Водные пути бассейна лены

Река Лена: исток, бассейн и устье реки. Рыбалка, туризм и достопримечательности.

Река Лена – водный объект Восточной Сибири, протекающий через Иркутскую область и республику Якутия. Это одна из самых протяжённых водных магистралей и единственная, которая целиком расположена на территории вечной мерзлоты. Её протяжённость – 4400 км, что соответствует почётному 10 месту в мире.

Река берёт своё начало неподалёку от озера Байкал. С юга она устремляется на северо-восток, добежав до Якутска, сворачивает на север, сливается с морем Лаптевых. Лена принадлежит к бассейну Северного Ледовитого океана.

Звучное название водный объект получил от эвенкийского слова «Елю-Эне» («Елюенэ», «Линэ»), что значит «большая вода». Первооткрывателями стали казацкие отряды. История сохранила имя землепроходца Пянды, который исследовал берега от Киренска до Якутска в 1619 – 1623 гг.

Исток

Исток Лены расположен на границе Качугского и Ольхонского районов Иркутской области. На западном склоне Байкальского хребта есть небольшое зарастающее безымянное озеро, которое питает узкий извилистый ручеёк. Это и есть начало реки. Высота места – 1470 метров над уровнем моря. В 1997 году у истока была возведена небольшая часовня с памятной табличкой, надпись на которой гласит, что здесь великая сибирская река берёт своё начало.

Бассейн реки Лена

По площади водосбора (2490000 кв. км) водная магистраль занимает 7 место в мире и 3 в России (после рек Обь и Енисей). Основная часть бассейна раскинулась на Приленском плато.

По характеру течения верхняя, средняя и нижняя части реки существенно различаются.

Верхнее течение

Водный поток пробивает себе путь через горное Прибайкалье. Это третья часть Лены, от истока до впадения притока Витим. Для верхнего участка характерны следующие особенности:

  • Норовистый характер: река быстрая, бурная и стремительная, скорость течения – 3-5м/с.
  • Извилистое русло.
  • Высокие и обрывистые берега.
  • Часто встречающиеся пороги и водопады.
  • Небольшая ширина водного потока. На Солнцепадском перевале она не превышает 5-7 метров. Только после слияния с Киренгой Лена успокаивается, становится шире и глубже: глубина в некоторых местах доходит до 10 м.

Среднее течение

Его отсчитывают от слияния с притоком Витим до впадения реки Алдан. Административно это республика Якутия. На протяжении 1415 км для Лены характерны:

  • Полноводность и немаленькая глубина, которая составляет 10 – 12 м, а на отдельных участках достигает 20 м.
  • Широкая речная долина. По сравнению с верхним течением, она увеличивается до 20 – 30 километров. После Покровска водный поток вырывается на равнину, долина расширяется ещё больше.
  • Многочисленные острова.
  • Пологость левого берега и крутизна, обрывистость правого.
  • Хвойные леса на склонах, которые иногда перемежаются луговыми ландшафтами.
  • Замедленная скорость течения, не превосходящая 1,3 м/с.

Нижнее течение

Участок водного объекта от Алдана до дельты имеет следующие черты:

  • Значительная ширина: после слияния с притоком Вилюй она достигает 10 км. Там, где образуются речные протоки, ширина увеличивается до 20 – 25 км.
  • Большая глубина, превосходящая 16 – 20 м.
  • Таёжные леса по берегам. В этих краях населённые пункты встречаются крайне редко.
  • Сужение реки ближе к устью. Лена сдавливается горными массивами: Верхоянским и Хараулахским хребтами с восточной стороны, возвышенностями Среднесибирского плоскогорья и кряжем Чекановского – с западной.

Тип питания

Тип питания относится к смешанному. Преобладает поступление вод за счёт дождевой и снеговой талой воды (примерно 50%), поэтому полноводность реки нерегулярна. В весенние и летние месяцы объём воды возрастает в 10 раз по сравнению с зимним временем. Максимальный водосток характерен для июня, минимальный наблюдается в апреле, незадолго до вскрытия реки.

Доля питания за счёт грунтовых вод невелика и составляет всего 1–2% (территория вечной мерзлоты накладывает свой отпечаток).

Притоки

Воды 7 субъектов Российской Федерации (Якутии, Бурятии, Иркутской и Амурской областей, Хабаровского, Забайкальского и Красноярского краёв) питают великую водную магистраль. У Лены сотни притоков, главные из них:

  • Алдан – крупнейший из правых притоков. Протяжённость – 2273 км. Площадь водосбора – 729000 кв. км.
  • Вилюй – самый значительный левый приток. Длина – 2450 км. Площадь водосбора – 454000 кв. км.
  • Витим – правый приток. Протяжённость – 1837 км. Площадь водосбора – 225000 кв. км.
  • Олёкма – правый приток. Протяжённость – 1436 км. Площадь водосбора – 210000 кв. км.

Другие крупные притоки: Синяя, Нюя, Чуя, Киренга, Молодо, Бирюк, Кута, Большой Патом, Долгая и т. д.

Режим реки Лена

Весеннее половодье и летние паводки (из-за дождей и таяния снега) – отличительные особенности сибирской реки. 8 месяцев в году речная гладь покрыта льдом. Замерзает Лена от низовий к верховьям, вскрываться же начинает в апреле в верховьях, а заканчивает – в начале лета ближе к устью. Весной, когда начинает двигаться лёд, на разных участках русла случаются серьёзные заторы. Из-за этого окружающая территория подвергается сильному затоплению. Во время разлива речной уровень повышается на 6-8 м и более, а в низовьях – до 18 м над меженным уровнем.

Заселённость

Крупных населённых пунктов по берегам Лены немного. Иногда расстояние от одного посёлка до другого – сотни километров. Наиболее плотно заселены земли в районе крупного города Якутск. Встречается немало покинутых деревень и посёлков. Самые значительные города: Якутск, Ленск, Усть-Кут, Киренск, Качуг, Олёкминск, Покровск.

Устье

Река Лена впадает в море Лаптевых. Этот участок имеет отношение к Булунскому улусу республики Якутия. Разветвлённая дельта начинается на расстоянии 150 километров от морского побережья. Дельта состоит из десятков протоков и островов и простирается на 45000 кв. км, превосходя по обширности охватываемой территории дельту Нила. 3 главные протоки – Оленёкская, Трофимовская, Быковская – выходят к морю. Восточная Быковская протока играет ключевую роль в речном судоходстве: она направляет суда к бухте Тикси и одноимённому порту.

Рыбалка: виды рыбы и где она водится

Сибирская река издавна привлекает рыбаков. Сибирский осётр – крупнейшая и наиболее ценная порода, обитающая в Лене. Когда-то здесь можно было выловить 2-метровый экземпляр массой 200 кг. Сейчас поймать осетра весом больше 20 кг не реально. Самые крупные экземпляры удаётся выловить ближе к побережью моря Лаптевых.

Другие виды рыб представлены в таблице.

Виды рыб Где ловятся
Щука, сазан, налим, судак, лещ, окунь, ёрш, карась, плотва, язь, бычок, сом, верхоплавка Повсеместно
Сиг В верховьях реки и ближе к побережью моря Лаптевых
Ленок В верховьях и средней части реки
Таймень В верховьях реки
Муксун Ближе к побережью моря Лаптевых
Хариус В верховьях реки и правых притоках
Нельма Ближе к дельте и побережью моря Лаптевых
Тугун От притока Витим до урочища «40 островов», а также заселяет притоки Вилюй и Алдан
Пелядь В низовьях, возле истока реки
Чир В низовьях, возле истока реки
Читайте также:  Западно сибирский артезианские бассейны россии

Некоторые промысловые породы особо охраняются и занесены в Красную книгу, ловля других допустима при оформлении специальной разрешающей лицензии.

Судоходство

Лена – главная магистраль, которая связывает республику Якутия со всей остальной частью страны. Водным путём идут к пунктам назначения товары и грузы, прибывающие железной дорогой и Северным морским путём, который соединяет Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Также судоходство обеспечивает связь небольших населённых пунктов с крупными центрами.

Устье сибирской реки – наиважнейший транспортный узел всей Сибири. Судоходная Быковская протока в дельте Лены ведёт к морским воротам республики Якутия, северному российскому порту Тикси.

Сезон навигации длится от 120 суток в низовье до 170 суток в верховье. С мая-июня по сентябрь-октябрь Лена считается судоходной.

В нижнем течении водной магистрали (от истока до Усть-Кута) встречаются препятствия: малые глубины, наличие мелководных перекатов. Поэтому участок доступен только для судов с малой осадкой. Изменения русла и уровня глубин, разливы – специфические факторы, требующие виртуозности и высочайшего мастерства от судоводителей.

Крупнейшие речные порты

Крупнейшие речные порты:

  • Осетрово. Находится в городе Усть-Кут. Его нарекли «воротами на север Восточной Сибири», потому что это один единственный порт, связывающий водный объект с железнодорожной магистралью. Через него проходит 80% грузов и товаров, отправляющихся в Якутию и Иркутскую область.
  • Якутск. Сверхзначимый транспортный узел, принимающий суда из Осетрово, а также из устья сибирской реки.
  • Ленск. Его называют «воротами алмазного края»: через него снабжаются всем необходимым районы Якутии, богатые алмазами.

Другие значимые порты: Киренск, Олёкминск, Покровск, Сангар.

Пассажирское сообщение связывает крупные города и порты на берегах Лены и её притоков: Усть-Кут, Киренск, Витим, Ленск, Якутск, Олёкминск и т. д.

Самые значительные притоки Лены (Витим, Алдан, Олёкма и Вилюй) также используются для судоходных целей.

Туризм и достопримечательности

Для туристов, оказывающихся на берегах Лены, предлагаются такие развлечения, как экскурсии на водном транспорте, теплоходные и лодочные прогулки, в зимнее время года – катание на собачьих упряжках. Сплав по реке – самый рискованный вид развлечений, возможность познакомиться с речными перекатами и омутами.

Востребованы туристические круизы с посещением нерукотворных объектов (Ленских столбов, Ленских Щёк) и порта Тикси.

Рейтинг популярных достопримечательностей

Ленские столбы, или Красноярские столбы. Расположены на правом берегу реки в Хангаласском улусе республики Якутия (самый близкий населённый пункт – село Еланка). Это вертикальные скалы вдоль берега водного объекта. Скалы почитались, были священным местом для жертвоприношений у эвенков и якутов. Жители этих мест верили, что загадочные образования – это человеческие фигуры, окаменевшие по велению потусторонних сил. Старейшины и шаманы проводили здесь свои обряды. Теперь в этом районе расположен национальный парк с канатной дорогой, где туристам предлагают сплав по реке, занятия скалолазанием, альпинизмом. С обзорных и смотровых площадок открываются потрясающие виды. Интересно знакомство с многообразной флорой и фауной, в том числе с экземплярами, занесёнными в Красную книгу.

Шишкинские скалы, или Шишкинские писаницы, – уникальное место в верховьях Лены, в посёлке Качуг Иркутской области. Туристы могут изучить образцы наскальной живописи. Древнейшие петроглифы датируются IV тысячелетием до н.э. Здесь не менее 3000 рисунков, оставленных потомкам жителями прежних эпох: изображения животных, человеческие фигуры, сцены охоты и праздников, мифические существа и т. д.

Ленские щёки – природный памятник в Киренском районе Иркутской области. Водный поток, упорно пробивая колею через крепкую горную породу, резко поворачивает и сильно сужается в районе «щёк» (до 200–250 метров), образуя извилистый каньон. Круизный теплоход доставляет сюда туристов из Якутска.

Ленский историко-архитектурный заповедник «Дружба» – музей под открытым небом в посёлке Огородтах Усть-Алданского улуса республики Якутия. Здесь представлен быт коренных обитателей Якутии: традиционные жилые строения, реконструированные старинные захоронения, примитивные предметы быта. Происходит демонстрация обрядов и ритуалов. Предложены и развлечения для активных туристов: катание на горках и на коньках, конные прогулки.

Байкало-Ленский заповедник. Это крупнейший заповедник в районе озера Байкал, где представлены все ландшафты, характерные для северного Прибайкалья. На территории находится исток Лены.

Памятник реке Лене на набережной города Олёкминска. Великая сибирская река изображена в виде обаятельной длинноволосой девушки в струящейся одежде. Жители и туристы называют это 3-метровое бетонное изваяние образом самой Сибири.

Источник

Ленский бассейн: Главный транспорт Северо-Востока России

Водные пути в Ленском бассейне – основной вид транспортных коммуникаций. Их суммарная протяженность составляет 21 724 км, из которых 16 520 км по Республике Саха (Якутия), 4076 км – Иркутская область, 762 км – Магаданская область, 366 км – Хабаровский край.

Семь регионов ответственности

Сергей Лаврухин, и.о. руководителя ФБУ «Администрация Ленского бассейна»

На огромной территории, площадь которой практически равна площади европейской части России (соответственно 3,1 и 3,4 млн кв. км), водный транспорт играет решающую роль в экономике республики и жизнеобеспечении населения, при этом цели жизнеобеспечения в его работе преобладают. В настоящее время до 80% народно-хозяйственных грузов, поступающих в регион Большого Ленского речного бассейна, перевозится водным транспортом.

В бассейне берут начало грузопотоки на Таймыр и Чукотку, по его водным путям через Северный морской путь доставляются нефтепродукты и каменный уголь.

Таким образом, без устойчивой работы водного транспорта, развития водных путей и воднотранспортной инфраструктуры невозможно развитие всего Северо-Восточного региона России и реализация приоритетных национальных проектов.

ФБУ «Администрация Ленского бассейна», осуществляя свою деятельность в семи самостоятельных бассейнах рек (Ленском, Колымском, Индигирском, Янском, Оленекском, Анабарском, Н.-Тунгусском), является межрегиональным (бассейновым) органом управления речным транспортом Минтранса РФ.

По утвержденному Федеральным агентством морского и речного транспорта государственному заданию в навигацию 2014 года ФБУ «Администрация Ленского бассейна» в целях обеспечения судоходства проводит путевые работы на 9147 км водных путей с гарантированными габаритами, 1802 км без гарантированных габаритов с установленными средствами навигационного оборудования. В целом общая протяженность обслуживаемых водных путей по сравнению с прошлым годом не изменилась и составляет 10 949 км.

Для обеспечения безопасности судоходства в навигацию 2014 года запланировано проведение комплекса путевых работ, включающего в себя такие работы, как дноуглубление, выправление, русловые изыскания и траление.

Для этих целей в 2014 году вводится в эксплуатацию 13 земкараванов, 78 обстановочных и тральных бригад, 10 русловых изыскательских партий. Всего около 220 единиц технического и вспомогательного флота.

Читайте также:  Каких размеров должен быть бассейн

Плановые показатели основных путевых работ составляют:

– дноуглубление (транзитное) – 3565,95 тыс. кбм;

– траление – 761 кв. км.

В связи с ранним началом ледохода на реках Ленского бассейна навигацию 2014 года ФБУ «Администрация Ленского бассейна» открыло в необычно ранние сроки. Так, раньше среднемноголетних дат отмечалось начало ледохода на реках Лена, Витим, Вилюй, Амга. Прохождение ледохода характеризовалось низкими уровнями воды. На реке Лена пики весеннего половодья по опорным водопостам Змеиново и Подымахино (Иркутская область) были на 360 см меньше прошлогодних значений. Данное обстоятельство свидетельствует, что навигация 2014 года на Верхней Лене будет непростой.

На сегодняшний день на Верхней Лене на участке Усть-Кут – Киренск – Ичера на обеспечении гарантированных глубин работают два многочерпаковых земснаряда, планируемый объем дноуглубительных работ составляет 255,71 тыс. кбм. В целях обеспечения максимально возможной судоходной глубины на «верхней» Лене на участке Осетрово – Ичера дополнительно, в пределах оси судового хода, планируется создать наносо-аккумулирующую траншею шириной до 20 метров. Траншея будет превышать гарантированную глубину на 20 см, что позволит в период маловодья увеличить провозные возможности транспортного флота.

Исключение по водности составляет река Колыма, где из-за увеличенной боковой приточности уровень половодья достиг критических значений, что привело к подтоплению населенных пунктов. Но и там навигация открыта в плановые сроки, и путейские суда приступили к работе.

В целом судоходная обстановка на реках бассейна открывалась от 6 до 18 суток раньше сроков, установленных программой гарантированных габаритов. Раннее открытие судоходной обстановки (вслед за ледоходом) дает дополнительные возможности в перевозках грузов, используя природный ресурс весенней большой воды.

В силу географической и природно-климатической специфики жизнедеятельность Республики Саха (Якутия) практически полностью зависит от завоза грузов в короткий навигационный период, т.е. северного завоза. В связи с этим ФБУ «Администрация Ленского бассейна» уделяет большое внимание подготовке флота и производству путевых работ на арктических реках.

Силы и средства

Отсутствие регулярного транспортного сообщения с арктическими районами водных путей вносит свои коррективы в планирование судоремонта, а также в снабжение запасными частями и расходными материалами для подготовки флота к навигации на Яне, Индигирке, Колыме. Основную массу расходных материалов для обстановки и флота стараемся завезти в период короткой арктической навигации, но запасные части для двигателей и механизмов приходится доставлять по «автозимникам», после проведения процедуры торгов и аукционов. Так, в зимний период 2013/2014 года выполнено 28 рейсов грузовыми автомашинами учреждения общей грузоподъемностью 254 тонны. В арктические районы водных путей доставлены кислород, электроды, металл для корпусных работ и прочее снабжение. Выполнен капитальный ремонт корпусов на обстановочных и вспомогательных судах в Янском, Индигирском и Колымском районах водных путей.

С целью повышения эффективности грунтозабора при работе на мерзлых глинистых грунтах на землесосе «Ленский-1021» смонтирована новая фреза, выполнен ремонт свайного устройства.

Для землесоса «Витим» проекта 1-517-03, который будет разрабатывать бар р. Яны, в п. Нижнеянск доставлен плавучий резинотканевый пульпопровод, который по нашим расчетам даст возможность работать землесосу данного проекта на взморье бара р. Яны в условиях волнения и ветра. Также на замену подготовлен укороченный металлический рефулер с выкидным патрубком.

Для выполнения дноуглубительных работ на баре и реке Яне вводится в эксплуатацию три земснаряда: «Ленский-246», «Витим», «Яна». К 1 сентября ожидается подход землесоса «О. Стрельченя», который присоединится к землесосам «Витим» и «Яна» при разработке бара р. Яны. Планируемый объем дноуглубительных работ на баре р. Яны 640 тыс. кбм. Начало разработки бара запланировано на 1 июля. Но если ледовые условия позволят на чать работу в конце июня, мы готовы приступить к разработке бара.

Непросто складывалось начало навигации на р. Индигирке. В осенний период 2013 года из-за тяжелых ледовых условий часть флота Индигирского участка осталась на случайном отстое. Несмотря на проведенный комплекс мероприятий по безопасному отстою (зачернение и распиловка льда, взрывные работы), крепость и толщина льда оказались критическими. В результате ледохода 2014 года получили повреждения корпусов следующие суда на случайном отстое: землесос «Ленский-1021», буксир «Юдома», обстановочный теплоход «Профессор Маковеев». В настоящее время суда отремонтированы и готовы приступить к работе. И как ранее планировалось, земкараван «Ленский-1021» выйдет на бар р. Индигирки не позднее 25 июня. До подхода из капитального ремонта землесоса «Индигирка» из Якутска будут разработаны наиболее мелкие места для беспрепятственного прохода морского землесоса по бару. Плановый объем дноуглубительных работ на баре р. Индигирки составляет 612,0 тыс. кбм, из них 195,7 тыс. кбм планируется извлечь землесосом «Ленский-1021» и 416,3 тыс. кбм – землесосом «Индигирка».

Широкий спектр геолого-морфологических условий формирования русел рек накладывает свой отпечаток на работы по освоению каждой реки. К изучению руслового режима рек бассейна привлекаются ученые МГУ им. М.В. Ломоносова, Новосибирской государственной академии водного транспорта и других научных центров. Согласно рекомендациям МГУ, разработку бара р. Индигирки планируется начать с нового, западного направления, которое короче основной прорези (существующей) на 5,5 км.

Для определения состава грунтов баровой прорези и методов разработки бара р. Индигирки ФБУ «Администрация Ленского бассейна» заключило договор с ФГБУ «Институт креосферы земли Сибирского отделения РАН» на выполнение геокриологических исследований. Начало работ запланировано на 25 июня. Данные исследования позволят определить залегание мерзлотных линз в баровой прорези и правильно ее затрассировать.

На Верхней Индигирке от п. Хонуу до п. Белая Гора будут проведены сплошные промеры для корректировки схемы ограждения судового хода.

Уровенный режим акваторий устьевых баров рек Лена, Яна, Индигирка определяется главным образом морскими факторами: влияние колебаний водности реки менее значительно вследствие их сглаживания к гребню бара. Таким образом, уровенный режим устьевого бара определяется преимущественно сгонно-нагонными колебаниями уровня моря.

Потребность в информации об уровнях воды и глубинах в режиме on-line для проектирования и проведения дноуглубительных работ на барах рек очень актуальна, и без наличия стабильных, ежедневных водомерных наблюдений эту задачу не решить. В этих условиях автоматические водомерные посты могут решить проблему получения информации об уровенном режиме. В навигацию 2014 года будет продолжена практика применения автоматических водомерных постов для получения информации об уровнях воды на барах рек Яна и Индигирка. Практика применения этих постов в 2012 и 2013 годах показала неплохие результаты.

В целях обеспечения метеорологической информацией путевых работ и работы транспортного флота ФГБУ «Якутское УГМС» с участием ФБУ «Администрация Ленского бассейна» прорабатывает вопрос установки на 0 км р. Индигирки (о. Немков) автоматической метеорологической станции. Для решения этого вопроса мы готовы оказать якутскому гидрометцентру необходимую техническую поддержку по доставке и обслуживанию станции.

Читайте также:  Что написать про бассейн

Безопасность – закон для судовладельца

Андрей Журин, первый заместитель руководителя – капитан Ленского бассейна ВВП

Для Ленского бассейна 2014 год особенный. Он примечателен тем, что навигация у нас началась значительно раньше обычного в среднем на 12-15 дней. Еще раньше инспекция государственного портового контроля начала работу по проверке судов на воздушной подушке, обеспечивающих сообщение между населенными пунктами Республики Саха (Якутия) в межсезонье, когда ледовые переправы для проезда автотранспорта уже закрыты.

Задача в этот период перед инспекцией стояла сложная – обеспечить безопасность людей, которые воспользовались услугами и в качестве пассажиров переезжали с одного берега Лены на другой.

С этой задачей государственный портовый контроль справился хорошо: из 13 осмотренных судов на воздушной подушке, работающих на паромных переправах, четырем временно запрещена эксплуатация как не отвечающим требованиям безопасности судоходства и вынесены предписания по устранению выявленных нарушений, которые впоследствии капитанами судов и судовладельцами были устранены.

2014 год знаменателен еще и тем, что произошли некоторые изменения в законодательстве по безопасности судоходства на внутренних водных путях РФ, Так, с 1 января изменилась ст. 30 КВВТ РФ, точнее дополнилась: теперь капитаны пассажирских и нефтеналивных судов, осуществляющие перевозки опасных грузов с главными двигателями мощностью более 550 кВт, должны пройти аттестацию и получить свидетельство об аттестации капитана пассажирского или нефтеналивного судна, выданное Росморречфлотом. В Ленском бассейне аттестация капитанов проводилась 21-22 апреля в Усть-Куте и в Киренске, 24-25 апреля – в Якутске. В ней активное участие приняли служба государственного портового контроля и отдел дипломирования и аттестации Ленского бассейна. Почти все капитаны успешно прошли аттестацию и показали хорошие знания: из 198 – 195.

Следует также отметить, что с весны этого года, после утверждения Министерством юстиции РФ 19 марта 2014 года приказа Министерства транспорта РФ № 287 «Об утверждении правил разработки и применения системы управления безопасности судов», судовладельческие компании и просто индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на внутреннем водном транспорте, начали активно внедрять в своих организациях систему управления безопасности (СУБ) как в компании, так и на судах, что, несомненно, должно привести к положительным результатам в вопросах безопасности судоходства в целом. Все понимают, что вопросы безопасности для судовладельцев должны являться приоритетными, так как последствия транспортного происшествия или аварии обходятся куда дороже, чем своевременная и качественная подготовка флота, грамотное руководство и своевременное обучение членов экипажей судов по вопросам безопасности.

Следует отметить несомненную роль в обеспечении безопасности судоходства кроме инспекции государственного портового контроля таких отделов Администрации, как отдел дипломирования и аттестации, отдел регистрации судов, служба диспетчерского управления движением судов в бассейне, организация работы которых входит в обязанности капитана Ленского бассейна.

Немного цифр. Отделом дипломирования и аттестации в 2013 году выдано: 795 дипломов, 566 подтверждений к дипломам, 1531 квалификационное свидетельство, проведена аттестация 29 исполнительных руководителей и специалистов. С начала 2014 года выдано: 581 диплом, 283 подтверждения к дипломам, 822 квалификационных удостоверения, проведена аттестация 19 исполнительных руководителей и специалистов, в том числе пяти лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов по СУБ.

С 2014 года сотрудниками отдела дипломирования и аттестации начала применяться информационная система дипломирования членов экипажей судов, разработанная Росморречфлотом. Она предназначена для поиска физических лиц с предоставлением полной информации о выданных дипломах, квалификационных свидетельствах, документах об образовании, а также документов, подтверждающих годность для работы на судах по состоянию здоровья, и свидетельств о прохождении квалификационных испытаний. Данная система удобна и своевременна, так как сокращаются затраты времени на поиск информации по тому или иному дипломированному или прошедшему квалификационные испытания специалисту.

Немаловажная роль в обеспечении безопасности судоходства отводится и отделу регистрации судов, которым в 2013 году проведено 1826 регистрационных действий, перечислено в федеральный бюджет 2 656 100 рублей государственной пошлины. На 31 декабря 2013 года в Государственном судовом реестре по Ленскому бассейну зарегистрировано 2250 единиц флота: из них 151 – маломерные суда, 63 из которых занимаются рыбным промыслом. С начала года проведено 517 регистрационных действий, перечислено в федеральный бюджет 595 900 рублей государственной пошлины. Несмотря на увеличение судов, подлежащих регистрации в Государственном судовом реестре по Ленскому бассейну, за счет маломерных судов, осуществляющих рыбопромысловую деятельность, сотрудники отдела регистрации осуществляют полный комплекс необходимых регистрационных действий в установленные законодательством сроки, тем самым в рамках своей деятельности обеспечивают безопасность судоходства на внутренних водных путях Ленского бассейна.

И конечно, не могу не отметить работу службы диспетчерского управления движением судов в бассейне (СДУДСБ), которая с честью выдержала маловодную навигацию 2013 года и отлично включилась в работу с начала навигации 2014 года. На 22 октября 2013 года по зарегулированному участку Усть-Кут – Киренск – рейд Прилукский проследовало 4469 единиц флота. Из Осетровского транспортного узла отправлено грузов общим тоннажем 1 513 880 т, перевезено скоростным флотом 6368 пассажиров в направлении Усть-Кут – Киренск – Витим – Пеледуй, в Киренском районе Иркутской области в навигацию 2013 года на действующих паромных переправах перевезено 294 173 пассажира. Поставленные задачи по обеспечению безопасности судоходства по регулированию движения судов на участках в отведенных СДУДСБ границах были выполнены полностью. На сегодняшний день уже в навигацию 2014 года из Осетровского транспортного узла отправлено грузов общим тоннажем более 400 000 т. Сотрудниками диспетчерского аппарата службы налажено тесное взаимодействие с инспекторами ГПК как в части представления круглосуточной оперативной информации о движении флота по зарегулированному участку и по обработке флота в Осетровском транспортном узле, так и в части исполнения диспетчерским аппаратом запретов инспекторов ГПК на выход судов в рейс (временное задержание) до устранения нарушений обязательных требований, выявленных при осмотре судна (плавучего объекта) и создающих угрозу безопасной эксплуатации и безопасности судоходства.

В целом итоги работы ИГПК на Ленском бассейне ВВП в навигацию 2013 г. в цифрах выглядят следующим образом:

всего проведено инспекций – 956 (государственное задание выполнено);

из них инспекций с замечаниями – 758;

кол-во выявленных замечаний – 2283;

кол-во временных задержаний судов – 180.

Результаты работы инспекции государственного портового контроля в навигацию 2014 года, думаю, оценивать пока рано, но прогресс в работе уже виден, тем более что налажено взаимодействие между службами Администрации.

В заключение разрешите поблагодарить всех коллег за работу, направленную на обеспечение безопасности судоходства, и поздравить с наступающим праздником – Днем работников морского и речного флота. Всех благ и успехов вам в нашем с вами нелегком труде!

Морские вести России №9, 2014 г.

Источник

Оцените статью