Вахтенная служба.
1.3.1. Вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными.
Подвахтой является сменившаяся вахта, которая может использоваться для временного усиления вахты по решению капитана или для подмены отдельных лиц, несущих вахту.
1.3.2. Состав вахтенной службы.
1.3.3. Расписание вахтенной службы.
1-я вахта: 00.00-04.00; 12.00-16.00;
2-я вахта: 04.00-08.00; 16.00-20.00;
3-я вахта: 08.00-12.00; 20.00-24.00,
Ненормированный рабочий день у ЭМХ, повара, буфетчицы.
1.3.4. Личные обязанности на вахте.
Обязанности вахтенного рулевого на ходовой вахте:
- Принимая вахту на руле, принять от сменяющегося курс, выяснить, как судно слушается руля и доложить вахтенному начальнику о принятом курсе (по ориентирам или курсоуказателю).
- Строго удерживать судно на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства, немедленно докладывая вахтенному начальнику о неисправностях в их работе.
- Выполнять команды только капитана, вахтенного начальника или лоцмана (команды последнего — по разрешению капитана или вахтенного начальника), предварительно продублировав их.
- При плавании с использованием глазомерного метода ориентировки вахтенный рулевой обязан вести постоянное наблюдение за плавучими и береговыми знаками навигационного оборудования, показателями глубин на сигнальных мачтах, сигналами на движущихся и стоящих судах и обо всём, представляющем опасность, докладывать вахтенному начальнику.
- Перед отходом судна с места стоянки вахтенный рулевой обязан убедиться в исправности действия рулевого устройства путём перекладки руля с борта на борт и доложить об этом вахтенному начальнику.
Обязанности вахтенного моториста.
- Получить у сдающего вахту моториста сведения о состоянии и режимах работы обслуживаемых технических средств, о замеченных неисправностях в их работе и ознакомиться с распоряжениями, передаваемыми по вахте.
- Проверить исправность обслуживаемых технических средств, чистоту и порядок в машинном отделении.
- Доложить вахтенному механику о замеченных недостатках.
- Находиться на своём посту и вести контроль за работой вверенных ему технических средств и осуществлять управление ими.
- Соблюдать инструкции по обслуживанию технических средств энергетической установки.
- Выполнять указания вахтенного механика по обеспечению бесперебойной работы механизмов на заданных режимах, а также другие его распоряжения.
- При возникновении неполадок технических средств, пожара или поступлении забортной воды внутрь корпуса немедленно доложить об этом вахтенному механику и действовать по его указанию.
- Поддерживать чистоту и порядок в машинном отделении.
1.3.5. Обязанности вахтенного помощника капитана согласно Устава.
При заступлении на вахту обязан получить сведения:
- о распоряжениях капитана по вахте;
- о балластировке и наличии воды в отсеках корпуса судна;
- о судовых и ремонтных работах (обратив особое внимание на работы, ведущиеся на открытых палубах, с забортной арматурой и с применением открытого огня).
При несении вахты вахтенный начальник обязан:
- Вести наблюдение за состоянием судна и принимать меры по обеспечению безопасности судна, людей, груза.
- Обеспечивать постоянное наблюдение за состоянием погоды и окружающей обстановки.
Обеспечивать производство замеров воды в льялах и сточных колодцах (на ходу – каждую вахту, при стоянке на якоре и швартовах – не реже двух раз в сутки, после удара корпусом о лёд, причал и т.д., а также при ледовом сжатии – сразу же и до полной уверенности в отсутствии водотечности). В случае прибыли воды немедленно докладывать капитану и давать задание откачивать её. Когда из-за штормовых условий, обледенения и т.д. не предоставляется возможным произвести замеры, по распоряжению вахтенного начальника производят контрольные откачки.
- При приёме людей на борт и при высадке людей с судна принимать меры, обеспечивающие их безопасность.
- Следить за сохранностью пломб и печатей на опечатанных трюмах и помещениях.
- Следить за находящимися у борта судна и подходящими к судну плавучими средствами, указывая им место стоянки у борта; при спуске на воду судовых плавсредств вести наблюдение за ними и принимать меры к своевременному подъёму их на борт.
- При необходимости обеспечивать готовность шлюпок к спуску, давать разрешение на их спуск и отход; принимать доклады от командиров шлюпок по возвращении их на судно.
- Обеспечивать на стоянке контроль за соблюдением требований безопасности труда и пожарной безопасности членами экипажа, выполняющими работы по палубной части, при спуске на воду судовых плавсредств и работе за бортом судна следить за тем, чтобы лица, выполняющие эти работы, были в страховочных рабочих (спасательных) жилетах.
- Обеспечивать своевременное и точное выполнение требований общих и местных правил плавания, а также других правил и положений касающихся безопасности.
- Распоряжаться подъёмом и спуском Государственного и других флагов и вымпелов.
- Обеспечивать своевременное включение сигнальных огней, выставление знаков и сигналов, соответствующих местоположению, состоянию и назначение судна, контролировать связь судна с берегом и другими судами визуальными и звуковыми средствами и по УКВ радиосвязи.
- В случае если у него возникают какие-либо сомнения по ходу несения вахты или появиться необходимость в помощи, доложить капитану и действовать по указанию последнего.
Источник
1.3 Организация вахтенной службы на судне. Права и обязанности вахтенного начальника и вахтенного моториста, рулевого.
Вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными
Ответственность, а организацию вахтенной службы возлагается на капитана, а непосредственное руководство — на первого штурмана (первого помощника капитана) и механика.
Ответственность за надлежащее несение вахты возлагается на лиц, несущих вахту.
К несению вахты допускаются лица, получившие отдых не менее 4 ч.
Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные. При стоянке на якоре экипаж несет вахты по ходовому расписанию. При стоянке на швартовых периодичность и продолжительность стояночных вахт устанавливает капитан, исходя из конкретных обстоятельств.
При стоянке судна на швартовых капитан, механик и электромеханик вахты не несут при наличии в штате судна третьего штурмана, третьих помощников механика и электромеханика, а так же при соблюдении в период стоянки нормальной продолжительности рабочего времени для остальных лиц командного состава.
Очередная вахтенная смена предупреждается о заступлении на вахту не позднее, чем за 30 мин.
Вахтенная смена должна прибыть к месту несения вахты заблаговременно и до заступления на вахту ознакомиться с условиями плавания и режимом работы технических средств.
Лица командного состава являются на вахту не позднее, чем за 10 мин, а лица рядового состава — не позднее, чем за 5 мин до начала вахты.
Старший по вахте(вахтенный начальник) не должен сдавать вахту заступающему, если он полагает, что последний, по-видимому, не может должным образом выполнять свои обязанности. В таком случае он обязан уведомить об этом капитана (механика).
Старшие лица по вахте обязаны убедиться в том, что весь состав, заступающий с ним на вахту, способен выполнять свои обязанности.
Сменившаяся вахта используется в случае необходимости для временного усиления вахты или подмены отдельных вахтенных.
Без разрешения или приказания вышестоящего по вахте начальника вахтенный не имеет права оставлять вахту или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей.
Допуск посторонних лиц на судно производиться с разрешением вахтенного начальника.
Вахтенные во время тревоги занимают свои места, предусмотренные расписаниям по тревогам, только после передачи своего поста лицам заступающим на вахту согласно расписанию по тревогам.
Вахтенный моторист при заступлении на вахту обязан:
получить у сдающего вахту моториста сведения о состоянии и режимах работы обслуживаемых технических средств, о замеченных неисправностях в их работе и ознакомиться с распоряжениями, передаваемыми по вахте;
проверить исправность обслуживаемых технических средств, чистоту и порядок в машинном отделении;
доложить вахтенному механику о замеченных недостатках;
Во время вахты вахтенный моторист обязан:
находиться на своем посту и вести контроль за работой вверенных ему технических средств и осуществлять управление ими;
соблюдать инструкции по обслуживанию технических средств энергетической установки;
выполнять указания вахтенного механика по обеспечению бесперебойной работы механизмов на заданных режимах, а также и другие его распоряжения;
при возникновении неполадок технических средств, пожара или поступления забортной воды внутрь корпуса немедленно доложить об этом вахтенному механику и действовать по его указанию;
поддерживать чистоту и порядок в машинном отделении.
Принимая вахту на руле, рулевой обязан принять от сменяющегося курс, выяснить, как судно слушается руля, и доложить вахтенному начальнику о принятом курсе (по ориентирам или курсоуказателю).
Вахтенный рулевой обязан выполнять команды только капитана, вахтенного начальника или лоцмана (команды последнего только по разрешению капитана или вахтенного начальника), предварительно продублировав их.
Перед отходом судна с места стоянки вахтенный рулевой обязан убедиться в исправности действия рулевого устройства путем перекладки руля с борта на борт и доложить об этом вахтенному начальнику.
Вахтенный рулевой не является наблюдателем в то время, когда он управляет рулем, используя курсоуказатель.
Источник