Воронцовский дворец фонтан слез

Воронцовский дворец фонтан слез

Категория: Башни, арки, фонтаны
Город: Республика Крым, Ялта

Фонтан Мария (фонтан слез) является подлинным украшением Воронцовского парка в Алупке в республике Крым. Воронцовский парк – настоящий шедевр садово-паркового искусства – является широко известной достопримечательностью города. Он простирается с востока на запад примерно на 1 км, а с севера на юг — на 0,5 км, занимая площадь порядка 40 га. Прибрежное шоссе Ялта — Симеиз делит парк на две части: Верхний и Нижний.

Нижняя часть Воронцовского парка в Алупке отличается чёткой, строгой планировкой и фигурной стрижкой растений. Многое здесь напоминает о востоке, в том числе мраморный фонтан слева от львиной террасы в тени зелёной беседки, увитой глицинией и виноградом. Он находится у стены, соединяющей главный корпус Воронцовского дворца с корпусом библиотеки. Это так называемый «Фонтан Мария» или «Фонтан слез».

Фонтан Мария выполнен по мотивам известного каждому Бахчисарайского фонтана, воспетого великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным во второй восточной байронической поэме, написанной в 1821—1823 годах. Фонтан выполнен из белого и цветного мрамора и украшен раковинами и розетками. Мелодично журчащая вода напоминает посетителям печальную мелодию. Вода небольшими каплями падает из одной чаши в другую, образуя тихий, ровный ритм капель — «слёз».

У одиноких путешественников фонтан Мария (фонтан слез) в Воронцовском парке в республике Крым пользуется популярностью, сюда же экскурсоводы приводят и группы посетителей. Здесь можно уединиться и подумать о чем-то глубоко личном или просто в составе туристической группы послушать рассказ гида об этой достопримечательности. Посетители с удовольствием фотографируются на фоне мраморного изваяния.

Источник

Фонтан слез в Бахчисарае

Фонтан слез в Бахчисарае (Бахчисарайский фонтан) — это одна из самых популярных достопримечательностей Крымского полуострова. Расположена она на территории бывшей резиденции крымско-татарских правителей, в Ханском дворце (Хан-Сарай) и входит в основной экскурсионный маршрут по музейному комплексу.

Представляет собой классический фонтан-сельсебиль с перетекающими из чаши в чашу струйками воды, ставший известным благодаря произведениям А. С. Пушкина. С легкого пера великого поэта источник и стал называться фонтаном слез и Бахчисарайским фонтаном.

История Бахчисарайского фонтана

Необычный фонтан был создан в 1764 г. иранским мастером Омером. Согласно исламской традиции нельзя было изображать все живое и поэтому зодчий воплотил замысел правителя с помощью языка символов. Его филигранная работа заставила камень «плакать» горькими слезами любви. Первоначально сельсебиль был установлен при дюрбе Диляры-Бикеч в южной части дворцового комплекса, а в 1783 г. по приказу Г. Потемкина был перенесен в фонтанный дворик Хан-Сарая, специально к приезду императрицы Екатерины II.

В сентябре 1820 г. Бахчисарайский Ханский дворец посетил А. С. Пушкин. Его очень вдохновила легенда о странном памятнике влюбленного правителя и спустя два года после визита написал поэму «Бахчисарайский фонтан». Позднее по мотивам этого произведения были поставлены одноименный балет и опера.

В 1824 г. Александр Сергеевич посвятил уникальной достопримечательности еще одно стихотворение под названием «Фонтану Бахчисарайского дворца». В память о великом поэте, давшему фонтану бессмертие, сегодня рядом с источником установлен бюст. А работники музейного комплекса, согласно строкам его произведения, до сих пор кладут в верхнюю чашу сельсебиля белую и красную розы.

Кстати, по мотивам Бахчисарайского фонтана были созданы подобные сооружения для охотничьего дома князя Юсупова в селе Коккоз и для Королевского дворца в Белграде. Также вариация знаменитого сельсебиля есть в Павильонном зале Малого Эрмитажа.

Легенда о фонтане слез

В основе создания сельсебиля (один их райских источников, упоминаемых в Коране) лежит грустное предание. Согласно ему, грозный и немолодой хан Кырым-Гирей полюбил красавицу-наложницу Диляру. В цвете лет его возлюбленную отравили ревнивые соперницы и она погибла. Глубоко скорбя, правитель похоронил девушку со всеми почестями. Над прахом воздвиг роскошный мавзолей-усыпальницу, а около него повелел построить фонтан, который бы сквозь века пронес всю скорбь и боль хана.

Легенда о любви бесстрашного «степного царя» известна в Бахчисарае с XVIII в. Первоначально в качестве памятника любимой наложнице хана был известен только мавзолей (дюрбе) Диляры-бикеч. Предание гласит, что перед смертью красавица успела попросить похоронить ее в таком месте Бахчисарая, откуда была бы видна мечеть Ешиль-Джами (до наших дней не сохранилась), что и было исполнено. Позднее в связи с ее именем стал упоминаться и сельсебиль.

Личность самой Диляры-Бикеч до сих пор остается малоисследованной. По одной из версий она была гречанкой, по другой — черкешенкой. Известно лишь, что имя наложницы переводится как «прекрасная княжна». После появления поэмы А. С. Пушкина утвердилось мнение о ее польском происхождении. Возможно вся эта легенда является не более чем вымыслом, а сам памятник имеет лишь философское значение.

Читайте также:  Что нужно делать после бассейна

Как выглядит

Мраморный фонтан украшен в восточном стиле растительным орнаментом, причем его элементы не повторяются. Отверстие, окруженное пятью лепестками лотоса, символизирует мужской глаз. Из него капает вода и скупые слезы наполняют горем большую емкость (чашу сердца). Со временем скорбь утихает и вода расходится в пару меньших чаш. Однако память воскрешает чувства снова, и радость сменяется горем. Так повторяется трижды, причем нижняя десятая чаша по своим размерам значительно превосходит предыдущие.

В верхней части сельсебиля вырезано стихотворение поэта Шейхия, прославляющее хана Кырыма-Гирея, внизу — строка из 18-й стиха 76-й суры Корана, в которой говорится о самом источнике. Изобилие фруктов в вазах традиционно ассоциируется с райским садом. У подножия конструкции изображена спираль, похожая на улитку, что символизирует и печаль, и продолжение жизни.

Кстати, рядом с Бахчисарайским фонтаном расположен еще один комплекс с водой — роскошный, отделанный позолотой, фонтан Магзуб. Он в отличие от печального памятника любви использовался для обряда омовения.

Как добраться

Бахчисарай делится на старый и новый города. Историческая часть, в которой находится Ханский дворец тянется вдоль улицы Ленина. Попасть в музейный комплекс можно, доехав до остановки общественного транспорта «ЗАГС» на автобусе № 2 и маршрутке № 3, в том числе от автостанции Бахчисарая. Или до ост. «Школа мастеров» по ул. Ленина, через нее курсирует автобус № 2. С таким же названием есть остановка по ул. Речная, до нее ходит маршрутное такси № 3.

Если ехать на машине, то с трассы Симферополь — Севастополь двигаться следует сначала по ул. Симферопольская или Фрунзе, в зависимости от направления. Затем на их пересечении повернуть соответственно налево или направо на ул. Ленина. Объект назначения будет находиться справа.

Попасть в Ханский дворец со знаменитым фонтаном слез можно и на такси (Али-баба, Ананас, Арсен, Просто, Роман, Удача, Везунчик). Также на территории Крыма работает служба Яндекс-такси.

Бахчисарайский Фонтан слез на панораме Яндекс-карт

На видео Фонтан слез в Бахчисарае

Источник

Фонтан слез Бахчисарайского дворца.

Здравствуйте, дорогие подписчики и гости моего канала!

Когда-то давно я побывала в Бахчисарае, где меня поразил своей красотой и великолепием Ханский Дворец, а больше всего меня потрясла одна из древних легенд.

Крым — это место, где все связано с историей, начиная с древних времен, и кончая современностью. Одним из таких исторических мест является Бахчисарайский Ханский Дворец, овеянный тайнами и легендами.

Об одной из таких древних легенд я хочу вам поведать.

В углу Фонтанного дворика Бахчисарайского Ханского Дворца скромно приютился знаменитый «Сельсебиль», известный под названием «Бахчисарайский фонтан» или «Фонтан Слез», который до сих пор хранит свою тайну. По общепринятому мнению, он был поставлен великим зодчим Умером ибн аль-хадж Мустафой по велению Крым-Гирей-хана в память о его любимой жене — безвременно ушедшей Диляре-Бикеч.

Древняя легенда гласила, что после смерти Диляры Крым Гирей очень горевал. Он вызвал к себе мастера и повелел ему: «Сделай так, чтобы камень заплакал, как плачет мое сердце».

Великий зодчий гениально справился со своей задачей и создал уникальный Фонтан слез, который обычно «читают» так:

В мраморе вырезана глубокая ниша — символ глубины горя хана. Вверху ниши изображен цветок — человеческий глаз, разделенный на лепестки — морщинки у глаз. Горько плачет и безудержно скорбит, потерявший свою любимую, человек ( лепестков — пять, а это число в числовой символике обозначает человека). Из цветка капает по каплям вода, переполняя со временем глубокую чашу, — капают слезы, и глубокое горе переполняет человеческое сердце.

Источник

Фонтан слез — бахчисарайское чудо

Бахчисарайский «Фонтан слез»

Бахчисарайский «Фонтан слез»

• Золотой век Гиреев
• Символ утраченной любви
• Технология бахчисарайского чуда
• Эманация бахчисарайского чуда
• Второе рождение легенды

История крымских татар наполнена удивительными символами культуры, которые раскрывают Дух народа, его неразрывную связь с общечеловеческими идеалами развития. Основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг особо подчеркивал, что «символы культуры обычно использовались для выражения «вечных истин» … Пройдя через множество превращений и даже через долгий этап более или менее сознательной лепки, они стали коллективными образами, принятыми цивилизацией. Эти символы, став частью общечеловеческой культуры, сохраняют тем не менее значительный заряд своей первоначальной трепетности или «волшебности».

Символ «вечных истин»

Исмагил Шангареевписатель-публицист, культуролог, общественный деятель.

Знаменитый Бахчисарайский «Фонтан слез» – одним из символов общечеловеческой культуры, созданный в период крымско-татарской истории, который один из самых ярких представителей российской литературы Максимилиан Волошин назвал «Мамогометовым раем».

Так, в частности, Волошин писал:

«Под просторным и терпимым покровом Ислама расцветает собственная подлинная культура Крыма. Вся страна от Меотийских болот до южного побережья превращается в один сплошной сад: степи цветут фруктовыми деревьями, горы — виноградниками, гавани — фелюками, города журчат фонтанами и бьют в небо белыми минаретами… наступает золотой век Гиреев, под высоким покровом великолепной, могущественной и культурной Турции времен Солиманов, Селимов и Ахметов. Никогда — ни раньше, ни позже — эта земля, эти холмы и горы и равнины, эти заливы и плоскогорья не переживали такого вольного растительного цветения, такого мирного и глубокого счастья».

Золотой век Гиреев

Золотой век Гиреев отмечен многими славными именами. Однако, особо хотелось бы отметить, годы правления хана Кырыма Гирея, которые связаны с эпохой расцвета крымско-татарского искусства. Именно в этот период получил свое развитие стиль так называемого «крымского рококо».

Читайте также:  Силиконовая шапочка для бассейна как одевать

Лучшие архитекторы того времени трудились по приглашению хана Кырыма Герея, создавая подлинные шедевры «крымского рококо», которым было суждено остаться в веках легендами, вдохновляя писателей и поэтов сюжетами «вечных истин».

Бахчисарайский «Фонтан слез», пожалуй, наиболее яркий символ «вечных истин», в котором сфокусировались мусульманское зодчество, восходящее к духовности Корана, нравственные вершины жизненных устремлений, восходящие к высокой теме любви, редкое искусство создания уникальных оросительных технологий.

Символ утраченной любви

Гагарин Григорий Григорьевич. Жены Крым Гирея. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». 1837 г.

«Фонтан слез» был построен в 1764 году замечательным мастером мусульманского зодчества Омером по повелению хана Крым-Гирей, безутешного в своей утраченной любви, легенда о которой становится частью истории в Бахчисарае с XVIII века. Кем была возлюбленная хана, затмившая красотой весь его горем и поплатившаяся за это жизнью, однозначных ответов история не дает.

Одни источники утверждают, что она была гречанка, другие грузинка, в третьих говорится, что она была польского происхождения. Впрочем, это не столь важно, ибо она была той самой Дилярой (Марией), которая навсегда похитила сердце Кырым Гирея.

Согласно преданию, оплакивая гибель возлюбленной, хан вызвал мастера и сказал ему: “Сделай так, чтобы камень через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце”. И мастер Омер создал шедевр, в композиции которого раскрыта вся поэтическая мощь исламской культуры, в ее философском и высоко духовном воплощении. Важно подчеркнуть, что свое творческое вдохновение мастер черпал в Коране.

Бахчисарайский «Фонтан слез».

Ключевая надпись, вырезанная мастером на мраморе фонтана, является цитатой из Корана: «В раю праведные будут пить воду из источника, называемого Сельсебиль». (76-й сура, 18-й стих). Надо сказать, что пристенные фонтаны, созданные по аналогии с райским источником «сельсебиль» сооружались в мусульманских дворцовых комплексах, но «фонтан слез» уникален, как воплощение идеи очистительной силы любви, ибо как сказано в одном из Хадисов: Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга» («ат-Тирмизи в «Сунан» (№ 2510).

В центре композиции «Фонтана слез» расположен мраморный цветок, из которого в большую верхнюю чашу – «сердца» капает вода, почти также как капают слезы. Из большой чаши вода попадает в две меньшие по размеру, оттуда — снова в большую, и так несколько раз. Наполнение чаши этими «слезами» символизирует наполнение сердца горем, а изменение размеров чаш — то, что горе то усиливается, то утихает. Так повторяется трижды, причем последняя — нижняя — из больших чаш превосходит по размеру предыдущие. И словно напоминание о бесконечности горя от утраты любимой, у подножия фонтана вырезана символизирующая бесконечность спираль.

Технология бахчисарайского чуда

Бахчисарайский «Фонтан слез» – это символ не только любви, но и основ самой жизни, которая во всех восточных обществах, основанных на искусственном орошении, связана с водой. Как писал Максимилиан Волошин:

«Основа всякого южного хозяйств – вода. Татары и турки были великими мастерами орошения. Они умели ловить самую мелкую струйку почвенной воды, направить ее по глиняным трубам в обширные водоемы, умели использовать разницу температур, дающую выпоты и росы, умели как кровеносной системой оросить сады и виноградники по склонам гор».

«Фонтан слез» был не только чудом мусульманского зодчества, но подлинным чудом искусственного орошения.

«Ударьте киркой по любому шиферному, совершенно бесплодному скату холма, — писал Волошин, — вы наткнетесь на обломки гончарных труб; на вершине плоскогорья вы найдете воронки с овальными обточенными камнями, которыми собиралась роса»

(Исмагил Шангареев. Максимилиан Волошин. Мост в будущее ›).

Поразительное умение тюркских народов создавать уникальные оросительные системы, в крымско-татарской культуре достигло своей наивысшей степени, став не только важной частью аграрного сектора экономики, но превратившись в редкое искусство, наполнило мир Бахчисарая праздничной красотой фонтанов.

В 1916 году одна из самых ярких поэтесс Серебряного века поэзии Анна Ахматова, (чья родословная восходит к ордынскому хану Ахмату), посетив Бахчисарай писала:

Вновь подарен мне дремотой
Наш последний звездный рай —
Город чистых водометов,
Золотой Бахчисарай.

Там за пестрою оградой,
У задумчивой воды,
Вспоминали мы с отрадой
Царскосельские сады…

Вот она пространственность, кругосветность восприятия мира, где «золотой Бахчисарай» и «Царкосельские сады» словно вращаются вокруг «чистых водометов» утраченного «звездного рая» эпохи Гиреев. Культура, подарившая миру Бахчисарайский «Фонтан слез» была ремеслом и искусством одновременно, поражая воображение неповторимостью форм, проявленных в шедеврах искусственного орошения и утонченной архитектуры.

Читайте также:  Фонтан пирамидка игрушка водная

Эманация бахчисарайского чуда

«Фонтан слез» или «Мария» в парке Воронцовского дворца (Крым).

У подлинного искусства своя особая природа, не терпящая границ. Мощь символа «вечных истин» оказалась столь велика, что Бахчисарайский «Фонтан слёз» стал образцом для архитектора Э. Блэра, создавшего уменьшенную копию «Фонтана слёз», или «Мария» в парке Воронцовского дворца в Крыму.

Нельзя не вспомнить о редкой по красоте копии Бахчисарайского «фонтана слез», созданной архитектором Н. П. Красновым, как часть интерьера охотничьего «домика-дворца» для Феликса Феликсовича Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон (потомка ногайского князя Юсуфа), который должен был быть построен в местном крымско-татарском стиле. Краснов в течение 10 лет участвовал в работах по реставрации Бахчисарайского ханского дворца, и строил охотничий домик-дворец для Юсупова в классическом стилете «крымского рококо» времен правления Гиреев. Конечно же «Фонтан слез» добавил любовной романтики, когда в 1914 году Феликс Юсупов-младший сочетался браком с племянницей Николая II, княжной Ириной Александровной и «домик-дворец» был преподнесен невесте в подарок. В те годы фонтан предназначался для украшения интерьера столовой в восточном стиле. В настоящее время он находится в «Никитском ботаническом саду».

Копия Бахчисарайского «Фонтана слез» в Никитском ботаническом саду (Крым).

Особой красотой отличается копия Бахчисарайского «фонтана слез», которая находится в Северном павильоне Малого Эрмитажа в Петербурге, и, несомненно, является одним из лучших творений архитектора А. Штакеншнейдера. Созданная в XIX веке — копия Бахчисарайского «Фонтана слез» является более вариацией, нежели его копией, поражая редкой гармонией красного и белого цветов, изяществом, и редкой изысканностью.

Копия Бахчисарайского «Фонтана слез», которая находится в Северном павильоне Малого Эрмитажа (Петербург).

Все эти шедевры несут в себе эманацию – расширение границ высоких смыслов культуры крымско-татарского народа. Но ради справедливости надо сказать, что Бахчисарайский «Фонтан слез» становится всемирно известным источником вдохновения для мастеров копирующих его, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину, который усилил эманацию этого символа крымско-татарской культуры до планетарных масштабов.

Второе рождение легенды

Александр Сергеевич приехал в Бахчисарай в сентябре 1820 года, посетил праздник Курбан Байрам, который начался 6 сентября. Есть предположение, что, описывая в «Кавказском пленнике» празднование Курбан Байрама, Пушкин, передал свои впечатления от крымско-татарских народных состязаний в Бахчисарае.

Скажем сразу, это был не тот Бахчисарай, что в золотой век Гиреев. Максимилиан Волошин пишет:

«После присоединения, при Екатерине, Крым, отрезанный от Средиземного моря, без ключей от Босфора, вдали от всяких торговых путей, задыхается на дне глухого мешка… Весь этот Магометов рай уничтожен дочиста».

К приезду Екатерины II в Крым Бахчисарайский «Фонтан слез» был перенесен в «Фонтанный дворик» Хансарая.

Когда судьба привела поэта в Бахчисарайский дворец произошло чудо. Пушкин созерцая то немногое, что осталось от былого великолепия с горечью писал об увиденном: «Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат». Но, одновременно, на уровне редкого поэтического зрения, ему открывалась иная картина:

Я посетил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.
……………………………….
В пустых покоях и садах;
Играют воды, рдеют розы,
И вьются виноградны лозы,
И злато блещет на стенах.
Я видел ветхие решетки,
За коими, в своей весне,
Янтарны разбирая четки,
Вздыхали жены в тишине.
Я видел ханское кладбище,
Владык последнее жилище.
Сии надгробные столбы,
Венчанны мраморной чалмою,
Казалось мне, завет судьбы
Гласили внятною молвою.
Где скрылись ханы? Где гарем?
Кругом всё тихо, всё уныло,
Всё изменилось… но не тем
В то время сердце полно было:
Дыханье роз, фонтанов шум
Влекли к невольному забвенью,
Невольно предавался ум
Неизъяснимому волненью,
И по дворцу летучей тенью
Мелькала дева предо мной.

Бахчисарайский «Фонтан слез» – символ «вечных истин», подаренный миру уникальной культурой крымско-татарского народа.

И точно также Пушкин писал о Бахчисарайском фонтане: «Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода». А вот поэтическое видение того же фонтана:

Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…

Бахчисарайский «Фонтан слез» – символ любви и памяти, представляет собой гораздо больше нежели памятник любви Кырым Гирея. В нем величие и удивительная красота Духа крымско-татарского народа — «Фонтан любви, фонтан живой!», как живо все, что открывает нам сегодня культура Татарского мира.

Но как хрупок этот символ. Как важно это осознавать тем, кто сегодня пытается возрождать Крым не только как знаменитый курорт, но средоточие культур, в центре которого славная и трагическая история крымско-татарского народа. Как важно сегодня в век глобализации беречь символы крымско-татарской культуры, отражающие Дух единого русского народа.

Источник

Оцените статью