Виды грузовых морских перевозок

IV. Перевозки морского транспорта

Продукция транспорта, в том числе морского, исторически определяется как перевозки.

Перевозки – это изменение пространственного бытия грузов и пассажиров.

Морские перевозки классифицируются в зависимости от следующих факторов:

  1. В зависимости от вида транспортно-экономических связей морские перевозки подразделяются на:
  1. внутренние (каботажные);
  2. внешние (заграничные).

2. В зависимости от районов плавания:

  1. местные;
  2. морские (в рамках одного моря);
  3. океанские (неограниченного района плавания);
  4. арктические.

3.По технологии транспортировки грузов:

  1. с укладкой грузов в помещениях и на палубе (товарно-упаковочные и штучные);
  2. в пакетах, контейнерах и лихтерах;
  3. паромные;
  4. автомобильные и трейлерные.

4. По форме организации движения судов:

5. По форме взаимодействия с другими видами транспорта

Виды морских перевозок по видам плавания

Перевозки отечественных внешнеторговых грузов, проданных на условиях доставки иностранной стороной, но при этом фрахтуется отечественным тоннажом.

Малый каботаж – перевозка грузов между портами одного бассейна, или смежных бассейнов.

Большой каботаж – перевозка грузов между портами не смежных бассейнов, а, как правило, через иностранные территориальные воды.

2. Основные количественные и качественные показатели морских транспортных перевозок

1) Основные количественные показатели работы морского транспорта:

  1. Объем перевозок груза, в тоннах.
  2. Грузооборот морского флота, в тонно-милях.
  3. Количество перевезенных пассажиров, человек.
  4. Пассажирооборот, в пассажиро-милях.
  5. Приведенный грузооборот, в приведенных тонно-милях

6.Доходы за перевозки, в рублях.

7.Чистая валютная выручка (ЧВВ), в иностранной валюте, обычно в долларах.

8.Сопоставимые доходы – доходы отчетного периода, увеличенные или уменьшенные на величину изменения тарифов и сборов базового года.

2) Основные качественные показатели морских транспортных перевозок:

3. Регулярность (периодичность) перевозок.

5.Комфортабельность перевозки пассажиров, уровень их обслуживания

3. Внешнеторговые перевозки морского флота.

Внешнеэкономическая деятельность морского транспорта в основном выражается в осуществлении на внешнем рынке различных экспортно-импортных операций, связанных с работой флота. К ним относятся, прежде всего, перевозки грузов и пассажиров. Объем перевозок внешнеторговых грузов России морем последние годы непрерывно возрастает – с 204 млн. т в 1998 году он достиг 450 млн. т в 2004 году. Эта тенденция продолжается и в настоящее время.

Читайте также:  Служба капитана морского порта невельск

СИФ (cost insurance freight) – цена, страхование, фрахтование. Коммерческие условия, когда груз транспортирует продавец. В договоре, по условию СИФ указывается порт доставки грузов.

ФОБ (free on board) – свободен на борту. Транспортировка проданного товара покупателем. В договоре на условиях ФОБ указывается порт погрузки грузов.

FOT – свободно на платформе.

DAC – (в отличии от ФОБ) условие рассчитано главным образом для торговли на внутреннем рынке, поэтому продавец не организует никаких экспортных условий.

КАФ (cost and freight) – стоимость и фрахт. В отличие от условий ФОБ, продавец должен заключить договор перевозки товаров до указанного в контракте купли-продажи порта назначения и оплатить фрахт. Он делает это на свой риск, а не как агент покупатель по условию ФОБ.

Источник

Виды морских грузоперевозок

Прежде, чем планировать морские грузоперевозки необходимо разобраться в их видах, применяемых судах и особенностях связанных с данным транспортом. Вид морской перевозки груза зависит от типа, расфасовки и объёмов поставки продукции.

В зависимости от вида перевозки, применяются:

  • суда различного назначения;
  • различная портовая инфраструктура;
  • технология погрузоразгрузочных работ;
  • работники разных профессий и уровня квалификации.

Также, различные виды морских перевозок предусматривают обособленные правила безопасности и требования к информации, содержащейся в сопроводительной документации.

Типы судов для различных грузов

В зависимости от груза применяются различные типы судов.

Грузы дифференцируются на:

  • жидкие — наливные;
  • газообразные;
  • сыпучие — навальные;
  • генеральные – штучные, фасованные.

В зависимости от груза, суда подразделяются на:

  • танкеры – специальные суда, предназначенные для морских перевозок жидких наливных грузов (нефть и продукты её переработки, растительные и минеральные масла, спиртосодержащие жидкости и т.д.);
  • газовозы (СПГ-танкеры) – специальные суда, для перевозки сжиженного природного газа;
  • балкеры – специальные суда, для транспортировки сухих сыпучих грузов навалом (руда, уголь, зерно, песок и т.д.);
  • сухогрузы — суда для транспортировки генеральных грузов (штучный груз, расфасованный в коробки, ящики, оборудование, металлопрокат, ж/б изделия), их разновидностью можно считать:
  • контейнеровозы;
  • ролкеры — суда для транспортировки RO-RO грузов.

Сухогрузы предусматривают возможность транспортировки газообразных, жидких и сыпучих грузов фасованных в специальную тару (бочки, танк-контейнеры, мешки на поддонах).

Особенности видов морских перевозок грузов

Морской фрахт – понятие обозначающее оплату за перевозку грузов морским транспортом. Существуют особенности, которые необходимо иметь в виду, чтобы не перепутать условия эксплуатации судна. Если речь идёт о фрахте по договору тайм-чартера или бербоут-чартера – это обозначает, что оплата производится за аренду судна на определённых условиях, не важно, будет ли оно использоваться для грузоперевозок или нет.

Читайте также:  Предприятия сертифицированные морским регистром

Морские перевозки RO-RO грузов – применяются для транспортировки колёсной техники. Суть заключается в том, что машины и механизмы заезжают на судно и выезжают самостоятельно, располагаясь в специальных многоярусных трюмах, где крепятся для обеспечения устойчивости при качке.

Типы судоходства и портовое обслуживание

При планировании морской перевозки грузов необходимо учитывать тип судоходства на предполагаемом маршруте.

При линейном судоходстве, перевозки между определенными портами выполняются по согласованному расписанию с оформлением типовых документов. При трамповом судоходстве, расписание движения и маршрут строятся индивидуально, в зависимости от условия грузоотправителя/грузополучателя, а также третьих заинтересованных сторон. Комплект документов кроме типового набора, может включать дополнительные спецификации и контракты с третьими сторонами.

Специализированные порты оборудованы для операций переработки жидких наливных и сыпучих грузов навалом, а также контейнеров. Их инфраструктура включает средства погрузки и разгрузки таких типов грузов.

Универсальные порты обслуживают сухогрузы, доставляющие генеральные грузы, а также ролкеры.

Учитывая виды морской перевозки можно сформировать оптимальный маршрут и ассортимент перевозимых товаров при комплексной доставке в одном направлении.

Источник

Виды морских перевозок

Перевозка грузов по морю зачастую оказывается наиболее выгодным способом их отправки на большие расстояния. Данный вариант транспортировки может классифицироваться на виды по целому ряду признаков. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо выяснить, какие бывают виды морских перевозок, в чем их особенности и преимущества.

Виды морских перевозок

Способы классификации

Отдельные категории морских перевозок выделяют по следующим параметрам:

  • По виду плавания. В данном случае речь идет о типе транспортно-экономических связей.
  • По району плавания.
  • По применяемому способу транспортировки груза.
  • По способу организации движения водного транспорта.

Классификация по виду плавания

По виду плавания морские перевозки делятся на следующие категории:

  • Внутренние (каботаж) – транспортировка товаров водным транспортом в пределах одной страны. Каботаж в свою очередь делится на следующие типы: малый и большой. Малым каботажем называют грузовые и пассажирские рейсы, которые связывают несколько портов одного бассейна. Большой каботаж подразумевает движение судов между портами разных морей России.
  • Внешние (заграничные) грузоперевозки делятся на внешнеторговые (экспорт и импорт) и транспортировку товаров, принадлежащих зарубежным фрахтователям.

Классификация по району плавания

Если в качестве определяющего параметра рассматривается район плавания, то применяется следующая классификация:

  • Местные. Данный вид перевозок подразумевает рейсы малой протяженности, которые осуществляются между портами, расположенными вблизи друг от друга.
  • Морские. Для такой транспортировки используются большие быстроходные суда. Они совершают плавание в пределах замкнутых морей, таких как Азовское, Черное и т.д.
  • Океанские. Для таких рейсов по всему миру используются крупнотоннажные высокоскоростные суда. Дальность плавания в данном случае не ограничена.
  • Арктические. Данный вид перевозки подразумевает, что суда идут по Северному Морскому пути.
Читайте также:  Афоризмы про море со смыслом короткие

Классификация по способу транспортировки

В зависимости от технологии, которая используется при транспортировке, применима следующая классификация грузоперевозок:

  • Наливом транспортируются жидкие грузы в любых объемах. Чаще всего таким образом перевозятся нефтепродукты, а также различные виды растительных масел и животных жиров, химикаты, спирты, сжиженный газ и т.д.
  • Насыпью транспортируют разные виды сыпучей продукции: зерно, муку, песок, щебень и т.д.
  • Навалом перевозят навалочные грузы, к которым относят: уголь, руду, стройматериалы. Погрузка такой продукции осуществляется без тары и подсчета количества мест.
  • Транспортировка с укладкой в трюмных помещениях или на палубе применяется для тарно-упаковочной и штучной продукции. Как правило, для размещения таких грузов используются транспортные контейнеры. Погрузка происходит с использованием специального оборудования, подходит как для стандартных, так и для негабаритных грузов.
  • Паромная транспортно-технологическая система подразумевает бесперегрузочную перевозку на паромах и широко применяется для транспортировки нерельсовой техники и пассажиров.

Классификация по способу организации движения

В международном судоходстве общепринятыми считают две основные формы перевозок: линейную и трамповую. Их характеристики стоит рассмотреть более подробно.

Линейное судоходство – это осуществление сообщения путем регулярных закрепленных рейсов, которые подразумевают движение по определенным направлениям. Перечень портов, в которые последовательно заходит судно, называют линией.

Для линейного судоходства разрабатывается четкое расписание, которое соблюдается очень точно. Если работы по погрузке не завершены в срок, судно отправляется в рейс в положенное время без части груза. Расписание составляется заблаговременно на длительный период (обычно на год), а ознакомиться с ним можно в официальных источниках, например, на сайте компании-перевозчика.

Вероятность изменения расписания очень низкая. Такая возможность предусмотрена только в экстренных случаях, например, когда необходимо заменить судно по причине поломки или из соображений безопасности. Тогда изменяется и договор, согласно которому перевозчик должен был перевезти груз точно в указанный срок.

В линейном судоходстве для оказания услуг доставки принимаются грузы любых отправителей без каких-либо предпочтений, на одинаковых условиях.

Трамповое судоходство не подразумевает привязку к каким-либо направлениям. Условия перевозки определяются особым документом – договором фрахтования (чартером). Для трампового судоходства не используют расписания. Сроки и стоимость перевозки, маршрут, порты захода определяются условиями фрахта. С помощью зафрахтованных судов часто перевозят продукцию навалом или насыпью. Ситуация, когда судно фрахтуется для транспортировки генерального груза, является достаточно редкой.

Из существующих видов перевозок морским транспортом в каждой ситуации выбирается оптимальный вариант с учетом всех условий и особенностей груза.

Источник

Оцените статью