в живописи и литературе
А. Куршев.
Ганнибалов пруд.
1999.
Небольшой искусственный водоём, а также место разлива реки, ручья перед запрудой.
При отце выкопали пруд, запустили в пруд карасей и лещей. (Соколов-Микитов. Елень.)
Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1984.
Александр Григорьевич Стройло.
Михайловское. Парк у Ганнибалова пруда.
2001.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Ивы у пруда.
1872.
На пруде
Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд.
Отражая свои берега.
И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отражённых небес.
Облака там нежней и белей,
Глубина – бесконечна, светла…
И доносится мирно с полей
Над водой тихий звон из села.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Пруд в сумерки.
1879.
Борис Михайлович Козмин.
Петровское. Вяз над прудом.
1994.
Борис Михайлович Козмин.
Вяз над прудом в Петровском. (Реконструкция усадьбы).
2000.
В. В. Лысюк.
Пруд под ивами.
1995.
Валентин Александрович Серов.
Заросший пруд. Домотканово.
1888.
Василий Дмитриевич Поленов.
Заросший пруд.
1879.
Василий Михайлович Звонцов.
Михайловское. Прудик.
Владимир Орловский.
Пейзаж с прудиком.
Генрих Семирадский.
Пруд Фавна.
Ефим Волков.
Пейзаж с прудом.
1887.
Иван Иванович Шишкин.
Старый дом на берегу пруда.
1860-е.
Иван Иванович Шишкин.
Пруд.
1870-е.
Иван Иванович Шишкин.
Роща на берегу пруда.
1870-е.
Иван Иванович Шишкин.
Пруд.
1881.
Иван Иванович Шишкин.
Заросший пруд у опушки леса. Сиверская.
1883.
Иван Иванович Шишкин.
Заросший пруд.
1884.
Иван Иванович Шишкин.
Роща у пруда. Преображенское.
1896.
Иван Иванович Шишкин.
Пруд в старом парке. Этюд.
1897.
Иван Иванович Шишкин.
Берег пруда.
1880-1890-е.
Иван Иванович Шишкин.
Прудик.
Исаак Ильич Левитан.
Заросший пруд.
1887.
Исаак Ильич Левитан.
Речная заводь (Прудик).
Конец XIX века.
Исаак Ильич Левитан.
Заросший пруд.
Клим Ли.
Пруд.
2003.
Л. В. Гервиц.
Пруд в Михайловском.
1980-е.
М. М. Гохштейн.
Тригорское. Пруд в парке.
1937.
С. В. Олехнович.
Михайловское. Пруд под ивами.
1983.
Эдгар Дега.
Пруд в лесу.
Около 1867-1868.
Источник
Вода на картинах художников: очарование стихии
Вода на картинах художников — одна из наиболее востребованных тем. И это неудивительно. Всматриваться в водное пространство люди любили во все времена. Созерцание пейзажа с водопадом, озером или горным ручьем успокаивает, избавляет от негативных эмоций. Поэтому на выставках и вернисажах зрители останавливаются у произведений, на которых изображена водная стихия.
Вода на картинах притягивает. Природный ландшафт довольно сложно изобразить на холсте реалистично. Художники-живописцы, которым это удается, всегда будут оставаться востребованными. Красивый пейзаж — это гарантированные положительные эмоции.
Вода на картинах — целая вселенная. Мастера кисти и карандаша создали множество живописных работ, на которых запечатлены тронувшие их душу пейзажи. И это не только море, в которое невозможно не влюбиться, но и небольшие пруды в загородном поместье, на берегу которых они осваивали искусство живописи, учились наблюдать за природой, любовались красками заката.
Давайте вместе посмотрим на картины с горными ручьями, грохочущими каскадами, тихой гладью лесных озер.
Традиционные голландские водные пейзажи
Голландцы — признанные мастера водного пейзажа. Один из самых известных живописцев XVII века — Якоб Исаакс ван Рёйсдал (Jacob Isaakszoon van Ruisdael). Искусствоведы единодушно наградили его статусом универсального пейзажиста. Он сделал себе имя на написании разнообразных ландшафтов — заснеженные леса, озера, городские кварталы.
Особенно Рёйсдалу удавалось изображение водной глади и деревьев. Манера письма этого голландского художника характеризуется использованием разнообразных приемов, их миксом. Он любил экспериментировать, заказчики ценили умение Рёйсдала видеть красоту в привычных голландцам пейзажах.
Наиболее интересные его работы, на которых присутствует вода, — «Дубы у озера с водяными лилиями», «Горный ручей», «Лесной ручей», «Лесной пейзаж с мостом у водопада».
Давайте посмотрим на произведения еще одного голландского художника, который любил изображать водные просторы Нидерландов. Мейндерт Хоббема (Meindert Hobbema) унаследовал лучшие традиции голландской школы мастеров. Его работы реалистичны, в них нет нарочитого драматизма видов дикой природы. Он отказывается от романтического восприятия, стремится изображать типичные для Голландии того времени пейзажи: небольшие деревушки, утопающие в зелени. Особо ему удавались картины с водяными мельницами. Со временем эти сооружения стали национальным символом Нидерландов. Своя мельница была практически в каждом населенном пункте, где был хоть какой-то небольшой водоем: река, озеро, запруда.
Обратите внимание на его работу «Пасмурный день». Сколько в картине одновременно величия и умиротворяющего спокойствия. Небольшое озеро, могучие высокие деревья.
Водопадная симфония в живописи
Водопады — одно из самых величественных творений, созданных природой. Они завораживают своей энергетикой и потрясающей красотой. Поэтому не удивительно, что художники-пейзажисты не могут удержаться от желания передать свой восторг на холстах от созерцания бурлящих каскадов.
Какой самый знаменитый водопад в мире вы знаете? Наверняка, подумали про Ниагарский. Его мечтал увидеть и знаменитый русский маринист Иван Айвазовский. И эта мечта осуществилась, в конце своей жизни живописец совершил путешествие в далекую, но такую манящую Америку. Поездка семидесятилетнего художника была приурочена к 400-летию открытия континента Христофором Колумбом (Cristoforo Colombo).
Айвазовский очень творчески подошел к созданию картины «Ниагарский водопад» — несколько дней в разное время суток делал свои зарисовки, детально изучал природный объект с разных ракурсов. Рисовал эскизы на закате, в полуденный зной, поздним вечером при луне. Всего выполнил 23 рисунка с натуры. Айвазовский делал только ему одному понятные пометки, относящиеся к цветовой гамме. Также в поездке Иван Константинович много фотографировал.
Колоритное яркое зрелище завораживает с первых секунд просмотра. На картине мы видим небо, затянутое хмурыми облаками, через них пробиваются несмелые солнечные лучики. Струящийся свет падает на водную поверхность. Главная эффектная деталь этого произведения — радуга.
Рассматривая картину, мы наблюдаем как с высоченного скального утеса сходит бушующая водная лавина. На полотне нет деталей, которые мешают наслаждаться созерцанием потока. Композицию Айвазовский построил широко и свободно. Грандиозность природного явления подчеркивает катер, идущий по волнам и крохотные фигуры людей, стоящие на вершине скалы.
Полюбоваться на эту работу русского художника с армянскими корнями можно в Национальной картинной галерее в Ереване.
Фердинанд Ричард (Ferdinand Richardt) получил известность благодаря своим пейзажам. Датский живописец XIX века вместе с семьей эмигрировал в США. Художник-пейзажист впечатлился мощью и величием водопада, написал несколько работ. Одна из которых сейчас находится в резиденции Президента США.
Водопад, который можно часто видеть на картинах европейских художников XVII-XIX века, — природный объект, расположенный поблизости от Терни в Италии. Его писал француз Клод-Луи Шатле (Claude Louis Chatelet). Работа «Водопад около Терни» принесла ему большой успех в Версале, Шатле стал одним из придворных художников Марии-Антуанетты.
Китайцы считали, что картины с водопадными пейзажами приносят в дом гармонию и благополучие. На сайте Very Important Lot регулярно проводятся аукционы, на которых можно приобрести работы русских и зарубежных художников. Часто выставляются и картины с водопадами и лесными ручейками.
Источник