Регламентация качества и контроль за состоянием воздушного бассейна
Качество атмосферного воздуха рассматривается как совокупность присущих ему свойств, которые определяют степень воздействия химических, физических и биологических факторов на окружающую среду. Нормирование качества атмосферного воздуха осуществляется с целью установления обоснованных предельно допустимых нормативов воздействия на атмосферный воздух, гарантирующих безопасность здоровья населения и окружающей среды. Для оценки состояния атмосферного воздуха в СССР были установлены единые нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (утверждены Министерством здравоохранения СССР в 1984г.). В настоящее время эти нормативы используются в странах СНГ, по мере необходимости вносятся соответствующие изменения и дополнения. В случае отсутствия значений ПДК для населенных мест могут применяться ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ). Подробнее сущность экологических нормативов ПДК и ОБУВ раскрыта в гл13.
Качество атмосферного воздуха регулируется также нормативами предельных объемов образования загрязняющих веществ при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов; нормативами потребления атмосферного воздуха для производственных нужд; нормативами содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий передвижных источников на атмосферный воздух; нормативами удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Оценка качества атмосферного воздуха может производиться с применением комплексного индекса загрязнения атмосферы (ИЗА), который учитывает классы опасности, стандарты качества и средние уровни загрязнения воздуха. Расчет ИЗА по данным наблюдений для i-ой примеси ведется по формуле:
где gcpi — среднегодовая концентрация i-й примеси; ПДКcci — среднесуточная ПДК для i-й примеси, мг/м 3 ; Ki — 0,85; 1,0; 1,3 и 1,7 соответственно для 4,3,2 и 1-го классов опасности нормируемых веществ.
Комплексный ИЗА, учитывающий n примесей, присутствующих в атмосфере, рассчитывается по формуле:
ИЗАn = (gcpi / ПДКcci) Ki (5.2)
Уровень загрязнения атмосферы считается высоким, если средние значения концентраций в населенном пункте превышают средние по региону, или ИЗА превышает 7; повышенным — если концентрации примеси в отдельных случаях превышают ПДКcc и ПДКмр (максимальную из разовых); низким — если среднегодовые концентрации примеси находятся в пределах или ниже ПДКcc, а максимальные из разовых только в отдельных случаях превышают допустимые нормы.
Наблюдение и контроль за состоянием воздушного бассейна в странах СНГ осуществляется в рамках национальных систем мониторинга. Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха по химическим, физическим, биологическим и другим показателям проводят органы гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической служб. Они располагают широкой сетью станций и постов наблюдения, соответствующими лабораториями.
Государственный контроль ставит своей целью обеспечить исполнение правил, требований и нормативов по охране атмосферного воздуха; он возложен на органы управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Отраслевые министерства и ведомства проводят контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в воздушное пространство, а также за оснащением их приборами, необходимыми для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов на подведомственных им субъектах хозяйствования.
Наблюдение и контроль на импактном уровне представляет собой подсистему режимного отслеживания за уровнем загрязнения воздуха основными и специфическими вредными веществами, содержащимися в газах, выбрасываемых предприятиями и транспортом. Используется как сеть стационарных постов, расположенных в различных частях городов и на границах санитарно-защитных зон, так и специальные передвижные лаборатории. Производственный контроль проводят субъекты хозяйствования, они же проверяют исполнение планов и мероприятий по охране атмосферного воздуха, его рациональному использованию, сохранению нормативов качества.
Географическое положение ряда стран СНГ на Евразийском континенте, где преобладает западный перенос воздушных масс, обусловливает значительное трансграничное загрязнение атмосферного воздуха, т. е. источники такого загрязнения расположены на территории стран Западной и Центральной Европы. Наиболее интенсивно происходит перенос закисляющих соединений, вызванных техногенными выбросами оксидов серы и азота. Трансграничный перенос вредных веществ с воздушными потоками имеет место и в воздушном пространстве государств Содружества.
По оценке НИИ охраны атмосферного воздуха Минприроды Российской Федерации перенос вредных веществ с воздушными потоками по отдельным государствам Содружества в середине 90-х годов ХХ столетия осуществлялся в следующих масштабах (соответственно, тыс. т серы в пересчете на двуокись серы — SO2 и тыс. т соединений азота — в пересчете на двуокись азота — NO2):
Ø Россия → Украина: 44 и 25;
Ø Украина → Россия: 393 и 110;
Ø Россия → Беларусь: 22 и 5,5;
Ø Беларусь → Россия: 89 и 29;
Ø Россия → Казахстан; 871 и 322;
Ø Казахстан → Россия: 572 и 285.
Странами СНГ подписана и выполняется Конвенция 1979г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Разрабатывается система наблюдений и оценки источников и степени такого загрязнения, мероприятий, направленных на сокращение объема выбросов, вызывающих трансграничное загрязнение воздуха.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Регламентация качества и контроль состояния воздушного бассейна
Качество атмосферного воздуха рассматривается как совокупность присущих ему свойств, которые определяют степень воздействия химических, физических и биологических факторов на окружающую среду. Нормирование качества атмосферного воздуха осуществляется с целью установления обоснованных предельно допустимых нормативов воздействия на атмосферный воздух, гарантирующих безопасность здоровья населения и окружающей среды. Для оценки состояния атмосферного воздуха в СССР были установлены единые нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (утверждены Министерством здравоохранения СССР в 1984г.). В настоящее время эти нормативы используются в странах СНГ, по мере необходимости вносятся соответствующие изменения и дополнения. В случае отсутствия значений ПДК для населенных мест могут применяться ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ). Подробнее сущность экологических нормативов ПДК и ОБУВ раскрыта в гл16.
Качество атмосферного воздуха регулируется также нормативами предельных объемов образования загрязняющих веществ при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов; нормативами потребления атмосферного воздуха для производственных нужд; нормативами содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий передвижных источников на атмосферный воздух; нормативами удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Оценка качества атмосферного воздуха может производиться с применением комплексного индекса загрязнения атмосферы (ИЗА), который учитывает классы опасности, стандарты качества и средние уровни загрязнения воздуха. Расчет ИЗА по данным наблюдений для i-ой примеси ведется по формуле
где gcpi — среднегодовая концентрация i-й примеси; ПДКcci — среднесуточная ПДК для i-й примеси, мг/м 3 ; Ki — 0,85; 1,0; 1,3 и 1,7 соответственно для 4,3,2 и 1-го классов опасности нормируемых веществ.
Комплексный ИЗА, учитывающий n примесей, присутствующих в атмосфере, рассчитывается по формуле
ИЗАn = (gcpi / ПДКcci) Ki (5.2)
Уровень загрязнения атмосферы считается высоким, если средние значения концентраций в населенном пункте превышают средние по региону, или ИЗА превышает 7; повышенным — если концентрации примеси в отдельных случаях превышают ПДКcc и ПДКмр (максимальную из разовых); низким — если среднегодовые концентрации примеси находятся в пределах или ниже ПДКcc, а максимальные из разовых только в отдельных случаях превышают допустимые нормы.
Наблюдение и контроль за состоянием воздушного бассейна в странах СНГ осуществляется в рамках национальных систем мониторинга. Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха по химическим, физическим, биологическим и другим показателям проводят органы гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической служб. Они располагают широкой сетью станций и постов наблюдения, соответствующими лабораториями.
Государственный контроль ставит своей целью обеспечить исполнение правил, требований и нормативов по охране атмосферного воздуха; он возложен на органы управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Отраслевые министерства и ведомства проводят контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в воздушное пространство, а также за оснащением их приборами, необходимыми для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов на подведомственных им субъектах хозяйствования.
Наблюдение и контроль на локальном уровне представляет собой подсистему режимного отслеживания за уровнем загрязнения воздуха основными и специфическими вредными веществами, содержащимися в газах, выбрасываемых предприятиями и транспортом. Используется как сеть стационарных постов, расположенных в различных частях городов и на границах санитарно-защитных зон, так и специальные передвижные лаборатории. Производственный контроль проводят субъекты хозяйствования, они же проверяют исполнение планов и мероприятий по охране атмосферного воздуха, его рациональному использованию, сохранению нормативов качества.
Географическое положение ряда стран СНГ на Евразийском континенте, где преобладает западный перенос воздушных масс, обусловливает значительное трансграничное загрязнение атмосферного воздуха, т. е. источники такого загрязнения расположены на территории стран Западной и Центральной Европы. Наиболее интенсивно происходит перенос закисляющих соединений, вызванных техногенными выбросами оксидов серы и азота. Трансграничный перенос вредных веществ с воздушными потоками имеет место и в воздушном пространстве государств Содружества.
По оценке НИИ охраны атмосферного воздуха Минприроды Российской Федерации перенос вредных веществ с воздушными потоками по отдельным государствам Содружества в середине 90-х годов ХХ столетия осуществлялся в следующих масштабах (соответственно, тыс. т серы в пересчете на диоксид серы — SO2 и тыс. т соединений азота — в пересчете на диоксид азота — NO2):
Ø Россия → Украина: 44 и 25;
Ø Украина → Россия: 393 и 110;
Ø Россия → Беларусь: 22 и 5,5;
Ø Беларусь → Россия: 89 и 29;
Ø Россия → Казахстан; 871 и 322;
Ø Казахстан → Россия: 572 и 285.
Странами СНГ подписана и выполняется Конвенция 1979г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Разрабатывается система наблюдений и оценки источников и степени такого загрязнения, мероприятий, направленных на сокращение объема выбросов, вызывающих трансграничное загрязнение воздуха.
Источник
6.4. Регламентация качества и контроль за состоянием воздушного бассейна
Качество атмосферного воздуха рассматривается как совокупность присущих ему свойств, которые определяют степень воздействия химических, физических и биологических факторов на окружающую среду. Нормирование качества атмосферного воздуха осуществляется с целью установления обоснованных предельно допустимых нормативов воздействия на атмосферный воздух, гарантирующих безопасность здоровья населения и окружающей среды. Для оценки состояния атмосферного воздуха на территории Республики Беларусь действуют единые нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него. Подробнее сущность экологического нормирования и оценки качества природной среды раскрыта в гл. 14.
Качество атмосферного воздуха регулируется также нормативами:
предельных объемов образования загрязняющих веществ при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов;
потребления атмосферного воздуха для производственных нужд;
— содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий передвижных источников на атмосферный воздух;
— удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Наблюдение и контроль за состоянием воздушного бассейна страны осуществляется в рамках Национальной системы мониторинга Республики Беларусь. Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха по химическим, физическим, биологическим и другим показателям проводят органы гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической служб. Они располагают широкой сетью станций и постов наблюдения, соответствующими лабораториями.
Государственный контроль ставит своей целью обеспечить исполнение правил, требований и нормативов по охране атмосферного воздуха; он возложен на органы управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Отраслевые министерства и ведомства проводят контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в воздушное пространство, а также за оснащением их приборами, необходимыми для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов на подведомственных им субъектах хозяйствования.
Наблюдение и контроль на локальном уровне представляет собой подсистему режимного отслеживания за уровнем загрязнения воздуха основными и специфическими вредными веществами, содержащимися в газах, выбрасываемых предприятиями и транспортом. Используются как сеть стационарных постов, расположенных в различных частях городов и на границах санитарно-защитных зон, так и специальные передвижные лаборатории. Производственный контроль проводят субъекты хозяйствования, они же проверяют исполнение планов и мероприятий по охране атмосферного воздуха, его рациональному использованию, сохранению нормативов качества.
Наблюдения за воздушной средой, проводившиеся в 90-е годы, показали, что выбросы загрязняющих веществ в Беларуси постепенно снижались, уровень загрязнения атмосферного воздуха основными вредными веществами был ниже санитарно-гигиенических норм. Вместе с тем, на территории, где проживает 4,4 млн. человек, наблюдались разовые концентрации, превышавшие нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК).
Географическое положение Беларуси в центре Европы обусловливает значительное трансграничное загрязнение атмосферного воздуха. Иными словами, источники такого загрязнения расположены на территории других государств, в основном западноевропейских. Наиболее интенсивно происходит перенос закисляющих соединений, вызванных техногенными выбросами оксидов серы и азота. По данным 1994 г., на территорию Беларуси выпало 301 тыс. т серы, в том числе из собственных источников — 43 тыс. т (14 %), 114,3 тыс. т окисленного азота (из собственных источников — 7,2 тыс. т, или 6 %), 82 тыс. т восстановленного азота (от собственных источников — 63,4 тыс. т, или 35 %). Республикой Беларусь подписана и выполняется Конвенция 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Разрабатывается система наблюдений и оценки источников и степени такого загрязнения, мероприятии, направленных на сокращение объема выбросов, вызывающих трансграничное загрязнение воздуха.
Источник