Ландшафтный дизайн русских усадеб
Одна из актуальных тенденций развития отечественного ландшафтного дизайна – возвращение к забытым традициям русского садово-паркового искусства. И это радует. Ведь ландшафтный дизайн в стиле русской усадьбы – это тот редкий случай, когда рукотворный сад идеально «ложится» на климат, погоду, почву, природу местности. О забытом, но таком родном облике русской усадьбы и предлагаем поговорить.
Классическое «дворянское гнездо»
Ландшафты русских усадеб: из истории стиля
Временем расцвета русских дворянских усадеб принято считать конец XVIII – начало XIX века. В этот период богатые дворяне и помещики разбивали сады по всем канонам французского регулярного стиля – с партерными клумбами, фонтанами и скульптурами. Обязательным элементом была оранжерея с теплолюбивыми растениями и аккуратно подстриженные живые изгороди.
Но уже спустя столетие тренды меняются. Большинство усадеб приходит в упадок, и поддерживать дорогостоящий классический дизайн становится все сложнее. Как результат, более или менее приличный вид сохраняет лишь парадная зона, а остальной сад и парк приходит в запустение.
Постепенно сады дворянских усадеб приобретают черты пейзажного стиля с тенистыми аллеями, уединенными заброшенными беседками и потайными скамейками, утопающими в зарослях сирени и чубушника. Так возникает знаменитый русский стиль – слегка небрежный, местами запущенный и ужасно романтичный.
Беседка с облупившейся краской, помнящая лучшие времена
Русские усадьбы на картинах художников
Русским живописцам всегда удавалось передать особую атмосферу усадеб и их садов.
Картина Сергея Виноградова «Усадьба»
На картине Сергея Виноградова «Усадьба» изображен старинный кирпичный особняк с круглым балконом, который буквально утопает в зелени и цветах. Мы практически слышим благоухание сада и переносимся в этот солнечный день, чтобы прогуляться по извилистым тропинкам.
Красота пейзажей русских усадеб всегда вдохновляла художника и он стремился передать это на своих полотнах. Они неизменно находили отклик у публики, а богатые люди буквально выстраивались в очередь, чтобы заказать у него картину.
Картина «Теплым утром. Усадьба»
Не менее атмосферно написана и картина «Теплым утром. Усадьба» другого русского живописца. Здесь мы видим даму, которая неспешно идет по тенистой аллее, любуясь красотой окружающего пейзажа. Кажется, что даже борзая приостановила свой бег, чтобы присоединиться к созерцанию гармонии природы, воссозданной заботливыми руками человека.
Глядя на такие картины, мы понимаем, почему в настоящее время ландшафтный дизайн в стиле русских усадеб снова возвращается в моду.
Ландшафтный дизайн в русском стиле: основные черты
Оговоримся сразу, ландшафтный дизайн в усадебном стиле подойдет далеко не для всех проектов. Гармонично он будет смотреться на больших загородных участках (примерно от 1 га) с просторным домом в несколько этажей, в окружении естественной природы, например леса или речки. То есть это действительно должна быть усадьба.
Зонирование пространства
Традиционно территорию разбивают на несколько самостоятельных зон:
- партерную зону с палисадником;
- место для отдыха;
- фруктовый сад или парк;
- хозяйственную зону.
Оформление партерной зоны
При оформлении центральной площади перед домом будут уместны элементы классического ландшафтного дизайна. Например, композиции из топиарных форм самшита, спиреи, бересклета, невысокие стриженые живые изгороди, обрамляющие цветники и миксбордеры. В партерной зоне разбивают клумбы из роз, гортензий и других парадных цветов.
Если позволяет размер участка, можно заложить подъездную аллею, к примеру из штамбовых лип или плакучих берез.
Источник
Вид усадьбы с фонтаном
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Старинные фонтаны в России. Многообразие.
Статья о том когда и зачем в нашей стране появились фонтаны, как они выглядели, какие функции выполняли. Кратко и доступно. Много иллюстраций.
Сегодня городские фонтаны в абсолютном большинстве случаев — чисто декоративные элементы среды, часть ландшафтного дизайна. Так было не всегда. Фонтанам, как таковым, уже не одна тысяча лет. Они встречаются среди руин глубокой античности, а в просвещённой Европе становились изюминкой регулярных парков. В Российской империи мода на них пришла в Петровский период, а в конце XIX в эта мода распространилась повсеместно. Для старинных фонтанов характерны некоторые особенности, которые сильно разнят их с теми, что появились за последнее столетие.
Устройство старых фонтанов.
Первое, что нужно знать: фонтан — часть сложного гидротехнического сооружения, устроить его без водопровода или водовода в старину было невозможно. Сегодня вода, как правило, обращается по замкнутому циклу с помощью насосов. Раньше таких автономных и компактных устройств просто не было. За редкими исключениями, дореволюционные фонтаны были проточными — «сквозными», питаясь от водопровода. Способы отвода использованной воды были очень разнообразны и индивидуальны. Самый простой — дренирование, в этом случае бассейн не был герметичен, а иногда вообще отсутствовал, и вода постоянно уходила в грунт. Само собой, такое решение ограничивалось свойствами самого грунта. Наиболее популярный способ — отводная канава или труба, по ним излишки сбрасывались на рельеф или в водоём. Приёмниками стока также могли быть канализация или специальный колодец-водосборник. В редких случаях вода возвращалась в водопроводную систему.
Безнапорные системы могли вовсе не иметь управляющих элементов и действовать постоянно. Но чаще всего фонтаны оборудовались кранами и задвижками для запуска. Некоторые городские фонтаны оснащались и простейшей автоматикой для экономии воды, действовавшей по принципу сантехнического бачка: перекрывали подачу при высоком уровне в бассейне. Возможно из-за этого на многих фотоснимках и не заметно струй. Первый специальный насос для фонтанов (паровой) был установлен Петром Великим для питания водяных забав в Летнем саду. До этого для подобных целей применяли самодвижущиеся водоподъёмные колёса, впрочем после этого — тоже. Петровская машина оказалась слишком капризной и неудобной в использовании. Реализовать идею рециркуляции воды удалось только в начале ХХ в. с развитием техники и началом электрификации. Но массовое строительство таких фонтанов и переделка старых начались уже в советское время.
По исполнению, материалам, водным картинам старинные фонтаны очень разнообразны. Бассейны изготавливались из металла, кирпича, натурального камня. Основные принципы оформления: архитектурный, скульптурный, ландшафтный и их сочетания. Материалы скульптурных композиций: дерево, камень, металлы — свинец, бронза, чугун.
Назначение старых фонтанов.
Как ни странно, большинство этих красивых устройств были утилитарными — служили для водоснабжения населения питьевой водой. Те же, что изначально создавались как декоративные, так же несли эту функцию — в городах всегда был дефицит чистой воды. Повсеместно первые фонтаны появлялись как украшение существующего источника — природного или искусственного. Такой источник бывал и специфическим: для непосредственного потребления на месте, для массового водоразбора, для водосвятия и иных обрядов, поилки для животных.
Древнейшими в Российской империи были фонтаны Крыма, в частности Феодосии. Они появились во времена Античности, когда здесь была греческая колония. Отсутствие пресной воды побудило греков к строительству водопровода из деревянных и глиняных труб. Вода собиралась на возвышенностях и спускалась в низины самотёком, а конечные точки трубопроводов художественно оформлялись каменными порталами и рельефами.
В Древней Руси также существовали водопроводные системы, например в Киеве и Великом Новгороде. В этих культурных центрах имелись и собственные фонтаны, для их декоративного, а иногда и скульптурного оформления в основном использовалось дерево. Документальные источники говорят о проникновении данного трэнда с Востока — Индии и Китая. Так киевские мастера, подражая восточным образцам, оснащали криницы потешными устройствами, которые, кроме внешнего декора, издавали различные звуки — трели соловья и т.п.
В Московском государстве водному декору уделялось куда меньшее внимание. Неким праобразом могут служить большие водосвятные чаши, устраивавшиеся перед крупными храмами и имевшими высокохудожественное оформление. Первые упоминания непосредственно о фонтанах появляются только в период правления Алексея Михайловича — и это уже иной уровень: царь оснастил «водомётами» резиденцию в Коломенском. Устройства были декоративными и использовались в особых праздничных случаях. Образцом для подражания скорее всего стало появление парковых фонтанов в Европе.
Идея была доведена до совершенства уже при Петре I в новой российской столице. Первыми стали фонтаны в Летнем саду. Водомёты были оформлены скульптурами, каскадами, сооружены «шутихи» — внезапно бьющие струи на газоне. В ночное время некоторые фонтаны вместо воды извергали горящую нефть. Заложенный же Петром сложный фонтанный комплекс в Петергофе, на столетия вперёд определил основные направления в садово-парковом аквадизайне.
На протяжении XVIII и XIX веков возводится большое число декоративных фонтанов в престижных усадьбах. Тем временем в крупных городах серьёзно обостряется проблема с водоснабжением.
Единственным решением стало строительство общественных водопроводов. Важнейшими элементами первых систем были водоразборные будки и бассейны. Водопровод — сам по себе дорогостоящий проект, и на оформлении крупных водоразборов не экономили, сооружая их в виде массивных фонтанов.
Водоразборные фонтаны, Москва, первые устанавливались с 1800, затем в 1830-х (подробнее):
В некоторых случаях, затраты на фонтаны брали на себя производители труб и элементов — как подарок заказчику. Фонтан завода «Добров и Набгольц» в Нижнем Новгороде:
Условно водоразборные фонтаны можно разделить на два типа: «Бахчисарайский» и с большим бассейном. Декорированные источники встречаются повсеместно в самых разных культурах и эпохах. Кроме разбора населением были специальные поилки для животных. Например, на Царскосельской дороге находилось несколько поилок для лошадей.
Большие водоразборные фонтаны строятся вместе с первыми водопроводами XIX в. и первое время являютя основным способом водоснабжения — из них «заправляются» и частные потребители и оптовые покупатели — водовозы.
К таким фонтанам приставлялся сторож, который и занимался продажей воды. Как правило просто попить можно было бесплатно, остальная вода продавалась ведрами. Есть предположение, что известный по старинным фотографиям белгородский фонтан в Новом сквере изначально был водоразборным и утратил предназначение после благоустройства зоны отдыха.
К водоразборным относятся и прихрамовые фонтаны, которые устраивались для освящения воды. Запускались они по мере необходимости. В основном в праздничные дни. Первым белгородским фонтаном стал именно такой, на территории женского монастыря. Кроме него существовал и фонтан в сквере Смоленского собора, построенный на месте старого колодца.
Если XVIII и начало XIX в. были периодом расцвета парковых фонтанов, которые, хотя и подключались к единым питьевым источникам усадеб, редко использовались для употребления; то 1830-1900 гг. — можно смело отнести к периоду фонтанов водоразборных.
Строительство инженерных сетей велось достаточно активно и к концу века былая роскошь для избранных — декоративные фонтаны — становятся всеобщим достоянием. Каждый уважающий себя город считает должным украсить общественные зоны отдыха, постепенно в разряд садово-парковых переходят и водоразборные фонтаны. Особенно активны были курортные местечки Крыма и Кавказа, где в виде фонтанов оформлялись бюветы, а специальные композиции предназначались для создания ландшафта, не уступающего по уровню царским резиденциям.
Доступ к водопроводу позволил благоустроить личные усадьбы и неименитым обеспеченным обывателям. Небольшие фонтаны устраивались в садах, в силу высоких цен на воду они использовались эпизодически.
Популярность художественного оформления источников и бассейнов послужила поводом для массового производства скульптур и элементов. Знакомые каждому серийные фигуры из бетона советского периода, когда в одном городе могло быть несколько одинаковых изваяний, — отнюдь не изобретение XX в. Во времена элитарных дворянских парков скульптуры изготавливались штучно, из дорогих цветных металлов, камня. Но такой подход для общественных мест был весьма затратен. В то же время развитие чугунолитейного мастерства позволило удешевить процесс изготовления. Так стали появляться тиражируемые отливки с моделей известных скульпторов. Такие клоны позволяют проследить историю появления выявленных композиций по известным аналогам.
Источник