Угольные бассейны 19 века
«История открытий, изобретений, история техники — вот собственно, история культуры»
М.Горький
В российской историографии первое упоминание о пользе ископаемого угля содержится в именном Указе Петра I от декабря 1722 г. «О приискании на Дону и в Воронежской губернии каменного угля и руд». Каменный уголь велено искать с целью сохранения лесных богатств. Русский историк Н.И.Костомаров пишет, что «. стремясь обеспечить растущую промышленность необходимым количеством топлива и сохранить строительный лес, под пристальным надзором Петра I были организованы первые разведки и поиски ископаемого угля.»
По донесению подьячего Г.Капустина Петр I велел отправить людей на Дон в казачьи городки, в Синие Горы и Белогорье для раскопки каменного угля на трехсаженной глубине и более. Указом от 11 сентября 1723 г. приказано делать разведки каменного угля по Днепру и его притокам. В том же году дана десятилетняя привилегия некоему Фонармусу на добывание торфа с воспрещением другим лицам добывать его и продавать.
Надо отметить, что переход к углю у нас произошел довольно поздно (по сравнению с Европой) по одной простой причине: «. в районах тогдашней металлургии . заводы были обеспечены лесами на несколько поколений. А юг России за отсутствием населения и заводов не нуждался еще в топливе. И только бедность в дровах на юге России понуждала жителей этого края извлекать небольшими количествами каменный уголь и антрацит».
Горный инженер И.О.Бригонцов, составивший в 1795 г. рукописный труд под названием «В общественную пользу внутренней государственной экономики. Руководство к познанию, разрабатыванию и употреблению каменного угля с показанием и исследованием тех мест России, где оный преимущественно находится и необходимо нужен к замене и вознаграждению в лесе», в котором был обобщен малоизвестный опыт разработки угольных пластов, отметил, что уголь « по всей справедливости может относиться к числу первых средств, способствующих благополучию человеческой жизни» и «. между сокровищами земных недр можно по всей справедливости дать каменному углю первое место».
История открытия и освоения угольных месторождений России подробно изложена в многочисленных литературных источниках, на основе которых составлена хронограмма открытия и промышленного освоения основных угольных бассейнов России (рис.2.2).
С момента официального открытия первых угольных бассейнов, даты которых зафиксированы в исторических хрониках, примерно до середины XIX в. добыча угля в России производилась в небольших объемах только в Донецком и Домбровском бассейнах (Царство Польское). В Донецком бассейне до 1855 г. было добыто всего около 70 тыс. т каменного угля и антрацита, который использовался в кузнечных мастерских, кустарном промысле и для бытовых нужд.
Кустарные разработки угля производились также на Урале, в Сибири, но количество добываемого в этих регионах угля было незна-чительным и нигде не учитывалось.
Временной разрыв между открытиями этих бассейнов (месторождений) и началом их промышленного освоения составил в среднем 125 лет. Недоразвитой экономике крепостной системы XVIII в. — середины XIX в. пока не требовался ископаемый уголь. Металлургическое производство, в основном сосредоточенное на Урале, вполне обеспечивалось древесным углем. В этот период геологи и горняки, в основном, занимались только изучением размеров угленосных площадей, подготавливали геогностические карты, производили пробные попытки разработки месторождений. Оценить, даже приблизительно, количество УГОЛЬНЫХ запасов тогда не предоставлялось возможным.
Кроме экономической невостребованности в ископаемом твердом топливе, освоение угольных бассейнов, несомненно, задерживалось в связи с неравномерным освоением территории России. Уровень промышленного развития характеризует плотность населения по Различным регионам. Так, в источнике приводится ссылка на одну из работ, в которой были представлены данные о плотности населения в различных губерниях и областях Российской империи в начале XIX в. (тогда употребляли выражение «густота населения»). Тогда самая высокая густота населения» (количество душ на кв. милю) была в Центральной части России (от 2000 до 2500 чел.); средняя (от 1000 до 1500 чел) — в некоторых губерниях Малороссии и Казанской губернии.
В районах расположения открытых к этому времени угольных бассейнов значения показателей плотности населения были несравненно ниже. Так, на территории нынешнего украинского Донбасса плотность населения составляла не более 10 чел.; на землях Войска Донского (Восточный Донбасс) — 70-100 чел.; Пермской губернии (Кизеловский бассейн) — 150 чел.; в Томской губернии (Кузнецкий бассейн) — 9 чел.; Иркутской губернии (Восточная Сибирь и Дальний Восток) — 4 человека.
Во второй половине XIX в. были открыты первые угольные месторождения в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Их промышленное освоение происходило уже значительно быстрее, что было связано с продвижением промышленности в восточные районы Империи и строительством Транссибирской железнодорожной магистрали.
В XX в. геологическое изучение и промышленное освоение угольных месторождений происходило значительно интенсивнее, чему споcобствовали высокие темпы индустриализации советской экономики и практически бесплатные трудовые ресурсы. Показательным примером является история промышленного освоения Печорского угольного бассейна в 30 -40-е годы XX века.
Ниже кратко приведены основные исторические сведения об открытии и освоении первых угольных бассейнов (месторождений), к которым мы относим Донецкий и Подмосковный бассейны, месторождения Урала, Кузнецкий бассейн, а также некоторые месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока.
В 60-80-х годах XIX века в Донбассе были построены Грушевско-Донская железная дорога, железнодорожная ветка Грушевка — Екатеринослав, Константиновская железная дорога, отдельные ветки Донецкой железной дороги и др. Все это работало на пользу будущему угольной промышленности. Вместе с тем, железные дороги строились без какой-либо программы, в основном, на частные средства. Несогласованность действий частных владельцев дорог, установление собственных, постоянно меняющихся транспортных тарифов и др., препятствовали развитию тяжелой промышленности.
На росте объемов угледобычи ощутимо сказывалась конкуренция импортного угля, в основном из Англии, который называли ещё «кардиффским» углем. «Кардиффский» уголь был дороже: в городах по 30 коп. серебром, а в портовых городах — по 15 коп. за один пуд. Как только на рынке появился донской антрацит — писал современник, «.. .для подорвания сей промышленности, слабой средствами и капиталами, англичане уменьшили цену своего угля до половины». В 1857 г. донской антрацит при шахтах продавался по 7,5 коп. за пуд, однако транспортировка его оказывалась слишком дорогой, чтобы он мог конкурировать с тем же английским углем.
Известны данные, что за период 1866-1870 гг. в Россию было привезено из-за границы 4021 т. угля и кокса, а в период 1886-1890 гг. ввоз достиг 8985 тонн.
Во второй половине XIX века в Донбасс устремляются российские и иностранные предприниматели. В 1866 г. князю Кочубею была выдана концессия на постройку завода по изготовлению железных рельсов из местного сырья. В 1869 г. за крупное по тем временам вознаграждение — 24 тыс. фунтов стерлингов, князь уступает свои права выходцу из Великобритании Д.Юзу. Так Д.Юз вошел в историю индустриального развития Донбасса. Заключив с кабинетом министров «Договор на образование Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии», утвержденный российским императором 18 апреля 1869 г., Д.Юз начинает скупать земли в Екатеринославской губернии и строить металлургический завод и рабочий поселок Юзовка, положивший начало г.Донецку (Украина).
Российское правительство безвозмездно уступает Д.Юзу казенные земли с богатыми запасами каменного угля в близости Харьковско-Азовской железной дороги, дает чрезвычайно выгодную ссуду в 500 тыс. руб. на постройку рельсового пути, чтобы соединить завод с общей сетью железных дорог. Д.Юзу предоставляется право беспошлинного ввоза из-за границы оборудования для завода, каменного угля и, в добавок к этому, предусматривается выплата премий за изготовленные рельсы в течение десяти лет на общую сумму в 1,5 млн. рублей.
Современник событий горный инженер Фелькнер писал: «. Более щедрых гарантий придумать трудно. После столь щедрых льгот, дарованных Юзу, едва ли кто-нибудь решится на Юге России затратить свой капитал на железное дело, ибо будет находиться в невыгодном положении сравнительно с великобританским счастливцем».
Д.И.Менделеев, совершивший в 1888 г. поездку в Донецкий регион для изучения природных минералов, писал о Юзовке: «Пустыня ожила, результат очевиден, успех полный, возможность доказана делом». С Д.Юза началось активное проникновение иностранного капитала в развитие Донецкого бассейна, который завладел бассейном практически полностью к окончанию XIX века.
Русский писатель А.И.Куприн в своих документальных очерках об угольных шахтах в Донецком бассейне, некоторые из которых он посетил в 1900 г., описывает, в первую очередь, тяжёлую и бесшабашную жизнь углекопов. Также он упоминает владельцев и управляющих шахт, называя их «жирными бельгийскими буржуями, которые за десять лет так и не выучили русского языка».
В 1906 г. крупные предприятия Донецкого бассейна объединились в синдикат, известный под названием «Акционерное общество для торговли минеральным топливом Донецкого бассейна («Продуголь»). В синдикате объединились фирмы разных типов: каменноугольные, смешанные и вертикально комбинированные. Эти типы предприятий явно отличались друг от друга по многим важнейшим параметрам; их потребность в объединении, их роль в структуре объединения, наконец, экономические результаты их объединения были различными. Различным был и вклад разных типов фирм в развитие угледобывающей промышленности. Деятельность синдиката «Продуголь» прекратилась в связи с национализацией угольной промышленности в 1918 году.
Источник
История добычи угля — History of coal mining
История добычи угля идет на тысячи лет назад, с ранними рудниками документированных в древнем Китае, Римская империи и другой раннеисторической экономике. Он стал важным в период промышленной революции 19 и 20 веков, когда он в основном использовался для питания паровых двигателей, обогрева зданий и выработки электроэнергии. Сегодня добыча угля продолжает оставаться важным видом экономической деятельности, но начала снижаться из-за значительного вклада угля в глобальное потепление и экологические проблемы, что приводит к снижению спроса и, в некоторых регионах, к пику угля .
По сравнению с древесным топливом , уголь дает большее количество энергии на массу и часто может быть получен в районах, где древесина недоступна. Хотя исторически уголь использовался в качестве внутреннего топлива, в настоящее время он используется в основном в промышленности, особенно в плавке и производстве сплавов , а также в производстве электроэнергии . Крупномасштабная добыча угля развивалась во время промышленной революции , и уголь был основным источником первичной энергии для промышленности и транспорта в промышленных районах с 18 века до 1950-х годов. Уголь остается важным источником энергии. Уголь сегодня также в больших масштабах добывается открытым способом везде, где угольные пласты выходят на поверхность или находятся на относительно мелководье. Британия разработала основные методы подземной добычи угля с конца 18 века, а дальнейший прогресс был обусловлен прогрессом 19 века и начала 20 века. Однако с 1860-х годов нефть и газ все чаще использовались в качестве альтернативы.
К концу 20 века уголь был по большей части заменен в быту, а также в промышленности и на транспорте нефтью , природным газом или электричеством, произведенными из нефти, газа, ядерной энергии или возобновляемых источников энергии . К 2010 году уголь производил более четверти мировой энергии.
С 1890 года добыча угля также была политической и социальной проблемой. Профсоюзы и профсоюзы шахтеров стали влиятельными во многих странах в 20 веке, и часто шахтеры были лидерами левых или социалистических движений (как в Великобритании, Германии, Польше, Японии, Чили, Канаде и США) с 1970 года. , экологические проблемы становятся все более важными, включая здоровье шахтеров, разрушение ландшафта из-за вскрытия шахт и удаление горных вершин , загрязнение воздуха и вклад сжигания угля в глобальное потепление .
СОДЕРЖАНИЕ
Ранняя история
Ранняя добыча угля была мелкой, уголь лежал либо на поверхности, либо очень близко к ней. Типичные методы для извлечения включали дрейф горных работ и колокол яму . Наряду с штольнями использовалась малая разработка шахт . Это принимало форму колокольни, извлечение которой происходило наружу из центральной шахты, или техники, называемой комнатой и столбом, в которой «комнаты» угля извлекались с помощью столбов, поддерживающих крыши. Однако оба этих метода оставили после себя значительное количество полезного угля.
Археологические свидетельства в Китае указывают на открытую добычу угля и бытовое использование примерно после 3490 г.
Самое раннее упоминание об использовании угля в металлообработке можно найти в геологическом трактате « О камнях» (круг. 16) греческого ученого Теофраста (ок. 371–287 до н. Э.):
Среди материалов, которые выкапывают, потому что они полезны, те, которые известны как угли, сделаны из земли, и, будучи подожженными, они горят, как древесный уголь . Их можно найти в Лигурии . и в Элиде, когда человек приближается к Олимпии по горной дороге; и они используются теми, кто работает с металлами.
Самое раннее известное использование угля в Америке было у ацтеков, которые использовали уголь в качестве топлива и реактивный двигатель (разновидность бурого угля ) для украшений.
В Римской Британии , то римляне эксплуатировали все основные угольные месторождения ( за исключением тех , в Северной и Южной Стаффордшир ) от конца 2 века н.э.. Хотя большая часть его использования оставалась местной, оживленная торговля развивалась вдоль побережья Северного моря, поставляя уголь в Йоркшир и Лондон . Это также распространилось на континентальный Рейнланд , где битуминозный уголь уже использовался для плавки железной руды . Его использовали в гипокаустах для обогрева общественных бань , бань в военных фортах и вилл богатых людей. Раскопки обнаружили склады угля во многих фортах вдоль вала Адриана, а также остатки плавильной промышленности в фортах, таких как Longovicium поблизости.
После того, как римляне покинули Британию, в 410 году нашей эры, есть несколько записей об использовании угля в стране до конца 12 века. Один из них — в англосаксонских хрониках за 852 год, когда упоминается рента, включающая 12 грузов угля. В 1183 году кузнецу была предоставлена земля для работы, и от него потребовали «добывать собственный уголь». Вскоре после принятия Великой хартии вольностей , в 1215 году, уголь начал продаваться в районах Шотландии и северо-восточной Англии, где каменноугольный слои были выставлены на морском берегу, и , таким образом , стал известен как «морской уголь». Этот товар, однако, не подходил для использования в домашних очагах, которые использовались тогда, и использовался в основном ремесленниками для обжига извести , обработки металла и плавки. Еще в 1228 году морской уголь с северо-востока везли в Лондон. В 13 веке торговля углем увеличилась по всей Британии, и к концу века большинство угольных месторождений в Англии, Шотландии и Уэльсе работали в небольших масштабах. Поскольку использование угля среди ремесленников стало более распространенным, стало ясно, что угольный дым вреден для здоровья, а растущее загрязнение в Лондоне привело к большим волнениям и волнениям. В результате этого в 1306 году было издано королевское постановление, запрещающее лондонским мастерам использовать морской уголь в своих печах и предписывающее им вернуться к традиционным видам топлива — древесине и древесному углю. В течение первой половины XIV века уголь стал использоваться для отопления жилых помещений в угледобывающих районах Великобритании, поскольку были внесены изменения в конструкцию домашних очагов. Эдуард III был первым королем, проявившим интерес к торговле углем на северо-востоке, издав ряд приказов для регулирования торговли и разрешив экспорт угля в Кале . Спрос на уголь в Британии в 15 веке неуклонно рос, но он по-прежнему в основном использовался в горнодобывающих районах, в прибрежных городах или экспортировался в континентальную Европу. Однако к середине 16 века запасы древесины в Британии начали сокращаться, и использование угля в качестве домашнего топлива быстро расширилось.
В 1575 году сэр Джордж Брюс из Карнок- де- Калросс , Шотландия , открыл первую угольную шахту для добычи угля из «ямы со рвом» под морем в заливе Ферт-оф-Форт . Он построил искусственный погрузочный остров, в который он погрузил 40-футовую шахту, которая соединялась с двумя другими шахтами для дренажа и улучшения вентиляции. Эта технология намного опережала любой метод добычи угля в период позднего средневековья и считалась одним из промышленных чудес того времени.
В течение 17 века был достигнут ряд достижений в горных технологиях, таких как использование пробного бурения для поиска подходящих отложений и цепных насосов с приводом от водяных колес для осушения угольных шахт.
Североамериканские угольные месторождения были впервые обнаружены французскими исследователями и торговцами мехом на берегу Гранд-Лейк в центральной части Нью-Брансуика, Канада, в 1600-х годах. Угольные пласты были обнажены там, где реки впадали в озеро, и были вырыты вручную с поверхности и из туннелей, прорытых в пласт. Около 1631 года французы сделали свой меховой торговый пост в устье реки Сент-Джон своим главным постом в Акадии и начали строительство нового форта. Главная резиденция форта была спроектирована с двумя каминами шириной 11 футов, которые были заполнены дровами и углем из верховья реки. Еще в 1643 году французы отправляли уголь и другие припасы в британскую колонию в Бостоне.
Индустриальная революция
Промышленная революция , которая началась в Англии в 18 — м веке, а позже распространился на континентальной Европе , Северной Америке и Японии , была основана на наличии угля в мощности паровых двигателей . Международная торговля расширилась в геометрической прогрессии, когда в викторианскую эпоху были построены паровые двигатели, работающие на угле, для железных дорог и пароходов . В большинстве паровых двигателей уголь был дешевле и намного эффективнее древесного топлива . Поскольку центральная и северная Англия богаты углем, в этих районах было расположено множество шахт, а также угольное месторождение Южного Уэльса и Шотландия . Мелкомасштабные методы не соответствовали растущему спросу, поскольку по мере развития промышленной революции добыча с поверхности уходила в сторону разработки глубоких стволов .
Поскольку пароходы отправлялись за границу из промышленно развитых стран Европы, их потребность в угле послужила толчком для начала добычи угля в различных местах по всему миру. Примером этого является добыча угля в Зона Сентро Сур в Чили, которая началась в ответ на прибытие пароходов в Талькауано .
Начало 20 века
Мировая добыча угля, около 1905 г. | ||
---|---|---|
Страна | Год | Короткие тонны |
Европа | ||
Великобритания | 1905 г. | 236 128 936 |
Германия (уголь) | 121 298 167 | |
Германия (бурый уголь) | 52 498 507 | |
Франция | 35 869 497 | |
Бельгия | 21 775 280 | |
Австрия (уголь) | 12 585 263 | |
Австрия (бурый уголь) | 22 692 076 | |
Венгрия (уголь) | 1904 г. | 1 031 501 |
Венгрия (бурый уголь) | 5 447 283 | |
Испания | 1905 г. | 3 202 911 |
Россия | 1904 г. | 19 318 000 |
Нидерланды | 466 997 | |
Босния (бурый уголь) | 540 237 | |
Румыния | 110 000 | |
Сербия | 1904 г. | 183 204 |
Италия (уголь и лигнит) | 1905 г. | 412 916 |
Швеция | 322 384 | |
Греция (бурый уголь) | 1904 г. | 466 997 |
Азия | ||
Индия | 1905 г. | 8 417 739 |
Япония | 1905 г. | 11 542 000 |
Суматра | 1904 г. | 207 280 |
Африке | ||
Трансвааль | 1904 г. | 2 409 033 |
Натал | 1905 г. | 1 129 407 |
Капская колония | 1904 г. | 154 272 |
Северная и Южная Америка | ||
Соединенные Штаты | 1905 г. | 350 821 000 |
Канада | 1904 г. | 7 509 860 |
Мексика | 700 000 | |
Перу | 1905 г. | 72 665 |
Австралазия | ||
Новый Южный Уэльс | 1905 г. | 6 632 138 |
Квинсленд | 529 326 | |
Виктория | 153 135 | |
Западная Австралия | 127 364 | |
Тасмания | 51 993 | |
Новая Зеландия | 1,585,756 |
Великобритания
До 1900 г.
Хотя некоторая глубинная добыча имела место уже в 1500-х годах (в Северо-Восточной Англии и вдоль побережья Ферт-оф-Форт ), разработка глубинных стволов в Великобритании начала активно развиваться в конце 18 века, с быстрым расширением на протяжении 19 века и в начале. 20 век, когда промышленность достигла своего пика. Расположение угольных месторождений способствовало процветанию Ланкашира , Йоркшира и Южного Уэльса . Йоркширские карьеры, которые снабжали Шеффилд, были всего около 300 футов глубиной. Нортумберленд и Дарем были ведущими производителями угля и были местами первых глубоких карьеров. На большей части территории Британии уголь добывали в штольнях или соскребали, когда он выходил на поверхность. Небольшие группы горняков по совместительству использовали лопаты и примитивную технику.
Шотландские горняки были связаны со своими «горняками» Законом 1606 года «Anent Coalyers and Salters». Colliers и Salters (Шотландия) 1775 , признал , что это «состояние рабства и неволи» и формально упразднены его; это было введено в действие новым законом в 1799 году.
До 1800 года местами оставалось много угля, поскольку добыча была еще примитивной. В результате из глубоких карьеров Тайнсайд ( глубиной от 300 до 1000 футов) можно было добыть только около 40 процентов угля. Использование деревянных подпорок для опоры крыши было нововведением, впервые введенным около 1800 года. Решающим фактором была циркуляция воздуха и контроль над опасными взрывоопасными газами. Сначала в нижней части шахты «вверх» горели костры, чтобы создавать воздушные потоки и циркулировать воздух, но их заменили вентиляторы, приводимые в движение паровыми двигателями. Защита для шахтеров пришел с изобретением лампы Дэви и Джорди лампы , где любой рудничный (или метан ) , сжигаемого безвредно в лампе. Это было достигнуто за счет предотвращения распространения горения из световой камеры в наружный воздух с помощью металлической сетки или тонких трубок, но освещение от таких ламп было очень плохим. Были предприняты большие усилия для разработки более безопасных ламп, таких как MUSEELER, произведенный на бельгийских карьерах около Льежа .
В Великобритании угля было так много, что его предложение можно было увеличить, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос. В 1700 году годовая добыча угля составляла чуть менее 3 миллионов тонн. Между 1770 и 1780 годами годовая добыча угля составляла около 6¼ миллионов длинных тонн (или около полутора недель добычи в 20 веке). После 1790 года объем производства резко вырос, достигнув 16 миллионов длинных тонн к 1815 году, в разгар наполеоновской войны . К 1830 году это количество выросло до более чем 30 миллионов тонн. Шахтеры, менее пострадавшие от импортной рабочей силы или машин, чем рабочие хлопчатобумажных фабрик , начали создавать профсоюзы и вести жестокую борьбу за заработную плату против угольщиков и арендаторов.
Использование женщин и детей (за небольшую часть стоимости мужчин) было обычным явлением до тех пор, пока оно не было отменено законом от августа 1842 года.
В Южном Уэльсе горняки проявили высокую степень солидарности. Они жили в изолированных деревнях, где шахтеры составляли подавляющее большинство рабочих. Образ жизни был в высшей степени равным; в сочетании с евангельским религиозным стилем, основанным на методизме, это привело к идеологии эгалитаризма. Они создали «сообщество солидарности» под руководством Федерации горняков . Профсоюз поддерживал сначала Либеральную партию, а затем, после 1918 года, Лейбористскую партию, с некоторой незначительной активностью коммунистической партии.
С 1900 г.
Необходимость поддерживать поставки угля (основного источника энергии) фигурировала в обеих мировых войнах . Помимо энергоснабжения, уголь стал очень политическим вопросом из-за условий, в которых работали угледобывающие предприятия, и того, как с ними обращались владельцы угольных шахт. Большая часть «старых левых » в британской политике берет свое начало в угледобывающих районах, при этом основным профсоюзом является Федерация горняков Великобритании , основанная в 1888 году. В 1908 году MFGB потребовало 600 000 членов (позже MFGB). стал более централизованным Национальным союзом горняков ).
Хотя были задействованы и другие факторы, одной из причин всеобщей забастовки в Великобритании в 1926 году была обеспокоенность угольщиков по поводу очень опасных условий труда, снижения заработной платы и увеличения продолжительности смены.
Технологическое развитие на протяжении 19 и 20 веков помогло как повысить безопасность угледобывающих предприятий, так и повысить производительность угледобывающих предприятий, на которых они работали. В конце 20-го века улучшенная интеграция добычи угля с крупными отраслями промышленности, такими как производство электроэнергии, помогла углю сохранить свои позиции, несмотря на появление альтернативных источников энергии, таких как нефть, природный газ и, с конца 1950-х годов, ядерная энергия, используемая для производства электроэнергии. Совсем недавно уголь столкнулся с конкуренцией со стороны возобновляемых источников энергии и биотоплива.
Большинство угольных шахт в Великобритании были куплены правительством в 1947 году и переданы под контроль Национального совета по углю , и только небольшие шахты остались в частной собственности. NUM десятилетиями выступал за национализацию и, как только она была достигнута, стремилось сотрудничать с NCB в управлении отраслью и препятствовало забастовкам. Под председательством Альфа Робенса закрытие карьеров стало широко распространенным явлением, поскольку роль угля в производстве энергии уменьшилась. Руководство NUM продолжало сопротивляться призывам к забастовке, но неофициальная забастовка началась в 1969 году после того, как обещание конференции о продолжительности рабочего дня наземных рабочих не было выполнено. Это был переломный момент, который привел к увеличению расходов на угольную промышленность и гораздо более медленному закрытию карьеров, а также к избранию более воинственных чиновников в руководство NUM. При правительстве Теда Хита официальная забастовка 1972 года привела к увеличению заработной платы после комиссии Уилберфорса. Менее чем через два года Хит объявил всеобщие выборы, а не другую официальную забастовку, объявленную после того, как запрет на сверхурочную работу привел к трехдневной неделе в Великобритании и проиграл выборы Лейбористской партии. Затем требования по заработной плате были удовлетворены, и расходы в отрасли продолжали расти, включая открытие нового завода Selby Coalfield .
К началу 1980-х годов многим шахтам было почти 100 лет, и они считались экономически невыгодными для работы с нынешними ставками заработной платы по сравнению с дешевой нефтью и газом в Северном море , а также с уровнями субсидий в Европе . Шахтерская забастовка 1984 года не смогла остановить планы консервативного правительства под руководством Маргарет Тэтчер по сокращению отрасли, и горняками, в основном из Мидлендса, был основан отколовшийся Союз демократических горняков , которые считали, что NUM сломал собственную демократическую систему. правила объявления забастовки. Национальный совет угля (тогдашним British Coal ), был приватизирован путем продажи большого количества ям частных проблем до середины 1990-х годов. Из-за истощения пластов, высоких цен и дешевого импорта горнодобывающая промышленность почти полностью исчезла, несмотря на воинственные протесты некоторых горняков.
В январе 2008 года последний глубокий рудник в Южном Уэльсе , Tower Colliery в Hirwaun, Rhondda Cynon Taff, закрылся с потерей 120 рабочих мест. Уголь был исчерпан. До 2015 углей не был до сих пор добывают в Hatfield , Kellingley и Thoresby угольных шахтах, и экстрагируют в нескольких очень больших карьерах ям в Южном Уэльсе, Шотландии и в других местах. Угольная шахта Келлингли была последней действующей глубокой угольной шахтой в Великобритании, и ее последняя угольная смена состоялась 18 декабря 2015 года, когда угольные работы прекратились с потерей 450 рабочих мест, что привело к полному прекращению глубокой добычи угля в Великобритании человек останется для обслуживания шахты, пока она не будет окончательно демонтирована.
Добыча угля никогда не была крупной отраслью в Ирландии, за исключением периода середины XIX века, когда угольные шахты Восточного Тирона были на пике своего развития. Deerpark Mines был самым большим открытым участком. В 1919 году он получил железнодорожное сообщение и достиг пика производства в 1950-х годах.
Соединенные Штаты
Антрацит (или «каменный» уголь), чистый и бездымный, стал предпочтительным топливом в городах, заменив древесину примерно к 1850 году. Битумный (или «мягкий уголь») добыча появилась позже. В середине века Питтсбург был основным рынком сбыта. После 1850 года мягкий уголь, который дешевле, но более грязный, стал востребован для железнодорожных локомотивов и стационарных паровых двигателей , а после 1870 года использовался для производства кокса для стали .
Общая добыча угля росла до 1918 г .; до 1890, он удваивается каждые десять лет, переходя от 8,4 млн коротких тонн в 1850 году до 40 миллионов в 1870 году, 270 миллионов в 1900 году и достиг пика в 680 миллионов коротких тонн в 1918 году новых месторождений бурого угля открытым в Огайо , Индиана и Иллинойс , а также Западная Вирджиния , Кентукки и Алабама . Великая депрессия 1930 — х годов снизил спрос на 360 миллионов коротких тонн в 1932 году.
При Джоне Л. Льюисе Объединенные горняки (UMW) стали доминирующей силой на угольных месторождениях в 1930-х и 1940-х годах, обеспечивая высокую заработную плату и льготы. В 1914 г. на пике было 180 000 горняков антрацита; к 1970 году осталось только 6000 человек. В то же время паровые двигатели были прекращены на железных дорогах и заводах, а битуминозный уголь использовался в основном для выработки электроэнергии . Занятость в битумной промышленности достигла пика в 705 000 человек в 1923 г., упав до 140 000 к 1970 г. и 70 000 в 2003 г. Членство в UMW среди действующих горняков упало с 160 000 в 1980 г. до всего 16 000 в 2005 г., поскольку добыча угля стала более механизированной, а горняки, не входящие в профсоюзы, преобладали в новые угольные месторождения.
В 1960-х годах серия слияний привела к тому, что добыча угля перешла от небольших независимых угольных компаний к крупным, более диверсифицированным компаниям. Несколько нефтяных компаний и производителей электроэнергии приобрели угольные компании или арендовали федеральные запасы угля на западе США. Опасения по поводу того, что конкуренция в угольной промышленности может снизиться в результате этих изменений, усилились из-за резкого роста цен на уголь после нефтяного кризиса 1973 года . Цены на уголь упали в 1980-х годах, отчасти из-за колебаний цен на нефть, но в первую очередь из-за значительного увеличения предложения во всем мире, вызванного более ранним скачком цен. В этот период промышленность США характеризовалась переходом на уголь с низким содержанием серы.
В 1987 году Вайоминг стал крупнейшим штатом по добыче угля. Он использует исключительно добычу полезных ископаемых. Запасы угля Вайоминга составляют около 69,3 млрд тонн, или 14,2% запасов угля США.
В 2008 году в угледобывающей промышленности США была острая конкуренция, и некоторые американские шахты подошли к концу срока полезного использования ( закрытие шахты ). Другие угледобывающие страны также увеличили добычу, чтобы завоевать долю традиционных экспортных рынков США. Уголь используется в основном для производства электроэнергии, но быстрое падение цен на природный газ после 2008 года создало жесткую конкуренцию.
Австралия
В 1984 году Австралия превзошла США как крупнейшего в мире экспортера угля. Одна треть экспорта угля Австралии была отправлена из региона Хантер-Вэлли в Новом Южном Уэльсе, где добыча и транспортировка угля началась почти двумя веками ранее. Угольная река была первым названием, данным британскими поселенцами реке Хантер после того, как в 1795 году там был обнаружен уголь. В 1804 году администрация Сиднея основала постоянное поселение для заключенных недалеко от устья реки Хантер, чтобы добывать и загружать уголь, что предопределило Будущее города как угольный порт, назвав его Ньюкасл. Сегодня Ньюкасл, Новый Южный Уэльс, является крупнейшим угольным портом в мире. В настоящее время штат Квинсленд является крупнейшим производителем угля в Австралии, его бассейн Боуэн является основным источником каменного угля, а такие горняки, как Джина Райнхарт , планируют открыть бассейны Галилеи и Сурат для добычи угля. Китай стал основным покупателем.
Канада
Добыча угля в Канаде началась в Нью-Брансуике, а также в Альберте, Британской Колумбии, Новой Шотландии и Саскачеване. Соединенные Штаты были основным поставщиком для промышленных регионов Онтарио . К 2000 году около 19% энергии Канады поставлялось за счет угля, большая часть которого импортировалась из США, в то время как порты Восточной Канады импортируют значительный объем угля из Венесуэлы .
Нью-Брансуик
Первая добыча угля в Северной Америке началась в Нью-Брансуике, Канада, в начале 1600-х годов. Уголь был найден французскими исследователями и торговцами мехом на берегу Большого озера, где реки и эрозия обнажили уголь. Небольшие количества угля были добыты из поверхностных отложений и туннелей, проложенных в угольных пластах, и этот уголь поставлял форт Сен-Мари, построенный французами около 1632 года в устье реки Сент-Джон. Французы продавали уголь британской колонии в Бостоне еще в 1639 году. Из-за этого самого раннего экспорта угля в Северной Америке Гранд-Лейк был признан канадским историческим памятником. Добыча угля расширилась после того, как британцы взяли под свой контроль этот район в середине 1700-х годов и поощряли постоянные поселения в Нью-Брансуике, Новой Шотландии, Квебеке и Онтарио британскими лоялистами. Начиная с 1765 года, более 11000 лоялистов поселились в Новой Зеландии, в основном вдоль нижних 100 миль реки Сент-Джон и вокруг Гранд-Лейк. Примерно 200000 тонн угля было выкопано в Гранд-Лейк между 1639 и 1887 годами с использованием наземного сбора, вертикальных шахт и системы камер и столбов. К 1920 году использование драглайнов и другого современного оборудования сделало возможным вскрышные работы, и частные рудники в районе Гранд-Лейк производили более 200000 тонн в год. Большая часть этого угля использовалась железной дорогой и крупным бизнесом. К 1936 году угольная электростанция в Ньюкасл-Крик работала с двумя линиями на 33000 вольт, идущими к Фредериктону, и одной линией на 66000 вольт, идущей к Мэрисвиллю. К 1950 году добыча угля на Гранд-Лейк часто достигала 1 миллиона тонн в год. В 1969 году все частные угольные компании района Гранд-Лейк и около 1000 сотрудников были объединены в одну провинциальную компанию под названием NB Coal Ltd. В 2009 году растущая доступность нефти и экологические проблемы с использованием угля привели к закрытию Гранд-Лейк-Сити. Озерные угольные шахты и угольная промышленность Нью-Брансуика.
Новая Шотландия
Первая добыча угля в Новой Шотландии началась в 18 веке с небольших вырытых вручную шахт недалеко от моря в Джоггинсе, Новая Шотландия, и в районе Сиднея на острове Кейп-Бретон . Крупномасштабная добыча угля началась в конце 1830-х годов, когда General Mining Association (GMA), группа английских горнодобывающих инвесторов, получила монополию на добычу угля в Новой Шотландии. Они импортировали новейшие горнодобывающие технологии, в том числе пароводяные насосы и железные дороги, для разработки крупных шахт в районе Стеллартон графства Пикту, Новая Шотландия , в том числе ямы Форд, которая к 1866 году была самой глубокой угольной шахтой в мире. Добыча угля также развивалась в Спрингхилле и Джоггинсе в графстве Камберленд, Новая Шотландия . После истечения срока монополии GMA на мысе Бретон в Новой Шотландии были разработаны самые крупные и долговечные рудники . Новая Шотландия была основным поставщиком канадского угля до 1945 года. На пике популярности в 1949 году 25 000 горняков добыли 17 миллионов метрических тонн угля на шахтах Новой Шотландии. Шахтеры, которые жили в городах-предприятиях, стали политически активными в левой политике во время трудовой борьбы за безопасность и справедливую заработную плату. Шахта Вестрей возле Стеллартона закрылась в 1992 году после того, как в результате взрыва погибло 26 горняков. К 2001 году все подземные шахты были закрыты, хотя в районе Стеллартона продолжается добыча угля открытым способом. Промышленный музей Новой Шотландии в Стеллартоне исследует историю добычи полезных ископаемых в провинции, находясь на месте карьера Форд.
Альберта
Уголь было легко найти на территории нынешнего Драмхеллера , Альберта , Канада. Atlas Шахтного National Historic Site превратил этот Колфилд в музей. Этот музей интерпретирует, как черноногие и кри знали о «горящей черной скале». После того, как многие исследователи сообщили об угле в этом районе, горстка владельцев ранчо и поселенцев выкопали уголь для своих домов. Сэм Драмхеллер начал угольную лихорадку в этой области, когда он купил землю у местного владельца ранчо, которую затем продал Канадской национальной железной дороге . Сэм Драмхеллер также зарегистрировал угольную шахту. Однако, прежде чем его шахта открылась, Джесси Гуж и Гарнет Койл опередили его, открыв шахту Ньюкасла . После того, как была построена железная дорога, здесь заминировали тысячи людей.
К концу 1912 года в Ньюкасле , Драмхеллере, Мидленде , Роуздейле и Уэйне работало девять угольных шахт . Через несколько лет появилось больше шахт: Накмин , Камбрия , Уиллоу-Крик, Лихай и Ист-Кули . Согласно Национальному историческому памятнику Атласа, время для горнодобывающей промышленности Драмхеллера было «удачным», поскольку профсоюз United Mine Workers недавно получил право на лучшие условия труда. В результате действий профсоюзов были приняты законы о детском труде, запрещающие мальчикам младше 14 лет работать под землей.
Шахтерские лагеря в этом районе называли «дырами ада», потому что шахтеры жили в палатках и лачугах. Эти лагеря были заполнены выпивкой, азартными играми и просмотром кулачных боев как форм отдыха. Со временем условия жизни улучшились: домики заменили палатки, и все больше женщин присоединились к мужчинам и создали семьи. С появлением новых видов деятельности, таких как хоккей, бейсбол и театр, лагеря перестали быть «адскими дырами», а превратились в «чудо-город на западе».
В период с 1911 по 1979 год в долине Драмхеллер было зарегистрировано 139 шахт , из которых только 34 работали в течение многих лет. Началом конца горнодобывающей промышленности Драмхеллера стало открытие нефти на месторождении Ледук № 1 в 1947 году, после чего природный газ стал преобладающим топливом для отопления домов в западной Канаде. Когда спрос на уголь упал, шахты закрылись, а общины пострадали. Некоторые общины, например Уиллоу-Крик, полностью исчезли, в то время как другие превратились из быстрорастущих городов в города-призраки.
Рудник Атлас № 4 отгрузил последнюю партию угля в 1979 году, после чего в Национальном историческом месте угольной шахты Атлас сохранилась последняя из шахт Драмхеллера. Также поблизости находится школьный музей Ист-Кули , который знакомит посетителей с жизнью семей в шахтных городах.
Франция
Пьер-Франсуа Тюбеф заложил основы современной промышленности во Франции, начиная с 1770 года в Лангедоке. Профсоюзы возникли с упором на проблему безопасности в конце 19 века. В 1885 году на тысячу рабочих приходилось 175 травм в год. Смертность была низкой в большинстве лет (2 на 1000 рабочих), но серьезная катастрофа всегда была угрозой. 1099 человек погибли в результате катастрофы на шахте в Куррьере в 1906 году. Кампания за безопасность шахт позволила шахтерам отказаться от крестьянской психологии и создать солидарность, которая возникла в результате совместной опасной работы, и развить сознание рабочего класса. Профсоюзы набирают силу, создавая систему делегатов, избираемых рабочими по вопросам безопасности шахт. Национальное правительство поощряло движение за безопасность шахт как средство ограничения конфликтов на иногда неспокойных угольных полях. Тем не менее забастовки оставались обычным явлением, и шахтеры играли ведущую роль в политической организации. Германия захватила контроль над некоторыми горнодобывающими районами во время Первой мировой войны, оставив их опустошенными. Польские, испанские и другие иммигранты были привлечены, чтобы обеспечить стабильную рабочую силу в конце войны.
Германия
Первые важные шахты появились в 1750-х годах в долинах рек Рур, Инд и Вурм, где выходили угольные пласты на поверхность и была возможна разработка горизонтальных штольней. В 1782 году семья Крупп начала свою деятельность недалеко от Эссена . После 1815 года предприниматели в Рурской области , которая затем стала частью Пруссии, воспользовались тарифной зоной ( Zollverein ), чтобы открыть новые шахты и связанные с ними металлургические заводы. Новые железные дороги были построены британскими инженерами около 1850 года. Возникли многочисленные небольшие промышленные центры, специализирующиеся на металлургических заводах , использующих местный уголь. Железа и стали работа , как правило , купили шахты, и установили коксование печи поставить свои собственные потребности в коксе и газе. Эти интегрированные угольно-железные фирмы («Huettenzechen») стали многочисленными после 1854 года; после 1900 года они стали смешанными фирмами под названием «Концерн».
Средняя выработка шахты в 1850 г. составляла около 8 500 коротких тонн; его занятость около 64. К 1900 году средняя добыча шахты выросла до 280 000, а занятость — примерно до 1400. Общая добыча угля в Рурской области выросла с 2,0 млн. Коротких тонн в 1850 году до 22 в 1880 году, 60 в 1900 году и 114 в 1913 году, на грани войны. В 1932 году добыча упала до 73 миллионов коротких тонн, увеличившись до 130 в 1940 году. Добыча достигла пика в 1957 году (123 миллиона), снизившись до 78 миллионов коротких тонн в 1974 году. В конце 2010 года в Германии производили добычу на пяти угольных шахтах. Последняя каменноугольная шахта в Германии закрылась 21 декабря 2018 года.
Горняки в Рурской области были разделены по этническому признаку (с немцами и поляками) и вероисповеданию (протестанты и католики). Мобильность в шахтерских поселках и из них в близлежащие промышленные районы была высокой. Горняки разделились на несколько союзов, связанных с политической партией. В результате социалистический союз (связанный с Социал-демократической партией) конкурировал с католическими и коммунистическими союзами до 1933 года, когда нацисты захватили их все. После 1945 г. на первый план вышли социалисты.
Бельгия
К 1830 году , когда железо и позже сталь стали важными в Валлонии Бельгийская давно создана угольная промышленность, и использовала паровые двигатели для перекачки. Бельгийское угольное месторождение находилось недалеко от судоходной реки Маас , поэтому уголь отправляли вниз по течению в порты и города дельты Рейн- Мёз- Шельда . Открытие канала Сен-Кантен в 1810 году позволило углю баржами доставляться в Париж . Бельгийские угольные месторождения выходят на поверхность на большей части своей территории, а сильно складчатый характер угольных пластов, являющихся частью геологической Реногерцинской зоны , означал, что поверхностные залегания угля были очень многочисленными. Сначала не требовались глубокие шахты, поэтому возникло большое количество мелких операций. Существовала сложная правовая система концессий, и часто у нескольких слоев были разные владельцы. Предприниматели стали копаться все глубже и глубже благодаря хорошей системе откачки. В 1790 году максимальная глубина шахт составляла 220 метров (720 футов). К 1856 году средняя глубина в Боринаже составляла 361 метр (1184 фута), а в 1866 году — 437 метров (1434 фута), а некоторые ямы достигли глубины от 700 до 900 метров (от 2300 до 3000 футов); одна была глубиной 1065 метров (3494 фута), вероятно, самая глубокая угольная шахта в Европе в то время. Взрывы газа были серьезной проблемой, и в Бельгии был высокий уровень смертности шахтеров. К концу 19 века пласты истощались, и сталелитейная промышленность импортировала уголь из Рура . Открытие Андре Дюмоном в 1900 году угля в бассейне Кампине в бельгийской провинции Лимбург побудило предпринимателей из Льежа открывать угольные шахты, в основном добывающие уголь для сталелитейной промышленности. Объявленная реорганизация бельгийских угольных шахт в 1965 году привела к забастовкам и восстанию, которое привело к гибели двух шахтеров в 1966 году на шахте Цвартберг. Уголь добывался в бассейне Льежа до 1980 года, в бассейне Южного Валлонского бассейна до 1984 года и в бассейне Кампине до 1992 года.
Польша
Первая постоянная угольная шахта в Польше была основана в Щакове около Явожно в 1767 году. В 19 веке развитие добычи и обработки железа, меди и свинца на юге Польши (особенно в Старопольском промышленном районе, а затем и в регионе Силезии ) привело к к быстрому развитию угледобычи. Среди наиболее известных месторождений находятся месторождения, расположенные на территории нынешнего Верхнесилезского промышленного района и Угольного района Рыбника (ранее входившего в состав Пруссии ), а также Заглубье Домбровское на российской стороне границы.
В наше время уголь по-прежнему считается стратегическим ресурсом для экономики Польши, поскольку он покрывает примерно 65% потребностей в энергии. До и после Второй мировой войны Польша была одним из крупнейших производителей угля в мире и обычно входила в пятерку крупнейших производителей угля. Однако после 1989 года добыча угля снижается, и в 1994 году общая добыча составила 132 миллиона метрических тонн, 112 миллионов метрических тонн в 1999 году и 104 миллиона метрических тонн в 2002 году.
Россия
С 1860-х годов крупные месторождения в бассейне Дона («Донбасс») на юге России обеспечивали 87% российского угля. Его использовали железные дороги и металлургическая промышленность. После 1900 г. были открыты более мелкие месторождения в районе Домброво, Забайкалья и Черемхово в Сибири. Также работали небольшие старые шахты к югу от Москвы. Добыча угля контролировалась неэффективными российско-британскими синдикатами, и была нехватка рабочих, поэтому компании создали для них системы социального обеспечения. Их небольшая производительность и слабая российская железнодорожная сеть, сосредоточенная на Екатерининской (Криворожской) железной дороге, сдерживали рост российской тяжелой промышленности.
Во время Второй мировой войны потеря 60% шахтных районов немецкими захватчиками вызвала быстрое расширение шахт на Урале, а также более широкое использование шахт в Кузнецком бассейне в Сибири. В 1939 году Урал производил только половину топлива, необходимого местной промышленности. Во время войны шахты были расширены, и более 700 заводов были эвакуированы с запада, что значительно увеличило спрос на уральский уголь. Пленных из ГУЛАГа отправили на шахты; до трети рабочих составляли женщины. Шахтерам давали гораздо более высокие пайки. Добыча выросла вдвое, а доля области в общей добыче угля в стране выросла с 8% до 22%.
В 1989-91 гг. Воинствующие шахтеры в России и на Украине были опорой революционной силы, которая окончательно свергла коммунистическую систему в 1991 году.
Сегодня Донецкий бассейн является крупнейшим угледобывающим районом на востоке Украины и прилегающих территориях России. Добыча в 2009 году составила 68,7 миллиона тонн в украинской части и 4,9 миллиона тонн в российской части бассейна, но угольный газ представляет собой серьезную опасность.
Китай
Угольная промышленность в Китае восходит много веков. В последние десятилетия стал основным источником энергии для второй по величине экономики мира (с 2010 года). Таким образом, Китай на сегодняшний день является крупнейшим производителем угля в мире, добыв более 2,8 миллиарда тонн угля в 2007 году, или примерно 39,8 процента всего угля, добытого в мире за этот год. Для сравнения, второй по величине производитель, США, произвел более 1,1 миллиарда тонн в 2007 году. По оценкам, в угледобывающей промышленности Китая работает около 5 миллионов человек. Ежегодно в результате несчастных случаев погибает до 20 000 горняков. Большинство китайских шахт находятся глубоко под землей и не вызывают разрушения поверхности, типичного для вскрышных шахт.
Индия
Уголь не был известен во время правления Великих Моголов, несмотря на их контакты с европейцами. Коммерческая эксплуатация началась в 1774 году, когда Джон Самнер и Светониус Грант Хитли из Ост-Индской компании начали работу на месторождении Ранигандж на западном берегу реки Дамодар . Из-за отсутствия спроса рост был вялым до 1853 года, когда в быстрорастущей железнодорожной системе были введены паровозы.
Еще в 1895 году Индия импортировала большое количество угля из Великобритании, но по мере роста внутреннего производства и признания пригодности для локомотивов и судов спрос на импорт угля резко снизился. Увеличился экспорт угля из Индии, особенно в Бирму, Цейлон и малайские штаты.
К 1900 году производство выросло до 1 миллиона тонн в год, а Индия производила 6,12 миллиона тонн . в год к 1900 году и 18 тонн в год к 1920 году. За временным спросом во время войны (1914-1918 гг.) последовал спад в 1930-х годах. Добыча достигла уровня 29 млн тонн. к 1942 г. и на 30 мес. к 1946 г.
После обретения Индией независимости новое правительство подчеркнуло стремительный рост тяжелой промышленности. Национальная корпорация развития угля была основана в 1956 году (как предприятие правительства Индии). Основание этого органа стало важным шагом в развитии угольной отрасли коренных народов Индии. Особенно важным было развитие обширного угледобывающего комплекса Дханбад с такими крупными предприятиями, как Tata Steel, BCCL, ECL и IISCO (Indian Iron And Steel Company), а также Индийской горной школой IIT (ISM) Dhanbad для обучения инженеров. , геологи и менеджеры.
Другие страны
В 21 веке Индонезия расширила добычу угля и к 2011 году заняла 5-е место в мире по добыче. К 2011 году Казахстан входит в десятку лидеров по добыче и запасам угля. Бурый уголь (бурый уголь) остается важным производителем, крупнейшими производителями которого являются Германия, Китай и Россия.
Источник