4.2 Тарифы на морском транспорте
Тарифы на морском транспорте делят на две основные группы: тарифы каботажного плавания и тарифы на внешнеторговые перевозки.
Тарифы каботажного плавания. Тарифы этой группы установлены исходя из общих принципов ценообразования (на основе себестоимости транспортной продукции с учетом получения прибыли) и делятся на два вида:
· тарифы в большом каботаже (на перевозки между портами различных морских бассейнов);
· тарифы в малом каботаже (между портами одного бассейна); они по величине больше, чем тарифы в большом каботаже, кроме Северного морского пути.
В таблице 4 представлена дифференциация тарифов каботажного плавания.
Таблица 4 — Дифференциация тарифов каботажного плавания.
Взимаются за 1 тонно-милю (1 миля= 1,852 км).
Дифференцируются по 14 классам грузов с учетом условий перевозки и транспортабельности грузов в зависимости от степени использования грузоподъемности судна.
Взимаются за 1 т груза. Дифференцируются по группам грузов и портам (по их технической оснащенности)
Грузовой или портовой сбор
Аккордные тарифные ставки дифференцируются по бассейнам и группам портов за предоставление следующих услуг:
· пользование буксирами, катерами;
· перевозки грузов вместе с вагонами и порожних вагонов на морских паромах
В практике международных перевозок используют две формы организации работы судов на морском транспорте:
трамповая — приспособленная для перевозок массовых грузов крупными партиями, которые обычно принадлежат крупным грузовладельцам
линейная — обслуживающая, как правило, перевозки генеральных грузов, отгружаемых многочисленными отправителями.
Различные формы организации работы флота определяют существование двух форм цен: в виде фрахтовых ставок (freight rates) на трамповый тоннаж и тарифов на линейные суда (tariffs). Тарифы на линейные суда обычно выше фрахтовых ставок, так как в них включаются расходы на ПРР и учитываются повышенные затраты на обработку сборных грузов.
Линейные тарифы. Для линейного судоходства распространена практика объединения перевозчиков, эксплуатирующих суда на определенном направлении. Наиболее распространенными формами таких объединении являются совместные линии и линейные фрахтовые конференции. Таким образом, судовладелец при определение тарифа будет исходить из своего правового статуса: участника совместной линии, члена линейной конференции или независимого оператора (аутсайдера). Каждый грузовладелец или экспедитор должен выбрать: воспользоваться услугами конференции с ее высоким уровнем сервиса, но дорогой оплатой или передать груз аутсайдеру, ставки которого могут быть ниже на 15….45 % при менее качественном обслуживании (меньшая частота отходов, неритмичное обеспечение контейнерами и т.д.)
Основные принципы и правила, которые используют при разработке линейных факторов, следующие.
Все перевозчики как базовые используют тарифы линейных конференций соответствующего направления, относительно которых могут рассчитываться скидки или надбавки в зависимости от конкретных условий перевозок.
Тарифы на линиях, организованных на основе межгосударственных соглашений, обычно публикуются и открыто распространяются среди заинтересованных клиентов. В качестве тарифной единицы измерения количества перевозимого генерального груза используются метрическая тонна (1000 кг), английская тонна (1016 кг), объемная или обмерная тонна (1 куб. м или 40 куб. фут)
Обычно тарифы строятся на основе как весовой, так и объемной тарифной единицы. Для грузов, объем 1 т которых меньше 1 куб. м применяется весовая единица и рядом с тарифной ставкой ставится символ «W», а для грузов, объем 1 т которых больше 1 куб. м. применяется объемная единица с символом «М». например, из Индии в Европу джут перевозится по ставке 110 долл. США/т, а шерстяные ковры 85 долл. США/куб м.
По большинству категорий грузов перевозчику предоставляется право выбора способа расчета провозной платы: по массе или объему, при этом ставки на подобные грузы сопровождаются символом «W/M» или вообще без символа. Такую тарифную единицу называют фрахтовой тонной (freight ton) или доходной тонной.
В определенных условиях могут использоваться фрахт по стоимости груза — 1…3% стоимости товара; фрахт за единицу товара; фрахт, начисленный по погонным метрам трюмного настила или палубы (автопоезд на пароме); фрахт за перевозку единицы ТС (автопоезд длиной 18 м, двадцатифутовый контейнер и т.д.)
При измерении грузов все неправильные формы вписываются в прямоугольник. Распределение грузов по тарифным группам и позициям для определения провозных платежей называется тарифной номенклатурой грузов. Тарифные ставки могут быть сгруппированы в классы или указаны для каждого наименования груза.
Надбавки к тарифам учитывают особые условия перевозки опасных, тяжеловесных и негабаритных грузов, перевозку груза с правом грузовладельца на выбор порта выгрузки, изменение порта доставки во время перевозки груза, доставку груза во внешний для данного сообщения порт и т.д. для линейного судоходства наиболее характерно использование бункерных надбавок (bunker adjustment factors — BAF), которые компенсируют сезонные или непредвиденные повышений цен на топливо, например + 30% к основной ставке + 160 долл. США/TEU + 10 долл. США/RT, где TEU — условная грузовая единица, приравниваемая к двадцатифутовому контейнеру. Колебания курсов валют по отношению к доллару США компенсируются валютными надбавками.
Скидки чаще сего предоставляются грузовладельцам, которые отправляют свои грузы только на суднах данной конференции. Система отсроченных скидок (differed rebates) предусматривает возврат грузовладельцу определенного процента с суммы, выплаченной за перевозку груза, если грузовладелец пользовался услугами линии в течение достаточно длительного периода и продолжает использовать данную линию. Контрактные скидки (contract rebates) предоставляются сразу при расчетах за перевозку. Обычно они немного ниже отсроченных. Если постоянный грузоотправитель на основе специального соглашения оплачивает перевозки по более низким тарифам, такая система скидок называется системой двойных ставок (dual rate system). Скидки обычно составляют 5….10 % ставки тарифа.
4.3 Тарифы срочного линейного судоходства
В последние годы на направлениях, где наблюдаются устойчивые контейнерные грузопотоки, организованы срочные судоходные линии, которые гарантируют доставку контейнеров с точностью до 1 сут. На большинстве срочных линий используют аккордные ставки за доставку двадцати — или сорокафутового контейнера независимо от класса погруженного в него груза — FAK (freight all kinds). Пример таких тарифов приведен в таблице 5.
Таблица 5 — Пример тарифов на перевозку контейнеров
Аккордная ставка за перевозку одного контейнера, долл. США
Источник
Тарифы на морском, транспорте.
На морском транспорте оплата за перевозку осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой вставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузопотока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по оплачиваемому тарифу.
В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке ( т.е. речь идет о трамповом судоходстве). Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.
Что такое транспортабельность груза?
С точки зрения транспортировки, груз — это тот или иной продукт (сырье, материал, полуфабрикат, комплектующее изделие), который принят транспортом к перевозке.
Груз считается находящимся в транспортабельном состоянии, если находится в необходимой кондиции, упакован и промаркирован в соответствии с действующими правилами.
Транспортабельность — это техническая возможность доставки груза в нерасчлененном виде на существующих транспортных средствах с учетом трудоемкости дополнительных работ по подготовке груза к перевозке, трассы, мест перегрузки и особенностей технологии перевозки и перегрузки.
Транспортабельность на данном виде транспорта оценивается прежде всего соответствием габаритов и массы груза ограничениям, имеющимся на данном виде транспорта.
ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТЬ — свойство груза сохранять качественные и количественные параметры при транспортировании в установленных стандартами и др. нормативными актами условиях; пригодность для перевозки. Т. скоропортящегося груза определяется исходя из его качественного состояния на день погрузки. При нарушении перевозчиком температурного режима, приведшем к понижению качества скоропортящегося груза, и/или при несоблюдении сроков доcтaвки с него взыскивается штраф.
Какие перевозки относятся к мультимодальным? Интермодальным?
Мультимодальные перевозки – перевозки грузов, осуществляющиеся с использованием всех видов транспорта: морского, автомобильного, железнодорожного и авиационного. Качественный сервис в области мультимодальных перевозок предполагает высокую скоординированность действий всех участников транспортной цепочки, благодаря которой транспортировка объектов занимает минимум времени. Мультимодальная перевозка — это перевозка, в которой перевозчик, организующий всю перевозку груза (от дери до двери) принимает на себя ответственность за всю перевозку груза в целом. В этом случае он может выдавать отправителю документ на мультимодальную перевозку, который покрывает весь путь следования груза.
Интермодальная перевозка — это родовое понятие для всех перечисленных (смешенных) видов перевозок. Она определяется как перевозка груза несколькими видами транспорта, где один из перевозчиков обязуется организовать всю перевозку груза (от двери до двери) из одного пункта назначения или порта через один или несколько пунктов в конечный пункт назначения. В зависимости от того как распределена ответственность между включенными в такую перевозку перевозчиками, выдаются различные транспортные документы. Интермодальные перевозки — перевозки грузов с использованием нескольких различных видов транспорта. Такие перевозки зачастую экономически более выгодны. Но многие грузовладельцы попросту не знают о них и не рассматривают их возможности и преимущества.
Источник