Вахтенный механик морского судна

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВАХТЕННОГО МЕХАНИКА НА СУДНЕ

УТВЕРЖДАЮ
__________________ (___________________)
(подпись) (фамилия, и.о.)
Генеральный директор ___________________
(название организации)
«___»____________ ____ г.
(дата утверждения)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Должность Вахтенный механик

Статус Является начальником всей вахты судомеханической

службы. Подчиняется вахтенному помощнику,
а в части эксплуатации технических средств —
главному (старшему) механику
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Несет ответственность за надежную работу технических средств, обеспечивающих безопасность судна и его нормальную эксплуатацию, охрану человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения морской среды.
ОБЯЗАННОСТИ
1. Руководить вахтой; обеспечивать безопасность работ.
2. Обеспечивать установленный режим работы технических средств и постоянную готовность к действию средств по борьбе за живучесть судна, подачу электроэнергии, пара, воды потребителям; при получении их извне обеспечивать подключение.
3. По указанию с мостика производить прием, откачку и перекачку балласта, откачку воды из трюмных льял; следить за уровнем воды в льялах машинных помещений и с разрешения вахтенного помощника производить их откачку, не допуская загрязнения морской среды; обеспечивать правильное проведение бункеровки судна.
4. Не допускать проведения огневых и сварочных работ без принятия необходимых мер противопожарной защиты.
5. При обнаружении пожара или поступлении воды внутрь корпуса, других аварийных случаях сообщить вахтенному помощнику и принять меры по их ликвидации.
6. Своевременно извещать главного (старшего) механика в случаях: возникновения угрозы для безопасной работы механической установки или для судна в целом; нарушений нормальной работы технических средств, могущих привести к аварийной ситуации; аварийной обстановки, а также любых сомнений по ходу вахты.
7. Несмотря на извещение главного (старшего) механика, вахтенный механик должен, если потребует обстановка, незамедлительно принимать меры для обеспечения безопасности судна, его механизмов и экипажа.
8. Присутствие главного (старшего) механика в машинном помещении не снимает ответственности с вахтенного механика за несение вахты и работу технических средств до тех пор, пока главный (старший) механик специально не сообщит ему о принятии на себя такой ответственности и это будет взаимно понято.
9. Делать записи в машинном журнале о работе, техническом обслуживании и ремонте технических средств; обеспечивать должный порядок в машинных помещениях.
10. Не передавать вахту, если считает, что принимающий вахту механик не в состоянии эффективно выполнять свои обязанности, и уведомить об этом начальника службы.
При заступлении на вахту:
1. Прибыть в машинное отделение заблаговременно (не менее чем за 10 минут до начала вахты), чтобы убедиться в нормальной работе технических средств, проверить вахту и провести необходимый инструктаж.
2. Ознакомиться с записями в машинном журнале, записями самописцев и других регистрирующих устройств; с замечаниями по работе технических средств, ходом ремонтных и профилактических работ, распоряжениями по вахте.
3. Получить сведения, касающиеся способа управления главной энергетической установкой; распоряжений начальника службы и вахтенного помощника об эксплуатации систем и механизмов и сбросе загрязненной воды; неисправности технических средств; остатков воды в балластных, сливных и сточных цистернах, указаний об использовании или удалении их содержимого; режимов использования технических средств из-за неисправности оборудования или неблагоприятных условий плавания.
4. Проверить работающие технические средства, рулевую машину, состояние оборудования котлов, включая системы их автоматического регулирования и защиты, уровни топлива и масла в расходных, сливных, отстойных и резервных цистернах, рабочие параметры главных и вспомогательных механизмов энергетической установки, готовность аварийных технических средств.
5. Принять заданные режимы работы технических средств.
6. Принять доклады о заступлении на вахту; сделать запись в машинном журнале о приеме вахты и доложить на мостик. Вахта считается переданной (принятой) после подписи в машинном журнале сдающего и принимающего вахту механиков. Смена вахт во время маневров или аварийных ситуаций допускается только с разрешения начальника службы и в его присутствии.
На ходовой вахте:
1. На судах с постоянной вахтой в машинном отделении (МО) или ЦПУ находиться на посту управления энергетической установкой и обеспечивать режим ее работы; при необходимости обхода помещений оставлять вместо себя на посту моториста (машиниста).
2. При управлении энергетической установкой с мостика (без постоянной вахты в МО или ЦПУ) находиться в любом помещении, оборудованном аварийно-предупредительной сигнализацией и двусторонней связью с мостиком с извещением своего местонахождения вахтенного помощника.
3. При управлении энергетической установкой с мостика с постоянной вахтой в МО или ЦПУ при необходимости прибыть на пост и принять управление установкой.
4. Дублировать и исполнять команды с мостика; если выполнение команды связано с угрозой аварии или опасности для людей, сообщить об этом на мостик и начальнику службы; при повторной команде выполнить ее, сделав соответствующую запись в машинном журнале; при угрозе аварии или опасности для людей вывести из действия энергетическую установку, любое техническое средство и немедленно доложить об этом на мостик и начальнику службы.
5. Получив с мостика предупреждение о сложных условиях плавания, доложить начальнику службы, одновременно подготовить энергетическую установку с обеспечением резерва мощности, готовность необходимых технических средств.
6. При дистанционном управлении установкой фиксировать в машинном журнале каждый перевод с поста на пост.
На стояночной вахте:
1. Обеспечить контроль и управление техническими средствами, надежную работу оборудования, связанных с производственной деятельностью и безопасностью судна, порта и окружающей среды, а также готовность средств по обеспечению живучести судна.
2. Быть готовым к срочному приведению энергетической установки к действию.
3. Делать обходы судна; устранять неисправности технических средств; контролировать ход ремонтных работ.
При подготовке энергетической установки к действию:
1. Получить указание вахтенного помощника капитана (начальника службы) о времени и порядке готовности.
2. Проверить средства связи с мостиком и постами управления установкой, аварийным освещением, противопожарными и осушительными средствами; сверить часы в машине и на мостике.
3. Проверить действие системы ДАУ.
4. Подготовить установку к действию; производить проворачивание и пробные пуски установки с подключением к гребному винту только с разрешения вахтенного помощника.
5. Фиксировать в машинном журнале все команды, время выполнения основных операций, результаты проверок и замеров.
6. О готовности установки к действию доложить начальнику службы и с его разрешения — вахтенному помощнику.
Примечание. Настоящая инструкция не ограничивает права капитана в определенных случаях возлагать на членов экипажа дополнительные обязанности применительно к реальным условиям и состоянию судна.
С инструкцией ознакомлен и обязуюсь выполнять
_______________ (________________________)
(подпись) (фамилия, и.о.)

Читайте также:  Оценка нерыбных продуктов моря

Источник

Обязанности вахтенного механика на вахте в море (ходовой вахте)

6.28. При приеме ходовой вахты вахтенный механик должен проверить:

1) состояние всех работающих технических средств механической установки, включая рулевую машину и рефрижераторную установку, оборудования, связанного с эксплуатацией паровых котлов;

2) уровень топлива и масла в расходных, отстойных, сливных и резервных цистернах;

3) рабочие параметры главных и вспомогательных механизмов механической установки;

4) наличие средств борьбы с пожаром;

5) способ управления главными двигателями (ручной или автоматический);

6) состояние работ по техническому обслуживанию и ремонту механического оборудования и систем по всему судну и получить сведения о членах машинной команды, выполняющих эти работы;

7) наличие распоряжений и инструкций старшего механика и вахтенного помощника капитана, касающихся эксплуатации судовых систем и механизмов;

8) наличие распоряжений, касающихся сброса загрязненной воды;

9) наличие сведений о неисправных технических средствах, ввод в действие которых до устранения неисправности не допускается;

10) наличие сведений об остатках воды в балластных, сливных, сточных танках и цистернах, а также о специальных указаниях по использованию или удалению их содержимого;

11) наличие сведений о специальных режимах использования технических средств, связанных с неисправностями оборудования или неблагоприятными условиями плавания;

12) записи в машинном журнале и их соответствие собственным наблюдениям и полученным сведениям.

6.29. При несении ходовой вахты вахтенный механик обязан:

1) соблюдать назначенный старшим механиком режим работы главной механической установки;

2) осуществлять осмотр машинных помещений, контролируя:

а) исправное функционирование главных и вспомогательных механизмов механической установки, отсутствие посторонних шумов и вибрации, нахождение в норме значений рабочих параметров;

б) исправность рулевого устройства и связанного с ним оборудования;

в) уровень воды в котлах и теплообменных аппаратах;

Читайте также:  Электричка 151 км жиг море

г) уровень воды в льялах машинных помещений и степень ее загрязнения;

д) протечки в системах и трубопроводах, включая системы управления, (особому контролю подлежат трубопроводы с нефтепродуктами под давлением);

е) исполнение подчиненным составом машинной вахты своих обязанностей;

3) репетовать и исполнять команды с ходового мостика при управлении механической установкой из машинного помещения; если выполнение команды связано с угрозой аварии или опасностью для людей в машинных помещениях, доложить об этом на ходовой мостик и старшему механику; при повторном приказе с ходового мостика выполнить последнюю команду и осуществить запись в машинном журнале;

4) остановить главный двигатель или другой механизм при непосредственной угрозе аварии или опасности для людей, и доложить об этом вахтенному помощнику капитана и старшему механику. Если остановка главных двигателей или других механизмов создает угрозу аварии судна, капитан судна (вахтенный помощник капитана) может потребовать продолжения работы главного двигателя и механизмов, принимая ответственность за последствия на себя;

5) сообщить об обнаружении пожара или поступлении внутрь корпуса забортной воды вахтенному помощнику капитана и организовать тушение пожара или борьбу с водой;

6) производить откачку льяльных вод только с разрешения вахтенного помощника капитана, не допуская загрязнения морских вод нефтепродуктами; следить за тем, чтобы загрязненная вода и мусор не удалялись за борт в запрещенных местах;

7) производить прием, откачку и перекачку балласта, откачку воды из трюмных льял, а также перекачку бункерного топлива только по указанию или с разрешения вахтенного помощника капитана;

8) обеспечить необходимый резерв мощности судовой электростанции при получении предупреждения с мостика о входе в район интенсивного судоходства, об ухудшении видимости и других изменениях условий плавания, которые могут привести к необходимости быстрого маневра судна;

Читайте также:  После моря месячные скудные

9) проверить готовность рулевого устройства и вспомогательных механизмов, потребность в которых может возникнуть при маневрировании;

10) обеспечить постоянное давление воздуха или пара для подачи звуковых сигналов.

6.30. Вахтенным механикам запрещается выполнение обязанностей, отвлекающих от обслуживания главной двигательной установки и вспомогательного оборудования. Вахтенные механики должны осуществлять постоянное наблюдение за работой главной двигательной установки и вспомогательных систем до момента смены с вахты и проводить осмотры механизмов, за которые они несут ответственность.

Работы по техническому обслуживанию и ремонту технических средств в машинных помещениях должны производиться с уведомлением вахтенного механика. При этом вахтенный механик обязан:

1) производить отключение оборудования, на котором будут осуществляться работы, с целью обеспечения безопасности выполнения работ и предотвращения возникновения аварийной ситуации;

2) обеспечивать проверку и ввод при необходимости в действие отремонтированных механизмов и оборудования;

3) вносить записи в машинный журнал о выполненных работах, о членах экипажа, их выполнявших, и о специальных мерах предосторожности, если они производились.

6.31. Вахтенный механик должен извещать старшего механика о нарушениях в работе и в аварийных ситуациях.

6.32. Вахтенный механик обязан осуществить действия для обеспечения безопасности судна, если требуют обстоятельства, несмотря на извещение старшего механика.

Источник

Оцените статью