Урок русского языка в 7 классе на тему «Повторение темы «Сочинительные и подчинительные союзы»»
Всем известны слова Петра Великого, когда представили ему двенадцатилетнего школьника, Василья Тредиаковского: вечный труженик!
Если не знаешь горького, не узнаешь и сладкого.
Зелень сохранила свежесть до начала июля, вследствие того что весна была сырая.
Для того чтобы добраться до озера, потребовалось немало времени.
Пока не взошло солнце, дышать было легко.
Воздух изредка дрожал, как дрожит вода, возмущенная падением ветки.
Раз вы согласились, вам уж нельзя отказываться.
Едва злодей узнал Руслана, в нем кровь остыла, взор погас.
Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара.
Коли парень ты румяный, братец будешь нам названый.
Я не удивился его поступку, потому что знал его характер.
И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит.
Чтобы волосы не падали на лоб, Никита подвязал их веткой березы.
Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.
Море всё в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину.
Задание № 2: укажите (на слух) предложения №№ 1 — 8, соответствующие следующим схемам:
(а) (Пока ), [ ]. (б) [ , (когда ), ]. (в) (Кабы ), [ ].
(г) (Когда ), [ и ]. (д) [ и, (когда ), ].
(е) (Пока ), (пока ), [ ]. (ж) [ ], (когда ). (з) [ ] , ( если ).
Когда затих топот его лошади, я пошла на террасу и опять стала смотреть вслед.
Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.
Пока варился чай, я успел сделать несколько фотографических снимков.
Любое живое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.
Часов в пять, когда спала жара, все оживилось.
Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.
Кабы я плавать умел, купаться бы стал.
Макар согнутым указательным пальцем неслышно постучал в створу окна и, когда увидел в сумеречном свете лицо Андрея, призывно махнул рукой.
Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания; составьте схемы предложений:
(1) Кое-где по дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями. (2) Это было плоское, широкое полотно укатанное некогда лихими тройками да тарантасами. (3) Поток усиленный грозой шумел и шум его глухой сердитых сотне голосов подобился. (4) По нéбу полуночи ангел летел и тихую песню он пел.
(1) Кое-где по дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями.
(2) Это было плоское, широкое полотно, укатанное некогда лихими тройками да тарантасами.
(3) Поток , усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитых сотне голосов подобился.
(4) По нéбу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел.
Задание № 4: замените придаточные предложения причастными оборотами; запишите полученные предложения; причастные обороты выделите:
(1) Вдоль берега моря тянулись озера, которые были отделены друг от друга песчаными валами. (2) По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали зарницы. (3) Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата. (4) Кругом в лесу стояла тишина, которую нарушает жужжание комаров. (5) Енотовидная собака – животное, которое занимает среднее место между собаками, куницами и енотами.
(1) Вдоль берега моря тянулись озера, которые были отделены друг от друга песчаными валами. — Вдоль берега моря тянулись озера, отделенные друг от друга песчаными валами.
(2) По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали зарницы. — По темному небу, усеянному тысячами звезд, вспыхивали зарницы.
(3) Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата. — Тигр, обитающий в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата.
(4) Кругом в лесу стояла тишина, которую нарушает жужжание комаров. — Кругом в лесу стояла тишина, нарушаемая жужжанием комаров.
(5) Енотовидная собака – животное, которое занимает среднее место между собаками, куницами и енотами. — Енотовидная собака – животное, занимающее среднее место между собаками, куницами и енотами.
Задание № 1: выпишите (на слух) из предложений только подчинительные союзы, определите их разряд по значению и функции.
Задание № 2: укажите (на слух) предложения №№ 1 — 8, соответствующие следующим схемам:
(а) (Пока ), [ ]. (б) [ , (когда ), ]. (в) (Кабы ), [ ].
(г) (Когда ), [ и ]. (д) [ и, (когда ), ].
(е) (Пока ), (пока ), [ ]. (ж) [ ], (когда ). (з) [ ], (если ).
Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания; составьте схемы предложений:
(1) Кое-где по дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями. (2) Это было плоское, широкое полотно укатанное некогда лихими тройками да тарантасами. (3) Поток усиленный грозой шумел и шум его глухой сердитых сотне голосов подобился. (4) По нéбу полуночи ангел летел и тихую песню он пел.
Задание № 1: выпишите (на слух) из предложений только подчинительные союзы, определите их разряд по значению и функции.
Задание № 2: укажите (на слух) предложения №№ 1 — 8, соответствующие следующим схемам:
(а) (Пока ), [ ]. (б) [ , (когда ), ]. (в) (Кабы ), [ ].
(г) (Когда ), [ и ]. (д) [ и, (когда ), ].
(е) (Пока ), (пока ), [ ]. (ж) [ ], (когда ). (з) [ ], (если ).
Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания; составьте схемы предложений:
(1) Кое-где по дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями. (2) Это было плоское, широкое полотно укатанное некогда лихими тройками да тарантасами. (3) Поток усиленный грозой шумел и шум его глухой сердитых сотне голосов подобился. (4) По нéбу полуночи ангел летел и тихую песню он пел.
Задание № 1: выпишите (на слух) из предложений только подчинительные союзы, определите их разряд по значению и функции.
Задание № 2: укажите (на слух) предложения №№ 1 — 8, соответствующие следующим схемам:
(а) (Пока ), [ ]. (б) [ , (когда ), ]. (в) (Кабы ), [ ].
(г) (Когда ), [ и ]. (д) [ и, (когда ), ].
(е) (Пока ), (пока ), [ ]. (ж) [ ], (когда ). (з) [ ], (если ).
Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания; составьте схемы предложений:
(1) Кое-где по дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями. (2) Это было плоское, широкое полотно укатанное некогда лихими тройками да тарантасами. (3) Поток усиленный грозой шумел и шум его глухой сердитых сотне голосов подобился. (4) По нéбу полуночи ангел летел и тихую песню он пел.
Задание № 1: выпишите (на слух) из предложений только подчинительные союзы, определите их разряд по значению и функции.
Задание № 2: укажите (на слух) предложения №№ 1 — 8, соответствующие следующим схемам:
(а) (Пока ), [ ]. (б) [ , (когда ), ]. (в) (Кабы ), [ ].
(г) (Когда ), [ и ]. (д) [ и, (когда ), ].
(е) (Пока ), (пока ), [ ]. (ж) [ ], (когда ). (з) [ ], (если ).
Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания; составьте схемы предложений:
(1) Кое-где по дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями. (2) Это было плоское, широкое полотно укатанное некогда лихими тройками да тарантасами. (3) Поток усиленный грозой шумел и шум его глухой сердитых сотне голосов подобился. (4) По нéбу полуночи ангел летел и тихую песню он пел.
Задание № 1: выпишите (на слух) из предложений только подчинительные союзы, определите их разряд по значению и функции.
Задание № 2: укажите (на слух) предложения №№ 1 — 8, соответствующие следующим схемам:
(а) (Пока ), [ ]. (б) [ , (когда ), ]. (в) (Кабы ), [ ].
(г) (Когда ), [ и ]. (д) [ и, (когда ), ].
(е) (Пока ), (пока ), [ ]. (ж) [ ], (когда ). (з) [ ], (если ).
Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания; составьте схемы предложений:
(1) Кое-где по дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями. (2) Это было плоское, широкое полотно укатанное некогда лихими тройками да тарантасами. (3) Поток усиленный грозой шумел и шум его глухой сердитых сотне голосов подобился. (4) По нéбу полуночи ангел летел и тихую песню он пел.
Задание № 4: замените придаточные предложения причастными оборотами; запишите полученные предложения; причастные обороты выделите:
(1) Вдоль берега моря тянулись озера, которые были отделены друг от друга песчаными валами. (2) По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали зарницы. (3) Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата. (4) Кругом в лесу стояла тишина, которую нарушает жужжание комаров. (5) Енотовидная собака – животное, которое занимает среднее место между собаками, куницами и енотами.
Задание № 4: замените придаточные предложения причастными оборотами; запишите полученные предложения; причастные обороты выделите:
(1) Вдоль берега моря тянулись озера, которые были отделены друг от друга песчаными валами. (2) По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали зарницы. (3) Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата. (4) Кругом в лесу стояла тишина, которую нарушает жужжание комаров. (5) Енотовидная собака – животное, которое занимает среднее место между собаками, куницами и енотами.
Задание № 4: замените придаточные предложения причастными оборотами; запишите полученные предложения; причастные обороты выделите:
(1) Вдоль берега моря тянулись озера, которые были отделены друг от друга песчаными валами. (2) По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали зарницы. (3) Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата. (4) Кругом в лесу стояла тишина, которую нарушает жужжание комаров. (5) Енотовидная собака – животное, которое занимает среднее место между собаками, куницами и енотами.
Задание № 4: замените придаточные предложения причастными оборотами; запишите полученные предложения; причастные обороты выделите:
(1) Вдоль берега моря тянулись озера, которые были отделены друг от друга песчаными валами. (2) По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали зарницы. (3) Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата. (4) Кругом в лесу стояла тишина, которую нарушает жужжание комаров. (5) Енотовидная собака – животное, которое занимает среднее место между собаками, куницами и енотами.
Задание № 4: замените придаточные предложения причастными оборотами; запишите полученные предложения; причастные обороты выделите:
(1) Вдоль берега моря тянулись озера, которые были отделены друг от друга песчаными валами. (2) По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали зарницы. (3) Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата. (4) Кругом в лесу стояла тишина, которую нарушает жужжание комаров. (5) Енотовидная собака – животное, которое занимает среднее место между собаками, куницами и енотами.
Источник
Упражнение 19 — ГДЗ Русский язык 8 класс. Разумовская, Львова, Капинос. Учебник
1) Горы в окре(с, ст)ностях залива Ольги невысоки, но выр..же(н, нн)ы весьма резко и большею частью состоят из серого гранита, кварцевого порфи́ра, песча(н, нн)ика, зелёной я́шмы. В окре(с, ст)ностях найде(н, нн)о много железных, медных и серебро-свинцовых руд.
2) Вдоль берега моря и пара(л, лл)ельно ему тянутся рядами болота и дли(н, нн)ые озерки, отделё(н, нн)ые друг от друга песча(н, нн)ыми вала́ми. Чем ближе к берегу моря, тем валы́ эти свежее и выраже(н, нн)ы резче. По ним гряда́ми р..стут кустарниковая ольха с коротко-волосистыми ветвями и слегка опушё(н, нн)ыми листьями и берёзолистный та́воложник.
3) В тех местах, где деревья подверже(н, нн)ы влиянию морских ветров, они низкорослы и имеют жалкий вид. Во всякой л..щинке, которая защ..ще(н, нн)а от ветра, разв..вается растительность более пышная, чем на склонах, обращё(н, нн)ых к морю.
2. Спишите, соблюдая орфографические правила. Объясните употребление в словах букв н — нн, для чего обозначьте суффикс и, если надо, корень. Укажите часть речи.
3. Объясните правописание слов с пропущенными буквами в корне. Назовите, какие это виды орфограмм. К каждому виду орфограмм в корне подберите свои примеры.
4. Выпишите по одному прилагательному, причастию и наречию, проведите их морфологический разбор.
5. Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику.
6. Во втором тексте найдите слово произношение которого соответствует транскрипции [р’э́щ’ь].
7. Во втором тексте найдите наречие, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Источник