Виды морских пассажирских судов

7. Распределение пассажирских судов по видам транспортной деятельности.

По виду транспортной деятельности пассажирские суда разделяются на суда линейного, круизного и линейно-круизного плавания, паромы.

Судами линейного плаванияназываются пассажирские суда осуществляющие регулярную перевозку пассажиров по установленным направлениям и объявленным расписаниям, в своем большинстве они являются грузопассажирскими. На таких судах перевозят высоко тарифные генеральные грузы, автомобили, а при наличии рефрижераторных трюмов – скоропортящиеся грузы.

Суда круизного плавания– являются только пассажирскими, их грузовые помещения используются для перевозки личного багажа пассажиров. На данных судах объем грузовых помещений невелик, но очень развита система общественных пассажирских помещений.

Суда линейно-круизного плавания– суда, используемые попеременно то в линейном, то в круизном плавании. При их постройке предусматривается увеличение объема помещений для отдыха пассажиров и возможность перехода судна на один класс. При использовании судов линейного плавания в круизах их пассажировместимость уменьшается на 20-30 %.

Пассажирские паромы – суда, предназначенные для одновременной перевозки пассажиров и транспортных средств. Они являются грузопассажирскими судами, на которых создаются все необходимые комфортные условия соответствующие требованиям пассажирского судна, с другой стороны используются технологические схемы выполнения грузовых операций. характерные для судов ролкеров.

В зависимости от перевозимых транспортных средств паромы подразделяются на автомобильные и ж/д. В прибрежном плавании в качестве а/м паромов помимо водоизмещающих судов могут использоваться суда на воздушной подушке.

При длительности перехода свыше 12 часов или 2-3 часов в ночное время, салоны паромов оборудуются креслами самолетного типа, а с продолжительностью рейса свыше суток имеются пассажирские каюты.

Авто-пассажирские паромы имеют ряд конструктивных особенностей. По сравнению с другими судами, они имеют большую вместимость, высокий надводный борт, удлиненную надстройку. В зависимости от технологической схемы выполнения грузовых работ и конструктивных особенностей выездных устройств, авто-паромы принято разделять на:

Ж/д паромы- работают на переправах, которые связывают конечные ж/д станции, расположенные на различных берегах проливов или акватории. Некоторые паромы одновременно ж/д составами могут перевозить колесную технику.

Морские ж/д паромы предназначены для выполнения продолжительных по времени рейсов, имеют салоны для отдыха пассажиров, рестораны и пассажирские каюты. Помимо ж/д составов могут также перевозить трактора.

8.Архитектурно-конструктивные особенности пассажирских судов.

Архитектурно-конструктивными особенностями пассажирских судов является:

  • многопалубность,
  • высокий надводный борт,
  • развитая надстройка,
  • наличие большого числа спасательных средств,
  • мощная энергетическая установка,
  • плавные очертания корпуса,
  • наличие успокоителей качки,
  • наличие подруливающих устройств и др.

Источник

Обзор морских судов

Сухогрузные суда (сухогрузы) имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда — однопалубные, большие — двух- и трехпалубные). Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн; для тяжеловесных грузов применяют грузовые стрелы грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. На многих современных сухогрузных судах оборудуют один рефрижераторной трюм для перевозки скоропортящихся грузов и диптанк для перевозки жидких пищевых масел. Речные сухогрузные суда, независимо от их размера, обычно имеют только один грузовой трюм — для удобства погрузочно-разгрузочных работ. По сути сухогрузы включают довольно широкий перечень типов судов, и далее уже они разделяются на специализированные, в зависимости от груза:

  • рефрижераторные — предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С. Некоторые рефрижераторы имеют мощные холодильные установки, обеспечивающие не только поддержание заданной температуры, но и быстрое замораживание груза. Такие суда еще называют производственно-транспортными рефрижераторами. Суда, предназначенные для перевозки фруктов (банановозы) имеют усиленную вентиляцию трюмов. Грузоподъемность рефрижераторных судов достигает 8000-12000 тонн. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения.
  • контейнерные суда или контейнеровозы — предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные контейнеры, вес которых с грузом составляет 10-20 тонн. Грузоподъемность контейнеровозов составляет от 8000 до 20000 тонн, скорость хода 30 узлов. Благодаря тому, что в грузовые трюмы укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнерных судах выполняются в 10 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах. Контейнерные суда отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме. В качестве грузовых средств на контейнерных судах (фидерные контейнеровозы) применяют обычно катучие козловые краны грузоподъемностью 20-25 тонн. На некоторых контейнерных судах, обслуживающих постоянную линию, грузовое устройство вообще отсутствует. В этих случаях грузовые операции выполняют терминальными средствами — портальными кранами.
    • Классификация контейнеровозов:
      • Ультра большой Контейнеровоз (ULCV) — более 15000 тонн;
      • Новые Panamax — от 10000 до 14500 тонн;
      • Пост-панамакс — от 5101 до 10000 тонн;
      • Панамакс — от 3101 до 5000 тонн;
      • Фидермакс — от 2001 до 3000 тонн;
      • Фидер — от 1001 до 2000 тонн;
      • Малый фидер — до 1000 тонн;

      Типы наливных судов

      • Танкеры относятся к одному из наиболее распространенных типов транспортных судов на их долю приходится около 40% мирового тоннажа транспортного флота. Танкер представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки. Грузовая часть танкера делится поперечными и одной, двумя или тремя продольными переборками на грузовые отсеки, называемые грузовыми танками. Часть танков отводят для водяного балласта, который танкер всегда принимает в обратном рейсе. Грузовую часть в носу и в корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками называемыми коффердамами. В нос от машинного отделения располагают насосное отделение с грузовыми насосами для разгрузки судна от нефти. Для сообщения между кормовой надстройкой и палубой бака, на которой расположено якорно-швартовное устройство, оборудуют переходной мостик. Некоторые большие танкеры строят без переходного мостика, его заменяют настилом дорожки вдоль верхней палубы, а электротрассы, которые обычно прокладывают по переходному мостику, в этом случае тянут в металлических трубах. Танкеры, являющиеся особо опасными в пожарном отношении, оборудуют надежными противопожарными системами. Грузоподъемность танкеров колеблется в больших пределах от 1000 тонн у танкеров-раздатчиков до 400000 тонн у гигантских супертанкеров, являющихся крупнейшими в мире судами. Размеры танкеров зависят от их грузоподъемности. Речные танкеры имеют грузоподъемность от 150 до 5000 тонн и скорость хода 10-20 км/ч. Грузоподъемность речных наливных барж достигает 12000 тонн.
        • Классификация танкеров:
          • GP (General Purpose) — малотоннажные танкеры от 6000 до 16 499 тонн (используются для специальных перевозок, в том числе для перевозок битумов);
          • GP — танкеры общего назначения от 16 500 до 24 999 тонн (используются для перевозок нефтепродуктов);
          • MR (Medium Range) — среднетоннажные танкеры (25000—44999 т);
          • LR1 (Large/Long Range1) — oiler — крупнотоннажные танкеры 1 класса от 45000 до 79 999 тонн (используются для перевозок тёмных нефтегрузов);
          • LR2 — крупнотоннажные танкеры 2 класса (80 000—159 999 т);
          • VLCC (Very Large Crude Carrier) — крупнотоннажные танкеры 3 класса (160 000—320 000 т);
          • ULCC (Ultra Large Crude Carrier) — супертанкеры (более 320 000 т);
          • FSO (Floating Storage and Offloading unit) — супертанкеры более 320 000 тонн (для хранения и выгрузки нефти на более мелкие танкеры).

          Типы промысловых судов

          • Добывающие суда — считаются все промысловые суда, предназначенные для добычи рыбы, морских млекопитающих, беспозвоночных и морских водорослей. Добывающие и добывающе-перерабатывающие суда составляют основное ядро промыслового флота. К добывающим судам относятся рыболовные суда: траулеры, сейнеры, дрифтеры, тунцеловы, рыболовные боты, китобойцы, краболовы и суда для бессетевого лова рыбы.
          • Добывающе-перерабатывающие суда — большие морозильные траулеры-рыбозаводы (БМРТ), среднетоннажные рыболовные траулеры с кормовым тралением (РТ, СРТР, СРТМ), малые рыболовные траулеры (МРТ) и траловые боты.
          • Перерабатывающие суда предназначены для приема и переработки улова. Кроме того, они снабжают рыболовецкие суда и обеспечивают их экипажи медицинским и культурно-бытовым обслуживанием в условиях экспедиционного промысла. К перерабатывающим судам относятся:
            • китобойные,
            • сельдяные,
            • краболовные,
            • рыбоконсервные плавучие базы,
            • рыбомучные и морозильные суда,
            • плавучие базы,
            • производственные рефрижераторы.

            Источник

            7. Распределение пассажирских судов по видам транспортной деятельности.

            По виду транспортной деятельности пассажирские суда разделяются на суда линейного, круизного и линейно-круизного плавания, паромы.

            Судами линейного плаванияназываются пассажирские суда осуществляющие регулярную перевозку пассажиров по установленным направлениям и объявленным расписаниям, в своем большинстве они являются грузопассажирскими. На таких судах перевозят высоко тарифные генеральные грузы, автомобили, а при наличии рефрижераторных трюмов – скоропортящиеся грузы.

            Суда круизного плавания– являются только пассажирскими, их грузовые помещения используются для перевозки личного багажа пассажиров. На данных судах объем грузовых помещений невелик, но очень развита система общественных пассажирских помещений.

            Суда линейно-круизного плавания– суда, используемые попеременно то в линейном, то в круизном плавании. При их постройке предусматривается увеличение объема помещений для отдыха пассажиров и возможность перехода судна на один класс. При использовании судов линейного плавания в круизах их пассажировместимость уменьшается на 20-30 %.

            Пассажирские паромы – суда, предназначенные для одновременной перевозки пассажиров и транспортных средств. Они являются грузопассажирскими судами, на которых создаются все необходимые комфортные условия соответствующие требованиям пассажирского судна, с другой стороны используются технологические схемы выполнения грузовых операций. характерные для судов ролкеров.

            В зависимости от перевозимых транспортных средств паромы подразделяются на автомобильные и ж/д. В прибрежном плавании в качестве а/м паромов помимо водоизмещающих судов могут использоваться суда на воздушной подушке.

            При длительности перехода свыше 12 часов или 2-3 часов в ночное время, салоны паромов оборудуются креслами самолетного типа, а с продолжительностью рейса свыше суток имеются пассажирские каюты.

            Авто-пассажирские паромы имеют ряд конструктивных особенностей. По сравнению с другими судами, они имеют большую вместимость, высокий надводный борт, удлиненную надстройку. В зависимости от технологической схемы выполнения грузовых работ и конструктивных особенностей выездных устройств, авто-паромы принято разделять на:

            Ж/д паромы- работают на переправах, которые связывают конечные ж/д станции, расположенные на различных берегах проливов или акватории. Некоторые паромы одновременно ж/д составами могут перевозить колесную технику.

            Морские ж/д паромы предназначены для выполнения продолжительных по времени рейсов, имеют салоны для отдыха пассажиров, рестораны и пассажирские каюты. Помимо ж/д составов могут также перевозить трактора.

            8.Архитектурно-конструктивные особенности пассажирских судов.

            Архитектурно-конструктивными особенностями пассажирских судов является:

            • многопалубность,
            • высокий надводный борт,
            • развитая надстройка,
            • наличие большого числа спасательных средств,
            • мощная энергетическая установка,
            • плавные очертания корпуса,
            • наличие успокоителей качки,
            • наличие подруливающих устройств и др.

            Источник

            Читайте также:  Главная магистраль морского транспорта
Оцените статью