- Крупнейшие порты, расположенные на Черноморском побережье
- Черноморские порты России
- Черноморские порты Украины
- Черноморские порты Румынии
- Черноморские порты Турции
- Черноморские порты Грузии
- Крупнейший угольный терминал в России запускается на Черном море
- Эксперт: потенциал перевалки угля вырос в портах Тамань и Усть-Луга
Крупнейшие порты, расположенные на Черноморском побережье
Для государств, расположенных на черноморском побережье, морские перевозки занимают значительное место в экономике, являясь экспортно-импортными воротами этих стран.
Внутренняя и международная торговля привела к появлению крупных портов, через которые ежегодно проходят миллионы грузов.
Черноморские порты России
В нашей стране на побережье Чёрного моря насчитывается 17 портов, из которых пять находятся на полуострове Крым, остальные – в Краснодарском крае. Наиболее крупными по годовому грузообороту из них являются следующие порты.
- Новороссийский. Благодаря удачному расположению в Цемесской бухте порт, основанный в 1845 году, сегодня представляет собой главные черноморские ворота страны и занимает первое место по грузообороту во всём черноморском регионе. Его грузооборот приближается к 150 миллионам тонн в год, а пропускная способность пассажирских терминалов превышает 1,6 миллионов человек в год. Порт занимает территорию площадью 238 га и включает 88 причалов.
- Нефтяной порт Каспийского ТК. Он располагается в пос. Южная Озереевка неподалёку от Новороссийска и обладает современным нефтеналивным оборудованием, при помощи которого происходит загрузка танкеров сырой нефтью. Ежегодный грузооборот составляет около 35 миллионов тонн.
- Туапсинский. Построенный в 1898 году порт сегодня занимает площадь, равную 38 га. Он располагается в г. Туапсе (Краснодарский край) и состоит из 34 причалов. Годовой грузооборот приближается к 37 миллионам тонн.
Черноморские порты Украины
Крупнейшие морские порты Украины сосредоточены на побережье Чёрного моря. Основными экспортными товарами, проходящими через них, являются металлопрокат и зерновые культуры.
- Одесский. Существующий с 1794 года порт в течение всего XIX столетия занимал второе место по грузообороту в Российской империи, а сегодня является наиболее крупным портом Украины. Он занимает площадь, равную 141 га, на которой разместились 55 причалов. Годовой грузооборот в настоящее время составляет 23 миллиона тонн.
- Южный. Расположенный в 30 км к востоку от Одессы порт выстроен в Малом Аджалыкском лимане и составляет единый комплекс с Одесским припортовым заводом. Он состоит из 34 причалов с глубиной дна, составляющей 19 м, что позволяет принимать крупнотоннажные суда. Грузооборот в 2020 году составил 61 миллион тонн. Основные виды грузов – руда и окатыши, металлопрокат, аммиак и удобрения.
- Черноморск. Порт располагается в Сухом лимане, в 12 километрах от Одессы. Его площадь составляет 346 га, количество причалов – 29. Грузооборот в течение года составляет около 15 миллионов тонн.
Черноморские порты Румынии
Констанца. Это единственный крупный порт, которым располагает Румыния на побережье Чёрного моря. Он разделён на три части: нефтегавань, Старый и Новый порты. Общее число причалов – 36, их суммарная длина превышает 8 км. Ежегодный грузооборот достигает 50 миллионов тонн, основные грузы представляют собой сырую нефть и нефтепродукты, руду и окатыши, уголь, апатиты, зерновые, а также лес и пиломатериалы.
Черноморские порты Турции
На побережье Чёрного моря, принадлежащем Турции, располагается три крупных порта.
- Эрдемир. Порт располагается вблизи города Эрегли и составляет единый комплекс с металлургическим комбинатом. Причалы позволяют принимать крупнотоннажные суда с осадкой до 20 метров. Ежегодный грузооборот приближается к 8 миллионам тонн, преобладающие грузы – это руды и окатыши, уголь, металлопродукция.
- Самсун. Расположенный в устье реки Мерт порт состоит из 15 причалов, общая длина которых составляет 1,7 км. Грузооборот составляет около 1,3 миллиона тонн в год, основные грузы – зерно, табак, хромовая руда, цемент, продукция металлургии и машиностроения.
- Трабзон. Порт располагается в устье реки Дегирмен и состоит из 5 причалов. Средний годовой грузооборот достигает 2,5 миллиона тонн, основные грузы – уголь, шерсть, лес, продукты питания.
Черноморские порты Грузии
Небольшая по размерам Грузия обладает тремя крупными портами на Черноморском побережье.
- Поти. Порт действует с 1907 года и располагается в устье реки Риони рядом с городом Поти. В настоящее время он занимает территорию около 49 га и обладает 17 причалами. Грузооборот составляет 6,8 миллионов тонн по данным на 2015 год, преобладают контейнеры и навалочные грузы.
- Батуми. Расположенный в Батумской бухте порт существует с 1878 года. Он занимает площадь, равную 22 га, и обладает 11 причалами. Грузооборот в течение года составляет около 5,7 миллионов тонн, около 90% грузов представлены сырой нефтью с Бакинских месторождений и нефтепродуктами.
Источник
Крупнейший угольный терминал в России запускается на Черном море
Группа компания «ОТЭКО» начала пуско-наладочные работы и тестовые отгрузки на причале №1 крупнейшего в России Таманского терминала навалочных грузов (ТТНГ), сказано в сообщении группы. Причал рассчитан на приём судов дедвейтом до 220 тысяч тонн — максимальный размер балкеров, проходящих Босфорский пролив, и укомплектован высокопроизводительной судопогрузочной машиной, способной перегружать на балкеры до 4,5 тысяч тонн угля в час.
Причал является частью терминала по перевалке угля годовой пропускной способностью 50 млн тонн в год, на которую ТТНГ выйдет в первом квартале 2021 года, что сделает его крупнейшим угольным портом в России. В 2019 году терминал начал отгрузки угля с причалов №№3 и 4, рассчитанных на приём судов дедвейтом до 120 тысяч тонн, и отгрузил с начала работы 4,65 млн тонн угля.
Работы по строительству причала №2, который также будет принимать балкеры дедвейтом до 220 тысяч тонн, в настоящее время находятся в стадии завершения. География поставок порта включает в себя Турцию, страны южной Европы, Ближнего Востока, Латинскую Америку, Африку, Азию, в том числе Пакистан, Индию, Вьетнам, Корею, Японию.
Проектная мощность ТТНГ — 60 млн тонн (50 млн тонн угля с возможностью удвоения в случае потребностей рынка и пропускной способности ОАО «РЖД», 5 млн серы, 5 млн тонн минеральных удобрений) в год. Объём хранения на складах угля – до 3,5 млн тонн.
Поставки угля на рынки, обслуживаемые из Таманского терминала, составляют значительную часть угольного экспорта Кузбасса. В прошлом году, в частности, заметно увеличились поставки кузбасского угля в Израиль — на 33,3%, до 2,8 млн тонн, в Марокко — на 23,5%, до 3,67 млн тонн. Кроме того, этим направлением возможны отгрузки в Индию (расстояние до порта Мумбаи составляет из Тамани 4200 морских миль против 5400 из Владивостока), куда в прошлом году экспорт кузбасского угля вырос в 1,7 раза, до 4,25 млн тонн.
Крупнейшим угольным рынком на этом направления была и остается Турция, в январе-феврале увеличившая импорт угля из России на 40%, до 2,2 млн тонн (подробнее). В прошлом году в эту страну экспорт кузбасского угля составил 8,16 млн тонн.
Источник
Эксперт: потенциал перевалки угля вырос в портах Тамань и Усть-Луга
«Разворот на Восток» угольной отрасли в РФ произошел еще до событий 2022 г. и был связан с отказом от ископаемого в Европе. Однако потенциал перевалки данного груза в дальневосточных портах сегодня значительно ограничивается малой пропускной способностью Восточного полигона.
На объемы грузооборота в арктических регионах влияние оказывают ледовая обстановка и почти полное отсутствие ж/д подходов.
А вот грузопоток через порты Черного и Балтийского морей в 2022 году вырос. Потенциал роста перевалки ископаемого, в частности, значительно вырос в портах Тамань и Усть-Луга за счет реализации крупных инфраструктурных проектов.
Об этом «Морским вестям России» рассказал директор по направлению «Аналитика и логистика» компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин в ходе VIII Ежегодного форума «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация». Организатором мероприятия выступил журнал «Морские порты». Партнерами — ПАО «МегаФон», НПО «Аконит» и «Академия промышленного пылеподавления «Борей».
Часть вопросов эксперт осветил в ходе видеоинтервью.
На Дальнем Востоке, в Приморском крае в этом году ожидается ввод в эксплуатацию порта Суходол проектной мощностью 12 млн т. В Хабаровском крае продолжается строительство II очереди терминал АО «Ванинотрансуголь», проект рассчитан на 12 млн т. Параллельно идет расширение перевалочного комплекса «Дальтрансугля» — до 16 млн т.
В арктических регионах растут объемы перевалки угля в порту Беринговский, начато строительство терминала «Северная звезда». В этом году запланирован запуск первого состава с углем из порта Лавна. Мурманский морской торговый порт реализует проект дозагрузки судов на рейде.
В тоже время остановлено строительство угольного терминала АО «Прайм» на 16 млн т, поскольку РЖД не подтвердило инвестору объемы вывоза. Статус «архивных» получили проекты компаний АО «Открытый порт Находка», ООО «Терминал А», ООО «Тихоокеанский балкерный терминал», ООО «Порт Дальний», ООО «Компания Ремсталь», ООО НПП «Экомортех», ООО «Фар Истерн Нейчерл Рисорсис»
«Сейчас с развитием «ВТУ», «ДТУ», «Суходола» рынок угольной перевалки будет насыщен, а может и перенасыщен. Но всегда есть решение как у терминала «Порт Эльга». Они решают проблему дефицита железнодорожных мощностей строительством собственных. Проект сложный из-за рельефа, там будет непросто фрахтовать флот, тяжелая ледовая обстановка. Тем не менее, инвестор энергично реализует проект», — отметил Александр Головизнин.
В тоже время активно растет грузооборот угля в портах Азово-Черноморского бассейна. Прежде всего, из-за ввода в эксплуатацию Таманского терминала навалочных грузов ГК «ОТЭКО». В 2022 году крупнейшей объем перевалки среди угольных стивидоров показал не многолетний лидер АО «Восточный порт», а «ОТЭКО-Портсервис», обработавший около 30 млн т ископаемого.
«При этом инфраструктура терминала продолжает развиваться, в планах рост мощностей до 72 млн т в год. В тоже время остальные игроки в бассейне конкурировать с ним по динамике роста практически не могут, мощности и потенциалы там практически исчерпаны», — сказал представитель «Морстройтехнологии».
Динамика перевалки угля по отдельным портам Балтийского бассейна также неравномерна. Уверенно растет объем перевалки только в Усть-Луге.
«Начал работать с углем Терминал ООО «Ультрамар», по итогам 2022 года их грузооборот составил почти 4 млн т. Конечно, на фоне лидеров рынка это скромно, но появление нового игрока на Балтике заметно. Проект во многом уникальный, поскольку от момента утверждения декларации о намерениях до первой загрузки судна прошло всего два года», — отметил эксперт
В тоже время ряд проектов на Северо-Западе также оказался под вопросом из-за изменений конъюнктуры рынка. В частности, терминалы «Юг-2» ООО «Новые коммунальные технологии» и спецкомплекса ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал».
Александр Головизнин также отметил, что наиболее высокий рост грузооборота угля в 2022 году неожиданно продемонстрировали компании с небольшим объемом перевалки — ООО «Порт Логистик» в порту Выборг (+129% к уровню 2021 года) и ООО «Кандалакшский МТП» в порту Кандалакша (+109%). Наиболее же значительное падение было у ООО «Новые коммунальные технологии» в порту Усть-Луга (-43%) и ООО «Порт Высоцкий» (-31%).
В целом, заключил эксперт, несмотря на значительные изменения конъюнктуры рынка, развитие угольной перевалки в России не остановилось.
«Я думаю, в правильной локации, даже если сейчас начинать проектирование и строительство угольного терминала, можно вполне уложиться в сроки окупаемости. А если учесть, что все угольные терминалы кэптивные, то есть основной доход идет не от перевалки угля, а от добычи и торговли — пока этот бизнес весьма устойчивый», — подытожил Александр Головизнин.
Видео: Морские вести России
Источник