- Анализ стихотворения «Фонтан»
- Композиция стихотворения «Фонтан».
- Идея стихотворения.
- Образ фонтана в стихотворении.
- Художественные особенности стихотворения.
- Смысловой и стилистический анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»
- История создания и публикации
- Взаимосвязь идеи и композиции
- Стилистика и выразительные средства
Анализ стихотворения «Фонтан»
Стихотворение «Фонтан» относится к философской лирике Тютчева, оно написано в годы расцвета его таланта.
Это стихотворение очень необычно. С одной стороны, это просто восхищение чудесной картиной, рожденной контрастом света и воды (солнца и водяного дыма), но, прочитав стихотворение два, пять, десять раз, понимаешь, что это не так.
В основе стихотворения лежит принцип обращения, т.е. автор говорит ”смотри” — и в твоем воображении мгновенно возникает картина, под впечатлением которой мы переносимся в 1836 год, в один из ясных дней апреля. Стоит чудесная, жаркая погода, и рядом прохладный фонтан. Эту, казалось бы, непередаваемую картину изображает Тютчев, как бы обращаясь именно к тебе и декламируя эти стихи на фоне пейзажа — такое вот необычное создается впечатление.
С фонтаном он сравнивает человеческую мысль. Закон, по которому она живёт, поэт называет непостижимым. Человеческая мысль, по Тютчеву, неистощима, но в то же время она не может до конца проникнуть в тайны Вселенной. Как и фонтан, она неудержимо стремится ввысь, к небу, но и для неё есть предел, некая граница, через которую она перейти не может — её остановит «длань незримо-роковая». Мысль, жадно рвущаяся ввысь, осуждена, подобно струям воды в фонтане, «ниспасть на землю». Внутри каждой строфы ощущается линия «подъема: и «нисхождения».
Композиция стихотворения «Фонтан».
Стихотворение композиционно делится на две части — на две строфы, каждая из которых состоит из восьми строк. В первой части изображён фонтан, во второй — поэт описывает движение человеческой мысли. Такую композицию обычно называют «зеркальной».
Образ непрерывного движения воды в фонтане, нарисованный в первой строфе, иллюстрируют прямое значение слова фонтан (струя воды, бьющая вверх). Во второй части речь идёт о человеческой мысли и задействовано переносное значение слова фонтан (неиссякаемый, обильный поток чего-либо).
Первую часть стихотворения можно назвать иллюстрацией, живописной картинкой, тогда как вторая часть — философское размышление. Связь между частями прямая и неразрывная — сопоставляя их, читатель может понять идею произведения.
Вторая строфа даже с внешней стороны выглядит гораздо эмоциональнее первой. В первой использованы «спокойные» знаки препинания: запятая, точка, тире, точка с запятой. Во второй строфе — не только восклицательный и вопросительный знаки, но есть даже особый синтетический знак препинания (! .. ).
Риторические восклицания и риторический вопрос вовлекают читателя в авторские раздумья. Понятно, что философское зерно стихотворения, его идея заключены во второй части стихотворения.
Важно и то, что в самом облике главного образа произведения есть детали, на которые интересно обратить внимание. Графическое изображение буквы Ф каким-то волшебным образом напоминает фонтан. К тому же она своеобразно отражает композицию стихотворения: кроме двух кругов у неё есть стержень,
соединяющий их посередине — и в композиции стихотворения Тютчева тоже есть некая вертикаль, соединяющая небесное и земное. Получается, что заглавный образ выбран автором не случайно. Фонтан прекрасно символизирует картину вечного движения к высокой цели: воды — к небу, человеческой мысли — к истине.
Идея стихотворения.
Идею стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, наверное, можно изложить просто: мир, в котором мы живём, прекрасен и удивителен, он неисчерпаем и не может быть познан человеком до конца.
Образ фонтана в стихотворении.
Фонтан не просто архитектурное сооружение, наполненное водой, которая циркулирует туда-сюда. Сразу ясно: это “живое облако”, состоящее из миллиардов капелек, которые играют, переливаются на солнце, создавая чудесный “огнецветный” дым.
В первом восьмистишии детально нарисована картина фонтана, искрящегося на солнце, удивительно точно передан физический процесс поднятия воды на “высоту заветную” и последующее падение под действием силы тяжести, а также оптический эффект преломления света в каплях.
Тютчев не останавливается на физической картине, он идет дальше, приводя свои размышления и отождествляя фонтан с «человеческим». Обязательно надо отметить, что во втором восьмистишии присутствует обращение. Первые два стиха начинаются с “О”, которое в сочетании с особенным словом “водомет”, синонимом фонтана, и эпитетом “неистощимый” передают восхищение автора. Картинка фонтана растворяется и исчезает совсем. Ее рассеивает слово “смертной”. Вот оно — непосредственно человеческое — мысль. Мысль необычная, пленительная, как капли фонтана, и потому мысль сравнима именно с полетом капли. Сравнение необычно, что свойственно поэтической мысли. Итак, полет поэтической мысли, “заветная высота” которого — признание мысли.
Мысль движется по “закону непостижимому”, значит, по Тютчеву, существует высшая сила, управляющая направлением и содержанием мысли. Фонтан рвется к небу. Именно “рвется”, это слово подчеркивает быстроту, скорость, силу и неотвратимость “человеческого фонтана” — мысли.
Человечеству запоминаются “упорные лучи”, пущенные фонтаном мысли и управляемые “незримой дланью”. Фонтан, как человек, может развалиться, умереть со временем; мысль же, если она стоящая, будет вечной.
Художественные особенности стихотворения.
Возвышенная лексика, метафоры соединяют образ фонтана с образом «смертной мысли» человека. В первой части стихотворения образная система более живописна, ярче цветовая палитра художника. Автор использует романтические эпитеты (фонтан сияющий; высота заветная), яркую лексику (пламенеет; солнце; луч), метафоры (облако живое; лучом поднявшись к небу). Эпитеты являются одновременно метафорами (фонтан сияющий; влажный дым; высота заветная; пыль огнецветная). Метафоры содержатся и в сравнениях (облаком живым фонтан … клубится; пылью огнецветной ниспасть на землю осуждён).
Тютчев мастерски построил даже описание самой картины. Первые две строки являют собой законченную мысль, возникает картина в черно-белых тонах, на которой лишь представлено место действия, а в конце стоит “точка с запятой” — первый этап впечатления прошел. На глазах картина оживает, наполняется красками: красными, оранжевыми, желтыми. Фонтан начинает бить, причем медленно, крупным планом видна одна крупная капля. которая взлетает и падает. Лишь она упала, как картина исчезает, о чем и свидетельствует “точка” в конце первого восьмистишия, а когда капля достигает своего апогея, она зависает там на некоторое время, и в этом месте она светится особенно ярко. Продолжительность в этом месте показана “тире”
Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций. Первые четыре строки, объединённые общей рифмой, представляют собой сложноподчинённое предложение с главным, состоящим из одного слова: «Смотри…» , — которое содержит обращение и призыв.
Повтор союза как привлекает внимание к объекту изображения — фонтану, связывая между собой глаголы клубится, пламенеет, дробится, что помогает сделать картину зримой.
Важную стилистическую роль играет инверсия, которая подчеркивает значимость слов (облаком живым фонтан сияющий клубится; его на солнце влажный дым; длань незримо-роковая; луч упорный). Вторая строфа, в которой автор обращается к философским вопросам бытия, наполнена более абстрактными образами, словами с высокой стилистической окраской, в том числе и устаревшими (стремит, длань). Особенно значима замена слова фонтан синонимом водомёт, чтобы усилить впечатление, автор прибегает к повторам.
В стихотворении два раза повторяется слово «луч»: луч фонтана и луч « смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений человека постигнуть все тайны Вселенной.
Заканчивается произведение словом « высоты» . Оно тоже прозвучало в самом начале, в сопровождении эпитета заветная). Интересно рассмотреть, как меняется художественное пространство и художественное время в этом произведении.
На первый взгляд, обе части стихотворения кажутся организованными однотипно: движение (воды в фонтане и мысли) сначала идёт вверх, а затем следует неумолимый спуск вниз. В этом движении есть некая обречённость — кажется, что невозможно вырваться за пределы этого круга. Но внимательному взору читателя открывается, что эти два круга вовсе не одинаковы.
Первый круг небольшой — это движение воды в фонтане по замкнутому кругу, это материальный мир.
Второй круг намного больше — это круг мысли, который можно расширять бесконечно. Чем шире круг, тем ближе к истине находится человек.
Художественное время в тексте первой строфы можно определить словом сейчас, а во второй — словом всегда (автор подсказывает это словами «закон непостижимый»). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма — кольцевая.
Источник
Смысловой и стилистический анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»
Неординарный талантливый мастер лирического стиха Фёдор Тютчев (1803—1873) является украшением русского литературного наследия XIX века несмотря на то, что более двадцати лет провёл за границей на службе при дипломатических миссиях в Европе. На примере анализа стихотворения Тютчева «Фонтан» можно увидеть, как филигранно поэт умел передавать через одушевление образов природы полную гамму сложнейших переживаний и раздумий современного ему человека.
История создания и публикации
Фёдор Тютчев окончил факультет словесности Московского университета, однако, обладая уникальным поэтическим талантом, так и не стал профессиональным литератором. Свои стихи он писал в свободное от государственной службы время, в течение многих лет они нигде не публиковались и не были известны широкой публике.
Стих «Фонтан» был создан в середине 30-х годов, не позднее 1836 г., которым его обычно и датируют. Поэт жил тогда в Германии, очень плодотворно работал и, кажется, совсем не собирался издавать свои прекрасные сочинения. Однако друг Тютчева И. Гагарин, понимая незаурядность его поэзии, очень хотел донести её до российских читателей и ценителей изящной словесности и сумел уговорить Фёдора Ивановича, чтобы тот переслал подборку своих рукописей в Петербург.
Так стихи Тютчева попали в редакцию журнала «Современник», где очень понравились самому А. С. Пушкину, в результате чего и были опубликованы в третьем и четвёртом номерах издания за 1836 год.
В числе опубликованных было и произведение «Фонтан» — глубокое, выразительное размышление о свободе человеческой души мысленно стремиться ввысь, к познанию божественной истины вопреки уделу смертной судьбы.
Взаимосвязь идеи и композиции
К образу фонтана обращались многие замечательные русские классики, как, например, Афанасий Фет, Нестор Кукольник или Александр Пушкин. Если сравнивать использование этого же мотива у Тютчева, то можно заметить, что оно отличается глубиной философской трактовки и эмоциональной яркостью её изложения.
Стихотворение «Фонтан» недлинное, оно состоит из двух строф-восьмистиший. Первая из них это пейзажная лирика, она рисует притягательную картину мощной струи воды, стремящейся вверх, рассыпающейся брызгами, играющей на солнце всеми цветами радуги.
Жанр второй части — лирика философская, она кратко и выразительно передаёт раздумья лирического героя о собственном неуёмном стремлении узнать сокрытые тайны мироздания и законы природы, насколько это будет возможно для слабого человеческого разума.
Две части — одна более спокойная, вторая более эмоциональной интонационной окраски — словно противопоставлены друг другу и одновременно тесно связаны внутренней логикой произведения, например, через повторяющийся в них обеих образ луча, взметнувшегося ввысь.
Лирический герой этих стихов — мыслитель, восхищённый величественным совершенством природы и сокрушающийся от осознания конечности земного бытия.
Сначала он обращает свою речь к читателю, призывая его полюбоваться красотой фонтана, явления, которое возникло из творческого союза стихии воды и мастерства человека.
Далее мысль героя стремиться к обобщению, он обращается уже к самому фонтану как к символу идеи полёта человеческого духа за пределы жизни, и на первый план выходит тема дерзания и порыва к движению от бренного к вечному.
Такая композиция ведёт читателя от частного к общему и подводит к следующим выводам:
- Высший смысл земной жизни заключается в стремлении познать, почему человек стремится ввысь, и осмыслить сокрытое в себе Божественное начало.
- Цель эта никогда не будет полностью достигнута, и в этом заключается некоторая трагичность нашей судьбы.
- Жизнь всё-таки прекрасна, и главная радость заключается в непрерывности пребывания в состоянии активного развития и приближения к Небу.
Стилистика и выразительные средства
«Фонтан» написан необычайно ярким и своеобразным литературным стилем, подчёркнуто возвышенным в соответствии со значимостью выбранной темы. Разбор художественных приёмов, которые Тютчев применил в этом произведении, показывает, что они весьма разнообразны:
- стихи написаны четырёхстопным ямбом, хорошо передающим динамику размером с ударением на каждый чётный слог;
- в каждых четырёх строчках используется кольцевая рифма (А-Б-Б-А);
- стихотворение полно эпитетов, подчёркивающих эмоции, например, фонтан — «сияющий», длань — «незримо-роковая»;
- здесь есть и метафоры, скрытые сравнения, например, «клубится облаком живым» и «ниспасть пылью»;
- разнообразна пунктуации, причём во второй строфе особенно — это и восклицательные знаки, и знак вопроса, и многоточие;
- есть риторический вопрос и риторическое восклицание, подчёркивающие искренность переживаний;
- градация глаголов в первой части передаёт звуковое движение по нарастающей — «клубится — пламенеет — дробится»;
- в первом предложении применена инверсия — нарушен обычный порядок слов, что также усиливает образ стремительного движения воды;
- напряжённость второй части поддерживается лексическими повторами — два раза подряд написано местоимение «тебя», а также существительное «водомёт», забытое ныне название фонтана.
В целом поэзия Фёдора Тютчева отличается необыкновенной выразительностью и музыкальностью, автор искусно закладывает в стихотворный текст скрытую мелодию. Неслучайно многие его произведения положены на музыку и стали известнейшими во всём мире романсами, не утратившими популярности у слушателей в течение уже целых двух столетий.
Верным признаком народной любви к поэту можно считать и тот факт, что многие его строчки легко процитирует каждый современный человек, но далеко не каждый при этом сумеет правильно назвать имя автора. Примерами таких цитат могут послужить слова «Я встретил Вас и всё былое…» или «Люблю грозу в начале мая…», а также следующее четверостишие:
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней…
Стихи Тютчева внесли существенный вклад в развитие традиционных форм и размеров русского стихосложения, добавив живости, тонкости, разнообразия метрических сочетаний.
Его романтическая и мудрая лирика оказала серьёзное влияние на творчество последующих поколений русских поэтов.
Источник