16. Подвижной состав морского транспорта.
Морской транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних линиях.
Морской транспорт используется, в основном, как межконтинентальный для международных перевозок массовых навалочных и наливных грузов и контейнеров. В пассажирских перевозках он имеет ограниченное значение и используется, прежде всего, как круизный.
Понятие «путь сообщения» на морском транспорте специфично – это морские линии (линейное судоходство), определенные, заранее установленные направления, используемые для проходки судов.
Классификация подвижного состава морского транспорта.
1. По дальности плавания: неограниченного океанского, ограниченного морского, прибрежного местного, рейдового ледового, «река – море».
2. Специальный: учебные суда, спасательные, подводные, научно–исследовательские, пожарные, гидрографические.
3. Пассажирский: местного сообщения, круизные, прогулочные.
4. Грузовой: сухогрузы (универсальные и специализированные (углевозы, рудовозы, лесовозы и тд.)), наливные (газовозы, нефтевозы, спиртовозы, химовозы).
5. Спортивный: глиссеры, парусные, гребные, моторные.
5. Промысловый: рыболовные, китобойные, плавбазы.
6. Вспомогательный: землечерпалки, плавкраны, ледоколы и др.
21. Роль морского транспорта в единой транспортной системе.
Под единой транспортной системой подразумевают совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно–правовыми взаимоотношениями.
В состав транспортной системы входит железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный, трубопроводный, промышленный, городской, космический транспорт, транспорт энергии и информации.
Морской транспорт относится к старейшим видам транспорта. Используется, в основном, как межконтинентальный в международном сообщении (среднее расстояние перевозки 4000 км) и в малом и большом каботаже, т. е. в районах одного или нескольких морей. Применяется, прежде всего, для перевозки массовых недорогих грузов и как круизный вид транспорта.
Особая роль морского транспорта для нашей страны состоит в возможности обслуживания территорий, прилегающих к Северному морскому пути, не имеющих других транспортных путей.
22. Подвижной состав автомобильного транспорта.
Автомобильный транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колесного движителя.
Это наиболее массовый вид транспорта для перевозки пассажиров на короткие и средние расстояния. Основная сфера его деятельности – перевозка грузов любой стоимости на небольшие и средние расстояния.
Классификация подвижного состава автомобильного транспорта.
Автомобили можно разделить на грузовые, пассажирские и специальные.
К грузовому подвижному составу относят универсальные бортовые всех марок и специализированные по видам груза рефрижераторные, автоцистерны, фургоны, панелевозы, лесовозы и др.
К пассажирскому подвижному составу относят автобусы и легковые автомобили. Отдельно выделяют грузо–пассажирские автомобили, создаваемые обычно на базе легковых автомобилей, но предназначенные для перевозки как пассажиров, так и небольших партий грузов.
К специальному подвижному составу относятся транспортные автомобили, приспособленные для выполнения различных технических функций – автокраны, передвижные электростанции и компрессоры, пожарные, санитарные, коммунальные. В отдельную подгруппу выделяют спортивные автомобили.
Автомобили различают также по роду двигателя (внутреннего сгорания, карбюраторные, дизельные, газобаллонные, газотурбинные, электрические), по грузоподъемности (особо малой, малой средней, большой и особо большой), вместимости (автобусы и легковые автомобили), максимальной конструкционной скорости движения, числу ведущих колес (двухосные, трехосные и т д. переднеприводные, заднеприводные), максимальной нагрузке на дорогу от осей автомобиля, габаритной длине, ширине и высоте автомобиля и автопоезда.
Тягачи разделяют на седельные и буксирные. Выделяют также внедорожные автомобили (карьерные, лесовозные, а также автомобили повышенной проходимости).
Источник
Разновидности транспорта, используемого при морских перевозках грузов
С давним времен не придумано ничего проще, чем доставить груз с одного континента на другой с помощью морских перевозок. Можно возразить, вспомнив авиаперевозки. Но, авиаперевозки выигрывают только по скорости. По стоимости самым приемлемым вариантом остается морской транспорт.
Виды грузов, которые может перевозить морской транспорт, достаточно обширны. Морские перевозки груза включают в себя такие товары, как нефтепродукты, сыпучие грузы, например, зерно. Кроме этого с помощью морского транспорта можно перевозить товары народного потребления, продукты, животных, автомашины и оборудование, металлопрокат и сырье для разных видов производства. Подобным образом транспортируют ядовитые вещества, и химические препараты, а также тяжеловесные и негабаритные грузы. Словом, практически все виды товаров можно перевезти с помощью морского транспорта.
При необходимости транспортировки скоропортящихся, хрупких товаров, используются специальные виды контейнеров. Продукты перевозятся в контейнерах с регулируемым режимом влажности и температуры. Хрупкие товары – в контейнерах, оборудованных специальным образом для того, чтобы вибрация судна гасилась, а груз оставался в сохранности.
Транспортировка ядовитых веществ и опасных отходов осуществляется с соблюдением всех мер предосторожности. Особое отношение диктуется тем, что в случае утечки, подобные вещества могут оказать губительное воздействие на окружающую природу. Особенно это губительно потому, что в воде подобные вещества распространяются быстрее и на большие расстояния, чем на суше.
Классификация судов по видам
Наиболее востребованным и популярным морским судном можно назвать ролкер. Ролкер относится к специальным судам. Погрузка-разгрузка производится двумя способами: вертикальным, с помощью крана, и накатом – горизонтальным способом. Основное назначение ролкера – перевозка крупногабаритной техники, вагонов, контейнеров, крупного оборудования и негабаритных грузов. Грузы, перевозимые на ролкере, транспортируются с помощью паллет. Ролкер оборудован приспособлениями для погрузки. Погрузочные работы можно производить одновременно и горизонтальным, и вертикальным способом. Очень часто этот тип транспорта используется при вооруженных конфликтах, так как он по совместительству является отличным десантным кораблем. В массовом производстве ролкеров нет, так как стоимость строительства такого судна достаточно велика.
Следующий популярный вид морского транспорта – паром. Этот тип транспорта знают практически все. Все перевозимые грузы доставляются на паром накатом (горизонтальным способом). От ролкера этот тип транспорта отличается тем, что на нем перевозятся еще и пассажиры. Паром можно отнести в первую очередь к пассажирским судам. Как правило, паром состоит из нескольких этажей (ярусов). На нижних уровнях перевозится техника, и различные товары. Верхние этажи отданы клиентам, там располагаются каюты, кафе, игорные заведения и рестораны. Паромы современного поколения практически ничем не отличаются от круизных лайнеров. Самое главное назначение парома – транспортировка людей. Побочное направление деятельности – перевозка техники и оборудования.
Следующий вид морского транспорта для перевозки грузов – балкер. Этот вид транспорта перевозит только сыпучие грузы. К ним относятся зерно, уголь, различные виды сырья, песок, щебень и многое другое. Балкер состоит из одной большой емкости, разделенной на секции перегородками. Каждый отсек закрывается своей крышкой. Этот вид судна не оборудован погрузочными устройствами. Загрузка производится с причала.
К следующему виду грузового морского транспорта относится танкер. Этот вид транспорта может перевозить как сыпучие грузы, так и жидкие, и, кроме того, сжиженный газ. К жидким грузам можно отнести все виды химических веществ, опасных и ядовитых отходов, нефть и нефтепродукты (бензин). Конструкция танкера похожа на строение балкера. Он состоит из большой емкости, разделенной на отсеки. Для обеспечения наибольшей безопасности танкер имеет двойную оболочку с прослойкой воздуха внутри. Это позволяет гасить толчки и удары, возникающие при вибрациях. Также данная мера служит защитой от нагревания груза и утечки жидких веществ при возможной разгерметизации.
Танкер, пожалуй, является самым распространенным видом морского грузового транспорта. Повышенный спрос стимулирует новые разработки и строительство судов все большего объема. Кроме этого, спрос подстегивает владельцев судов и очень часто заставляет перегружать судно, естественно, в целях получения дополнительной выгоды. Танкеры отличаются большими размерами, и это вынуждает строить в портах для них отдельные причалы. Никакого оборудования, кроме насосов, на танкерах нет и не предусмотрено.
Еще один универсальный вид морского транспорта – сухогруз. Сухогрузы используются для перевозки товаров широкого спектра: продуктов (овощей, фруктов, мяса, рыбы). Для поддержания необходимого температурного режима при транспортировке используются рефрижераторы с регулируемым температурным режимом. На сухогрузах можно перевозить и такие виды грузов, как оборудование, тяжелые и негабаритные грузы. Сухогруз имеет все необходимое оборудование для осуществления погрузочно-разгрузочных работ. Это помогает осуществлять работы по погрузке в любом порту собственными силами. Еще одно привлекательное качество сухогруза – возможность транспортировки грузов прямо на палубе, при условии, что товар надлежащим образом упакован.
Набирают популярность новые виды морских грузовых судов. Одним из них является контейнеровоз. Эти суда перевозят грузы. Его отличительная особенность состоит в том, что все товары транспортируются только в контейнерах. Удобство состоит в том, что товар, загруженный в контейнеры, имеет дополнительную степень защиты. До отправки товар грузится в контейнеры, затем эти контейнеры грузятся на контейнеровоз. По прибытии в порт назначения все контейнеры выгружаются и, при необходимости, могут быть в этом же контейнере отправлены на места назначения по железной дороге или путем автоперевозки. Использование контейнеров значительно сокращает время стоянки в портах, а также сокращает время погрузочно-разгрузочных работ. Контейнеровозы охотно используются грузоперевозчиками при осуществлении мультимодальных перевозок.
Контейнеровозы были разработаны и изготовлены исключительно для перевозки товаров контейнерами. Эти суда прекрасно оснащены технически, оборудованы современными навигационными системами, оборудованием для крепления контейнеров. Кроме этого оборудования присутствует контрольная система датчиков креплений контейнеров. Все контейнеры грузятся на судно в соответствии с разработанной схемой. Погрузка производится с берега.
Все виды морского грузового транспорта, перечисленные выше, являются основными. Любой экспедитор или грузоперевозчик, который планирует заниматься доставкой грузов длительное время и на профессиональной основе, должен ориентироваться в этих видах транспорта.
Источник