Водосборный бассейн реки иртыш
Бассейн реки Иртыш (Китай, Казахстан, Россия)
Река Иртыш (главный приток реки Обь) протекает по территории Китая, Казахстана и России. Длина реки – 4248 км (на территории Китая – 525 км, Казахстана – 1835 км, России – 2010 км),. площадь бассейна 1643 тыс. км 2 , средний расход ниже Тобольска – 2150 м 3 /сек. Истоки реки находятся на границе Монголии и Китая. Из Китая под названием Черный Иртыш течет в Казахстан и впадает в проточное озеро Зайсан.
Иртыш вытекает из озера Зайсан и через Бухтарминскую, Усть-Каменогорскую, Шульбинское водохранилища (ГЭС) в районе Ханты-Мансийска впадает в Обь.
Иртыш — вторая по длине река-приток в мире после Миссури.
Река Иртыш, как и Или, является важнейшим источником пресной воды для Казахстана, играет важную роль в экономике республики, вместе с каналом Иртыш-Караганда обеспечивает питьевой водой Астану (так как Ишим, на которой стоит Астана, – маловодная река и не справляется с нагрузкой), Караганду, Семипалатинск, Павлодар, Экибастуз, Темиртау, сельское хозяйство Центрального Казахстана. Верхняя часть бассейна Иртыша – Кара-Иртыш (Черный Иртыш) – протекает по территории КНР, где формируется в среднем около 9.0 км 3 /год стока реки. В настоящее время Китай забирает воду в объеме до 1.0-1.5 км 3 /год, в перспективе запланировано изъятие ее в объеме до 4.0-5.0 км 3 /год. В этом случае находящиеся в среднем течении реки Бухтарминское и Шульбинское водохранилища могут остаться без воды. Сложная ситуация складывается и в низовьях Иртыша (российская часть), где уменьшение стока уже породило проблемы для судоходства и качества воды в реке.
Как известно, Китай заявил о масштабном освоении Западного Китая, рамках которого в СУАР завершилось строительство канала Черный Иртыш–Карамай. По каналу часть вод из верховьев Иртыша будет перебрасываться в район нефтяного месторождения близ города Карамай. Также планируется и увеличение забора воды в верхнем течении реки Или для нужд сельского хозяйства Китая. В СУАР планируется значительно увеличить посевные площади аграрные культуры, в основном – под зерно и хлопок. Проекты развития западных регионов Китая включают строительство каналов, водохранилищ, плотин, ГЭС и иных ГТС.
Эти планы Китая вызывают озабоченность Казахстана и России, и Казахстан находится в наихудшем положении. Согласно оценкам, реализация этих проектов приведет к экологической катастрофе в Восточном и Центральном Казахстане. В целом благополучие казахстанского и российского участков реки зависит от действий Китая.
Сейчас Китай отбирает порядка 10 % стока верхнего (Черного) Иртыша.
Эксперты полагают, что в перспективе, к 2020 г., водозабор увеличится до 20-25 % от стока Иртыш в Китае. По оценкам казахстанских экспертов, водозабор Китая из Иртыша уже сейчас составляет 35-40 % от уровня 20-летней давности.
В частности, в настоящее время по Черному Иртышу из Китая в Казахстан поступает около 5 км 3 /год, тогда как в конце 1989 г. поступало 7.8 км 3 /год.
Согласно экспертным оценкам, за последние 30 лет сток Иртыша уменьшился в 3 раза. Ранее Иртыш в Казахстане был полноводной рекой с обилием рыбы.
С одной стороны, можно говорить о прогрессе в развитии двусторонних отношений в сфере ТВР между Казахстаном и КНР. Так, в результате совместной работы подписано Соглашение между Правительствами Казахстана и Китая «О сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек» (12.09.2001 г., Астана).
Во исполнение Соглашения 2001 г. создана казахстанско-китайская Совместная Комиссия (СК) по использованию и охране ТВР, которая способствовала подписанию следующих Соглашений между соответствующими ведомствами Казахстана и Китая:
— между Министерством сельского хозяйства (МСХ) Казахстана и Министерством водного хозяйства (МВХ) Китая «Об экстренном уведомлении сторон о стихийных бедствиях на трансграничных реках» (4 июля 2005 г., Астана);
— между МСХ Казахстана и МВХ Китая «О развитии научно-исследовательского сотрудничества на трансграничных реках» (20 декабря 2006 г., Пекин);
— между Министерством охраны окружающей среды Казахстана и МВХ Китая «О взаимном обмене гидрологической и гидрохимической информацией (данными) пограничных гидропостов основных трансграничных рек» (20 декабря 2006 г., Пекин).
Несмотря на важность достигнутых договоренностей между Казахстаном и Китаем по тем или иным аспектам использования ТВР, вопросы контроля качества вод, предупреждения их загрязнения рек, а также принципа вододеления становятся камнем преткновения при ведении двусторонних переговоров, как и рассмотрение вопроса о вовлечении России в переговорный процесс по Иртышу. Китай избегает вопросов развития трехстороннего (Китай-Казахстан-Россия) сотрудничества в области использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Иртыш.
Эксперты полагают, что предпринимаемые Казахстаном шаги по решению проблемы равноправного использования ТВР с Китаем не приносят ожидаемого результата.
По их мнению, Китай идет на уступки по второстепенным вопросам, затягивает решение принципиальных проблем, а именно – вододеления и контроля качества вод.
В то же время признается, что Китай всегда демонстрирует готовность к переговорам, продвигать подготовку проектов соглашений с казахстанской Стороной, и не имеет намерений затягивать переговорный процесс. Отмечается, что Казахстан зачастую запаздывает с выполнением достигнутых договоренностей и решений СК. Кроме того, КНР на переговорах представлен командой опытных экспертов, имеющих познания как в «водных» вопросах, так и в международном праве и дипломатии, тогда как казахстанская Сторона не имеет таких возможностей по разным причинам, в первую очередь – финансовым. Наблюдается сужение состава казахстанской делегации, члены которой представляют различные государственные ведомства Казахстана, и на заседаниях Комиссии и рабочих групп экспертов Казахстан представлен сильно усеченной делегацией. Китай практически неограниченно финансирует свои делегации, направляемые в Казахстан или другие регионы, где запланированы совместные мероприятия. Подчеркивается также, что китайская Сторона гораздо быстрее реагирует на те или иные встречные предложения, нежели казахстанская, которая связана цепочкой внутриведомственных и межведомственных согласований. В компетенцию названной казахстанско-китайской СК входит решение вопросов по всем трансграничным рекам, протекающим по территории Казахстана и Китая, которых насчитывается более двух десятков, часть из них перетекает и в Россию.
Аналогичные проблемы имеет и другая крупная трансграничная река Или (длина – 1439 км, в т.ч. в Казахстане – 815 км), которая берет начало в Китае. На территории Казахстана на Или построено (Алма-атинская область) Капчагайское водохранилище.
В Казахстане по стоку река Или уступает только рекам Иртыш и Урал. Или обеспечивает 80 % притока воды в озеро Балхаш. В настоящее водозабор из Китая в СУАР составляет около 3.5 км 3 /год, в ближайшие годы он возрастет до 5 км 3 /год, что приведет к обмелению и засолению озера Балхаш. В то же время, в последние 20 лет сток реки Или уменьшился с 17.8 до 12.7 км 3 /год.
В бассейне реки Или Китай реализует множество проектов, включая строительство ГТС. По экспертным оценкам, реализация этих проектов приведет к тому, что к 2050 г. сток реки Или в Казахстане уменьшится на 40 %, а следствием ввода в строй промышленных (в основном – нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих) предприятий в бассейне реки на территории Китая, увеличится загрязнение речной воды. Это усугубит экологические проблемы в казахстанской части реки, которая и без этого считается неблагоприятной, так как притоки Или в Казахстане загрязняются бытовыми, сельскохозяйственными, промышленными стоками. Эти проблемы, вкупе с наблюдаемым дефицитом воды в реке Или, могут привести в ближайшие годы к тому, что озеро Балхаш повторит судьбу Аральского моря. По имеющимся данным, в настоящее время в Китае на нужды сельского хозяйства расходуется менее 2/3 водных ресурсов, тогда как 2 десятилетия назад – более 80 %. Эти цифры не должны вводить заблуждение. Это перераспределение произошло не вследствие применения технологий сбережения воды в аграрном секторе, а за счет резкого роста водозабора для нужд промышленности, и роста в целом использования воды в КНР, что, естественно, обостряет проблемы качества речных вод.
Как сказано выше, Китай не проявляет особой заинтересованности в трехсторонних переговорах, т.е. включения и России в переговорный процесс, а также – в обсуждении проблем вододеления по трансграничным рекам.
Эксперты отмечают, что хотя имеется заметный прогресс в действиях рабочих групп экспертов и в рамках СК, однако по названным вопросам (включение России в диалог и вопросы межгосударственного вододеления), китайская Сторона избегает рассмотрения сущности проблемы, в частности, – постоянно увеличивающегося забора воды из рек Иртыш и Или на территории Китая.
Представляется, что в складывающейся ситуации следует исходить из реалий, а именно – Китай не будет брать воду меньше тех объемов, которые берет, а может увеличить свой водозабор. Казахстан, на территории которого сток реки Иртыш зарегулирован еще в советские годы, также не может уменьшить объем используемого речного стока, так как не имеет дополнительных источников поверхностных пресных вод в этой зоне. Поэтому ситуация по трансграничным рекам, протекающим по территории Китая и Казахстана (и по некоторым из них, втекающим в Россию), будет оставаться весьма сложной, несмотря на наличие ряда договоренностей.
Источник
Водосборный бассейн реки иртыш
Бассейн реки Иртыш (Китай, Казахстан, Россия)
Река Иртыш (главный приток реки Обь) протекает по территории Китая, Казахстана и России. Длина реки – 4248 км (на территории Китая – 525 км, Казахстана – 1835 км, России – 2010 км),. площадь бассейна 1643 тыс. км 2 , средний расход ниже Тобольска – 2150 м 3 /сек. Истоки реки находятся на границе Монголии и Китая. Из Китая под названием Черный Иртыш течет в Казахстан и впадает в проточное озеро Зайсан.
Иртыш вытекает из озера Зайсан и через Бухтарминскую, Усть-Каменогорскую, Шульбинское водохранилища (ГЭС) в районе Ханты-Мансийска впадает в Обь.
Иртыш — вторая по длине река-приток в мире после Миссури.
Река Иртыш, как и Или, является важнейшим источником пресной воды для Казахстана, играет важную роль в экономике республики, вместе с каналом Иртыш-Караганда обеспечивает питьевой водой Астану (так как Ишим, на которой стоит Астана, – маловодная река и не справляется с нагрузкой), Караганду, Семипалатинск, Павлодар, Экибастуз, Темиртау, сельское хозяйство Центрального Казахстана. Верхняя часть бассейна Иртыша – Кара-Иртыш (Черный Иртыш) – протекает по территории КНР, где формируется в среднем около 9.0 км 3 /год стока реки. В настоящее время Китай забирает воду в объеме до 1.0-1.5 км 3 /год, в перспективе запланировано изъятие ее в объеме до 4.0-5.0 км 3 /год. В этом случае находящиеся в среднем течении реки Бухтарминское и Шульбинское водохранилища могут остаться без воды. Сложная ситуация складывается и в низовьях Иртыша (российская часть), где уменьшение стока уже породило проблемы для судоходства и качества воды в реке.
Как известно, Китай заявил о масштабном освоении Западного Китая, рамках которого в СУАР завершилось строительство канала Черный Иртыш–Карамай. По каналу часть вод из верховьев Иртыша будет перебрасываться в район нефтяного месторождения близ города Карамай. Также планируется и увеличение забора воды в верхнем течении реки Или для нужд сельского хозяйства Китая. В СУАР планируется значительно увеличить посевные площади аграрные культуры, в основном – под зерно и хлопок. Проекты развития западных регионов Китая включают строительство каналов, водохранилищ, плотин, ГЭС и иных ГТС.
Эти планы Китая вызывают озабоченность Казахстана и России, и Казахстан находится в наихудшем положении. Согласно оценкам, реализация этих проектов приведет к экологической катастрофе в Восточном и Центральном Казахстане. В целом благополучие казахстанского и российского участков реки зависит от действий Китая.
Сейчас Китай отбирает порядка 10 % стока верхнего (Черного) Иртыша.
Эксперты полагают, что в перспективе, к 2020 г., водозабор увеличится до 20-25 % от стока Иртыш в Китае. По оценкам казахстанских экспертов, водозабор Китая из Иртыша уже сейчас составляет 35-40 % от уровня 20-летней давности.
В частности, в настоящее время по Черному Иртышу из Китая в Казахстан поступает около 5 км 3 /год, тогда как в конце 1989 г. поступало 7.8 км 3 /год.
Согласно экспертным оценкам, за последние 30 лет сток Иртыша уменьшился в 3 раза. Ранее Иртыш в Казахстане был полноводной рекой с обилием рыбы.
С одной стороны, можно говорить о прогрессе в развитии двусторонних отношений в сфере ТВР между Казахстаном и КНР. Так, в результате совместной работы подписано Соглашение между Правительствами Казахстана и Китая «О сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек» (12.09.2001 г., Астана).
Во исполнение Соглашения 2001 г. создана казахстанско-китайская Совместная Комиссия (СК) по использованию и охране ТВР, которая способствовала подписанию следующих Соглашений между соответствующими ведомствами Казахстана и Китая:
— между Министерством сельского хозяйства (МСХ) Казахстана и Министерством водного хозяйства (МВХ) Китая «Об экстренном уведомлении сторон о стихийных бедствиях на трансграничных реках» (4 июля 2005 г., Астана);
— между МСХ Казахстана и МВХ Китая «О развитии научно-исследовательского сотрудничества на трансграничных реках» (20 декабря 2006 г., Пекин);
— между Министерством охраны окружающей среды Казахстана и МВХ Китая «О взаимном обмене гидрологической и гидрохимической информацией (данными) пограничных гидропостов основных трансграничных рек» (20 декабря 2006 г., Пекин).
Несмотря на важность достигнутых договоренностей между Казахстаном и Китаем по тем или иным аспектам использования ТВР, вопросы контроля качества вод, предупреждения их загрязнения рек, а также принципа вододеления становятся камнем преткновения при ведении двусторонних переговоров, как и рассмотрение вопроса о вовлечении России в переговорный процесс по Иртышу. Китай избегает вопросов развития трехстороннего (Китай-Казахстан-Россия) сотрудничества в области использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Иртыш.
Эксперты полагают, что предпринимаемые Казахстаном шаги по решению проблемы равноправного использования ТВР с Китаем не приносят ожидаемого результата.
По их мнению, Китай идет на уступки по второстепенным вопросам, затягивает решение принципиальных проблем, а именно – вододеления и контроля качества вод.
В то же время признается, что Китай всегда демонстрирует готовность к переговорам, продвигать подготовку проектов соглашений с казахстанской Стороной, и не имеет намерений затягивать переговорный процесс. Отмечается, что Казахстан зачастую запаздывает с выполнением достигнутых договоренностей и решений СК. Кроме того, КНР на переговорах представлен командой опытных экспертов, имеющих познания как в «водных» вопросах, так и в международном праве и дипломатии, тогда как казахстанская Сторона не имеет таких возможностей по разным причинам, в первую очередь – финансовым. Наблюдается сужение состава казахстанской делегации, члены которой представляют различные государственные ведомства Казахстана, и на заседаниях Комиссии и рабочих групп экспертов Казахстан представлен сильно усеченной делегацией. Китай практически неограниченно финансирует свои делегации, направляемые в Казахстан или другие регионы, где запланированы совместные мероприятия. Подчеркивается также, что китайская Сторона гораздо быстрее реагирует на те или иные встречные предложения, нежели казахстанская, которая связана цепочкой внутриведомственных и межведомственных согласований. В компетенцию названной казахстанско-китайской СК входит решение вопросов по всем трансграничным рекам, протекающим по территории Казахстана и Китая, которых насчитывается более двух десятков, часть из них перетекает и в Россию.
Аналогичные проблемы имеет и другая крупная трансграничная река Или (длина – 1439 км, в т.ч. в Казахстане – 815 км), которая берет начало в Китае. На территории Казахстана на Или построено (Алма-атинская область) Капчагайское водохранилище.
В Казахстане по стоку река Или уступает только рекам Иртыш и Урал. Или обеспечивает 80 % притока воды в озеро Балхаш. В настоящее водозабор из Китая в СУАР составляет около 3.5 км 3 /год, в ближайшие годы он возрастет до 5 км 3 /год, что приведет к обмелению и засолению озера Балхаш. В то же время, в последние 20 лет сток реки Или уменьшился с 17.8 до 12.7 км 3 /год.
В бассейне реки Или Китай реализует множество проектов, включая строительство ГТС. По экспертным оценкам, реализация этих проектов приведет к тому, что к 2050 г. сток реки Или в Казахстане уменьшится на 40 %, а следствием ввода в строй промышленных (в основном – нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих) предприятий в бассейне реки на территории Китая, увеличится загрязнение речной воды. Это усугубит экологические проблемы в казахстанской части реки, которая и без этого считается неблагоприятной, так как притоки Или в Казахстане загрязняются бытовыми, сельскохозяйственными, промышленными стоками. Эти проблемы, вкупе с наблюдаемым дефицитом воды в реке Или, могут привести в ближайшие годы к тому, что озеро Балхаш повторит судьбу Аральского моря. По имеющимся данным, в настоящее время в Китае на нужды сельского хозяйства расходуется менее 2/3 водных ресурсов, тогда как 2 десятилетия назад – более 80 %. Эти цифры не должны вводить заблуждение. Это перераспределение произошло не вследствие применения технологий сбережения воды в аграрном секторе, а за счет резкого роста водозабора для нужд промышленности, и роста в целом использования воды в КНР, что, естественно, обостряет проблемы качества речных вод.
Как сказано выше, Китай не проявляет особой заинтересованности в трехсторонних переговорах, т.е. включения и России в переговорный процесс, а также – в обсуждении проблем вододеления по трансграничным рекам.
Эксперты отмечают, что хотя имеется заметный прогресс в действиях рабочих групп экспертов и в рамках СК, однако по названным вопросам (включение России в диалог и вопросы межгосударственного вододеления), китайская Сторона избегает рассмотрения сущности проблемы, в частности, – постоянно увеличивающегося забора воды из рек Иртыш и Или на территории Китая.
Представляется, что в складывающейся ситуации следует исходить из реалий, а именно – Китай не будет брать воду меньше тех объемов, которые берет, а может увеличить свой водозабор. Казахстан, на территории которого сток реки Иртыш зарегулирован еще в советские годы, также не может уменьшить объем используемого речного стока, так как не имеет дополнительных источников поверхностных пресных вод в этой зоне. Поэтому ситуация по трансграничным рекам, протекающим по территории Китая и Казахстана (и по некоторым из них, втекающим в Россию), будет оставаться весьма сложной, несмотря на наличие ряда договоренностей.
Источник