Урок по теме река озеро пруд

Открытый урок на тему «Водоёмы»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Цели урока:

1. — познакомить детей с видами водоёмов;

— учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);

— сравнить реку и озеро;

— познакомить с водоёмами нашего края;

2. развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать различные явления, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов;

3. воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.

Скачать:

Вложение Размер
vodoyomy.docx 19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Водоёмы

1. — познакомить детей с видами водоёмов;

— учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);

— сравнить реку и озеро;

— познакомить с водоёмами нашего края;

2. развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать различные явления, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов;

3. воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.

1 Организационный момент.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг природа!

Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться (открывать) с его тайнами.

Для начала давайте обратимся к плану урока и узнаем какие же виды работы нам предстоят. План.

У вас на столах лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.

Ну и начнем мы урок с проверки домашнего задания

2. Проверка домашнего задания.

Какую тему изучали? (формы земной поверхности) Какие основные формы земной поверхности вы знаете? (равнины и горы)

— Задание в рабочей тетради (с. 33 № 1, 3)

Открываем рабочие тетради. Поменялись тетрадями, проверили по образцу и оценили работу своего товарища, поставили отметку.

— Ребята, кто справился с домашним заданием без ошибок. Молодцы. А у кого были ошибки при выполнении задания? Что вызвало затруднение? Оцените эту работу в оценочном листе.

3. Сообщение темы и целей урока.

А сейчас ребята послушайте, пожалуйста, отрывки из музыкальных произведений (Л. Зыкина «Течёт река Волга», Ю.Антонов «Море», «Гляжу в озёра синие»). О чем были песни. (море, река, озеро)? Как назвать это, одним словом (водоём)?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Водоёмы).

Действительно, сегодня мы будем говорить о водоёмах и о том, какие они бывают.

Исходя из темы, поставим цель нашего урока? Цель: познакомиться с видами водоёмов и их особенностями.

В конце урока мы ответим на вопрос: Какие водоёмы бывают? Какие части реки выделяют?

Для ответа на поставленные нами вопросы я предлагаю вам следующий вид работы.

4. Усвоение новых знаний.

Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи свое мнение)

Каждая группа получает своё задание. Я вас просила заранее принести различные книги и энциклопедии. Ими вы и воспользуетесь выполняя это задание.

1 группа «Виды водоемов»

  • Водоемы можно разделить на две группы: _________ и ___________.
  • Естественные водоемы – это __________________________________.
  • Искусственные водоемы – это _________________________________.
  • Люди создают искусственные водоёмы для ______________________.

(отдыха, быта, пищевой промышленности, для увеличения количества пресной воды, судоходство, электроэнергии)

Водоём — это место скопления или хранения воды. Водоёмы можно разделить на две группы: естественные и искусственные. Естественные (создала природа) водоёмы – океан, море, река, озеро, ручей и т.д. Искусственные (созданы при помощи человека) – водохранилище, пруд канал.

Океан – водный покров земли, окружающий материки и острова. На земле 4 океана. Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый.

Море – часть океана, обособленная сушей. Морская вода соленая и непригодна для питья.

Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем.

Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья.

Водохранилище – искусственный водоём, образованный, как правило, в долине реки водопроводными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.

Пруд – запруженное место, водоём в естественном или выкопном углублении, а также запруженное место в реке. Для водоснабжения, орошения и разведения рыбы.

Канал – искусственное русло, наполненное водой.

2 группа «Части реки»

  • Начало реки – это __________________.
  • Устье реки – это ____________________.
  • Русло — это ______________________.
  • Притоки – это ____________________.
  • Какие берега бывают у реки и как это определить?

Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют устьем. Углубление, по которому течёт река, — это русло. У реки есть правый и левый берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый. Исток, устье, русло, берега – части реки.

В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки.

3 группа «Водоёмы нашего края».

  • Наиболее крупные реки в Ульяновской области – это ______________.
  • Наиболее крупные озёра в Ульяновской области – это _________ в _________ районе и ______________ в __________ районе.
  • Искусственный водоём в Ульяновской области – это ___________.
  • Как в нашем крае используют водоёмы в народном хозяйстве?

Крупные реки ульяновской области – это Волга, Свияга, Сура, Большой Черемшан.

Озёра – Белое озеро, расположенное в Николаевском районе, Белолебяжье в Майнском районе (самое крупное в области)

Искусственный водоём – Куйблышевское водохранилище.

(отдыха, быта, пищевой промышленности, для увеличения количества пресной воды, судоходство, электроэнергии)

4 группа «Влияние деятельности человека на экологию водоёмов»

  • Какой вред на природу речного края оказывает деятельность человека?
  • Что можно сделать для охраны реки?

5. Физкультминутка «Речка»

К речке быстрой мы спустились,

(Ходьба на месте)

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

(Хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

(Круговые движения руками)

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

(Прыжки на месте)

И отправились домой.

(Ходьба на месте)

6. Закрепление изученного материала.

  • Практическая работа (работа в парах)

Вспомним правила работы в парах.

Задание: собрать картинку и на ней найти и обозначить исток, устье, приток, левый, правый берег

Оцените свою работу.

  • Тест «Да или нет»
  1. естественные водоемы – это река, озеро, море, океан. +
  2. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это исток. –
  3. Люди построили запруду и появилось на этом месте появился пруд. +
  4. Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился канал. +
  5. Приток – это углубление, по которому течёт река. –
  6. Главной водной артерией Ульяновской области является Волга. +
  7. В Засвияжском районе протекает река Сура. –
  8. Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы. –

Проверьте свою работу по образцу. Оцените работу. В чем были ошибки?

Ответим на контрольный вопрос?

Какую цель ставили для себя на уроке?

Достигли ли мы этих целей?

Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Какие задания вы бы хотели включить в следующий урок?

8. Задание на дом.

  • Рабочая тетрадь с. 35 № 4.
  • Составьте правила поведения у реки и нарисуйте условные знаки.
  • Составьте кроссворд на тему «Водоёмы»

А сейчас возьмите парусник того цвета, который соответствует вашему настроению и поместите его на наше озеро.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: — развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау.

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «.

Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода.

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему » Вокруг света с фотоаппаратом» с использованием передовых педагогических технологий.

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне&raquo.

Разработка открытого урока в 3-ем классе по теме «Океан — море синее. Опера Садко».

Источник

Урок по теме «Водоёмы»»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

урок рассказывает о водоёмах нашей страны, Ростовской области.

Скачать:

Вложение Размер
urok3.doc 56 КБ
prezent3.ppt 375.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Учитель начальных классов

г. Белая Калитва

  1. Привести знания детей в систему.
  2. Дать понятие «водоёмы», познакомить с видами водоёмов, научить различать виды водоёмов, части реки (устье, исток, русло, берега, притоки), сравнивать реку, озеро.
  1. научить детей анализировать, сравнивать, исследовать, делать выводы;
  2. развивать: наблюдательность, речь, умение работать в парах, по группам (сотрудничество), принимать верное решение;
  3. воспитывать: культуру поведения, любовь к родному краю, природе, водоёмам.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, интерактивная доска, карта Ростовской области, карта Балокалитвинского района, карточки с индивидуальными заданиями, карточки с изображением реки Дон.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок, вам предстоит большая работа, поэтому все вы должны работать дружно, принимать активное участие и помогать друг другу. К нам на урок пришло много гостей. Давайте поприветствуем их. Молодцы, спасибо. Ну, а начнём мы урок, как обычно с определения сегодняшней погоды. (Один из учеников выходит к доске и при помощи условных обозначений отмечает погоду – слайд 1)

— Да, погода сегодня действительно очень, замечательная. А теперь, покажите, своё настроение. (Ребята при помощи мимики и движений показывают своё настроение.)

— Сегодня на уроке вы будете исследователями. Кто такие исследователи?

Ответы детей: Исследователи – это люди, которые самостоятельно ведут поиск.

— Наблюдают за каким-то объектом.

— Сравнивают и экспериментируют.

— Стремятся к познанию.

Учитель: А как ведут исследование учёные?

Ответы детей: Самостоятельно. Берут факты из книг, из компьютера….

2. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня, на уроке мы будем исследовать объекты неживой природы. А какие вы сейчас определите, отгадав загадки. Если у вас возникнут затруднения, обратитесь за помощью к нашим гостям.

Учитель загадывает загадки (ученики выходят к доске и перемещают верные ответы из предложенных – слайд 3).

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море. (Река)

Шириною не широкий,

Глубиною не глубокий.

Караси живут в тиши.

Что же это? Ну, скажи… (Пруд)

Глядятся в него молодые рябинки

Цветные свои примеряют косынки

И месяц, и звёзды в нём отражаются.

Как, это зеркало называется? (Озеро)

— А как одним словом можно назвать: реку, пруд, озеро?

Ответы детей: Водоёмы.

Учитель: Умницы! Запишите тему урока «Водоёмы».

— А что такое водоёмы?

— В учебнике на странице 80 есть вопросы, на которые вам необходимо ответить. Возьмите карандаш и подчеркните непонятные вам термины ( слова).

— Внимание! Что такое водоёмы?

Ответы детей. Водоёмы – это углубления на поверхности земли, заполненные водой — слайд 4

Учитель: Какие слова можно выписать к теме нашего урока?

Дети: Озеро, пруд, море, океан, канал, водохранилище, река.

Учитель: Что нового узнали, прочитав абзац?

— Что такое естественные водоёмы? (Созданные природой)

— Перечислите их. (Река, море, родник, озеро, океан)

— Назовите естественные водоёмы нашей местности. Какие водоёмы бывают ещё? ( Искусственные, созданные человеком)

— Перечислите их. ( Пруд, канал, водохранилище)

— Ребята, а в нашей местности возможно создание искусственных водоёмов? Если самостоятельно затрудняетесь ответить на мой вопрос, спросите у гостей. ( Старые заброшенные карьеры, углубляют, подчищают до грунтовых вод и они как родники выходят на поверхность, заполняя водой карьер)

РЕКА, ОЗЕРО, ПРУД, МОРЕ, КАНАЛ, БОЛОТО, ВОДОХРАНИЛИЩЕ, ОКЕАН, РОДНИК.

(Работа проходит в форме математического диктанта. Над естественными водоёмами дети ставят цифру 1, а над искусственными 2. В сумме получают ответ 11.) — слайд 5, задание №2 в рабочей тетради

Учитель : Ребята, посмотрите на карту, подумайте и скажите, каким цветом изображены водоёмы? ( От светло- голубого до тёмно- синего, чем глубже, тем темнее) – слайд 6

— Что можете сказать о водоёмах нашего края, нашей области. (Их очень много)

Учитель: Действительно наш край богат водоёмами – большими и малыми. Самая большая река нашей области Дон – слайд 7.

Она пересекает нашу область дважды. Более 5255 речек впадает и питает её. Течение её тихое, величественное. Поэтому его зовут Тихий Дон, Дон-батюшка, Дон Иванович. Его русло похоже на большие озёра. ( Показ картинки) Более сотни мелких и крупных озёр. Самое большое и таинственное озеро Маныч-Гудило. Люди слагали о нём разные легенды. Далеко слышен вой на озере. Это шум ветра сливается с шумом волн, образуя гул.

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: Дома вы самостоятельно готовили материал на странице 81. Сейчас проверим, как вы его усвоили.

(Практическая работа. Тетрадь, задание№3. Работа ведётся под руководством учителя. Ученики поясняют свои ответы. Учитель открывает верные ответы, комментирует ответы – слайд8)

Рефлексия (учащиеся прослушивают звуки воды, угадывают, чему они принадлежат: дождя, океана, горной реки, водопада)

Учитель: Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка. Оценивание детьми работ своих товарищей.

— Назовите части реки. ( Исток, русла, берега, притоки)

Учитель открывает слайд 8 на доске и спрашивает у детей:

— Что такое исток, устье, ручей…

— Как определить правый берег, левый приток. ( Найти на схеме – далее работа со слайдом 10, рабочая тетрадь, задание № 4, один ученик у доски делает подписи)

— А может ли речка родиться без родника? ( Начало река может брать с болота, тогда вода в ней тёмно-рыжая. Если река стекает с гор, то вода в ней студёная (синоним холодная)

— Во время экскурсии мы наблюдали течение нашей реки. Какое оно было в момент наблюдения? ( Тихое, плавное, величавое)

— В каком направлении течёт наша река? (С севера на юг)

— Как мы определяли течение? (Становились лицом по течению)

— А на каком берегу находится наша школа? (Правом)

— Парк «Имени Маяковского», гребная база? (Левом)

— Как называется левый приток нашей реки? (Белая Калитва. Как будто вырывается из тесноты на простор)

— Как называется правый приток? ( Правый приток это речка Лихая-кручёная, вертлявая, течёт под кронами деревьев и кустарников)

Учитель: Северский Донец называют младшим братом Дона.

Сообщение. Северский Донец назван в честь северских народов населявших её когда-то. Своё начало река берёт в Белгородской области. По территории Ростовской области протекает 280 км. И впадает в реку Дон. Правые берега высокие и крутые. Левые пологие и песчаные.

Учитель: Какое значение имеет для нас наша речка? ( Место отдыха, рыбалки, техническая вода для полива, водные дороги)

  1. Работа в группах «Чужими глазами»

(Рабочая тетрадь, задание №5, слайд 12)

1-й ряд – глазами лётчика пролетающего над городом и рекой.

2-й ряд – глазами водителя проезжающего на грузовике через мост.

3-й ряд – глазами вороны сидящей на ветке дерева растущего на берегу реки.

( За несколько минут ваша группа должна составить рассказ о том, что может увидеть данный объект, наблюдая за рекой.)

— Я приготовила для каждой группы вопросы. Если возникнут затруднения, смело обращайтесь за помощью к гостям, которые пришли к нам на урок.

1. Почему реки не перестают течь?

2. Есть ли реки, которые не текут? ( Нарисованные на картине…)

3. Миллионы лет несут реки свои воды в океан, но при этом не выходят из берегов. Почему? (Мировой круговорот воды)

— Как вам в жизни пригодятся знания, полученные о водоёмах? ( Ответы детей)

Составить сочинение рассуждение (вариант по выбору):

Источник

Читайте также:  Нагрев бассейна электрическим котлом
Оцените статью