Ведение радиопереговоров на море

Радиостанция на яхте

Глядя на то, как мои курсанты всеми силами стараются избежать радиопереговоров во время практики, я всегда вспоминаю, как тяжело было мне.

Я стал капитаном польского четвертьтонника «»Браво»» в 16 лет. Знал, как действовать во время шторма, спокойно ориентировался в любом регионе Белого моря, ходил по счислению и знал все течения. В то время меня пугала лишь одна вещь – каждый раз подходя к фарватеру Большого Соловецкого острова, я трясущимися руками брался за радиостанцию, чтобы запросить разрешение на вход.

Мне казалось, что на другом конце сидит суровый капитан порта и за малейшую ошибку в радио-процедурах он пропустит меня под килем. Но однажды на закрытии Соловецкой регаты я пообщался с этим внушающим страх капитаном порта. Он объяснил, что в радиопереговорах главное — это краткость и информативность. Жить стало легче. Сложности с радиопереговорами возникли у меня вновь во время моего первого перегона яхты из Сабль-Д-Олона (атлантическое побережье Франции) в Черногорию. Мне показалось, что я плохо знаю английский. На самом деле, я его не знал вообще.
Оказалось, для того, чтобы говорить по рации не нужно заканчивать ин. яз. Я просто выписал на лист бумаги основные фразы–, и этого хватило, что бы говорить с любым диспетчером или судном. Здесь я расскажу что такое УКВ радиостанция, для чего она нужна, и как ей пользоваться.

Ульракоротковолновая радиостанция (VHF, УКВ) — главное средство связи на море и одна из составляющих Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (GMDSS — Global Maritime Distress Safety System, ГМССБ).
Яхтсмены пользуются УКВ, чтобы запросить место в марине, поговорить с другим судном, подать сигнал бедствия и принять прогноз погоды.

Читайте также:  Звуки природы пение птиц шум моря

Ультракороткие волны распространяются в зоне прямой видимости. Чем выше установлена антенна, тем дальше пробивает сигнал.
Дальность УКВ радиосвязи считают по формуле D≈4,15(√h1+√h2), где h1 и h2 — это высота антенн. В обычных условиях две яхты с мачтами высотой в 9 метров начнут слышать друг друга примерно за 15 миль.
Мощность сигнала тоже влияет на дальность передачи, хотя и не так сильно как высота установки антенны. Если увеличить мощность передатчика в два раза, дальность увеличится в 1.2 раза. Длина волны — от 10 сантиметров до 10 метров.

Морские УКВ радиостанции работают в диапазоне частот 156-174 МГЦ. Для удобства этот интервал разделили на 59 каналов с шагом в 25 КГЦ. Каналы с 29-го по 59-й отсутствуют, а 75-й и 76-й служат для защиты от помех на 16-м канале (самый важный канал, о нем подробнее поговорим ниже).
70-й канал служит для передачи Цифрового Избирательного Вызова (ЦИВ), поэтому его использование строго запрещено.(На многих радиостанциях он вообще заблокирован).

В море используют стационарную радиостанцию, установленную на яхте, и портативную (ручную).
С помощью стационарной принимают прогнозы погоды, запрашивают места в маринах, общаются с портовыми властями и подают сигнал бедствия. Стационарка бьёт дальше ручной благодаря установленной на верхушке мачты антенне. Зато ручная незаменима при поездках на резиновой лодке на берег.
В экстренных случаях всегда берем ее с собой.

Существует три режима работы УКВ радиостанций:

1. Симплексный (яхта-яхта) — самый распространенный режим, в котором прием и передача осуществляются на одной частоте.В обычном состоянии рация принимает, для передачи –чтобы передать кнопка PTT.
2. Полудуплексный (Яхта-Берег) — прием и передача на разных частотах, но не одновременно. Используется только для связи судно-берег. Каналы связи судна с берегом занимают две частоты. Например при общении с береговой радиостанцией на канале 26 судно будет передавать сообщение на частоте 157.3, а береговая радиостанция будет передавать на частоте 161.9.
3. Дуплексный режим — прием и передача одновременно на разных каналах, как по телефону. Для этого необходимы две антенны или специальный дуплексный фильтр. Из-за дороговизны оборудования этот режим используется редко. Береговые радиостанции дуплексные.

Читайте также:  Самые бюджетные морские курорты

Рекомендации Международного союза электросвязи (ITU) по использованию каналов УКВ.
Канал 16 — Сообщения о бедствии, срочные сообщения, сообщения о безопасности мореплавания и рутиннные вызовы.
Канал 13 для cвязи при расхождении больших судов.
Каналы 6, 8, 72, 77 для рутинных вызовов.
Каналы 11, 12 и 14 для портовых операций.
Каналы 15 и 17 для контроля судового трафика.

Правила ведения радио-переговоров
Несем постоянную вахту на 16 канале
Не прерываем чужие радиопереговоры. Канал свободен после фразы OUT.
Начинаем сообщение с имени судна, к которому обращаемся, затем называем имя своего судна.
Каждое сообщение заканчивается фразой OVER
Последнее сообщение заканчивается фразой OUT.

Источник

Оцените статью