соответствии с действующим законодательством.

Фрахтователь обязан предоставить все транспортное средство или его часть для удовлетворения законных интересов фрахтователя и переместить транспортное средство в указанный фрахтователем пункт назначения. Кроме того, фрахтователь обязан предоставить транспортное средство, определенный договоренности сторон по типу, виду и т.д., в надлежащем (техническом и коммерческом) состоянии. В договоре чартера стороны могут оговорить обязанность фрахтователя прислать фрахтователю сообщение о готовности судна к погрузке и разгрузке, посадки и высадки пассажиров, об ожидаемом времени прибытия судна.

  • [1] Гражданское право Украины. Договорные и недоговорные обязательства [Текст]: учебник / С. С. Бычкова [и др.]; общ. ред. С. С. Бычкова. — 2-е изд., Измененное и доп. — М .: КНТ, 2008. — С. 221.
  • [2] Гражданское право Украины. Договорные и недоговорные обязательства [Текст]: учебник / С. С. Бычкова [и др.]; общ. ред. С. С. Бычкова. — 2-е изд., Измененное и долл. — М .: КНТ, 2008. — С. 223.
Читайте также:  Лазаревское гостевой дом 5 минут до моря

Источник

Договор воздушного чартера

На воздушном транспорте наряду с обычным договором перевозки грузов достаточно широко применяется договор воздушного чартера (ст. 104 ВК). Впервые такой договор был предусмотрен Воздушным кодексом 1983 г. (ст. 134). Ныне с учетом того, что рынок транспортных услуг все активнее заполняется коммерческими, частнопредпринимательскими структурами, становящимися постоянными субъектами воздушно-транспортных отношений, легализация воздушного чартера в новом ГК имеет весьма положительное влияние на дальнейшее развитие чартерных договорных отношений.

Правовая природа воздушного чартера практически однозначна с правовой природой договора чартера в морском праве, что подтверждается содержанием ст. 787 ГК.

По договору воздушного чартера одна сторона — фрахтовщик обязуется предоставить другой стороне — фрахтователю всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки грузов.

Воздушный чартер — договор возмездный и, как правило, консенсуальный, поскольку стороны обычно заблаговременно заключают соглашение о предстоящих перевозках, в этой части договор воздушного чартера имеет некоторые признаки договора об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК).

5. Договор морской перевозки грузов

Договор морской перевозки грузов — один из своеобразных и сложных видов транспортного договора, отражающих специфику и обычаи отношений, связанных с морским торговым мореплаванием.

По договору морской грузовой перевозки одна сторона (пароходство) обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт).

Слова «передал или передаст» означают, что этот договор может быть как реальным, так и консенсуальным. Слова «отправитель или фрахтователь» означают, что морскому праву известны два вида договора морской перевозки грузов: договор перевозки и чартер. На это обстоятельство обращал в свое время внимание и Г.Ф. Шершеневич, отмечая, что для перевозки грузов морем существует два договора, юридическая природа которых различна . По терминологии автора, эти договоры назывались: фрахтовый договор и договор цертепартии. В первом случае имеется в виду договор перевозки груза, а во втором — договор чартера.

Наличие, содержание и письменная форма договора морской перевозки груза подтверждаются как самим чартером, так и коносаментом (ст. 117 КТМ). Последний выполняет функции:

— доказательства наличия договора морской перевозки груза и его содержания;

— расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком;

— товарораспорядительного документа на груз, т.е. документа, распоряжение которым означает распоряжение самим грузом.

Наличие двух документов — чартера и коносамента обусловлено различными условиями, при которых чартер и коносамент составляются. Так, если чартер применяется для трампового судоходства, то коносамент — для линейного.

Читайте также:  Отпуск на море абхазия

Содержание чартера. Чартер констатирует наименование сторон, размер фрахта, обозначение судна и груза, место погрузки, а также места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартере могут быть обозначены и иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями (ст. 120 КТМ).

Грузы могут перевозиться и на судне, зафрахтованном на определенное время, и по особому договору — тайм-чартеру , который также является одним из видов транспортного договора.

Практике торгового мореплавания известен и другой вид чартера — димайз-чартер: договор фрахтования судна, но без экипажа, что по своей правовой природе в определенной мере совпадает с другим гражданско-правовым договором — договором аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК)

При наличии постоянных и устойчивых хозяйственных связей между перевозчиком и грузоотправителем (грузовладельцем) заключается долгосрочный договор об организации морских перевозок грузов (ст. 118 КТМ). Однако заключение такого договора не освобождает стороны от заключения договора перевозки конкретной партии груза. При возможных разночтениях содержания в этих договорах применяются следующие правила: условия перевозки, согласованные в договоре об организации перевозок, воспроизводятся и в договоре перевозки, если стороны не достигли соглашения об ином; если же условия договора морской перевозки груза противоречат условиям долгосрочного договора, применяются условия договора перевозки груза.

Следовательно, договор перевозки как базовый транспортный договор имеет приоритет перед другими транспортными договорами.

Правоотношения сторон по договору морской перевозки грузов регулируются не только определенными нормами законодательства или соглашением сторон, но и торговыми обычаями и обыкновениями . Однако обычное право при морских перевозках не должно иметь приоритетного значения перед законом или договором.

Обычное право при морской перевозке грузов получило дальнейшее развитие при создании так называемого формулярного права. Оно способствовало выработке своеобразных торговых правил, представляющих собой неофициальную кодификацию общепринятых торговых обычаев, применяемых при заключении договоров морской перевозки. Такие правила закрепляются в виде стандартных обозначений типа ФОБ, ФАС, СИФ, КАФ. Такие обозначения произошли от сочетания начальных букв определенных английских слов. Так, например, термин «ФОБ» представляет собой соединение начальных букв английских слов «free on board», обозначающих в переводе «свободно по борту». Условие «ФОБ — порт отгрузки» означает, что все расходы по перевозке, включая фрахт судна, несет грузополучатель (покупатель), а грузоотправитель (продавец) за свой счет только доставляет товар в порт и грузит его на судно. Риск случайной гибели или порчи груза переходит к покупателю в момент перехода товара (груза) через поручни судна, т.е. здесь воспроизводится общегражданский принцип, закрепленный в ст. 211 ГК .

Источник

Оцените статью