Ваза у карпиева пруда

Порфировая ваза, Летний сад

Порфировая ваза была установлена в Летнем саду в 1839 году. В 2008-м они раскололось надвое. После восстановительных работ ее вернули на месте в мае 2012-го.

Порфировая ваза располагается в Летнем саду — между входом со стороны Мойки и Карпиевым прудом. Она стоит на высоком прямоугольном пьедестале. Высота вместе с постаментом — 4,85 метра.

Гранитное изваяние было изготовлено в шведском годе Эльфдалене, где исстари гранит именовали порфиром. В XIX веке король Швеции Карл Иоанн XIV подарил вазу императору Николаю I. Порфировая ваза была установлена в 1839 году.

Ваза пустотелая, и, чтобы внутрь не попадала вода, сверху создана специальная крышка. В 1965 году «Ленинградская правда» писала, что эта заглушка дала течь, вода затекла внутрь и замерзла. Чтобы ваза не раскололась под воздействием льда, сотрудники Института Арктики и Антарктики поднялись наверх и разбурили лед [*].

11 января 2008 года горожане заметили крупное трещину, которая шла по гранитному сосуду от горловины вниз. В ночь на 12 января ваза раскололась надвое, изнутри высыпался лед. На этот раз пробоину в крышке не обнаружили.

14 января порфировую вазу (без постамента) вывезли на обследование. Затем была проведена реставрацию. Тендер выиграло ЗАО «Пикалов и сын», непосредственно восстановительные работы проводило по субподряду ООО «Творческая мастерская „Вершинин“». По словам руководителя мастерской «Вершинин» Александра Андроханова, оба фрагмента вазы были соединены специальным клеем [*].

18 мая 2012 года порфировая ваза была вновь установлена на своем месте.

Источник

Порфировая ваза

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810549048 объект № 7810549048

Порфи́ровая ва́за (другое название — Эльфдаленская ваза) — произведение камнерезного искусства в Летнем саду Санкт-Петербурга. Расположена при входе со стороны набережной реки Мойки на берегу Карпиева пруда.
памятник архитектуры (федеральный)

Содержание

История создания

Ваза — это подарок императору Николаю I от шведского короля Карла XIV в знак доброй воли после многочисленных войн между Россией и Швецией. Она была выполнена на Эльфдальской королевской мануфактуре, основанной в 1714—1716 годах в городе Эльфдалене. Её доставили в Петербург морем и, собрав, установили 10 сентября 1839 года у Карпиева пруда в Летнем саду. [1] [2]

По данным шведского исследователя Яна Вестлинга, в документах мануфактуры записано, что для изготовления вазы был взят гранит, добытый около деревни Гарберг. В тех же материалах сказано, что Карл XIV поручил директору фабрики Рослейну изготовить сразу две вазы. Заказ обошёлся казне в 20 тысяч риксдалеров (по современному курсу эта сумма равна 1.3 млн шведских крон или 150 тыс. американских долларов). В качестве материала для постаментов использовался гранит сорта «Blyberg». Сперва двадцать рабочих обрабатывали камень вчерне, а для последующей более тонкой обточки заготовки переместили в специально выстроенную мастерскую. При этом одна из ваз дала трещину; и хотя от директора поступило предложил заменить её, король решил отправить в Петербург только одну вазу с постаментом. В зиму на санях её тянули 150 миль до порта Евле. На шведском судне «Александра» ваза прибыла в Петербург, где её должны были собрать и установить два специально прибывших мастера, А. С. Агрен и Д. Е. Экстрём. В рапорте шведского министра Л. Мандерстрёма сказано, что Николай I от помощи иностранных мастеров отказался, подарив каждому кольцо с драгоценным камнем. Монтаж осуществили местные мастера. [1]

Читайте также:  Чем обработать бетонный бассейн что не пропускал воду

Характеристика

Ваза собрана из пяти отдельно выточенных деталей — верхней шейки, средней части, нижней шейки, валика и плинта. Высота вместе с постаментом — 485 сантиметров, самой вазы — 394 сантиметра, её максимальный диаметр — 134 сантиметра, стилобата — 34 см. [2]

Материалом для неё послужил розовый гранит, который, по традиции, принято называть порфиром. По этой же причине две другие петербургские вазы, установленные на Адмиралтейской набережной и изготовленные в Эльфдалене, именуют порфировыми. Кроме того, существует распространённое мнение, будто постамент изготовлен из тёмно-красного «античного» порфира по проекту В. И. Демут-Малиновского. Однако документы шведской мануфактуры свидетельствуют, что постамент был изготовлен ещё в Швеции. В 1960-х годах в него были вставлены «заплаты». Стилобат изготовлен из розового финского морского гранита. [1]

История разрушения 2008 года

Предыстория

Эксплуатация вазы осложнена тем обстоятельством, что внутри она полая. Кроме того, у неё нет сливного отверстия; на его месте — пирон — железный шип для скрепки камней. Поэтому чтобы предотвратить попадание воды внутрь в горловину всегда была установлена деревянная заглушка. В 1965 году крышка дала течь, и вода попала внутрь. Чтобы ваза не треснула, сотрудники Института Арктики поднялись наверх и разбурили лёд. Потом по кусочкам его извлекли наружу. По известным данным, это был единственный случай, когда ваза могла треснуть. В 1968 году была проведена большая работа по реставрации порфировой вазы [2] . По сведениям КГИОПа новая заглушка была установлена уже в 1980-е годы.

Хронология

Днем 11 января 2008 года на порфировой вазе заметили трещину, которая шла от горловины [3] . Сверху торчал кусок льда. О трещине были тут же оповещены СМИ, дирекция музея, КГИОП. В дирекции сада приняли решения оградить участок и начать реставрационные работы. Со стороны Мойки утром 12 января было видно, что от вазы откололся кусок и упал на газон. Из него высыпался лед [4] . Утром 14 января сотрудники Русского музея увезли оба фрагмента для выяснения причин произошедшего.

Возможные причины

Рабочей версией было предположение, что вода, попав в «старые трещины, которые появились не вчера и не сегодня», постепенно разрушала камень. Высказывалась версия, что трещины появились в послевоенный период [5] . Уже через несколько дней КГИОП выдвинул основную версию, согласно которой микротрещины появились ещё во время Великой Отечественной войны, когда ваза пострадала от разрывающихся рядом в Карпиевом пруду снарядов [6] . 7 марта глава КГИОП Вера Дементьева заявила, что ваза раскололась из-за «усталости» камня, вызванной неблагоприятным климатом [7] . Основой причиной разрушения явились изменения в структуре камня — это 20 марта вновь подтвердила глава комитета, основываясь на исследованиях, проведённых сотрудниками Горного института. Первоначальную версию — согласно которой разрушение могло быть вызвано водой, попавшей внутрь вазы, — представители Летнего сада и Русского музея теперь отрицают [8] .

Читайте также:  Дворец спорта абдирова бассейн караганда

Реставрация

В середине марта 2008 года директор Русского музея Владимир Гусев заявил, что скорее всего после реставрации вазу установят в залах Инженерного замка, а Летнем саду установят её копию [9] [10] . В реставрации вазы должны были принять участие шведские эксперты Эллис Эриксон — прямой потомок в шестом поколении того мастера, который делал вазу, а также Георгий Шуйский, представитель русской дворянской фамилии. Эриксон предположил, что после реставрации вазу будет возможно установить на прежнее место. Характер повреждений таков, что её восстановление не должно быть трудоёмким. Заключение шведского эксперта будет передано в Комитет по охране памятников, где и будет принято окончательное решение о судьбе вазы [11] [12] .

В рамках I этапа работ по реконструкции и реставрации Летнего сада (2009-2011 гг.) порфировая ваза была полностью отреставрирована и установлена в мае 2012 года на своё прежнее историческое место в Летнем саду [13] .

Источник

Летний Сад. Карпиев пруд

Аудиогид

Фотографии

Карпиев пруд – это первое, что видят гости Летнего Сада, заходящие со стороны рейки Мойки. Пруд располагается в южной части Сада, он имеет прямоугольную форму и довольно большую протяженность, поэтому плавающим там лебедям (эти птицы еще с Петровских времен служили главным украшением Летнего Сада) отнюдь не тесно, и они свободно рассекают по пруду, вызывая восторг у многочисленных посетителей.

Как появилась на свет «жемчужина Летнего Сада»

Известно, что «точкой отсчета» в истории Летнего Сада считается 1704 год. Инициатива по созданию и открытию Сада принадлежала самому императору Петру Первому, который доверил сию задачу Ивану Матвеевичу Угрюмову. Создание и развитие Сада растянулось на несколько этапов, и идея разбить в нем пруд появилась в 1714-1716 гг., когда главным проектировщиком назначили великого архитектора швейцарского происхождения Доменико Трезини.

Согласно оригинальному плану, в Саду должны были обустроить несколько каскадных прудов: в их числе (помимо Карпиева) Цветочный, Форелиев и Мельничный. Водоемы создавались как для разведения рыбы, так и для благоустройства парковой зоны, однако ни один из них не сохранился до наших дней.

Карпиев пруд приходилось несколько раз реставрировать: сначала в 1961-1962 гг., а потом (вместе с широкомасштабной реставрацией всего Летнего Сада) в 2010-2011 гг.

Интересные факты

Как и в давние время, сегодня в садовом водоеме плавает пара лебедей, которых назвали в честь героев поэмы Александра Сергеевича Пушкина – Русланом и Людмилой. Птицы проводят в пруду примерно пять месяцев – с мая по октябрь, а с наступлением холодов их возвращают обратно в Ленинградский зоопарк. Помимо лебедей, в пруду также плавают и утки, с которыми Руслан и Людмила отлично ладят. Лебеди с самого начала обитали в Карпиевом пруду, но на некоторое время эта традиция прервалась. Кстати, когда-то в пруду плавали не только белые, но и черные лебеди. Несмотря на то, что многие посетители стремятся, во что бы то ни стало покормить лебедей, делать это категорически запрещено, о чем предупреждают не только смотрители Сада, но и информационный стенд.

В 1839 году прямо перед прудом установили новую достопримечательность Сада – Порфировую (или Эльфдаленскую) вазу. Она была подарена императору Николаю I шведским королем Карлом XIV в знак дружбы, примирения и признания военных заслуг Российской Империи. Известно, что войны со Швецией начались еще при Петре I, и многочисленные баталии истощали как российскую, так и шведскую сторону, поэтому для России такой подарок был очень важен. Работали над созданием вазы как шведские, так и русские мастера.

Читайте также:  Платная рыбалка у академических прудов

Источник

Санкт-Петербург

59° 56.3206 ′N , 30° 19.5213 ′E
59.93868N, 30.32536E
59°56′19.23″N, 30°19′31.28″E

1339 материалов по 983 объектам, 39 587 фотографий

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Санкт-Петербурге.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Летний сад. История одной гранитной вазы

Разрешите представиться. Одни меня называют Порфировой вазой, другие Эльфдаленской.
Кто меня не знает, стою я на небольшом постаменте в самом центре Петербурга,

Моя история начинается на Эльфдальской королевской мануфактуре, основанной в 1714—1716 годах в городе Эльфдалене (Älvdalen). И хотя многие называют меня Порфировой вазой, но выполнена я из розового гранита, похожего на Порфир цветом, добытого около деревни Гарберг. Заказ на моё изготовление исходил от Карла XIV Юхана (Karl XIV Johan), знаменитого Наполеоновского маршала Жана Батииста Жюля Бернадота (Jean-Baptiste Jules Bernadotte) ставшего шведским королем, основателем династии Бернадотов, правящей страной и в настоящее время.

Изначально нас было две, но моя сестра, ваза-близнец, при обработке дала трещину и не была завершена. Ну а я стала подарком Российскому императору Николаю I в знак окончания бесконечных войн между Швецией и Россией.

В Петербург я прибыла по морю из шведского порта Ёвле в 1839 году в пути меня сопровождали два шведских мастера, которые должны были установить меня на постамент. Но император Николай I решил, что русские мастера ничем не уступают шведским и от помощи моих спутников отказался подарив каждому в утешение кольцо с драгоценным камнем.

Вот так я оказалась в руках русских мастеровых которые собрали меня из пяти отдельных деталей и установили у Карпиева пруда 10 сентября 1839 года.

Для недопущения попадания воды, в мою горловину была установлена деревянная заглушка, которая неоднократно давала течь. Несколько раз из меня доставали лёд, но однажды я не выдержала испытаний суровым климатом Северной столицы и раскололась. Случилось это утром 12 января 2008 года. Через два дня я была демонтирована сотрудниками Руксского музея и увезена на реставрацию. Долгие четыре года я ждала возвращения на своё историческое место. Поговаривали даже, что меня установят в одном из залов Михайловского дворца, а моё место займёт копия-самозванка.

Но к счастью, в мае 2012 года я вернулась в Летний Сад. И снова около меня гуляют люди, рядом в Карпиевом пруду

Источник

Оцените статью