Тютчева анализ стиха фонтан тютчев

Анализ стихотворения Фонтан Тютчева

Большую часть творчества гениального русского поэта Ф. И. Тютчева занимает пейзажная лирика. Поэт посвятил русской природе прекрасные стихотворения, он описывает и утро в горах, и летний вечер, и весеннюю грозу, и уход зимы. Особенность лирики Тютчева заключается в том, что он не просто восхищается красотами окружающего нас мира, удивляется мощью или нежностью природных явлений, но и находит в них источник для философских размышлений.

Именно таким и является стихотворение «Фонтан». На первый взгляд, это просто описание чудесной картиной бьющей ввысь воды, игрой света в водяных каплях, неизбежным падением струи с высоты. Первая строфа произведения описывает чувства прохожего, остановившегося полюбоваться прекрасным зрелищем потоков воды, с силой поднимающейся на «высоту заветную», замирающей там на мгновение «облаком живым», и падающей вниз под воздействием непонятной силы.

Но, наблюдая за движением воды, человек начинает сравнивать фонтан с человеческой мыслью. Так же, как и вода в фонтане, мысль живет по «закону непостижимому», она рвется вверх, неустанно стремится познать все тайны мира, проникнуть в глубины создания Вселенной, но ей суждено натолкнуться на некие пределы и «ниспасть на землю». Вторая строфа стихотворения представляет собой философское размышление о непостижимости Вселенной, о тщетности человеческих стремлений постичь законы природы.

Стихотворение эмоционально окрашено возвышенными метафорами, романтическими эпитетами. Использование восклицательных знаков во второй части стихотворения показывает, что автор согласен принять законы природы, управляющие движением воды, но ограниченность человеческой мысли, даже гениальной, удручает его.

Основная идея удивительного по своей глубине произведения Ф. Тютчева «Фонтан» проста: наш мир прекрасен и удивителен, но, к сожалению, он неисчерпаем и не может быть познан до конца. Можно пытаться достигнуть небывалых высот, но рано или поздно восхождение сменится падением. Осознание этой идеи ждет каждого человека.

Анализ стихотворения Тютчева Фонтан

Тютчев написал свое произведение «Фонтан» в 1839 году. В тот момент это было его самое насыщенное время в плане творчества. Это стихотворение способно погрузить и дать ощутить романтическую энергию. Тютчев ведет рассуждение о судьбе и неизбежности ее между человеком в сравнении с природой.

Смысл стихотворения состоит из раздумий поэта на тему определенности судьбы уготованной для человека. Поэт уверен, что есть особая предначертанность судьбы для каждого человека, которой он не сможет противостоять.

Лирик думает, что существует множество различий между желанием человека постичь все законы вселенной и рамки ее возможностей. Человек стремится наверх к новым познаниям, словно фонтан, который летит будто к небу, но и тут и там существует особая грань, которою пересечь нельзя. По уставу судьбы человек способен лишь вознестись на одну высоту, выталкивая ее на землю, словно струйки фонтана.

Основа произведения заключается в том, что в нем содержится любимый прием поэта-сравнение. Лирик сравнивает мысли человека и струи фонтана. Параллель представляет собой композицию из двух частей, где в первых восьми строфах говорится об экспрессивном и выразительном образе фонтана, а во втором восьмистишие повествуется о загадках мыслей человека.

Яркий колоритный образ прекрасного фонтана поэт создает с помощью различных эпитетов и метафор, а также строф, содержащих сравнения. Тютчев немного неожиданно сопоставляет фонтан и стихию огня, сравнивает его и оживленные облака.

Во второй части стихотворение существует баланс между смертностью людской мысли, которая лучом стремиться попасть в небо, для того чтобы познать таинство Бытия, загадку жизни и смысла существования человека на земле. Восемь строф показывающих внутреннее переживание главного героя, поэтически напитано благодаря применению обращений, восклицаний и вопросов.

Читайте также:  Пальмы с рядом фонтаном

Произведение перенасыщено многочисленными эпитетами такими как: «живое облако», «заветная высота», «сияющий фонтан». Также стихотворение содержит немаловажные метафоры в виде: «водомет смертной мысли», «фонтан клубится».

Обычное, присущее для Тютчева чувство общности великого человеческого духа и всего живого, создает высокие лирические образы произведения. Для фонтана не существует чего-либо замершего во времени, вода в фонтане постоянно течет, двигается, выталкивается ввысь с огромной силой. Словно струи фонтана — это мысли людей, которые подвержены непрерывному двигательному процессу, и которые находятся в неустанном поиске правды.

В произведении «Фонтан» художнику удается точно передать ощущение непокорной людской души.

Кратко самое главное, по плану 10 класс, 7 класс

Картинка к стихотворению Фонтан

Популярные темы анализов

Труды знаменитого стихотворца первой половины XIX века популярны не только в Российской федерации, но и за границей. Прошло 3 столетия, как поэта не стало. Давно уже нет в живых его товарищей и родных, а также литераторов,

Афанасий Фет – русский поэт девятнадцатого века, создатель такого поэтического жанра как лирическая миниатюра. Его творчество не отличается разнообразием тем – его не интересовали вопросы общества, только “чистая поэзия”.

«Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла». Вот так человек хвастается тем, чего достичь невозможно. Никак невозможно. Это главный герой стихотворения Некрасова, нравственный человек.

Воспоминания из детства прекрасны. Потому как этап этот особенный «Вас не омрачает горе и беда» пишет автор, кто может с этим не согласится. Наполненный счастьем и радостью он словно лучик света в памяти человека,

Многие писатели и поэты в своих стихотворениях воспевали красоту природы. Каждый писатель видит природу по-своему и описывает ее своими строками. Каждое стихотворение вызывает в читателях особую ассоциацию с природой.

Источник

Смысловой и стилистический анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»

Неординарный талантливый мастер лирического стиха Фёдор Тютчев (1803—1873) является украшением русского литературного наследия XIX века несмотря на то, что более двадцати лет провёл за границей на службе при дипломатических миссиях в Европе. На примере анализа стихотворения Тютчева «Фонтан» можно увидеть, как филигранно поэт умел передавать через одушевление образов природы полную гамму сложнейших переживаний и раздумий современного ему человека.

История создания и публикации

Фёдор Тютчев окончил факультет словесности Московского университета, однако, обладая уникальным поэтическим талантом, так и не стал профессиональным литератором. Свои стихи он писал в свободное от государственной службы время, в течение многих лет они нигде не публиковались и не были известны широкой публике.

Стих «Фонтан» был создан в середине 30-х годов, не позднее 1836 г., которым его обычно и датируют. Поэт жил тогда в Германии, очень плодотворно работал и, кажется, совсем не собирался издавать свои прекрасные сочинения. Однако друг Тютчева И. Гагарин, понимая незаурядность его поэзии, очень хотел донести её до российских читателей и ценителей изящной словесности и сумел уговорить Фёдора Ивановича, чтобы тот переслал подборку своих рукописей в Петербург.

Так стихи Тютчева попали в редакцию журнала «Современник», где очень понравились самому А. С. Пушкину, в результате чего и были опубликованы в третьем и четвёртом номерах издания за 1836 год.

В числе опубликованных было и произведение «Фонтан» — глубокое, выразительное размышление о свободе человеческой души мысленно стремиться ввысь, к познанию божественной истины вопреки уделу смертной судьбы.

Взаимосвязь идеи и композиции

К образу фонтана обращались многие замечательные русские классики, как, например, Афанасий Фет, Нестор Кукольник или Александр Пушкин. Если сравнивать использование этого же мотива у Тютчева, то можно заметить, что оно отличается глубиной философской трактовки и эмоциональной яркостью её изложения.

Читайте также:  Фильтры насосы для бассейнов с подогревом

Стихотворение «Фонтан» недлинное, оно состоит из двух строф-восьмистиший. Первая из них это пейзажная лирика, она рисует притягательную картину мощной струи воды, стремящейся вверх, рассыпающейся брызгами, играющей на солнце всеми цветами радуги.

Жанр второй части — лирика философская, она кратко и выразительно передаёт раздумья лирического героя о собственном неуёмном стремлении узнать сокрытые тайны мироздания и законы природы, насколько это будет возможно для слабого человеческого разума.

Две части — одна более спокойная, вторая более эмоциональной интонационной окраски — словно противопоставлены друг другу и одновременно тесно связаны внутренней логикой произведения, например, через повторяющийся в них обеих образ луча, взметнувшегося ввысь.

Лирический герой этих стихов — мыслитель, восхищённый величественным совершенством природы и сокрушающийся от осознания конечности земного бытия.

Сначала он обращает свою речь к читателю, призывая его полюбоваться красотой фонтана, явления, которое возникло из творческого союза стихии воды и мастерства человека.

Далее мысль героя стремиться к обобщению, он обращается уже к самому фонтану как к символу идеи полёта человеческого духа за пределы жизни, и на первый план выходит тема дерзания и порыва к движению от бренного к вечному.

Такая композиция ведёт читателя от частного к общему и подводит к следующим выводам:

  • Высший смысл земной жизни заключается в стремлении познать, почему человек стремится ввысь, и осмыслить сокрытое в себе Божественное начало.
  • Цель эта никогда не будет полностью достигнута, и в этом заключается некоторая трагичность нашей судьбы.
  • Жизнь всё-таки прекрасна, и главная радость заключается в непрерывности пребывания в состоянии активного развития и приближения к Небу.

Стилистика и выразительные средства

«Фонтан» написан необычайно ярким и своеобразным литературным стилем, подчёркнуто возвышенным в соответствии со значимостью выбранной темы. Разбор художественных приёмов, которые Тютчев применил в этом произведении, показывает, что они весьма разнообразны:

  1. стихи написаны четырёхстопным ямбом, хорошо передающим динамику размером с ударением на каждый чётный слог;
  2. в каждых четырёх строчках используется кольцевая рифма (А-Б-Б-А);
  3. стихотворение полно эпитетов, подчёркивающих эмоции, например, фонтан — «сияющий», длань — «незримо-роковая»;
  4. здесь есть и метафоры, скрытые сравнения, например, «клубится облаком живым» и «ниспасть пылью»;
  5. разнообразна пунктуации, причём во второй строфе особенно — это и восклицательные знаки, и знак вопроса, и многоточие;
  6. есть риторический вопрос и риторическое восклицание, подчёркивающие искренность переживаний;
  7. градация глаголов в первой части передаёт звуковое движение по нарастающей — «клубится — пламенеет — дробится»;
  8. в первом предложении применена инверсия — нарушен обычный порядок слов, что также усиливает образ стремительного движения воды;
  9. напряжённость второй части поддерживается лексическими повторами — два раза подряд написано местоимение «тебя», а также существительное «водомёт», забытое ныне название фонтана.

В целом поэзия Фёдора Тютчева отличается необыкновенной выразительностью и музыкальностью, автор искусно закладывает в стихотворный текст скрытую мелодию. Неслучайно многие его произведения положены на музыку и стали известнейшими во всём мире романсами, не утратившими популярности у слушателей в течение уже целых двух столетий.

Верным признаком народной любви к поэту можно считать и тот факт, что многие его строчки легко процитирует каждый современный человек, но далеко не каждый при этом сумеет правильно назвать имя автора. Примерами таких цитат могут послужить слова «Я встретил Вас и всё былое…» или «Люблю грозу в начале мая…», а также следующее четверостишие:

Читайте также:  Синтепон вместо фильтра для бассейна

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью —

А там увидим, что прочней…

Стихи Тютчева внесли существенный вклад в развитие традиционных форм и размеров русского стихосложения, добавив живости, тонкости, разнообразия метрических сочетаний.

Его романтическая и мудрая лирика оказала серьёзное влияние на творчество последующих поколений русских поэтов.

Источник

«Фонтан» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – разбор, тема, средства выразительности, художественные приемы

Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нем он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использовав разбор на уроке литературы, можно значительно упростить объяснение материала на эту тему.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.

История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.

Тема стихотворения – предопределенность человеческой судьбы.

Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй раскрывает свою метафору, говоря, что таким образом он описывает стремление души человека к небу.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты“сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.

Метафоры“фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

История создания

Стихотворение написано в тот период, когда Тютчев много путешествовал по Европе. Он увлекся немецкой литературой и особенно романтической поэзией, которая оказала заметное влияние на его творчество. Одним из произведений, написанных под этим влиянием, и является “Фонтан”.

Поэт создал его в 1836 году, так что этот стих еще достаточно “приземлен”. Однако его глубинный смысл полностью соответствует душевным устремлениям автора.

Федор Иванович посвятил стихотворение размышлениям о предопределенности в судьбе человека, невозможности ее преодолеть – это и есть основная его тема.

Он размышляет о том, как трагично несоответствие между стремлениями людей, которые хотят познать непостижимое, и их ограниченными возможностями.

Композиция

Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создает образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафорические эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.

Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.

Это философская элегия, посвященная вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда поднимается к нему и, достигнув определенной высоты, обречена вернуться к земному.

Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как трехстопный ямб с пиррихием: с его помощью он создает эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.

Средства выразительности

Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:

  • Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.
  • Метафоры – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

Все они помогают ему выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.

Источник

Оцените статью