Усадьба остафьево мостик через пруд

Усадьба «Остафьево»: Карамзин, Пушкин, Вяземские

Музей-усадьба Остафьево является одним из пушкинских мест, А.С. Пушкин приезжал сюда к своему близкому другу — князю Петру Вяземскому. Здесь 12 лет писал «Историю государства Российского» Николай Карамзин. На протяжении всего XIX века Остафьево являлось местом творческих встреч выдающихся писателей и поэтов. Сейчас на территории усадьбы Остафьево работает государственный музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас».

Несколько фактов об усадьбе Остафьево

Остафьево на карте

История создания усадьбы Остафьево

Первые упоминания о деревне, где сейчас находится усадьба Остафьево встречаются еще в 1340 году. Деревней владели попеременно Ляпуновы, Апраксины, Голицыны. История усадьбы Остафьево началась в 1751 году, когда ее купил купец Козьма Матвеев и построил здесь сначала красильную, а затем суконную фабрику. Матвеев планировал построить в деревне церковь, которая была и построена в 1781 году, но уже после его смерти, вдовой Анной Григорьевной. Храм был освящен во имя святой Троицы.

Троицкая церковь сохранилась до наших дней, пережив трудные советские времена. В 1930-е годы она была закрыта и разорена, ее использовали под зернохранилище, склад, швейный цех. В 1991 году храм отдали РПЦ, были возобновлены службы.

Современный вид Остафьево получило при новом владельце — в 1792 году усадьбу приобрел князь Андрей Иванович Вяземский. Покупка была связана с рождением наследника сына Петра. Здесь князь построил двухэтажный каменный дом в стиле классицизма с двумя боковыми флигелями, соединенными сквозной колоннадой. Архитектор дома не установлен, предположительно это Иван Старов.

Венчает здание круглый, изящный бельведер, который позднее был утрачен и воссоздан только в 2012 году. Центральная часть главного фасада украшена шестиколонным портиком коринфского ордера, который завершается треугольным фронтоном. На нем можно увидеть герб рода Вяземских.

За домом был разбит регулярный французский сад, который переходит в английский пейзажный парк. Река Любуча была перегорожена плотиной и образовала каскад прудов: Верхний, Средний и Нижний.

Карамзин

В Остафьево к Андрею Вяземскому приезжали поэты Василий Жуковский, Иван Дмитриев и Василий Пушкин (дядя Александра Сергеевича Пушкина). С 1804 по 1816 годы в имении жил историк и литератор Николай Михайлович Карамзин, друг и зять князя Андрея Вяземского. Женившись на его старшей внебрачной дочери Екатерине, молодая семья стала проводить здесь каждое лето и однажды всю зиму.

Кабинет Карамзина

Именно здесь в Остафьево Карамзин написал свои первые восемь томов «Истории государства Российского». Специально для работы на втором этаже усадебного доме был выделен кабинет, названный впоследствии Карамзинский. Получив от императора Александра I должность историографа Российской империи, ежегодный пенсион в две тысячи рублей и доступ в архивы Карамзин с энтузиазмом принялся за работу. Друзья называли его Остафьевским затворником, за то что свой рабочий кабинет он препочел балам.

Под окном его рабочего кабинета в 1911 году был установлен памятник историку, на котором находится барельеф историка. На пьедестале лежат бронзовые тома «Истории государства российского» и свиток, символизирующий, что Карамзин в своей «Истории» руководствовался древнерусскими летописями. Перед усадебным домом по сей день растут «карамзинские дубы», которые были посажены еще в XIX веке.

«Остафьево достопамятно для моего сердца; мы там наслаждались всей приятностью жизни… там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века, посвященные семейству, трудам и чувствам общего доброжелательства…»

«История государства Российского» была написана Карамзиным в 12 томах, последний том он не успел завершить, его дописали по черновикам литераторы К.С. Сербинович и Д. Н. Блудов. В первое издание вошли 8 томов, которые были изданы единым тиражом в 1818 году. История страны с самых древнейших времен до 1612 года, впервые написанная доступным языком, имела оглушительный эффект не только в России, но и в Европе. «Историю» переводили на иностранные языки и издавали за рубежом.

Карамзин проделал титаническую работу, как историк, изучая древнерусские источники, именно он открыл Ипатьевскую летопись. В своих примечаниях он указывал источники, записывал цитаты, пересказывал документы — и создал по своей сути еще одну книгу, представляющую большую ценность. Примечания превышают текст Истории в два раза. Некоторые исторические документы были утрачены, но благодаря их описанию в карамзинских Примечаниях их содержание известно.

Н.М. Карамзин первый дал нравственную оценку историческим событиям и поступкам государственных деятелей. Впервые в истории была показана роль царя-тирана Ивана Грозного, до Карамзина никто не критиковал самодержца. Выпуск 9 тома, где описываются злодеяния Грозного вызвал шквал интереса у публики.

Пушкин высоко оценивал труд Карамзина, он посвятил ему поэму «Борис Годунов». Вот как он описывает реакцию российского общества после выхода в свет первых 8 томов «Истории»:

«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили.

У нас никто не в состоянии исследовать огромное создание Карамзина — зато никто не сказал спасибо человеку, уединившемуся в ученый кабинет во время самых лестных успехов и посвятившему целых 12 лет жизни безмолвным и неутомимым трудам».

Петр Вяземский

В 1807 году умирает князь Андрей Вяземский и Карамзин становится опекуном его сына Петра — будущего поэта и литературного критика, участника Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения.

Беседка «Храм Аполлона»

В 1816 году семья Карамзиных навсегда переезжает в Санкт-Петербург. Петр Вяземский становится единовластным хозяином усадьбы. При нем строятся беседка Храм Аполлона на берегу пруда и Горбатый мостик, а в честь 10-летия Отечественной войны 1812 года Марсова поляна — овальная поляна.

Горбатый мостик

Усадьба становится средоточием культурной жизни Российской Империи. В этот период сюда приезжают А. И. Тур­ге­нев, В. Л. Пуш­кин, В. А. Жу­ков­ский, И. И. Дмит­ри­ев, К. Н. Ба­тюш­ков, В. К. Кю­хель­бе­кер, А. С. Гри­бое­дов, Д. В. Да­вы­дов, Е. А. Бо­ра­тын­ский, А. Миц­ке­вич, М. П. По­го­дин и другие, проходят встречи поэтического сообщества «Арзамас».

Памятник Пушкину

В Остафьево трижды приезжал Александр Сергеевич Пушкин, с которым Петр Вяземский дружил еще с юности, а 1849 году здесь бывал Н.В. Го­голь. Пушкин часто цитировал в своих произведениях стихи Вяземского, эпиграфы к I главе «Евгения Онегина» и к «Станционному смотрителю» взяты из произведений Вяземского, в VII главу «Евгения Онегина» вводит его, как действующее лицо. Пушкин посвящает Вяземскому стихи и часто переписывается.

После смерти Пушкина А.С. его вдова Наталья Николаевна передала Вяземскому вещи мужа, в память о нем: жилет, камышовую трость, рабочий стол, письменный прибор, портрет Жуковского, подаренный им Пушкину. Эти вещи впоследствии перевез в Остафьево сын Вяземского — Павел Петрович и разместил их в кабинете Карамзина.

Судьба усадьбы Остафьево

В 1865 году Остафьево переходит сыну Петра Вяземского — Павлу. Историк и коллекционер предметов искусства он соз­дал в усадь­бе бо­га­тые кол­лек­ции пред­ме­тов ста­ри­ны, книг, картин, оружия, а также мемориальные комнаты Пушкина, Карамзина и своего отца.

Читайте также:  Бассейны с группами для беременных

После его смерти сын Петр Павлович продает усадьбу мужу своей сестры историку графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву — владельцу знаменитой усадьбы Кусково. Он является последним владельцем усадьбы Остафьево.

Памятник Павлу Вяземскому, 1914 год

Шереметев приложил много сил для сохранения исторической значимости усадьбы. Здесь вновь стали собираться талантливые литераторы и художники. В 1899 году, в честь столетия со дня рождения А.С. Пушкина, он превращает усадебный дом, в общедоступный для всех и один из первых в России, пушкинский музей.

Овальный зал Остафьево, конец XIX века

А в 1911 и 1913 годах Шереметев торжественно открывает на территории приусадебного парка памятные монументы Карамзину, Пушкину, Жуковскому и Петру Вяземскому, а в 1914 году — его сыну Павлу Петровичу.

В 1918 году имение было национализировано, в нем был открыт музей-усадьба Остафьево, директором которого был назначен граф Павел Сергеевич Шереметев — сын последнего владельца усадьбы. Спустя десятилетие его сняли с должности за дворянское происхождение и в 1929 году выселили с семьей из Остафьево. В 1930 году ликвидировали и музей, из-за чего большая часть содержащихся в нем предметов искусства была распродана, расхищена либо распределена между другими музейными хранилищами страны.

В 1931 году в усадьбе открыли дом от­ды­ха Нар­ко­ма­та обо­ро­ны. Во время Великой Отечественной войны здесь работал военный госпиталь.

В 1950-х годах внешний вид усадьбы претерпел крупные изменения: планировку дома обновили, пристроили ограждения из камня, застеклили колоннады. Однако при этом многие уникальные детали имения были утрачены.

Лишь в 1988 году Остафьеву вернули музейный статус, он стал фи­лиа­лом Му­зея А. С. Пуш­ки­на. В 1994 году стал са­мо­сто­ятельным государственным му­зеем-усадь­бой «Ос­тафь­е­во» – «Рус­ский Пар­нас».

Музей-усадьба Остафьево

Сайт: ostafyevomuseum.ru Адрес: Москва, п.Рязановское, с.Остафьево. Парк открыт ежедневно с 08.00 до 23.00, вход бесплатный — до 10.00.

В 2002 году реконструировали западный флигель и фондовое хранилище имения. Еще через три года восстановили второй флигель и террасу, а к 2016 году в усадебном доме были воссозданы исторические интерьеры, соответствующие XIX веку.

В честь 250-летия Николая Карамзина в музее-усадьбе открылась экспозиция, посвященная писателю. Был восстановлен кабинет историка, однако лишь одна вещь в нем является подлинной — это конторка, датированная XIX веком.

Сейчас музей-усадьба Остафьево проводит культурные мероприятия, пушкинские дни, театральные спектакли и концерты, летний фестиваль «Музыка во дворцах и усадьбах», образовательные экскурсии, интерактивные программы, а также всевозможные квесты. Музей выпустил несколько книжных изданий «Остафьевский сборник».

Источник

Усадьба Остафьево

Усадьба Остафьево заслуживает нашего внимания как прекрасный образец русской подмосковной усадьбы, как литературно-исторический музей и как чудесный парк. В XIX веке на протяжении многих лет усадьба Остафьево была литературным центром Москвы, одним из символов культурной жизни России: здесь бывали выдающиеся личности своей эпохи — В.А.Жуковский, В.Л.Пушкин, А.С.Пушкин, К.Н.Батюшков, А.С.Грибоедов, Д.В.Давыдов, А.Мицкевич, Н.В.Гоголь, здесь двенадцать лет жил и работал над «Историей государства Российского» писатель и историк Н.М.Карамзин. Такая насыщенная духовная жизнь усадьбы сподвигла современников называть ее «Русским Парнасом»

Судя по историческим источникам, эти земли заселены были ещё в XIV веке. Владели ими сначала дворяне, с 1751 года – купец Козьма Матвеевич Матвеев, который отстроил Остафьево и тем самым определил главные черты будущей усадьбы. После него поместьем владеют несколько поколений князей Вяземских, именно при них усадьба Остафьево обретает нынешний вид: возводится главный дом, разбивается парк

В конце XIX века усадьба Остафьево перешла к родственникам Вяземских – Шереметевым. Последний владелец Остафьева граф С.Д.Шереметев сделал все, чтобы сберечь усадьбу и сохранить ее литературные реликвии. В советское время в усадьбе недолго располагался музей, длительное время — дом отдыха; главный дом поместья был значительно перестроен как внутри, так и снаружи. После возвращения в усадьбу музея на протяжении почти 20 лет идет восстановление строений и интерьеров. Сейчас музей-усадьба Остафьево включает в себя главный дом с флигелями, в котором размещается музей; огромный парк с различными историческими и ландшафтными объектами разной степени воссоздания, пруд с плотиной

Главный дом усадьбы Остафьево

Главный дом усадьбы Остафьево – двухэтажный особняк в классическом стиле. Его отличительная черта — открытые колоннадные галереи с обеих сторон, соединяющие главный дом с флигелями. Они придают всему комплексу эффект легкости, воспарения над лужайкой и парком

В советское время эти открытые галереи были застеклены и превращены в залы. Сейчас им возвращен исторический облик и выглядят они вот так (справа один из флигелей усадебного комплекса)

На галерею легко можно зайти и тогда откроется вот такой вид

А если посмотрим с открытых галерей по сторонам, то за домом увидим кусочек регулярного парка

По главному же фасаду перед галереями растут дубы, называемые карамзинскими, потому что появились они здесь в память об историке Н.М.Карамзине, написавшем в Остафьево восемь томов «Истории государства Российского». Дубы посажены в 1860-е годы, то есть вот этому дереву более 150 лет!

Главный дом усадьбы очень эффектно расположен: на возвышенности, белоснежный на фоне густой зелени парка, а перед ним – огромная круглая поляна, позволяющая любоваться всей этой красотой и являющаяся излюбленным местом фотосессий. Ещё обратите внимание на бельведер — небольшую круглую башенку-беседку на крыше. В советское время она была снесена и восстановлена в ходе реставрации уже в этом веке

Согласно канонам классического стиля главный фасад дома имеет шестиколонный портик с треугольным фронтоном

Колонны и пилястры здесь коринфского ордера

Окна первого этажа имеют одинаковый размер, но различное оформление: над одними простые треугольные сандрики (верхние наличники), над другими – полукруглые, с лепным барельефом

Над третьими – крупные розетки в квадратных нишах

На крыльцо портика выходят двери большой гостиной, оформленные вот таким лепным барельефом

Со стороны противоположного фасада, обращенного к парку, интересен круглый выступ овального зала – композиционного центра особняка. В ходе реставрации восстановлены дверные проемы, превращенные в советское время в окна. От этого вот крыльца в глубь парка уходит прямая липовая аллея

По преданию, эта аллея была названа А.С.Пушкиным «Русским Парнасом», т.е. символическим местом обитания деятелей искусства вообще и поэтов в особенности

Теперь о флигелях. Один из них выходит в парк и заканчивается вот такой лестницей, ведущей с высокого парадного этажа особняка в прохладную сень деревьев

Другой флигель выходит к пруду и оканчивается смотровой террасой

Эта просторная белокаменная терраса с баллюстрадой является ещё одним популярным местом для разного рода фотосессий

Здесь можно фотографироваться и на фоне парка, и на фоне флигеля с колоннами, и на фоне пруда

Терраса расположена на уровне основного, парадного этажа особняка. Под ним идет цокольный этаж, на уровне которого находится ещё одна смотровая площадка с видами на пруд. На эту нижнюю площадку можно спуститься, здесь вы будете ближе к воде и уточкам

Вид на нижнюю террасу с верхней

Мы осмотрели дом снаружи, давайте зайдем внутрь и посмотрим интерьеры, воссозданные такими, какими они были в XIX веке, при князьях Вяземских. Сейчас вход в особняк осуществляется через цокольный этаж восточного флигеля, мы же с вами пойдем тем путем, как пошли бы гости Вяземских: вот по этой лестнице главного дома…

Читайте также:  Почему площадь бассейна реки как правило больше чем площадь речной системы

…мы попадаем в парадную прихожую. Она делит дом на две анфилады комнат – «мужскую» и «женскую» — и предваряет собой центральное помещение особняка – овальный зал, в который из прихожей ведут стеклянные двери

В овальный зал мы пройдем не напрямую, а через анфиладу парадных комнат. Сначала представим, что мы пришли в гости к хозяйке и пойдем в «женскую» половину дома. Из парадной прихожей мы попадаем в большую гостиную – одну из главных в особняке

При прежних владельцах она была богато и со вкусом убрана: на стенах висело до пятидесяти полотен итальянских мастеров разных эпох, обстановку составляли ларец-кабинет XVII века со вставками из моржовой кости и расписной эмали, расшитые шелковые ширмы, бюро красного дерева XVIII века, золоченые канделябры, бра и часы

В советское время на месте этой гостиной была построена лестница, которую убрали в ходе реставрации. Также были восстановлены две угловые изразцовые печи, по фотографиям воссоздан паркет. Похоже, что зеркало на стене – родное, оно есть на старых фотографиях и висит на том же месте. Также при реставрации было восстановлено оформление дверных проемов

Мебель относится к XIX веку, но она не из Остафьева или не вся из Остафьева. Обязательно обратите внимание вот на этот столик. Столешница у него из полированного камня, основание резное деревянное. Цветные гирлянды роз – тоже из дерева, и они съёмные (. )

Рядом с большой гостиной располагается диванная или малая гостиная, где хозяйка особняка принимала самых близких знакомых. Позднее диванная стала кабинетом хозяйки или будуаром, здесь она читала, рисовала, писала письма, занималась рукоделием. В отличие от делового стиля строгого мужского кабинета, рабочая комната хозяйки создавала атмосферу уюта, тепла, изящества и изысканности. Обратите внимание на картину напротив окон – этот «Мальчик с альтом» или «Маленький альтист» (1790-е годы) и раньше принадлежал остафьевскому дому, и висел здесь же

Также достоин внимания потолочный светильник — конец XVIII века, изготовлен в России

Оформление верхней части дверных проемов

Двигаясь далее по «женской» анфиладе, мы попадаем в парадную спальню или опочивальню

Такие спальни не предназначались для сна, а выполняли представительские функции и должны было свидетельствовать о статусе хозяев. Как было принято в то время, парадная спальня имеет альков, отделенный от основного пространства аркой и колоннами

В алькове располагалась парадная кровать. Сейчас здесь выставлена пусть и не родная этим стенам, но очень симпатичная изящная кровать под вышитым бархатным покрывалом

Из вещей, и ранее стоящих в этих стенах, надо отметить секретер с ручками в виде львиных морд

Потолочный светильник подлинный, но не отсюда

Интересен настенный светильник как типичный образец осветительных приборов того времени, когда зеркало использовалось для усиления света

Мы прошли женскую анфиладу комнат. Сейчас она заканчивается вот такой ломаной спиралью лестницы, ведущей на следующие этажи

Пока не будем подниматься наверх, а представим, что мы пришли в гости к хозяину усадьбы и посмотрим «мужскую» части анфилады парадных комнат. Тогда из парадной прихожей мы прошли бы в малую или мужскую гостиную

Здесь восстановлены угловые изразцовые печи, паркет. Интересен ломберный столик, раскладной, с желобком по периметру – исчезнувшая из нашего обихода вещица XIX века

На следующем фото хотелось донести до вас не только оформление пространства над дверными проемами, но и тончайший, прямо-таки филигранный, рисунок лепного потолочного карниза

Несколько комнат мужской части особняка были отданы под кабинет и библиотеку князя. Библиотека Вяземских насчитывала пять тысяч томов и почти всё пространство стен было занято застекленными шкафами с книгами. Помимо книг, здесь располагались коллекции резных камней прежних веков, минералов, гравюр, монет и медалей; на стенах висели портреты государственных деятелей и ученых, картины и гуаши на античные темы. Сейчас здесь совсем другие интерьеры

В угловой библиотеке располагался физический кабинет с разнообразными научными приборами и инструментами, земным и небесным глобусом

Из прежней обстановки до наших дней сохранились кресла, стулья и шкаф-бюро

Если мы оглянемся из угловой комнаты кабинета-библиотеки, то увидим всю анфиладу комнат вдоль главного фасада особняка, вплоть до парадной спальни в противоположном конце дома

Как я поняла, разные поколения князей Вяземских размещали свой кабинет в разных помещениях этого крыла особняка. Вот эта угловая комната тоже относится к кабинету и библиотеке

Сейчас здесь выставлен цилиндр — как символ мужской части дома и как примета того времени

В помещениях кабинета и библиотеки некоторые экспонаты обратили моё внимание оригинальностью своих решений, вдохновенностью исполнения. Вот, например, канделябр (подсвечник) в виде фигурки то ли эльфа, то ли богини – очень неожиданны стрекозиные крылышки, они и придают образу божества вид эльфа

В этом кувшине оригинально изящное решение ручки

А в потолочном светильнике эффектны и золотой орел в центре, вздымающий крылья, устремленный в небо, и контраст материалов: тщеславный и тревожный блеск золота на фоне глубокого спокойствия матовой темноты чаши

Следующим помещением особняка является длинная или театральная зала. При первом хозяине она была оформлена в античном стиле и часть подлинных античных скульптур отсюда сейчас находится в Государственном музее Изобразительных искусств. Позже комната использовалась для постановки любительских спектаклей, поэтому так и называется. Потом и здесь тоже разместили библиотеку. Сейчас она выглядит вот так

Здесь много уникальных вещиц. Вот, например, комодик. То, что вы видите на его фасаде – это не рисунок, а наборное дерево, т.е. мозаика из дерева разных пород

Настенный светильник с отражающей поверхностью из полированного металла для усиления света

Торшер или жардиньерка (напольная подставка для цветов и ваз)

Она притягивает взгляд и просто завораживает искусной прорезной резьбой и старой позолотой

Оформление дверных проёмов

Из театрального мы попадаем в овальный зал – композиционный центр всего особняка, самое красивое и эффектное помещение главного дома. Именно его полукруглый выступ, от которого начиналась прямая липовая аллея, мы видели, обходя здание, и именно в него ведут двери из парадной прихожей. Здесь проходили балы, музыкальные вечера, театральные представления, литературные чтения

В ходе реставрации по найденному паркетному щиту был воссозданы паркетные полы с рисунком из березы, белого и чёрного дуба. Очень эффектен восстановленный искусственный мрамор полуколонн и стен

Интересно, что в 1880-е годы князь Павел Петрович Вяземский вместе с итальянским художником расписал плафон этого зала и изобразил своих родных и знакомых в маскарадных костюмах. Князь обладал не малой самоиронией: себя он представил в костюме людоеда. Вот как выглядел зал на старой фотографии

Позднее плафон был утрачен. При реставрации росписи плафона и декоративного фриза по верху стен не восстанавливались и сейчас эта часть зала выглядит так

Далее по анфиладе комнат находится большая или парадная столовая, второй по значимости зал в особняке. При последних князьях Вяземских здесь была представлена очень хорошая коллекция оружия, художественного металла, стекла и керамики, мебели и предметов обихода. Сейчас здесь всё гораздо скромнее, но обратите внимание на воссозданный паркет, на тяжелые деревянные стулья с резными спинками – подобные стояли тут при прежних хозяевах, на деревянные скульптуры (подлинные, из усадьбы Остафьево и из музея-усадьбы Останкино)

Читайте также:  Отдых пенсионеров с бассейном

Здесь представлены великолепные образцы резной мебели. Вот буфет темного дерева, с объемной резьбой и скульптурами, на заднем плане – канделябр конца XVI века из Европы

Ещё более роскошный буфет выставлен в алькове

Это помещение заканчивает анфиладу парадных помещений вдоль паркового фасада особняка. Далее можно по лестнице подняться на третий этаж, который сейчас в основном отдан под музейную экспозицию. Если же говорить с точки зрения устройства типичного дворянского особняка, то третий этаж интересен как пример жилых помещений, предназначенных в основном для детей и прислуги. В отличие от второго, парадного, этажа здесь ниже потолки и комнаты не такие просторные

Здесь восстановлены изразцовые печи, новехонькие, с ярко сияющими медными деталями

Сине-белые изразцы разного рисунка

Музей в усадьбе Остафьево

Строго говоря, осмотренные нами комнаты тоже являются музеем, но мне они более интересны как цельный образец интерьеров дворянской русской усадьбы. Помимо них, музейная экспозиция рассказывает об истории местности, о владельцах усадьбы, об их именитых гостях и их значении для нашей культуры. Несколько залов посвящены Н.М.Карамзину, воссоздана комната, где он работал. Рассматривать можно долго и подробно, расскажу, что мне бросилось в глаза и запомнилось. Вот на цветной литографии Красной площади видно, что памятник Минину и Пожарскому стоит не так, как сейчас – около Василия Блаженного, а так, как задумывал скульптор — по центру площади и указывая рукой на Кремль. Да и собор Василия Блаженного выглядит непривычно

В витрине выставлен прекрасный образец обманки – имитации цветов и плодов из фарфора на блюде

Здесь можно увидеть милые вещицы, вымытые временем и модой из нашего обихода, например, экран для защиты от солнца

Или вот поменьше, настольный, для свечи (в музее узнала, что называется эта вещица миракль)

Ещё в музее-усадьбе Остафьево есть прекрасная традиция небольших временных выставок, которые иллюстрируют какую-нибудь сторону усадебной жизни и позволяют почувствовать настроение и атмосферу этого понятия. Например, здесь проходили выставки рождественских открыток, бисерного рукоделия, вышивки, уникальных кукол. Одна из особенно запомнившихся — «Бабочки пушкинского детства», ценная не столько с энтомологической точки зрения, сколько как попытка передать настроение, показать детальку русского лета, без которой невозможно представить усадебную жизнь.

Парк усадьбы Остафьево

Парк усадьбы значителен по размерам и разнообразен по ландшафту. Вокруг главного дома усадьбы он более регулярен и ухожен. Здесь сохранилось несколько памятников, установленных ещё в начале ХХ века графом С.Д.Шереметевым. Вот, например, памятник князю Петру Андреевичу Вяземскому

В этих памятниках загородной усадьбы привлекает камерность, соразмерность месту и цели: человек хотел выразить уважение людям, обогатившим своим талантом нашу жизнь и обессмертившим своим присутствием эти места. Идя по тропинкам и аллеям парка, вы выходите к памятнику А.С.Пушкину, небольшому, повыше человеческого роста. Бронзовая скульптура поэта отлита по слепку скульптора А.М.Опекушина – автора, пожалуй, самого знаменитого памятника Александру Сергеевичу – в Москве, на Пушкинской площади

На территории парка вы увидите ещё памятники писателю-историку Н.М.Карамзину и поэту В.А.Жуковскому, бюст князя Павла Петровича Вяземского. Но не только мемориальными объектами интересен остафьевский парк. Здесь можно увидеть различные ландшафтные элементы, отражающие моду и веяния того времени. Вот, например, воссоздаваемая сейчас роща кенконс – то есть когда деревья высажены в шахматном порядке и обеспечивается видимость по диагонали

Марсово поле, называемое так по аналогии с площадями Древнего Рима, где устраивались собрания, военные парады, народные гуляния

Своеобразие остафьевскому парку придает пруд и образующая его речка. Гуляя по тропинкам и аллеям вдоль пруда вы выйдете к беседке «Храм Аполлона». Подобные беседки были самым распространенным архитектурным элементом русских усадебных парков. Сейчас здесь одно из излюбленнейших мест для фотосессий

Рядом с беседкой ещё один знаковый объект, характерный для русской усадьбы – живописный деревянный мостик

Всячески призываю вас не заканчивать здесь прогулку, а двигаться дальше и дальше по аллее…

…выйдя за пределы парка вы попадаете на ещё только воссоздаваемые территории усадьбы и тут вас встретит живописнейший луг средней полосы России, с радующим глаз разнотравьем, гудением пчел, легким ароматом полевых цветов и разогретой травы

Из необычных объектов усадьбы Остафьево надо ещё упомянуть запорное устройство на дамбе, перегородившей реку и тем самым образовавшей пруд. Оно расположено перед главным домом усадьбы

Как попасть в усадьбу Остафьево

Усадьба Остафьево расположена на юго-юго-западе Москвы, километрах в 15 от МКАД, выезжать по Варшавскому шоссе. Можно добрать и городским общественным транспортом, от станций метро Бутовской линии прямо до усадьбы ходят маршрутка и автобусы. Конкретный транспорт лучше определить с помощью любого приложения или посмотреть на сайте музея-усадьбы. Кстати, на сайт советую заглянуть в любом случае, он сделан хорошо и дружелюбно, а по посещению есть немало тонкостей.

Во-первых, обратите внимание на режим работы: парк открыт для входа с 8 до 22 часов (работает до 23 часов), вход в парк с 8 до 10 бесплатный, а с 10 часов – платный, 70 или 100 рублей в зависимости есть льготы или нет. Парк открыт ежедневно. Музей (т.е. главный дом усадьбы) работает с 10 до 18 часов и у него есть выходной день и укороченный. Цены на билеты в музей отличаются по постоянной/временной экспозициям и по льготам.

Во-вторых, категорически запрещено посещение парка с животными.

В-третьих, музейный комплекс предлагает не только экскурсии, но и фотосессии в интерьерах особняка, и проведение различных мероприятий.

Из насущного. В самом здании работает небольшое кафе с ценами на выпечку от 40 до 80 руб., кофе от 100 руб., горячими блюдами (разогреваются) порядка 350-360 руб. Из дверей кафе можно выйти прямо на нижнюю террасу к пруду

Перед главным домом усадьбы работает несколько тележек с кофе-чаем, выпечкой и мороженым. Стоят столики, лавочки, можно комфортно съесть и выпить принесенное с собой. В парке за домом точек питания нет. Налево от главного входа расположено летнее кафе, где готовят тут же на огне.

По поводу парковки хочу подсказать следующее. Перед главным входом в усадьбу свободных мест, как правило, нет (на карте это начальная точка «ул.Троицкая, 1»). Лучше проехать чуть дальше и свернуть направо на первом же повороте, метров через 300 будет перекресток и тут сразу две возможности запарковаться: левее наискосок через перекресток большая организованная парковка и направо наискосок перед кирпичным забором гаражного кооператива просто грунтовая площадка (точки Остафьево в нижней части карты). Оставив тут машину, не надо возвращаться к главному входу, а можно войти в усадьбу через дополнительный западный вход. Для этого нужно пройти по дороге, как показывает на карте маршрутная линия, ведущая вверх. Также можно оставить автомобиль вдоль этой дороги, огибающей усадьбу и проходящей мимо западного входа, только дорога, и без того узкая, быстро заставляется машинами.

Источник

Оцените статью