«Урок внеклассного чтения в 9 классе. А.С.Пушкин «Бахчисарайский фонтан» Учитель высшей категории Попова Надежда Ивановна Н.Чернецов. Пушкин в Бахчисарайском дворце. 1837 г. Цель: — . »
Урок внеклассного чтения в 9 классе. А.С.Пушкин «Бахчисарайский фонтан»
Учитель высшей категории Попова Надежда Ивановна
Н.Чернецов. Пушкин в Бахчисарайском дворце. 1837 г.
Цель: — актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении;
— формировать умение выделять романтические тенденции в творчестве А.Пушкина;
— провести заочную экскурсию по пушкинским местам Крыма;
— развивать навыки комплексного анализа текста;
— развивать умение применять компаративный прием в работе над образами героев
— развивать творческое мышление учащихся;
— воспитывать вдумчивого читателя, истинного ценителя художественного слова;
любовь к родному краю.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, карта Крыма, альбом иллюстраций «Памятники крымской старины» в графике К.Ф.Богаевского, книга Е.А.Катюшина «Феодосия, Кафа, Кефе», репродукция картины К.Брюллова «Бахчисарайский фонтан», рисунки учащихся; видеофильм о Бахчисарае.
Форма урока: урок-путешествие.
Эпиграф урока: «Волшебный край, очей отрада!» А.С.Пушкин
1. Организационный момент.
Вам, верно, приходилось слышать выражение «малая родина». Что оно обозначает? Многие из вас родились или долго живут в Крыму. Любите ли вы эту землю? Когда вас спрашивают, откуда вы, с каким чувством вы отвечаете, что из Крыма? А знаете ли вы свою землю?
Сколько писателей, поэтов, музыкантов с восторгом описывали наш край, называя его пленительным уголком земли. Вот и сегодня мы сможем лишний раз убедиться в этом, познакомившись с поэмой А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан».
3. Аналитическая беседа
Под впечатлением посещения юга России поэт создал 4 произведения, не связанные друг с другом единством содержания или героями, но близкие по ярким образам и темой свободы. Этот цикл получил название «южные поэмы». По мнению одного из первых биографов Пушкина П.В.Анненкова, «подлинный Пушкин начинается с Крыма».
— Вы прочитали поэму. К какому литературному направлению ее можно отнести?
Действительно, «Бахчисарайский фонтан» — наиболее романтическая из всех южных поэм. В начале 19 века слово «романтизм» стало лозунгом тех, кого не устраивали жесткие рамки классицизма, для них это направление стало символом свободы и творчества.
— Давайте найдем признаки романтизма в поэме:
— герои – незаурядные личности;
— свободолюбие, разрыв с действительностью;
— поединок личности и судьбы;
Одним из признаков романтического произведения можно считать отрывистость композиции, некую фрагментарность, отсутствие хронологической последовательности в развитии действия. Что вы можете сказать о поэме?
1 — нет вступления;
2 — неясна история гибели героинь;
3 – красота стиха;
4 – богатство формы
4.Заочная экскурсия по пушкинским местам в Крыму.
Давайте совершим заочную экскурсию по пушкинским местам в Крыму, заглянем в ханский дворец в Бахчисарае, где разворачиваются события поэмы. Дадим слово ИСТОРИКУ, БИОГРАФУ и ЭКСКУРСОВОДУ.
Историк: Пребывание в Крыму летом 1820 года оставило глубокий след в жизни и поэтической судьбе Пушкина. Многие пушкинские произведения связаны с Крымом. В лирике крымская тема, начинаясь элегией «Погасло дневное светило…» звучит почти до конца жизни поэта. В Крыму начата романтическая поэма «Кавказский пленник». «Бахчисарайский фонтан» пронизан крымскими мотивами. В письме Н.Б.Голицыну в ноябре 1836 г. поэт связывает с Тавридой и замысел своего самого крупного и задушевного произведения – романа «Евгений Онегин»: «…там колыбель моего Онегина…»
Биограф: Два письма Пушкина служат главными источниками информации. Одно – брату Льву Сергеевичу из Кишинева от 24 сентября 1820 г. (то есть сразу по возвращении из Крыма), другое – так называемый «Отрывок из письма к Д.», написанный в 1824 г. Каждое описывает лишь часть путешествия: Левушке поэт рассказывает о Керчи, Феодосии и Гурзуфе, о своих спутниках Раевских и об общих впечатлениях. А в «Отрывке…» — о Бахчисарае, Георгиевском монастыре.
Историк: 15 августа 1820 г. вместе со своими спутниками Пушкин переправился через Керченский пролив. Виды Керчи его разочаровывают, он сердит и саркастичен.
Биограф: «Здесь увижу я развалины Митридатова гроба, здесь увижу я следы Пантикапеи, думал я,- на ближней горе посреди кладбища увидел я груду камней, утесов, грубо высеченных, заметил несколько ступеней, дело рук человеческих…»
Историк: 16 августа во второй половине дня путешественники приехали в Феодосию.
Биограф: «Из Керчи приехали мы в Кефу, остановились у Броневского, человека почтенного по непорочной службе своей и по бедности…Он имеет большие сведения о Крыме, стороне важной и запущенной».
Историк: Судя по письму поэта, Раевские и Пушкин жили не в самой Феодосии, а на даче, рядом с городом. Сегодня это территория санатория. На мемориальной доске, установленной у входа в санаторий, высечено: «Здесь 16-18 августа 1820 г. останавливался проездом в Гурзуф великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин».
Из Феодосии Раевские и Пушкин отправились морем в Гурзуф. Бриг «Мингрелия», на борту которого состоялось это путешествие, отплыл из Феодосии утром 18 или 19 августа.
Биограф: «Отсюда морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды в Юрзуф…Корабль плыл перед горами, покрытыми тополями, виноградом, лаврами и кипарисами: везде мелькали татарские селения… Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам; тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ими; справа огромный Аю-Даг… и кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный…»
Историк: Почти три недели прожил поэт в Гурзуфе и всегда считал их «счастливейшими минутами» своей жизни.
Биограф: «В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом; я тотчас привык к полуденной природе и наслаждался ею… Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря — и заслушивался целые часы…»
Историк: 5 сентября Пушкин и оба Раевские покинули Гурзуф и отправились верхом по Южному берегу Крыма в Бахчисарай и Симферополь. Утром 7 сентября путешественники прибыли во второй половине дня в Бахчисарай, который был настоящим восточным городом. Дома в два этажа, окнами во двор, с балконами, деревянными решетками, зелеными двориками. Не могли они не посетить ханский дворец…
Биограф: « В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана…Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан, из ржавой железной трубки по каплям капала вода. Я обошел дворец с большой досадой на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат…»
Просмотр видеофильма о Бахчисарае.
Экскурсовод: В 19 веке дворец служил местом приема знатных гостей, оставаясь музеем и памятником. В письме поэт говорит о мавзолее возлюбленной хана Дилары Бикеч, умершей в 1764 году. С нею было связано множество легенд, живших в Крыму долгое время. В ее память создан в 1764 году мастером Омером знаменитый «Фонтан слез», находящийся сейчас в фонтанном дворике вместе с «Золотым фонтаном». Пушкин, иронично отозвавшийся о фонтане в «Отрывке…», конечно же, оценил его изящество и глубокий символизм – мастер воплотил в нем идею вечной печали об ушедшей возлюбленной. В 1824 г., уже в Михайловском, поэт пишет стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца» (ученик читает стихотворение).
5. Работа над содержанием поэмы.
Итак, мы в ханском дворце г. Бахчисарая. Отсутствие вступления было отходом уже от канонов романтизма. Но ведь именно в таких вот отступлениях от принятых норм и правил ярче проявляется гений А.С.Пушкина. К слову, в первоначальных набросках вступление все же было. Например, вот такое:
Исполню я твое желанье,
Начну обещанный рассказ.
Давно, когда мне в первый раз
Поведали сие преданье,
Мне стало грустно; пылкий ум
Был омрачен невольной думой,
Но скоро пылких оргий шум
Развеселил мой сон угрюмый.
О возраст ранний и живой,
Как быстро легкой чередой
Тогда сменялись впечатленья:
Восторги – тихою тоской!
Печаль – порывом упоенья!
А вот еще варианты вступления:
1.Бахчисарай! Обитель гордых ханов, 2. Дивлет Гирей сидит,
Я посетил пустынный твой дворец. Драгой янтарь в устах его дымится,
Угрюмый двор кругом его молчит…
Там некогда, мечтаньем упоенный,
Я посетил дворец уединенный.
— Почему же автор отказывается от какого-либо вступления и поэма начинается словами:
Гирей сидел, потупя взор;
Янтарь в устах его дымился?
Автор сразу погружает нас в атмосферу ханского дворца, знакомит с одним из главных героев.
— Что же мы о нем узнаем?
«Хан грозный», «сумрачное лицо», «повелитель горделивый», «строгое чело», «гордая душа». Перед нами отважный воин, властный повелитель, перед которым трепещет раболепный двор, а робкие жены не смеют огорчить своего повелителя. Почему же так мрачен Гирей?
-В какой части этого дворца разворачиваются основные события поэмы?
— Чем обычно занят день обитательниц гарема?
История польской красавицы Марии, попавшей к хану Гирею, дала возможность А.Пушкину создать два женских образа, которые стали открытием в его творчестве. Эти характеры предельно романтичны в своей контрастности. Перед нами любовный треугольник:
Задание: ученику предложены цитаты из текста, которые нужно распределить между героинями ( на доске две розы, красная символизирует Зарему, кремовая – Марию) –см.приложение
— Что же представляет собой Зарема? Что мы о ней узнаем?
Зарема грузинка, некогда плененная Гиреем. Ее считают красой гарема, потому что до недавнего времени она была любимой наложницей хана. Сейчас же она «печальна и бледна», потому что Гирей ее забыл. Зарема не страдает в неволе; страстно любящая своего властелина, она была счастлива, пока не появилась новая пленница – польская княжна Мария.
В тексте находим описание внешности героини.
Словарная работа: «лилейное чело» — белое как лилея (устаревшее), лилия.
— Что вы можете сказать о Марии?
Совсем недавно еще жила она в родной стране с любящим отцом; образованна, музыкальна; ее руки искали многие, но любви она еще не знала; и вот она потеряла не только близких, но и родину, оторвана от всего, что было ей дорого. В неволе она находит утешение только в молитве.
— Какой прием использует автор в работе над их образами? (контраст, антитеза).
Грозный хан Гирей сражен красотой Марии, он не смеет нарушить ее покой:
И для нее смягчает он
Гарема строгие законы…
Напряжение нарастает, мы понимаем, что конфликт между двумя героинями неизбежен. И что же делает автор? Он вставляет лирическое отступление – прекрасное, лирическое, удивительно музыкальное описание ночного Бахчисарая, в котором несколько раз звучит «Я»
— Как вы думаете, почему он так поступает?
— А как происходит встреча двух героинь?
— Как ведет себя каждая из них? Почему отважная Зарема вдруг почувствовала «тайный страх», войдя в покои Марии? Что общего у этих двух красавиц?
Их судьба. Обе пленницы, христианки. Обе невластны в своей судьбе. Но одна нашла здесь любовь и счастье, забыв свободу и родину, За свою любовь она готова бороться. И вдруг она обращается к Марии не с угрозами, а с мольбой. Что мы слышим из ее уст?
Зачитываем отрывок – мольба Заремы. Обращаем внимание на пленительный стих, мелодику стиха. Зарема на коленях умоляет Марию сжалиться. В «красе гарема» нет сожаления о потерянной отчизне, тоски по родным, а только ревность, сжигающая душу. Она в отчаянии требует клятвы возвратить ей сердце Гирея. Но разве это возможно? Ведь Мария и так не подавала надежды хану.
— Как вы думаете, с такими ли намерениями прокралась сюда ночью, рискуя жизнью, Зарема?
Нет, она шла устранить соперницу, но, увидев княжну, лик Пресвятой Девы, она решается только на крик души, и только.
— Какое чувство вызывает у вас эта героиня? Она обрывает свою речь на полуслове. А как бы вы продолжили эту фразу: «если я должна тебе…кинжалом я владею…»?
Поэма полна загадок, автор как будто приглашает читателя к соавторству, оставляя многие моменты неясными. Одна из особенностей романтической поэмы, как мы уже говорили, — недосказанность.
— Что же случилось? Как вы думаете?
У Марии не было выбора. Она не может даже «помыслить о доле наложницы презренной», надеяться на то, что Гирей забудет о ее существовании, тоже нельзя. Убить себя христианка не может – это страшный грех. Зарема убивает ее, тем самым освобождая от позорной участи.
— А что происходит с Заремой? Знала ли она, что ее ждет?
Думается, что понимала, но все равно пошла на такой риск. Страстной, ревнивой красавице легче было умереть, устранив соперницу, чем потерять любовь Гирея. Так во дворце появляется прекрасный памятник – Фонтан слез. Печальная история окончена. И вновь мы слышим голос автора, воспевающего брега пленительной Тавриды: «Волшебный край! Очей отрада!»
А.С.Пушкин историю Марии Потоцкой слышал еще в Петербурге до посещения Крыма: « Я суеверно перекладываю в стихи рассказ молодой женщины», — признается он в письме А.Бестужеву. В другом послании поэт говорит, что «любил без памяти» эту таинственную рассказчицу: « Признаюсь, что одной мыслью этой женщины дорожу я более, чем мнением всех журналов на свете и всей нашей публики». Его любовь не встретила ответа, и он решил скрыть от всех имя своей вдохновительницы. Исследователи выдвигали разные версии, но наиболее убедительной считают предположение профессора Л.Гроссмана, который нашел, что это Софья Станиславовна Потоцкая, вышедшая замуж в 1821 г. за генерала П.Д.Киселева. Скорее всего именно от нее услышал поэт историю одной из представительниц этого знатного рода.
Сам Пушкин невысоко ценил поэму, которая оказалась между тем очень популярной. Однажды с ним произошел забавный случай. «Друзья в Петербурге выхлопотали Пушкину разрешение на перевод в большой приморский город – Одессу. Однажды он ехал за город в гости по большой дороге. Кучер не знал дороги, свернул в сторону к военной батарее. Возле орудий ходил молодой человек. Пушкин спросил о дороге, офицер ответил, потом вдруг сказал:
— Извините за нескромность, я желал бы знать, с кем имею удовольствие говорить?
— Александр Сергеевич Пушкин…
— Вы тот Александр Сергеевич Пушкин, вы наш поэт, наша гордость и слава?! Вы сочинитель «Бахчисарайского фонтана, «Руслана и Людмилы». — Офицер в восторге замахал руками и вдруг крикнул: — Орудия! Первое, пли.. – и вслед за тем раздался выстрел. – Второе, пли, — и опять выстрел.
На выстрел из палаток выбежали солдаты и офицеры.
— Что случилось? Почему стрельба?
— Во славу нашего знаменитого поэта Александра Сергеевича Пушкина, — торжественно объявил офицер, отдавая честь Пушкину.
В это время забили тревогу, прискакал батальонный командир и за нарушение дисциплины отдал приказ посадить офицера под арест. Никакие просьбы Пушкина не помогли».( Н.С.Шер «Рассказы о русских писателях»)
Сегодня я узнал…
7. Подведение итогов.
Прошло много лет со времени посещения нашего края Пушкиным, и вот 2 февраля 1830 г. в Петербурге он пишет К.А.Собаньской: « …Среди моих мрачных сожалений меня прельщает и оживляет одна лишь мысль о том, что когда-нибудь у меня будет клочок земли в Крыму…»
Мечте этой не суждено было сбыться, но практически во всех крымских городах есть места, напоминающие нам о великом русском поэте. Есть такой уголок и в нашем городе – небольшой сквер около железнодорожного вокзала, в котором стоит памятник Пушкину. Это уголок тишины и вдохновения посреди суеты приморского города.
— Изменилось ли что-нибудь в вашем восприятии Крыма после нашего урока?
Надо не только любить свою малую родину, но знать ее историю, культурное наследие. От вас зависит будущее нашего полуострова, каким он будет : удивительным уголком природы, вдохновляющим поэтов и художников, или землей, изуродованной неразумными людьми, думающими только о наживе.
8. Домашнее задание. Составить викторину или кроссворд по поэме «Бахчисарайский фонтан»
«ГК (К) ГОУ для обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №8 VIII вида г. Кургана Живой мир Рабочая тетрадь для обучающихся на дому 7 т классаАвтор – составитель: Южакова Е.М., учитель начальных классов Курган, 2014 Тема: Осень. Признаки осени. Растен. »
«Технологиялы картасы/ Технологическая карта/ №18Дата: Білім беру облысы / Образовательная область/: Познание Блім /Раздел/: ручной труд Таырып /Тема/: «Плетение камши.» Масат /Цели/: Развива. »
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Топкановская основная общеобразовательная школа»УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Топкановская ООШ» _ И.И.Ширяева приказ от _ 2015 года № _РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре на 2015-2016 учебный год 2 класс (3 час. »
«МКДОУ детский сад «Малышок» Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ в условиях ФГОС. Осипова О.С. р.п. Чик 2014Принципы ФГОС ДОподдержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного п. »
«Методическая разработка урока математики в 5 классе по УМК Г.К. Муравина, О.В. Муравиной авторы разработки: О.П.Зуева, учитель математики МАОУ СОШ № 34 г. Златоуст, Л. П. Орлова, учитель математики МАОУ СОШ № 34 г. Златоуст, Т. В. Пермякова, учитель математики МАОУ СОШ № 34 г. Златоуст, Ф.М. »
«7 ночей Круиз из порта Новый Орлеан, США в порт Новый Орлеан, СШАЛайнер: Carnival Dream2016 год: Сент 18 , Нояб 13 , 27 , Дек 11 , 2017 год: Янв 08 , 22 , Февр 05 , 19 ,Порты захода: Новый Орлеан, США | В море | В море | Махогани Бэй, Гондурас |. »
«Коррекционно – развивающее занятие с детьми с задержкой психического развития»ПУТЕШЕСТВИЕ К ЗВЕЗДАМ» Цель: развитие мышления, воображения, фантазии, слухового внимания, повышение уровня работоспособности. Развитие эмоционально-волевой сферы (пантомимики), способности понимать состояние д. »
2017 www.docx.lib-i.ru — «Бесплатная электронная библиотека — интернет материалы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Источник