ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ РЕЧНОЙ БАССЕЙН
Место в транспортных системах. Основная транспортная магистраль Восточно-Сибирского река Енисей играет организовывающую роль в транспортной системе региона. Енисей соединяет ведущую железнодорожную транспортную ось России — Транссибирскую железнодорожную магистраль с Северным морС1Шм путем.
В целом, бассейн характеризуется слабым развитием: транспортной сети. В труднодоступных районах водный транспорт не имеет альтернативы. В некоторые места по рекам можно доставить крупный груз только по высокой воде.
На севере, через порт Дудинка осуществляется выход морских судов «Северный морской путь. На юге, г. Красноярск, имеющий крупный порт на Енисее пересекается Транссибирской железнодорожной магистралью автомобильными и воздушными путами.
Порты. Открытое акционерное общество «Енисейское речное пароходство» на сегодня является основным перевозчиком грузов и пассажиров по водным путям бассейна р. Енисей. Оно обладает пассажирским, сухогрузным, нефтеналивным несамоходным и танкерным флотом.
Судами пароходства грузы по Енисею и его притокам доставляются в северные и Приангарские районы Красноярского края, в Таймырский и Эвенкийский автономные округа.
Главные транспортные узлы и порты на Енисее: Красноярск, Лесосибирск, Игарка, Дудинка, Ачинск, Абакан.
На р. Ангаре (до Усть-Илимской ГЭС), ее судоходных притоках, оз. Байкале и его притоках: Селенге, Баргузине, Верхней Ангаре находятся порты: Иркутск, Свирск, Братск, Байкал, Улан-Удэ. Отсюда доставляются грузы для Байкало- Амурской магистрали.
Дудинка, морской и речной порт, расположен в низовьях Енисея в двух с лишним тысячах километрах от Красноярска. С центром и другими населенными пунктами края связан летом пароходным сообщением, а в течение круглого года — воздушным транспортом. Дудинка — крупная железнодорожная станция, начальный пункт с шой северной в нашей стране железной дороги Дудинка, — Норильск-Талнах.
Лгдокольная проводка обеспечивает круглогодичную навигацию на линии Мурманск — Дудинка.
Условия навигации и судоходство. В бассейне эксплуатируется около 16 тыс. км водных путей, из которых гарантированные глубины имеют около 11 тыс. км. Свыше 3 тыс. км водных путей проходит по водохранилищам и около 2,3 тыс. км — по озерам.
Енисей протекает почти в меридиональном направлении, и физические условия навигации меняются вместе со сменой ландшафтных условий. В верховьях Енисей вскрывается в среднем в начале мая, низовьях — в начале июня; начинает замерзать соответственно в конце октября (в верховьях), первой декаде октября (в низовьях).
Средняя продолжительность навигации от 168 до 133 дней. Вскрытие рек бассейна сопровождается мощным ледоходом, особенно грозным и величественным в низовьях Енисея, где ледяные поля, иногда площадью до 1 км 2 , нередко забивают живое сечение реки, образуя большие и опасные заторы.
Грузопотоки.Восточная Сибирь — крупнейший индустриально-сырьевой районРоссии, располагающий гидроэнергэтическими ресурсами, разнообразными топливными ресурсами, месторождениями руд цветных и черных металлов, высококачественной древесиной.
На главной магистрали бассейна р. Енисее мощность грузопотока вниз по реке существенно перекрывает обратные перевозки. Это связано с доставкой от Красноярского перевалочного порта и с р. Ангары древесины, топлива, оборудования, металла, цемента и других грузов для г. Норильска (через порт Дудинка), лесозаводов Игарки и морского порта.
В бассейне сосредоточено около трети общероссийских запасов древесины. Осносная масса строительных материалов добывается средствами речного транспорта из русловых карьеров, расположенных недалеко от потребителей (городов, новостроек и т.д.). Дальность перевозки каменного угля около 230 км (в основном в бьефах между гидроузлами).
Проблемные ситуации.Основная проблема, возможная необеспеченность глубин в меженный период на основных водные путях: в среднем течении Енисея и на Ангаре. Такие ситуации сокращают период навигации иногда на один — два месяца.
На Саяно-Шушенском гидроузле, как и других гидроузлах Енисейско-Ангарского каскада (за исключением Красноярского), отсутствуют судопропускные сооружения.
Дата добавления: 2014-12-18 ; просмотров: 28 | Нарушение авторских прав
Источник
Енисейского бассейна речные порты // Большая Советская энциклопедия, 3-е изд. (1969-78)
Вы здесь
Енисейского бассейна речные порты, основные воднотранспортные узлы, через которые организуются перевозки грузов и пассажиров по р. Енисей и притокам, связывающие промышленные и с.-х. районы Красноярского края и Иркутской области с приречными пунктами бассейна.
Для районов бассейна р. Енисей речной транспорт является основным видом транспорта.
По Енисею (участок Красноярская ГЭС — устье) перевозятся: вниз по течению промышленные и продовольственные товары, машины, оборудование, запасные части, металлы, метизы, цемент, лес и лесоматериалы (в т. ч. на экспорт), соль, нефтепродукты, вверх — уголь, цветные металлы, лес, строительные материалы, металлолом. Выше створа Красноярской ГЭС из приречных с.-х. районов в Абакан перевозятся зерно, лес, промышленные и продовольственные товары. Красноярское водохранилище значительно улучшило здесь условия судоходства. В 1970 начато сооружение Красноярского судоподъёмника, который обеспечит прямое судоходство от устья до Минусинска и выше. В верхнем течении Енисея, в Тувинской АССР, имеется местное судоходство (главная пристань Кызыл).
По Ангаре (участок Усть-Илим — устье) перевозятся: вниз — лес для Маклаковских и Красноярского лесокомбинатов, вверх — нефтепродукты, промышленные и продовольственные товары, строительные грузы. На участке створ Братской ГЭС — створ Иркутской ГЭС перевозятся уголь, лес, минерально-строительные грузы, промышленные и продовольственные товары, нефтепродукты.
В бассейне имеется (1971) 67 портов, пристаней, остановочных пунктов министерства речного флота РСФСР (МРФ) и свыше 100 причалов промышленных предприятий. В портах и пристанях бассейна в 1970 было выполнено 6,7% объёма погрузочно-разгрузочных работ, осуществленных на причалах МРФ; из них комплексно механизировано 97,8%. На погрузочно-разгрузочных работах в портах и пристанях бассейна, принадлежащих МРФ, используется 6,3% парка перегрузочных машин МРФ. Продолжительность эксплуатационного периода в портах бассейна неодинакова — от 110 до 185 суток.
Основные порты (от верховья Енисея к устью): Абакан (с 1963). Красноярск (с 1939), Игарка (с 1938), Дудинка (с 1949), Иркутск (с 1958), Свирск (с 1966), Братск (с 1966).
Абаканский речной порт — на левом берегу р. Енисей, в черте г. Абакан, у пересечения реки с ж.-д. линией Новокузнецк — Абакан — Тайшет, в 2842 км от устья р. Енисей. Принимает: лес, с.-х. продукты, минерально-строительные материалы; отправляет: уголь, промышленные и продовольственные товары. Подъездной ж.-д. путь к ст. Абакан Восточно-Сибирской ж. д. С вводом в эксплуатацию Красноярского судоподъёмника значение перевалочного порта Абакан возрастет.
Красноярский речной порт — в черте г. Красноярска, в 2419 км от устья р. Енисей. Крупнейший перевалочный порт бассейна и Востока страны, обеспечивающий снабжение районов и предприятий среднего и нижнего течения р. Енисей и притоков (рр. Хантайка, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара и др.). Район деятельности порта распространяется от г. Дивногорска вниз по Енисею на 320 км, по р. Кан — на 110 км и по р. Агул — на 40 км. Принимает: цветные металлы, руду, лес, минерально-строительные грузы, уголь, контейнеры; отправляет: промышленные и продовольственные товары, машины, оборудование, запасные части, металлы, цемент, клинкер, соль. До 80% отправляемых грузов идёт Норильскому горно-металлургическому комбинату. Объём погрузки-выгрузки грузов составлял в 1970 21,6% от общей в бассейне. В состав порта входят грузовые районы (в черте Красноярска) Злобино, Енисей (на правом берегу), Городской (на левом берегу), Песчанка и пассажирский район с вокзалом.
Грузовой район Злобино (близ станции Злобино) — основной по перевалке грузов с ж. д. на реку и обратно. В составе отправляемых грузов района 60% для Норильского горно-металлургического комбината. Порт реконструируется (1972). В грузовом районе Енисей (близ станции Енисей) перегружаются: уголь, графитная руда, цемент, гравий, а также контейнеры. Городской грузовой участок отправляет промышленные и продовольственные товары, изготовленные в Красноярске. С ж.-д. сетью не связан. В перспективе здесь грузовые операции прекратятся и участок переоборудуется в пассажирский.
На причалах промышленных предприятий производится погрузка нефтепродуктов, оборудования, машин, минерально-строительных грузов, муки и выгрузка леса, зерна, строительных грузов.
Пассажирский район примыкает к городскому грузовому участку.
Причалы Игарского лесокомбината (в Игарской протоке) — в 683 км от устья р. Енисей. Отгрузка в морские суда на экспорт пиломатериалов Игарского комбината. На рейде производится перевалка экспортной продукции лесозаводов Енисейско-Маклаковского промышленого узла из речных судов в морские.
Порт Дудинка (Министерства цветной металлургии СССР) — в устье Дудинки, в 422 км от устья р. Енисей. Приём грузов для Норильского горно-металлургического комбината и отправление цветных металлов, угля, руды, металлолома. Имеются отдельные причалы для приёма речных и морских судов и причалы, обеспечивающие работу порта в период паводка, внутрипортовые ж.-д. станции «Речные причалы» и «Морские причалы». Порт соединён железной дорогой с Норильском. Порт реконструируется (1972).
Иркутский речной порт — в 1782 км от устья р. Ангары, в центре г. Иркутска. Основной пункт по отправлению грузов для приречных районов Иркутской области Район деятельности — от створа Иркутской ГЭС вниз на 120 км. Отправляет: хлебные, химические, строительные грузы, промышленные и продовольственные товары; принимает: зерно, каменный уголь, лес, минерально-строительные грузы.
Объём погрузки-выгрузки составляет 57% от общей в бассейне (в т. ч. 93% — строительные материалы).
В 1970 в порту закончено строительство нового грузового района. Новый район не связан с железной дорогой.
Свирский речной порт — на левом берегу р. Ангары, в 1637 км от устья, в черте г. Свирска. Перевалочный пункт каменного угля Черемховского бассейна с железной дороги на воду, леса и минерально-строительных грузов в обратном направлении. Подъездной ж.-д. путь со ст. Макарьево.
Братский речной порт — на южном берегу бухты Дондир Братского водохранилища, в черте г. Братск. Перевалка угля, леса, контейнеров, минерально-строительных грузов. Заканчивается (1971) строительство подъездного ж.-д. пути к станции Братск.
Источник
Енисейского бассейна речные порты
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое «Енисейского бассейна речные порты» в других словарях:
Енисей — (по эвенкийски Иоанес и, буквально большая вода, река) одна из величайших рек СССР и земного шара. Берёт начало двумя истоками: Большой Е. (Бий Хем) и Малый Е. (Ка Хем). Течёт в основном на С. по границе Западной и Восточной Сибири,… … Большая советская энциклопедия
Красноярский край — в составе РСФСР. Образован 7 декабря 1934. Расположен главным образом в пределах Восточной Сибири, в бассейне Енисея. Площадь 2401,6 тыс. км2, включая архипелаги Северная Земля, Норденшельда, острова Сергея Кирова, остров Сибирякова и др … Большая советская энциклопедия
Красноярск — город, центр Красноярского края РСФСР. Расположен на обоих берегах Енисея, при впадении р. Кача (см. Енисейского бассейна речные порты). Важный транспортный узел на пересечении Енисея Транссибирской магистралью. Население 688 тыс. человек … Большая советская энциклопедия
Норильский горно-металлургический комбинат — им. А. П. Завенягина, предприятие цветной металлургии СССР, находится в Норильске Красноярского края РСФСР. В состав комбината входят горные, обогатительные, металлургические, транспортные, энергетические, строительные, ремонтно… … Большая советская энциклопедия
Красноярский край — Координаты: 59°53′ с. ш. 91°40′ в. д. / 59.883333° с. ш. 91.666667° в. д. … Википедия
Красноярский Край — Красноярский край … Википедия
СССР. Транспорт — В СССР все виды транспорта общего пользования (железнодорожный, речной, морской, воздушный, автомобильный, трубопроводный) и транспорт необщего пользования (промышленный) являются составными частями единой транспортной системы (см. карту) … Большая советская энциклопедия
Евразия — (Eurasia) Содержание Содержание Происхождение названия Географические характеристики Крайние точки Евразии Крупнейшие полуострова Евразии Общий обзор природы Границы География История Страны Европы Западная Европа Восточная Европа Северная Европа … Энциклопедия инвестора
Источник
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ РЕЧНОЙ БАССЕЙН
Место в транспортных системах. Основная транспортная магистраль Восточно-Сибирскогорека Енисей играет организовывающую рольв транспортной системе региона. Енисей соединяет ведущую железнодорожную транспортную ось России — Транссибирскую железнодорожную магистраль с Северным морС1Шм путем.
В целом, бассейн характеризуется слабым развитием: транспортной сети. В труднодоступных районах водный транспорт не имеет альтернативы. В некоторые места по рекам можно доставить крупный груз только по высокой воде.
На севере, через порт Дудинка осуществляется выход морских судов «Северный морской путь. На юге, г. Красноярск, имеющий крупный порт на Енисее пересекается Транссибирской железнодорожной магистралью автомобильными и воздушными путами.
Порты. Открытое акционерное общество «Енисейское речное пароходство» на сегодня является основным перевозчиком грузов и пассажиров по водным путям бассейна р. Енисей. Оно обладает пассажирским, сухогрузным, нефтеналивным несамоходным и танкерным флотом.
Судами пароходства грузы по Енисею и его притокам доставляются в северные и Приангарские районы Красноярского края, в Таймырский и Эвенкийский автономные округа.
Главные транспортные узлы и порты на Енисее: Красноярск, Лесосибирск, Игарка, Дудинка, Ачинск, Абакан.
На р. Ангаре (до Усть-Илимской ГЭС), ее судоходных притоках, оз. Байкале и его притоках: Селенге, Баргузине, Верхней Ангаре находятся порты: Иркутск, Свирск, Братск, Байкал, Улан-Удэ. Отсюда доставляются грузы для Байкало- Амурской магистрали.
Дудинка, морской и речной порт, расположен в низовьях Енисея в двух с лишним тысячах километрах от Красноярска. С центром и другими населенными пунктами края связан летом пароходным сообщением, а в течение круглого года — воздушным транспортом. Дудинка — крупная железнодорожная станция, начальный пункт с шой северной в нашей стране железной дороги Дудинка, — Норильск-Талнах.
Лгдокольная проводка обеспечивает круглогодичную навигацию на линии Мурманск — Дудинка.
Условия навигации и судоходство. В бассейне эксплуатируется около 16 тыс. км водных путей, из которых гарантированные глубины имеют около 11 тыс. км. Свыше 3 тыс. км водных путей проходит по водохранилищам и около 2,3 тыс. км — по озерам.
Енисей протекает почти в меридиональном направлении, и физические условия навигации меняются вместе со сменой ландшафтных условий. В верховьях Енисей вскрывается в среднем в начале мая, низовьях — в начале июня; начинает замерзать соответственно в конце октября (в верховьях), первой декаде октября (в низовьях).
Средняя продолжительность навигации от 168 до 133 дней. Вскрытие рек бассейна сопровождается мощным ледоходом, особенно грозным и величественным в низовьях Енисея, где ледяные поля, иногда площадью до 1 км 2 , нередко забивают живое сечение реки, образуя большие и опасные заторы.
Грузопотоки.Восточная Сибирь — крупнейший индустриально-сырьевой районРоссии, располагающий гидроэнергэтическими ресурсами, разнообразными топливными ресурсами, месторождениями руд цветных и черных металлов, высококачественной древесиной.
На главной магистрали бассейна р. Енисее мощность грузопотока вниз по реке существенно перекрывает обратные перевозки. Это связано с доставкой от Красноярского перевалочного порта и с р. Ангары древесины, топлива, оборудования, металла, цемента и других грузов для г. Норильска (через порт Дудинка), лесозаводов Игарки и морского порта.
В бассейне сосредоточено около трети общероссийских запасов древесины. Осносная масса строительных материалов добывается средствами речного транспорта из русловых карьеров, расположенных недалеко от потребителей (городов, новостроек и т.д.). Дальность перевозки каменного угля около 230 км (в основном в бьефах между гидроузлами).
Проблемные ситуации.Основная проблема, возможная необеспеченность глубин в меженный период на основных водные путях: в среднем течении Енисея и на Ангаре. Такие ситуации сокращают период навигации иногда на один — два месяца.
На Саяно-Шушенском гидроузле, как и других гидроузлах Енисейско-Ангарского каскада (за исключением Красноярского), отсутствуют судопропускные сооружения.
Билет 22
КАНАЛЫ ЕГС
От Волги до Москвы проходит канал им. Москвы (канал Москва-Волга). Благодаря этому становится возможным плавание судов от Москвы до Каспийского моря.
Волго-Балтийский канал (Волго-Балт) соединяет Волгу и Балтийское море. Становится возможным плавание судов от Москвы до Балтийского моря.
Беломоро-Балтийский канал (Беломорканал) соединяет Балтийское море и Белое море. Через Волго-Балт и Беломорканал возможно плавание судов от Москвы до Белого моря.
И Волго-Донской канал соединяет Волгу и реку Дон, которая впадает в Азовское море. Таким образом, можно попасть из Москвы в Азовское и Черное море.
2 . Транспортный коридор «Запад — Восток» («Транссиб») представляет собой альтернативу традиционному морскому пути доставки контейнеров из Юго-Восточной Азии вокруг Индии и через Суэцкий канал в Европу. Его основа — Транссибирская железнодорожная магистраль, использование которой позволяет на 8 тыс. км сократить путь между Европой и Азией и сэкономить 8 — 19 суток транзитного времени. В перспективе по этому универсальному коридору широтного направления может осуществляться часть товарообмена между Соединенными Штатами Америки и Европейским Союзом. В полосе коридора и на подходах к нему опережающими темпами развивается автодорожная сеть, совершенствуется инфраструктура интермодальных перевозок, создана и функционирует система информационных коммуникаций, основанных на оптико-волоконных линиях связи
Билет 23
1 . ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ТРАНСПОРТ.
В «Основах водного законодательства России» водные ресурсы страны:
— реки, озера, водохранилища, другие поверхностные, в том числе искусственные, водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов;
— подземные воды и ледники;
— внутренние моря и другие морские воды России;
— территориальные воды (12 морских миль). Особенно большое значение имеют поверхностные воды, прежде всего реки и пресные озера, водохранилища.
Суммарный объем речного стока на территории России — 4270 км 3 в год, что составляет почти десятую часть стока всех рек мира. По этому показателю Россия занимает второе место после Бразилии. В России водообеспеченность — удельная расчетная величина, получаемая от деления величины естественного среднего годового стока на общую площадь (получаем объем речного стока на единицу территории) — 250 тыс. м 3 в год, что значительно меньше, чем в ряде развитых стран (например, она в три раза меньше, чем в Бразилии и Норвегии, меньше, чем в Индии, и примерно равна водообеспеченности США, КНР, Канады). Но в расчете на 1 жителя в России приходится 30 тыс. м 3 в год, что существенно больше, чем во многих странах мира, но меньше, чем в Австралии с Океанией и в Южной Америке (в тыс. м 3 : в мире — 9,0; в Европе — 4,6; в Азии — 5,2).
Всего на территории России протекает около 120 тыс. рек длиною более 10 км каждая, их общая протяженность достигает 2,3 млн км, имеется 2 млн пресных и соленых озер, 40 больших водохранилищ (каждое объемом более 1 км 3 ). Речной сток неравномерно распределен по территории страны. 90% поверхностных вод России относится к бассейнам Ледовитого и Тихого океанов, в которые впадают самые крупные реки Енисей, Лена, Обь, Амур.
В России выделяют три зоны водообеспеченности:
А. высокой — все северные регионы, Дальний Восток;
Б. средней — Центр, Урал, юг Западной Сибири, Восточная Сибирь;
В. низкой — Ставрополье, Заволжье, Нижнее Поволжье, в Западной Сибири Барабинская низменность, Забайкалье, Центральная Якутия.
В зонах неустойчивого и недостаточного увлажнения находятся 80% пашни России.
Основным потребителем пресной воды в нашей стране является производственный несельскохозяйственный сектор, затем следуют сельскохозяйственный сектор, население, прочие пользователи.
Использование водных ресурсов рек требует более экономного отношения к ним. Нужно учитывать ряд негативных обстоятельств: 1) неравномерность распределения речного стока по территории страны, по сезонам года, по годам ; 2) многие южные регионы европейской части страны имеют невысокую обеспеченность водными ресурсами (а именно они обладают наиболее плодородными почвами); 3) происходит снижение водности рек южной части страны; 4) наибольшее использование речного стока приходится именно на наименее обеспеченные водой районы страны; продолжается загрязнение вод рек; 5) продолжается деградация малых рек; 6) неравномерность распределения осадков по территории страны.
Большую значимость для страны имеет ее обеспеченность гидроэнергетическими ресурсами. По обеспеченности гидропотенциалом Россия занимает второе место в мире (первое — Китай). Гидроэнергетические ресурсы по территории страны распределяются неравномерно. К востоку от Урала сосредоточено 90% технического гидропотенциала страны.
Кроме рек значительные запасы пресной воды сосредоточены в крупнейших озерах и водохранилищах. Реки и озера играют важную средообразующую роль. Потенциалом рекреационных водных ресурсов обладают более 40 тыс. рек и свыше 50 тыс. озер.
Источник