- Путешествие с Бертолуччи: «Ускользающая красота»
- Бертолуччи – мастер психологизма и эротизма в кинематографе. Его произведения всегда неоднозначны, порой до скандальности (вспомнить, хотя бы, «Последнее танго в Париже»). Мария Михайлова вспоминает еще один фильм, который сложно поддается оценке, но совершенно эстетичен — «Ускользающая красота».
- Ускользающая красота кадры у бассейна
- 15 летних фильмов с самыми красивыми пейзажами и кадрами у бассейнов
- 1. «Бассейн», 2003
- 2. «Ускользающая красота», 1996
- 3. «Мое лето любви», 2004
- 4. «Мария-Антуанетта», 2006
- 5. «Тайное влечение», 2013
- 6. «БОЛЬШОЙ ВСПЛЕСК», 2015
- 7. « Париж подождет», 2016
- 8. «Отмель», 2016
- 9. «Письма к Джульетте», 2010
- 10. «Мосты округа Мэдисон», 1995
- 11. «Одиссея», 2016
- 12. «Где-то», 2010
- 13. «Светская жизнь», 2016
- 14. «ДНЕВНИК ПАМЯТИ», 2004
- 15. «Ниагара», 1952
Путешествие с Бертолуччи: «Ускользающая красота»
Бертолуччи – мастер психологизма и эротизма в кинематографе. Его произведения всегда неоднозначны, порой до скандальности (вспомнить, хотя бы, «Последнее танго в Париже»). Мария Михайлова вспоминает еще один фильм, который сложно поддается оценке, но совершенно эстетичен — «Ускользающая красота».
Действие картины происходит в одной из любимых локаций Бертолуччи – Тоскане. Уже в выборе географической точки можно найти подсказку к символизму мастера. Тоскана – регион, который стал родиной и местом творческой реализации для целой плеяды гениальных художников, скульпторов, писателей и музыкантов. Сам Бертолуччи назвал «Ускользающую красоту» «своим путешествием внутрь самого себя»: быть может, это было именно путешествие к истокам творчества и таланта, к самой сути искусства и красоты, которая постоянно «ускользает» от человека.
Кадр из фильма «Ускользающая красота»
Впрочем, центральный персонаж фильма – не сам Бертолуччи или его альтер-эго, а юная девушка по имени Люси. В Тоскану она приехала искать тайну своего рождения. Ее мать, известная модельер и поэтесса, забеременела именно здесь, но умерла, не успев рассказать дочери о ее рождении и о своей молодости. Люси приезжает в Тоскану чистая и невинная, но, как часто бывает задумано у Бертолуччи, именно здесь ей предстоит, наконец, повзрослеть. Но, несмотря на такую явную телесность, которую режиссер любил и часто использовал в своих картинах, в «Ускользающей красоты» нет пошлости. Зато есть то самое «знакомство с собой», первый шаг в мир взрослых людей и мужчин, любопытство, появление страсти. Мастеру было очень важно запечатлеть этот момент перехода от детства к юности, который многих страшит и многим кажется каким-то нечистым. Для Бертолуччи же он становится точкой постижения истины, а в переносе на область искусства — раскрытием творческого потенциала. Люси, как и художник (не зря в фильме показан и процесс создания скульптуры из дерева), постепенно становится собой, учится любить себя и других, направлять свою энергию. Важно помнить, что Бертолуччи, которому были близки идеи фрейдизма, в каждую свою работу помещал символы и образы, недвусмысленно связанные с психоанализом. Именно поэтому созидательная, творческая энергия напрямую связана с сексуальной (Фрейд давал обоим этим проявлениям энергии одно имя — либидо). Именно поэтому постепенное раскрепощение Люси нельзя воспринимать здесь как распущенность или упрощать до демонстрации зрителю полового взросления. Она, как человек, который начинает свой путь к постижению некой истины (в случае героини это разгадка тайны своей матери), неизбежно меняется – причем больше внутренне, нежели физически. Ее образ для Бертолуччи – своего рода образ музы, символ таланта и потенциала художника. Здесь кроется ключевое отличие эротизма Бертолуччи от других режиссеров. Каждый кадр, пусть зрителю он будет понятен не сразу, глубоко осмыслен и полностью лишен той «перчинки», которую некоторые режиссеры любят использовать, когда речь идет о пикантных темах.
Кадр из фильма «Ускользающая красота»
Ключевую роль в создании образа Люси сыграла, конечно, актриса Лив Тайлер. Она – идеальная находка Бернардо, который и увидел в ней ту самую «ускользающую красоту». Нимфеточная, но нежная внешность Лив, ее мягкие, очень женственные движения, легкий голос и неподдельная, яркая искра в глазах – те самые черты, которые ей даже не пришлось играть, чтобы полностью слиться со своей героиней. Для самой актрисы эта роль стала одной из важнейших в ее жизни, а с самим Бертолуччи у Тайлер сложились самые теплые отношения. Во многом «Ускользающую красоту» родил именно этот режиссерско-актерский тандем, в котором каждый сделал все, чтобы воплотить на экран идею целиком и полностью. И даже если зрителю не понравится тематика или не будет ясен общий смысл картины, он не сможет не восхищаться красотой, которую Лив воплотила на экране. Впрочем, не только она, но и окружающие ее декорации: камера Бертолуччи блестяще улавливает свет, цвет, природу, и, кажется, даже запахи. Тут режиссер, несомненно, выиграл. Его идеи, образы, психоанализ – спорны, а вот визуальное и актерское воплощение – как всегда, безупречны.
Источник
Ускользающая красота кадры у бассейна
Бертолуччи всегда особенно хорошо удавалось передавать неповторимый дух эпохи. В «Мечтателях», например, это были филигранно воссозданные шестидесятые, а в «Ускользающей красоте» — девяностые с их кассетными плеерами, видеокамерами и поп-музыкой. Слегка припыленные цвета окружающего пространства гармонично сочетаются с образом главной героини — нежным, но тревожным; романтичным и отчужденным. Тосканская вилла, где и разворачивается действие картины, напоминает некий идеальный выдуманный мир, куда практически не проникает современная жизнь с ее актуальными проблемами и достижениями цивилизации. Лишь оливковые деревья, тихое жужжание цикад, бескрайние поля и первозданная красота в каждом кадре.
Эстетикой насквозь пронизан каждый эпизод фильма, будь то ночной плач главной героини Люси или финальная сцена ее прощания с девственностью. Режиссер будто предлагает зрителю бесконечное множество проявлений красоты во всех ее возможных ипостасях.
Хозяин дома — художник и скульптор Иэн, а потому повсюду располагаются плоды его творчества. И преимущественно это своеобразные скульптуры людей, лежащих в траве, свернувшихся клубочком или завязанных узлом. Несмотря на общий спокойный темп повествования, детали зарождают у зрителя легкую тревогу и символизируют время, которое застыло в этой семье; судьбы героев, словно поставленные на паузу до появления в их жизни внезапной гостьи.
Герои фильма, спрятавшиеся от окружающего мира в итальянской глуши, всеми силами пытаются продлить воспоминания о бурной молодости, пришедшейся у большинства из них на бунтарские семидесятые. Не желая или не имея возможности органично вписаться в сегодняшний день, они ведут праздный образ жизни, наполненный пустыми разговорами. Им удалось создать свой маленький ностальгический рай с прекрасной архитектурой, марихуаной, солнцем, пиццей, вкраплениями поэзии и многочисленными плотскими удовольствиями.
Бесконечная погоня персонажей исключительно за радостями тела олицетворяет медленную и неизбежную гибель культуры некогда великой Римской империи. Отдельно подчеркивает это торжественное увядание с каждым днем угасающий Алекс, один из возможных отцов Люси. Через его капельницу словно утекает по капле его собственная жизнь, давно ставшая герою не интересной, пока на закате дней он не встречает прекрасную юную нимфу.
Не в силах смириться с недавней смертью матери, Люси пытается разгадать ее тайну, случайно обнаруженную на страницах старого дневника. Из него она узнает, что появилась на свет после единственной страстной ночи, проведенной ее матерью с неизвестным мужчиной, в 1975 году. У героини есть все основания полагать, что ее настоящий отец в данный момент по-прежнему находится здесь, на тосканской вилле. Используя лишь несколько неубедительных зацепок, она пытается провести собственное бесхитростное расследование, подозревая то одного, то другого своего знакомого.
Примечательной деталью становится то, что в качестве матери Люси на старых фотографиях изображена сама Лив Тайлер, исполняющая главную роль. Этот небольшой факт подчеркивает то, что Люси идентифицирует себя с собственной матерью и, возможно, не вполне осознанно, но страстно желает пройти по ее пути. Во многом по этой причине она начинает испытывать странное влечение к человеку, в котором она долгое время пытается разглядеть своего отца. Хотя ее настоящий отец все время был рядом с ней и пытался писать ее портрет, хоть он никак и не давался ему из-за невозможности поймать все время ускользающую красоту юной дивы. Впрочем, в итоге ему удается исполнить прекрасную скульптуру дочери, такую же, какую двадцать лет назад он сотворил, будучи очарованным ее матерью. Таким образом, Люси все же проходит по пути родительницы, пусть и совсем не так, как она себе это представляла.
Привычный жизненный уклад суматошной итальянской семьи нарушает появление в их доме девушки, в которой практически никто не желает видеть ничего, кроме ее девственности. Она становится сакральной жертвой для мужской половины обитателей виллы — каждый хочет стать первым и победить в общем негласном соревновании. В одних ее невинность пробуждает только похоть и азарт, в других — позабытую жажду жизни, в третьих — вдохновение, и вскоре сама Люси начинает ощущать себя не более, чем призом в игре, который совсем непросто заполучить.
В этой связи любопытной трактовкой названия фильма может быть нежелание Бертолуччи позволить зрителю хоть раз насладиться красотой героини в полной мере. Режиссер показывает девушку урывками и фрагментами: в отражении окна, сквозь дымчатую занавеску, через зеркальную гладь воды. В кадре то профиль, то взмах юбки, то карандашный набросок. Одним словом — ускользающая красота.
Нельзя не провести параллель и с «Лолитой» Набокова. Несмотря на то, что у Бертолуччи героиня уже достигла совершеннолетия, все ее гипотетические отцы настойчиво напоминают Гумберта Гумберта, раскрывшегося с разных сторон в каждом из персонажей. А сама девушка играет с ними, очаровывая своей невинностью, но прекрасно отдавая себе отчет в том, насколько сильны ее чары. При этом, мораль фильма заставляет вспомнить рыцарские времена и культ Прекрасной Дамы, ведь только искреннее благоговение одного из героев позволяет ему стать первым мужчиной Люси.
Героиня неожиданно для себя самой пишет короткое чувственное стихотворение, завершая и обрывая этим свою мучительную связь с образом матери-поэтессы. Она, наконец, правильно вычисляет из всех возможных кандидатов своего отца, объясняется с ним и обретает внутреннюю свободу. Интересно, что сама Лив Тайлер только в подростковом возрасте узнала, что ее настоящий отец — знаменитый музыкант Стивен Тайлер. Этот факт заставляет иначе смотреть на исполняемую ею роль и находить новые незримые связи между актрисой и героиней.
Реализовав задуманное, Люси решает вернуться в Америку. Однако на тосканской вилле время уже не будет протекать по-прежнему. Один из гипотетических отцов Люси сказал ей при знакомстве, что по ощущениям он так никогда и не возвращался с войны, оставив на поле боя свое острое восприятие жизни. Возможно, именно теперь, повстречавшись с дерзкой юностью, он и другие обитатели виллы сумели вспомнить, что сами когда-то были молодыми, честными и чувственными. И, наверно, никогда не поздно начать все сначала. Ведь картина Бертолуччи, если вглядеться в нее повнимательнее, посвящена вовсе не потери девственности. Она о красоте, которую можно найти на любом отрезке долгого человеческого пути, будь то в юности, зрелости или на жизненном исходе.
Источник
15 летних фильмов с самыми красивыми пейзажами и кадрами у бассейнов
Пока путешествия возможны только в мечтах, ELLE сделал подборку «освежающих» кинолент для тех, кто хочет проникнуться летней атмосферой
1. «Бассейн», 2003
Фильм, ставший классикой артхаусного кино, погружает в негу Французской ривьеры и освежающую прохладу бассейна одной из вилл. В кадре — молодая и сексапильная Людивин Санье , соблазняющая Шарлотту Рэмплинг — писательницу, приехавшую на Лазурный берег в поисках вдохновения. Помимо эстетического видеоряда и детективного сюжета, зритель погрузится в настоящий летний день. С его знойностью, морским бризом и релаксом.
2. «Ускользающая красота», 1996
Ландшафты Тосканы , романтичные платья героини Лив Тайлер и ее внутренняя чистота слились воедино в одном из самых красивых фильмов Бернардо Бертолуччи . Лента была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» Канн и, кроме этого, получила пять престижных наград индустрии. В центре сюжета — каникулы в итальянской глубинке, где главная героиня пытается найти своего родного отца. Но, как и во всех фильмах мэтра, поиски завершаются взрослением и прощанием с прошлым.
3. «Мое лето любви», 2004
Английская драма, снятая Павлом Павликовским и получившая престижную премию BAFTA, рассказывает историю беззаботных каникул девушек в одной из британских глубинок. В кадре — молодая и прекрасная Эмили Блант , беспечно проводящая свое лето на байке, рассекая лесные ландшафты, и ищущая смысл жизни в каждом прожитом дне.
4. «Мария-Антуанетта», 2006
Одна из самых красивых режиссерских работ Софии Копполы описывает жизнь разгульной Марии-Антуанетты — той самой французской королевы, которая предлагала голодающим вместо хлеба есть пирожные. Помимо интересного исторического сюжета, зритель погрузится в красоту пейзажей Версаля, где Ее Величество проводила расслабленные летние дни в окружении бесчисленных фаворитов. Балы, пикники, вечеринки у озера и безупречные платья в пастельных тонах — идеальная картина для тех, кто хочет насладиться красивым и чувственным кино.
5. «Тайное влечение», 2013
Австралийское побережье, безупречные пляжи, искрящийся океан и фатальная любовная история — идеальные составляющие для киноленты, главные роли в которой исполнили роковые красотки Робин Райт и Наоми Уоттс . Чем закончится двойной роман, если главные действующие лица — матери и их сыновья? Режиссер Анн Фонтен («Коко до Шанель») буквально «окунает» зрителя в эмоциональную и страстную историю, которая разыгрывается под шум волн в одном из красивейших особняков курортного городка.
6. «БОЛЬШОЙ ВСПЛЕСК», 2015
Режиссер Лука Гуаданьино , вдохновившись фильмом «Бассейн», вложил весь свой эстетизм в одну из самых красивых лент, снятых на берегу итальянского острова Пантеллерия. Помимо сильного актерского состава с Тильдой Суинтон , Рейфом Файнсом и Дакотой Джонсон , зрителя ждет настоящее модное вдохновение — образы главных героев вы будете однозначно «скринить» и повторять в реальной жизни.
7. « Париж подождет», 2016
Фильм для тех, кто хочет совершить путешествие по французскому Провансу, не вставая с дивана. В центре сюжета — поездка по городам Ривьеры, в которой тесно переплетается гедонизм, любовный флирт и безупречные пейзажи городов и побережья.
8. «Отмель», 2016
Фильм, который точно охладит вас в 30-градусную жару, посвящен классической истории борьбы человека и акулы. Одна из самых блестящих ролей Блейк Лайвли , которой удалось сыграть не просто сексапильную серфингистку, но человека с неутомимой жаждой жизни и любовью к водной стихии.
9. «Письма к Джульетте», 2010
Верона, виноградники, сухое красное вино и флирт — идеальные составляющие не только для итальянских каникул, но и фильма. Для тех, кто любит романтические истории со счастливым концом, лента «Письма к Джульетте» — та самая картина, которая окутает релаксом, словно вы только что вернулись из отпуска. В качестве бонуса — исторические факты о той самой шекспировской Джульетте, погружение в тему «любовь сквозь века» и наслаждение от видов старинного городка.
10. «Мосты округа Мэдисон», 1995
Картина, ставшая легендой Голливуда, рассказывает тривиальную историю однодневной влюбленности и страсти, которые меняют жизнь. Драма в духе бунинского «Солнечного удара» описывает короткий и бурный роман жительницы американского провинциального городка, которая отправила детей и мужа на каникулы. Именно в эти дни она случайно знакомится с журналистом, проезжающим мимо ее дома.
11. «Одиссея», 2016
После этого фильма вам точно хочется начать занятия дайвингом или как минимум отправиться с друзьями в морское путешествие на корабле. В центре киноленты — культовая красная шапочка Жака- Ива Кусто , бескрайние морские просторы, необъятный подводный мир и жажда приключений. Фильм «Одиссея» рассказывает о жизни Кусто , его семьи и команды культового корабля «Калипсо». В основу сценария легла книга, написанная старшим сыном Жака- Ива Кусто и Альбером Фалько , членом его команды.
12. «Где-то», 2010
Кинолента Софии Копполы , снятая в легендарном калифорнийском отеле Château Marmont, описывает летние каникулы голливудского режиссера и его 12-летней дочери. Искренняя любовь отца и дочери, красивейшие пейзажи океанского побережья и поиск смысла жизни. картина катализирует внутренние рассуждения о пустоте и счастье, радости и настоящих человеческих ценностях.
13. «Светская жизнь», 2016
Фильм, который хочется пересматривать бесконечно, описывает фантазию Вуди Аллена о Голливуде 30-х годов. Гламур и интриги в кругах киношников, красивые виды побережья Тихого океана и, конечно, любовная история дарят зрителям настоящее летнее настроение. В качестве бонуса — культовый «вудиалленский» сарказм и красавица Кирстен Стюарт , демонстрирующая самые модные образы тех времен.
14. «ДНЕВНИК ПАМЯТИ», 2004
Картина рассказывает об одном лете любви юноши и девушки из разных социальных слоев, живших в Южной Каролине. Ной и Элли провели вместе незабываемые каникулы, пока их не разделили вначале родители, а затем Вторая мировая война.
15. «Ниагара», 1952
Картина запоминается и оседает в памяти прежде всего фоном, на котором развивается драма. А фон этот — Ниагарский водопад, придающий фильму большой размах и делающий его более масштабным. Сюжет описывает классическую детективную историю, а роскошная Мэрилин Монро в кадре (меняющая вечерние наряды несколько раз за ночь) дарит настоящее эстетическое наслаждение летних каникул 50-х годов.
Источник