Важнейший груз черноморского бассейна

Морской транспорт

Современный морской транспорт — важная составная часть транс­портной системы России. По величине грузооборота (в 1995 г. около 8%) он занимает третье место, уступая железнодорожному и трубопровод­ному транспорту. Ему принадлежит ведущая роль в транспортном об­служивании районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Велико зна­чение морского транспорта во внешней торговле России. На него при­ходится 73% в отправлении грузов и более 90% грузооборота в между­народном сообщении. Во внутренних морских транспортировках пре­обладает малый каботаж.

По многим технико-экономическим показателям морской транс­порт превосходит другие виды: самая большая единичная грузоподъ­емность, практически неограниченная пропускная способность мор­ских путей, сравнительно малые удельные капитальные вложения, не­большая затрата энергии на перевозку 1 т груза, низкая себестоимость. Вместе с тем у морского транспорта есть и существенные недостатки: зависимость от природных условий, необходимость создания сложно­го портового хозяйства, ограниченное использование в прямых мор­ских сообщениях.

Научно-технический прогресс на морском транспорте существен­но влияет на его географию: меняет направления, состав и величину грузопотоков, стимулирует сооружение новых морских портов и при­чалов, освоение новых трасс во внутренних морях и в Мировом океане.

После распада СССР в России осталось 8 судоходных компаний и 37 портов общей мощностью переработки грузов до 163 млн т в год, из них 148 млн т приходится на долю Балтийского и Северного бассей­нов. Средний возраст российских судов 17 лет, что значительно хуже соответствующей характеристики мирового торгового флота. В стране осталось лишь четыре крупные судостроительные верфи, три из которых находятся в Санкт-Петербурге (Северная, Адмиралтейская и Бал­тийский завод). В собственность России отошло только 55% дедвейта транспортного флота Союза, в том числе 47,6% сухогрузного. Потреб­ности России в морских перевозках оцениваются в настоящее время в 175 млн т в год, в то время как принадлежащий стране флот способен перевозить примерно 100 млн т. Оставшиеся на территории России мор­ские порты могут пропустить лишь 62% российских грузов, в том числе 95% каботажных и 60% экспортно-импортных. Для перевозки посту­пающего импортного продовольствия и для экспорта грузов Россия ис­пользует порты сопредельных государств: Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.

Основные морские бассейны страны отличаются друг от друга хо­зяйственной спецификой тяготеющих к ним экономических районов и природными условиями судоходства.

Азово-Черноморский бассейн обслуживает грузовые и пассажир­ские перевозки России, Украины и Грузии, а также торговые связи с зарубежными странами. Район экспортно-импортного тяготения охватывает свыше 75 государств. Больше половины перевозок приходит­ся на внешнюю торговлю. В экспорте главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды, металл, цемент. В структуре импортных грузов — зерно, руды цветных металлов, металл, сахар, машины и обо­рудование, тропические фрукты и овощи, трубы для газопроводов.

Благодаря курортному положению бассейна большое развитие по­лучили пассажирские перевозки (до 30 млн чел. в год). Наиболее зна­чительные пассажиропотоки идут вдоль Черноморского побережья Кав­каза и Крыма. На Черном море у России остались порты Новороссийск, Туапсе и Сочи. Новороссийск расположен в незамерзающей Цемесской бухта. Порт специализируется на внешнеторговых перевозках. В струк­туре грузооборота преобладают наливные грузы. Помимо этого отправ­ляется значительное количество леса, цемента, а принимаются зерно, сахар, металл, руда. По грузообороту это крупнейший морской торго­вый порт. Туапсе специализируется на вывозе наливных грузов. В ос­новном обслуживаются внешнеторговые перевозки. Порт отправляет также руду, уголь, а принимает строительные материалы, сахар, металл, зерно, машины и оборудование. Значительный грузооборот и пассажирооборот имеет Сочи.

В Балтийском бассейне географическое положение и хорошая обес­печенность транспортными связями определили доминирующую роль внешнеторговых перевозок (свыше 90% грузооборота). Малый кабо­таж невелик, в нем преобладают перевозки минеральных строительных материалов. Несколько большее значение имеют перевозки грузов в пункты арктического побережья нашей страны. Хорошо развит боль­шой каботаж (в Баренцево, Белое и Черное моря). Суда этого бассейна обслуживают несколько международных пассажирских линий. Пере­возки пассажиров в малом каботаже не получили значительного рас­пространения в связи с развитой сетью наземных путей сообщения.

Из восьми балтийских портов бывшего СССР Россия располагает тремя, оснащенность которых не позволяет осуществлять современную транспортировку грузов. Самый крупный на Балтике российский порт — Санкт-Петербург, перерабатывающий 12—15 млн т грузов в год. В гру­зообороте порта около 90% приходится на экспортно-импортные пе­ревозки. В отправлении преобладают древесина, нефтяные и химичес­кие грузы, металл, а в прибытии — зерно, сахар, металл, строительные материалы. Петербургский порт — один из крупнейших на Балтике пас­сажирских портов, обслуживающий в основном иностранных турис­тов. Годовой пассажиропоток — 100 тыс чел.

Другой высокомеханизированный порт Балтийского бассейна — Выборг. Его грузооборот составляют местные строительные материа­лы, экспортируемая древесина и импортируемые металл, бумага. Че­рез порт Калининграда экспортируются уголь, бумага, промышленные грузы, импортируются металл, сахар, зерно, некоторые виды оборудо­вания. Для разгрузки Петербургского порта на Балтике в Лужской губе Финского залива строится мощный портовый комплекс. Усть-Лужский порт будет в три раза мощнее Петербургского, его грузовой оборот с переработкой грузов — 35 млн т.

Каспийское море в основном используется для перевозок между Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. Внешнетор­говые сообщения осуществляются только с Ираном и занимают неболь­шую долю в грузообороте. В Каспийском бассейне преобладают кабо­тажные перевозки. Основная их часть приходится на нефть и нефте­продукты. Среди других массовых грузов выделяются строительные материалы, соль, химические продукты, зерно, рыба, хлопок, шерсть. В бассейне наряду с морскими судами широко применяются суда сме­шанного («река — море») плавания. Главные российские порты — Аст­рахань, Махачкала.

В Каспийском бассейне организованы пассажирские рейсы мор­ских судов из Баку в Махачкалу, Астрахань.

Дальневосточный морской бассейн имеет важное народнохозяйст­венное значение для развития экономических связей приморских рай­онов Дальнего Востока. К Дальневосточному бассейну относятся Бе­рингово, Охотское, Японское моря, а также восточная часть Северно­го морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря).

Главная особенность Дальневосточного бассейна — многочислен­ные внутрирайонные и межрайонные грузопотоки малой мощности. Преобладают каботажные перевозки: 85% всего объема перевозок в бассейне. Большой каботаж невелик, его удельный вес в перевозках — около 1%. Основные грузовые потоки формируются в портах Примо­рья и идут на Камчатку, Сахалин и в Магаданскую область. Лесные гру­зы направляются из портов Владивосток, Находка, Ванино в северные районы. Нефтяные грузы из Владивостока идут в Нагаево, порты Саха­лина, Камчатки и Чукотки. Сахалинский уголь отправляют в различ­ные порты Дальнего Востока.

Читайте также:  Бассейн не хлор посещение

Внешнеторговые морские перевозки включают лес, каменный уголь, нефтяные грузы, руды. Более 80% заграничных перевозок при­ходится на Японию. Во внешнеторговых перевозках импорт уступает экспорту.

Основные грузы импорта: зерно, сахар, металл, цемент, химичес­кие грузы, машины и оборудование.

Дальневосточный бассейн занимает второе место в России по пе­ревозкам пассажиров, уступая Азово-Черноморскому бассейну. Выде­ляются регулярные грузопассажирские маршруты на Чукотку, Сахалин и Курильские острова, а также местные пассажирские линии: Влади­восток — Петропавловск-Камчатский, Владивосток — Корсаков, Вла­дивосток — Холмск, Владивосток — Анадырь — порт Провидения. Осо­бое место занимают международные пассажирские линии: Находка — Япония, Находка — Гонконг.

Большое экономическое значение для региона имеет морская же­лезнодорожная переправа Ванино — Холмск, благодаря которой стало возможно круглогодично и ритмично перевозить грузы между Сахали­ном и материковой частью.

Важнейшие порты Дальневосточного бассейна: Владивосток, На­ходка, Ванино, Магадан, Холмск, Петропавловск-Камчатский. Они располагают современной техникой обработки судов, мощным ледокольным флотом.

Владивосток находится в бухте Золотой Рог и служит базой снаб­жения портовых пунктов Тихоокеанского побережья и восточного сек­тора Арктики. В структуре грузооборота более 60% составляют кабо­тажные перевозки нефтяных грузов, угля, машин, оборудования, про­довольственных товаров. В экспорте преобладают лес, уголь, нефтя­ные грузы, в импорте — зерно, сахар, металлы. Годовой грузооборот порта около 10 млн т. Владивосток 12-ю каботажными пассажирскими линиями связан с портами Сахалина и Камчатки.

Находка — торговый порт международного значения. Основные грузопотоки направляются в арктические районы и на Камчатку. Экс­портно-импортные перевозки составляют 2 /3 грузооборота. Вывоз гру­зов превышает их ввоз. Через порт проходят нефтяные грузы, уголь, цемент, лес, чугун, калийные соли, руда, строительные материалы, кра­бовые и рыбные консервы, зерно, бумага, сахар, рис. Ежегодно порт отправляет более 10 млн т грузов и 60 тыс пассажиров. Порт Ванино расположен в одноименной бухте Татарского залива. Предназначен для перевалки грузов (металла, машин, оборудования, продовольственных товаров, комбикорма и др.) с железной дороги на морские суда с по­следующей доставкой на Сахалин, Курильские острова и в районы по­бережья Охотского моря. Главная доля грузооборота приходится на па­ромную переправу Ванино — Холмск.

Холмск — крупнейший порт Сахалинской области. Здесь перера­батывают экспортно-импортные и каботажные грузы. Грузооборот пор­та — 4,5 млн т.

Магадан — порт Охотского моря, обслуживает с помощью автомо­бильного транспорта дальние районы Магаданской области и Респуб­лики Саха. Порт в основном (90% грузооборота) принимает нефте­продукты, уголь, оборудование для горнодобывающей промышленно­сти, машины, металл, продовольственные товары.

Петропавловск-Камчатский расположен в Петропавловской бух­те Авачинской губы. Через этот порт направляется основной грузопо­ток на Камчатку и обратно: уголь, нефтепродукты, строительные материалы, машины и т.д. Ввоз преобладает над вывозом. Вывозятся в ос­новном рыбопродукты.

Недалеко от Находки создан новый порт Восточный, грузооборот которого — 14—16 млн т. Это высокомеханизированное транспортное предприятие. Через него проходят каботажные и экспортно-импорт­ные грузы.

В бассейне имеются материковые порты — Посьет, Советская Га­вань, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Анадырь, Провидения, Эгвекинот; сахалинские порты — Корсаков, Углегорск, Невельск, а также порт-пункты на Курильских островах: Курильск, Северо-Курильск и Южно-Курильск.

Северный бассейн — район наиболее быстрого роста морских пере­возок. Он включает Белое, Баренцево и Карское моря Северного Ледо­витого океана. На морской флот Северного бассейна возложены зада­чи транспортного обслуживания территории Крайнего Севера, аркти­ческих островов и обеспечение внешнеторговых связей. Каботажные перевозки, доля которых по отправлению составляет около 40%, осу­ществляются между пунктами Арктического побережья и островами Северного Ледовитого океана. Среди грузов выделяются руда, строи­тельные материалы, уголь, лес, нефтепродукты, металл, оборудование, машины, потребительские и продовольственные товары.

Район тяготения экспортно-импортных грузов включает многие государства Европы и Северной Америки. Через морские порты бас­сейна импортируют металл, хлебные грузы, уголь, сахар, а экспортиру­ют апатитовый концентрат, древесину, руду, уголь.

Важнейший порт бассейна — Мурманск. Это незамерзающий за­падный порт Северного морского пути. Основной грузооборот Мур­манска приходится на заграничные перевозки, причем экспорт значительно превышает импорт. Грузооборот порта — более 7 млн т.

Морской торговый порт Архангельск расположен в дельте Северной Двины. Грузооборот порта — свыше 5 млн т. По каботажным линиям от­правляются уголь, строительные материалы, нефтепродукты, металл, про­довольственные грузы, а принимаются уголь, древесина. Экспортируют­ся в основном лес и лесоматериалы, в импорте выделяются металлы. Порт обеспечивает местные пассажирские перевозки до 40 тыс чел. в год. В Северном бассейне большое значение имеют также Онега, Мезень, Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Беломорск и Кандалакша.

Перспективы морского транспорта связаны с дальнейшим разви­тием перевозок в Арктике. Освоение территории опирается на сибир­ские реки и моря Северного Ледовитого океана и связано с трассой Северного морского пути. Новый этап освоения Северного морского пути начался с появлением на этой трассе атомных ледоколов, что поз­воляет продлить срок арктической навигации и обеспечить круглогодичное судоходство в западном секторе до порта Дудинка, а на Даль­нем Востоке — до порта Эгвекинот на Чукотке. Разработаны крупно­масштабные проекты ускоренного развития российского торгового флота, технического перевооружения ледокольного и транспортного флота, реконструкции портов и причалов, внедрения лихтерной сис­темы перевозок.

Источник

Развитие южных портов России

Для России Азово-Черноморский бассейн является одним из основных сегментов перевозок внешнеторговых наливных и сухих грузов. На территории этого бассейна расположены семнадцать морских портов, которые по географическим и эксплуатационным условиям можно разделить на три группы: 1) имеющие потенциал развития; 2) ограниченные в развитии; 3) расположенные в городах-курортах.

Развитие инфраструктуры южных портов определено рядом федеральных документов, одним из которых является Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 г. №2101-р.

Л.Н. Буянова, ведущий научный сотрудник АО «ЦНИИМФ», д.э.н.;

О.Р. Богайчук, научный сотрудник АО «ЦНИИМФ»

Классификация и специализация портов юга

Если разделить по географическим и эксплуатационным условиям морские порты Азово-Черноморского бассейна на три группы, то они будут выглядеть следующим образом.

Читайте также:  Как можно строить бассейн

К первой группе будут относиться незамерзающие порты, расположенные на черноморском побережье и способные принимать крупнотоннажные морские суда. Эти порты имеют потенциал для дальнейшего развития (Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Тамань и др.). Ко второй группе отнесутся порты Азовского моря (Таганрог, Азов, Ейск и др.). Это замерзающие, мелководные порты, как правило, расположенные в городах, что не позволяет ввиду ограниченности территории наращивать их производственные мощности. Третью группу составят порты, расположенные в черноморских городах-курортах (Сочи, Анапа, Геленджик, Ялта, Севастополь и др.).

На рисунке 1 приведена динамика объема перевалки грузов через порты бассейна за последние десять лет, из которой следует, что за этот период объем перевалки (с учетом портов Крыма) увеличился в 1,6 раза.

Рис. 1. Динамика объемов перевалки грузов через порты Азово-Черноморского бассейна, 2009-2018 гг.

Источник: материалы АО «Морцентр-ТЭК», АО «ЦНИИМФ».

В 2018 году через порты этого бассейна было перегружено 33,3% общего объема перевалки грузов через российские порты. Структура объема перевалки через порты бассейна за 2018 год по укрупненной номенклатуре грузов приведена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура объемов перевалки грузов через порты Азово-Черноморского бассейна, 2018 г.

Источник: материалы АО «Морцентр-ТЭК», АО «ЦНИИМФ».

Из анализа данных следует, что к специализации портов бассейна можно отнести перевалку таких грузов, как сырая нефть, нефтепродукты, насыпные грузы (из них 96% – зерно). Сырую нефть отгружают в основном через терминалы порта Новороссийск. Лидерами по перевалке нефтепродуктов являются порты Туапсе (27,2%), Новороссийск (30,4%), Кавказ (18,9%) и Тамань (13,4%). Около 80% объема зерна обрабатывается на причалах портов Новороссийск, Кавказ, Ростов-на-Дону и Азов.

Анализируя показатели состояния портов Азово-Черноморского бассейна за последние десять лет, можно отметить следующее:

ежегодное увеличение объема перевалки грузов;

ежегодный прирост производственных мощностей портов за счет ввода новых и модернизации существующих терминалов;

осуществление мероприятий по повышению безопасности мореплавания в бассейне, в первую очередь в портах Азовского моря, и другое.

Тем не менее, дальнейшее развитие портов Азово-Черноморского бассейна сдерживается наличием ряда проблем, в их числе:

ограниченность пропускной способности железнодорожных подъездных путей к портам;

территориальные ограничения по развитию портовой и припортовой инфраструктуры (в первую очередь это относится ко 2-й группе портов);

недостаток инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры на основе механизмов государственно-частного партнерства;

недостаточное финансовое и организационное обеспечение работы пунктов пропуска через государственную границу.

Ключевые документы

Учитывая место и роль морских портов Азово-Черноморского бассейна во внешней торговле и национальной морской политике России, в последние годы на государственном уровне были разработаны и утверждены несколько документов, направленных на решение важнейших долгосрочных задач по развитию морской портовой инфраструктуры в данном регионе.

К документам, определяющим стратегию развития инфраструктуры морских портов бассейна и содержащим конкретные мероприятия для достижения запланированных показателей, относятся:

Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 20.12.2017 г. №1596 с изменениями (далее – Госпрограмма);

Дорожная карта развития до 2020 года (с возможностью продления до 2030 года) морских портов Азово-Черноморского бассейна, а также развития ближних и дальних железнодорожных и автомобильных подходов к данным морским портам, утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.07.2016 г. №5011п-П9 с изменениями (далее – Дорожная карта);

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 г. №2101-р.

Государственная программа: порт Тамань

Основные мероприятия, предусмотренные Госпрограммой, направлены на развитие портов Тамань и Новороссийск в рамках направления «Комплексное развитие транспортных узлов», которое кроме строительства и реконструкции портовой инфраструктуры предполагает расширение железнодорожных и автомобильных подходов к портам. Финансирование осуществляется из средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

Реализация проекта по созданию сухогрузного района порта Тамань мощностью 91,4 млн тонн в год к 2021 году позволит частично устранить дефицит перегрузочных мощностей в портах Азово-Черноморского бассейна, принимать суда дедвейтом до 150 тыс. тонн, привлечь часть грузопотоков из портов Азовского моря в период неблагоприятной ледовой обстановки.

В рамках проекта запланировано строительство морских терминалов по перевалке угля, серы, железорудного концентрата, минеральных удобрений, зерна и т.д. и гидротехнических сооружений, объектов авто- и железнодорожной инфраструктуры. К 2020 году пропускная способность железнодорожных подходов к порту Тамань должна достичь 65 млн тонн в год.

По результатам рассмотрения проекта на конец 2018 года в инвестировании проекта были заинтересованы более 25 компаний, среди которых: АО «УК «Кузбассразрезуголь» и АО «СУЭК» (угольные терминалы мощностью 20 млн и 12 млн твг), ООО «УК «Металлоинвест» (терминал металлогрузов на 9 млн твг), АО «МХК «Еврохим» (терминал минудобрений на 11 млн твг), ООО «РН-Бункер» (терминал нефтепродуктов на 0,9 млн твг), Госкорпорация «Ростех» (грузовой терминал на 40 тыс. твг), УК «Форум» и Global Ports (контейнерный терминал на 1 млн TEU в год) и другие.

Объекты федеральной собственности (причалы, подходной канал, оградительные сооружения и берегоукрепление, искусственные земельные участки) планируется построить в рамках концессионного соглашения. Концессионер проекта – ООО «РМП-Тамань» (100% принадлежат ФГУП «Росморпорт»). В дальнейшем планируется 75% уставного капитала компании передать стратегическим инвесторам. В настоящее время в получении крупной доли в ООО «РМП-Тамань» проявило интерес ОАО «РЖД». Рассматривается вопрос привлечения к строительству порта производственных мощностей компании «Стройтрансгаз», задействованных на сооружении Крымского моста.

Между тем, по информации в СМИ, перспективы начала строительства сухогрузного района остаются неопределенными. Основной причиной является задержка в подготовке проектов документов: инвестиционных соглашений с обязательствами по строительству морских терминалов и их обеспечению заявленными грузами, акционерных соглашений по условиям вхождения в уставный капитал ООО «РМП-Тамань», условий концессионного соглашения и других. Документы по концессионной модели сухогрузного района планируется передать в правительство только в марте 2019 года.

Государственная программа: Новороссийский транспортный узел

Вторым мероприятием, направленным на развитие морских портов Азово-Черноморского бассейна в рамках направления «Комплексное развитие транспортных узлов» Госпрограммы, является проект комплексного развития Новороссийского транспортного узла (НТУ), задачами которого является развитие следующих объектов портовой инфраструктуры:

1. Реконструкция Новороссийского зернового терминала (группа НМТП) и пристани №3 (увеличение мощности на 4-6 млн твг до 2020 г.).

Читайте также:  Бассейн рядом с жилым домом

2. Реконструкция контейнерного терминала АО «Новорослесэкспорт» (увеличение мощности с 300 тыс. до 350 тыс. TEU в год, в 2018 году работы завершены).

3. Реконструкция 6-го района АО «Новорослесэкспорт» с целью обеспечения приема судов вместимостью до 50 тыс. тонн и увеличения перевалки генеральных грузов с 1 млн до 2,3 млн твг (предполагаемый срок реализации – 2020 год).

4. Создание на территории АО «НСРЗ» универсального перегрузочного комплекса мощностью до 12 млн твг (предполагаемый срок реализации – 2020 год).

5. Строительство терминала по перевалке минеральных удобрений на Восточном пирсе ПАО «НМТП» с пропускной способностью до 5 млн твг к 2021 году.

6. Реконструкция мазутного терминала ООО «НМТ» для возможности одновременной перевалки светлых и темных нефтепродуктов.

7. Увеличение мощности зернового терминала «КСК» до 6 млн твг (предполагаемый срок реализации – 2020 год).

8. Увеличение мощности контейнерного терминала ООО «НУТЭП» до 700 тыс. TEU в год за счет строительства нового причала №38 и модернизации существующего терминала (срок реализации всего проекта – 2020 год).

Указанные проекты будут реализованы за счет средств владельцев терминалов.

За счет средств федерального бюджета финансируются проекты железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, направленные на увеличение транспортной доступности не только порта Новороссийск, но и других портов Азово-Черноморского бассейна, такие как:

строительство станции в районе разъезда 9-й км Северо-Кавказской железной дороги;

строительство ж/д парков и развитие ж/д станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги;

строительство и реконструкция автомобильных дорог для обеспечения комплексного развития НТУ;

строительство и реконструкция участков автодороги А-290 Новороссийск – Керчь.

Госпрограммой за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников запланирован проект, направленный на развитие системы международных транспортных коридоров и создание сети скоростных автодорог РФ, строительство и реконструкцию автодороги М-4 «Дон» (Москва – Новороссийск). Срок реализации проекта – 2010-2021 годы.

В финансировании проектов Госпрограммы по развитию железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна принимает участие ОАО «РЖД». Согласно инвестиционному проекту «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна», утвержденному в 2014 году, к 2020 году железная дорога должна обеспечить перевозки грузов к портам бассейна в объеме 125,1 млн твг.

Мероприятия по развитию других портов бассейна предусмотрены Госпрограммой в рамках направления «Морской и речной транспорт». Сюда входят проекты по развитию инфраструктуры портов Кавказ, Азов, Темрюк, Геленджик.

Дорожная карта

Дорожная карта кроме мероприятий, предусмотренных Госпрограммой, содержит ряд проектов, находящихся в стадии реализации или планируемых к вводу в ближайшие годы и финансируемых за счет внебюджетных средств:

1. Реконструкция контейнерного терминала ПАО «НМТП» на Широком пирсе №1 с увеличением мощности с 200 тыс. до 300 тыс. TEU в год (предполагаемый срок реализации – 2020 год).

2. Модернизация базы сжиженного газа ГК «ОТЭКО» с целью увеличения мощности терминала ЗАО «Таманьнефтегаз» до 3,5 млн тонн газа в год. Срок реализации проекта – 2019 год.

3. Строительство Таманского терминала навалочных грузов ООО «ОТЭКО-Портсервис» мощностью 60 млн твг (уголь – 50 млн; сера и минудобрения – по 5 млн твг) для судов дедвейтом до 220 тыс. тонн. Срок реализации 1-го этапа проекта по перевалке угля – 2018 год.

4. Строительство Таманского зернового терминала ГК «ОТЭКО» мощностью 14,5 млн твг зерновых, соевых бобов и т.п. (предполагаемый срок реализации – 2019 год).

5. Строительство базы крупнотоннажных и тяжеловесных грузов мощностью 0,3 млн твг для обеспечения снабжения объектов портово-индустриального парка «ОТЭКО» необходимым оборудованием. Срок реализации проекта – 2021 год.

6. Строительство перевалочного комплекса ПАО «Тольяттиазот» мощностью 5 млн твг (2 млн тонн аммиака и 3 млн тонн карбамида). Срок реализации проекта – 2020 год.

В рамках Дорожной карты за счет средств федерального бюджета финансируются мероприятия, связанные со строительством и реконструкцией объектов инфраструктуры морских портов Керчь, Феодосия, Севастополь, Евпатория, Ялта. Срок реализации – 2020 год.

Комплексный план

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был подготовлен и утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 г. №2101-р «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года». План содержит 11 федеральных проектов, 9 из которых относятся к транспортной инфраструктуре, а 2 проекта направлены на модернизацию и расширение энергетической инфраструктуры. Срок реализации плана – с 01.10.2018 г. по 31.12.2024 г. По каждому проекту содержатся цели и перечень мероприятий для их достижения, целевые показатели по годам реализации плана, ответственные исполнители, объемы финансирования.

Модернизация и расширение инфраструктуры морских портов осуществляется путем реализации федерального проекта «Морские порты России». Планируется к 2024 году увеличить объем перевалки грузов через порты Азово-Черноморского бассейна на 103,9 млн тонн. Для достижения этого индикатора в отношении морского порта Тамань федеральным проектом запланировано увеличение мощности порта Тамань на 62 млн тонн к 2024 году за счет создания сухогрузного района порта.

Из анализа трех документов, содержащих мероприятия по развитию морских портов, следует, что в целом задачи и целевые индикаторы во всех документах имеют единый вектор, но более поздний документ – Комплексный план – уточняет и конкретизирует сроки и источники финансирования с учетом изменения окружения реализуемых инвестиционных проектов.

При этом документов, указывающих на приостановление действия Дорожных карт как по Азово-Черноморскому бассейну (утверждена в июле 2016 года, откорректирована в декабре 2017 года), так и по другим бассейнам (утверждены в марте 2018 года), не выявлено. Следует отметить высокий уровень одобрения Дорожных карт (утверждены Председателем Правительства РФ).

Работа над федеральным проектом «Морские порты России» Комплексного плана осуществлялась в период май-сентябрь 2018 года. При формировании перечня мероприятий данного проекта использованы все действующие документы по развитию морской портовой инфраструктуры. Официально утвержденный документ содержит только целевые индикаторы в целом по бассейну с выделением наиболее крупных проектов. Детализация планового перечня мероприятий по морским портам бассейна приведена в обосновывающих материалах. Работа по уточнению параметров Комплексного плана продолжается.

Источник

Оцените статью