Внутренний водный речной транспорт морской транспорт

4. Внутренний водный транспорт и его роль в транспортной системе страны

Транспорт – особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспортный комплекс является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные же издержки включаются в себестоимость продукции. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукции называют коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем более транспортабельна продукция, а следовательно, более свободно по отношению к потребителю могут размещаться производства.

Значение транспорта как важной составной части экономики Российской Федерации определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках массы исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность. В зависимости от влияния этих составляющих рассчитывается вариант размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов и страны в целом.

Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, а также важным преимуществом для размещения производительных сил, и дает интеграционный эффект. Транспорт обеспечивает занятость 6,9 % среднегодовой численности всех занятых в экономике.

Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного, регионального, общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составляющей рыночной инфраструктуры.

Читайте также:  Удильщик или морской черт

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный.

Речной транспорт является важным звеном единой транспортной системы страны. Под Единой транспортной системой понимается совокупность различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки грузов и пассажиров и действующих как комплекс, в который входят: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и трубопроводный транспорт со всеми коммуникациями, транспортными узлами, подвижным составом, погрузочно-разгрузочными средствами, устройствами и сооружениями.

В Единой транспортной системе страны водный транспорт играет важную роль – он должен обеспечивать перевозки грузов в районах, непосредственно тяготеющих к внутренним водным путям, а также смешанные перевозки внешнеторговых грузов. Использование смешанных перевозок во многих случаях позволяет экономить транспортные издержки народного хозяйства и, в особенности, валютные средства при внешнеторговых перевозках.

Россия имеет в мире самую широко развитую сеть внутренних водных путей. Протяженность внутренних водных путей составляет 101 тыс. км. Наибольшее значение имеют пути с гарантированными глубинами, что позволяет бесперебойно осуществлять перевозки грузов и пассажиров.

Речной транспорт — один из старейших в стране; он имеет особое значение для северных и восточных районов, где низка плотность железных и автомобильных дорог или же они вообще отсутствуют. В этих регионах доля речного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %.

Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузообороте и пассажирообороте — 4 место в России.

Это обусловлено причинами:

1). Меридиональным направлением работы речного транспорта ( в то время как основные грузопотоки осуществляются в широтном направлении З-В; В-З, это обстоятельство вызывает необходимость комбинировать виды транспорта, используя, например, смешанные железнодорожно-водные перевозки).

2). Сезонным характером речных перевозок (которые ограничены погодными условиями, а иногда временем суток, например, скоростной пассажирский флот не эксплуатируются в ночное время).

Продолжительность навигации на внутренних водных путях России колеблется от 145 суток (на Востоке и Северо-Востоке страны) до 240 суток (на Юге и Юго-Западе).

Место и роль водного транспорта в Единой транспортной системе страны во многом определяется его технико-экономическими особенностями. К важнейшим из них относятся:

  • высокая провозная способность глубоководных путей;
  • сравнительно низкая себестоимость (суммарно на 30 % дешевле себестоимости железнодорожного транспорта, но перевозка нефти в 3 раза дешевле, леса — в 5 раз дешевле);
  • удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном! транспорте, и в 15 — 20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;
  • высокая производительность;
  • меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транспорт (в 10 раз);
  • меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.
  • сезонность работы (на юге — примерно 240 дней из-за обмеления рек, на севере —120—150 дней из-за ледостава). В США, Германии удельный вес речного транспорта выше, так как в странах навигация длится 10—11 мес. в году;
  • невысокая скорость судов и доставки грузов;
  • разобщенность речных бассейнов, расположенных, в основном, в меридиональном направлении;
  • использование рек в естественном состоянии (неравномерность глубин, извилистость пути и др.).
Читайте также:  Интересная информация о морском коньке

Источник

3.4 Внутренний водный (речной) транспорт

Внутренний водный (речной) транспорт — это транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по вну­тренним естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища и шлюзованные участки рек) водным путям.

Несмотря на большую протяженность внутренних водных путей — около 90 тыс. км, в том числе 47 тыс. км с гарантированными глубинами — доля перевозов, осуществляемых речным транспортом невелика (4,1 % общего объема перевозок). Это объясняется рядом причин: недостаточной освоенностью территорий, где протекают судоходные реки; сезонностью транспортных работ по рекам; недостаточностью гидротехнических сооружений, объединяющих различные речные бассейны в единую водную систему и др.

В структуре грузов, перевозимым речным транспортом в РФ преобладают перевозки минерально-строительных материалов (3/4 всех грузов) лесных, нефтяных и сезонных грузов — зерна, овощей и бахчевых. Территориально более 2/З всего грузооборота речного транспорта приходится на глубоководную внутреннюю транспортную систему в европейской части страны, и, в первую очередь, Волго-Камский бассейн.

Несмотря на небольшой удельный вес речного транспорта России, во многих районах Севера и Востока, где нет путей сообщения для других видов транспорта, все же реки являются единственными наземными путями сообщения.

Совсем незначительны масштабы развития пассажирского речного транспорта, где преобладают круизные рейсы. Часть пассажирских речных судов используется в качестве плавучих гостиниц.

Основными технико-экономическими особенностями, определяющими преимущества речного транспорта, являются:

— большая провозная способность на глубоководных реках. Так, пропускная способность р. Волги может быть доведена до 100 млн. т в год;

— сравнительно невысокая себестоимость перевозок. На реках Европейской части России она примерно на 30% меньше, чем на железных дорогах, и в несколько раз меньше по сравнению с автомобильным транспортом;

Читайте также:  Ежедневное планирование в море

-относительно меньшие капитальные затраты. Затраты на организацию судоходства по естественным магистральным водным путям с пропускной способностью 80-100 млн. т в год в несколько раз меньше, чем на строительство железной дороги (с подвижным составом) и в 3-4 раза меньше, чем на сооружение автомобильной дороги с твердым покрытием.

К недостаткам использования речного транспорта относятся:

— сезонность работы подвижного состава речного флота;

— увеличение маршрутов следования грузов вследствие извилистости пути и неравномерности глубин речных форватеров;

— относительно низкая в сравнении с другими видами транспорта скорость перевозки грузов и пассажиров.

3.5 Морской транспорт

Морской транспорт играет большую роль в транспортной системе страны, обеспечивая потребности в перевозках грузов в районы Крайнего Севера, Приморья, Сахалина, Курильских островов, Камчатки и Охотского побережья. Однако особенно значима его роль в обеспечении внешнеэкономических и международных транзитных перевозок.

К числу основных показателей работы морского транспорта относятся:

— рейс грузового или пассажирского судна – время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку (для грузового) или время на проследование из пункта начального отправления до конечного пункта назначения по линии перевозок (для пассажирского судна);

годовой грузооборот порта общее количество груза, проходящее через его причалы за год и др.

По сравнению с другими видами транспорта морские перевозки имеют ряд технико-экономических особенностей, определяющих в отдельных случаях их преимущества:

— возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота России;

— относительно небольшой расход топлива и энергии;

— сравнительно небольшие капиталовложения в связи с отсутствием необходимости сооружения морских путей сообщения;

— высокая (практически неограниченная) пропускная способность;

— относительно низкая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта при перевозках на большие расстояния.

К недостаткам морского транспорта относятся:

— высокая зависимость от естественно-географических и навигационных условий, определяющих продолжительность навигационного периода и порой сложность ледового режима;

— относительно высокие капиталовложения на строительство сложного портового хозяйства.

Источник

Оцените статью