- Анализ стихотворения Фонтан Тютчева
- Смысловой и стилистический анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»
- История создания и публикации
- Взаимосвязь идеи и композиции
- Стилистика и выразительные средства
- Анализ стихотворения «Фонтан» Тютчева
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
- Анализ стихотворения «Фонтан» (Ф. Тютчев)
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Образы и символы
- Темы и проблемы
- Смысл
- Средства художественной выразительности
Анализ стихотворения Фонтан Тютчева
Анализ стихотворения Фонтан Тютчева 10 класс
1. История создания. Стихотворение Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 г., в период его наивысшей творческой активности. В нем отразилось присущее поэту стремление познать истинную сущность природы и ее связи с человеком. Возможно, Тютчев вдохновило действительное наблюдение за фонтаном.
2. Жанр стихотворения – философская лирика, проникнутая идеями романтизма.
3. Основная тема стихотворения – сравнение фонтана с человеческой мыслью и вообще жизнью. Наблюдая за фонтаном, поэт отмечает, что ему присуще вечное устремление ввысь, которое в конечном итоге заканчивается неизбежным падением. Автор пытается разгадать загадку этого нескончаемого цикла. Не принимая во внимание элементарные законы физики, он хочет открыть другой, принадлежащий высшим силам, основной закон. Эти раздумья приводят Тютчева к сравнению фонтана с человеческой жизнью. С самого рождения люди стремятся вверх, постепенно обогащая свой умственный и духовный опыт. Этот порыв изначально присущ каждому человеку и не зависит от его воли или желания. Однако в какой-то момент происходит достижение высшей точки, которая у всех находится на определенном уровне. Пересечь эту точку уже невозможно, начинается падение, выражающееся в старении и угасании. Водяные брызги падают на землю, а человек умирает. Цикл завершается, но повторяется снова и снова в следующем поколении. Тем самым осуществляется круговорот. Его философское значение в том, что люди не исчезают бесследно, а неизменно возвращаются в общий духовный источник жизни. Параллельно Тютчев сравнивает фонтан с человеческой мыслью. Она также устремлена в небо, находится в постоянном движении и развитии. Но существует определенная черта, перешагнуть которую человеческий разум не в состоянии. Люди совершают открытия и обогащают науку, но в какой-то момент, считает поэт, будут реализованы все человеческие возможности, и «длань незримо-роковая» остановит дальнейшее движение.
4. Композиция. Стихотворение состоит из двух частей. В первой поэт описывает конкретный физический предмет – фонтан. Во второй он переходит к философскому сравнению и обобщению.
5. Размер. Произведение написано четырехстопным ямбом с кольцевой рифмой.
6. Выразительные средства. При описании фонтана Тютчев использует разнообразные эпитеты: «сияющий», «влажный», «огнецветной». Также он применяет образные метафоры: «облаком живым», «длань незримо-роковая». Метафоры представлены и глаголами: «клубится», «пламенеет», «дробится». Главным приемом, характерным стержнем произведения, является сравнение «смертной мысли водомет».
7. Главная мысль стихотворения – ограниченность человеческой жизни, вечное стремление к идеалу, который недостижим.
Источник
Смысловой и стилистический анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»
Неординарный талантливый мастер лирического стиха Фёдор Тютчев (1803—1873) является украшением русского литературного наследия XIX века несмотря на то, что более двадцати лет провёл за границей на службе при дипломатических миссиях в Европе. На примере анализа стихотворения Тютчева «Фонтан» можно увидеть, как филигранно поэт умел передавать через одушевление образов природы полную гамму сложнейших переживаний и раздумий современного ему человека.
История создания и публикации
Фёдор Тютчев окончил факультет словесности Московского университета, однако, обладая уникальным поэтическим талантом, так и не стал профессиональным литератором. Свои стихи он писал в свободное от государственной службы время, в течение многих лет они нигде не публиковались и не были известны широкой публике.
Стих «Фонтан» был создан в середине 30-х годов, не позднее 1836 г., которым его обычно и датируют. Поэт жил тогда в Германии, очень плодотворно работал и, кажется, совсем не собирался издавать свои прекрасные сочинения. Однако друг Тютчева И. Гагарин, понимая незаурядность его поэзии, очень хотел донести её до российских читателей и ценителей изящной словесности и сумел уговорить Фёдора Ивановича, чтобы тот переслал подборку своих рукописей в Петербург.
Так стихи Тютчева попали в редакцию журнала «Современник», где очень понравились самому А. С. Пушкину, в результате чего и были опубликованы в третьем и четвёртом номерах издания за 1836 год.
В числе опубликованных было и произведение «Фонтан» — глубокое, выразительное размышление о свободе человеческой души мысленно стремиться ввысь, к познанию божественной истины вопреки уделу смертной судьбы.
Взаимосвязь идеи и композиции
К образу фонтана обращались многие замечательные русские классики, как, например, Афанасий Фет, Нестор Кукольник или Александр Пушкин. Если сравнивать использование этого же мотива у Тютчева, то можно заметить, что оно отличается глубиной философской трактовки и эмоциональной яркостью её изложения.
Стихотворение «Фонтан» недлинное, оно состоит из двух строф-восьмистиший. Первая из них это пейзажная лирика, она рисует притягательную картину мощной струи воды, стремящейся вверх, рассыпающейся брызгами, играющей на солнце всеми цветами радуги.
Жанр второй части — лирика философская, она кратко и выразительно передаёт раздумья лирического героя о собственном неуёмном стремлении узнать сокрытые тайны мироздания и законы природы, насколько это будет возможно для слабого человеческого разума.
Две части — одна более спокойная, вторая более эмоциональной интонационной окраски — словно противопоставлены друг другу и одновременно тесно связаны внутренней логикой произведения, например, через повторяющийся в них обеих образ луча, взметнувшегося ввысь.
Лирический герой этих стихов — мыслитель, восхищённый величественным совершенством природы и сокрушающийся от осознания конечности земного бытия.
Сначала он обращает свою речь к читателю, призывая его полюбоваться красотой фонтана, явления, которое возникло из творческого союза стихии воды и мастерства человека.
Далее мысль героя стремиться к обобщению, он обращается уже к самому фонтану как к символу идеи полёта человеческого духа за пределы жизни, и на первый план выходит тема дерзания и порыва к движению от бренного к вечному.
Такая композиция ведёт читателя от частного к общему и подводит к следующим выводам:
- Высший смысл земной жизни заключается в стремлении познать, почему человек стремится ввысь, и осмыслить сокрытое в себе Божественное начало.
- Цель эта никогда не будет полностью достигнута, и в этом заключается некоторая трагичность нашей судьбы.
- Жизнь всё-таки прекрасна, и главная радость заключается в непрерывности пребывания в состоянии активного развития и приближения к Небу.
Стилистика и выразительные средства
«Фонтан» написан необычайно ярким и своеобразным литературным стилем, подчёркнуто возвышенным в соответствии со значимостью выбранной темы. Разбор художественных приёмов, которые Тютчев применил в этом произведении, показывает, что они весьма разнообразны:
- стихи написаны четырёхстопным ямбом, хорошо передающим динамику размером с ударением на каждый чётный слог;
- в каждых четырёх строчках используется кольцевая рифма (А-Б-Б-А);
- стихотворение полно эпитетов, подчёркивающих эмоции, например, фонтан — «сияющий», длань — «незримо-роковая»;
- здесь есть и метафоры, скрытые сравнения, например, «клубится облаком живым» и «ниспасть пылью»;
- разнообразна пунктуации, причём во второй строфе особенно — это и восклицательные знаки, и знак вопроса, и многоточие;
- есть риторический вопрос и риторическое восклицание, подчёркивающие искренность переживаний;
- градация глаголов в первой части передаёт звуковое движение по нарастающей — «клубится — пламенеет — дробится»;
- в первом предложении применена инверсия — нарушен обычный порядок слов, что также усиливает образ стремительного движения воды;
- напряжённость второй части поддерживается лексическими повторами — два раза подряд написано местоимение «тебя», а также существительное «водомёт», забытое ныне название фонтана.
В целом поэзия Фёдора Тютчева отличается необыкновенной выразительностью и музыкальностью, автор искусно закладывает в стихотворный текст скрытую мелодию. Неслучайно многие его произведения положены на музыку и стали известнейшими во всём мире романсами, не утратившими популярности у слушателей в течение уже целых двух столетий.
Верным признаком народной любви к поэту можно считать и тот факт, что многие его строчки легко процитирует каждый современный человек, но далеко не каждый при этом сумеет правильно назвать имя автора. Примерами таких цитат могут послужить слова «Я встретил Вас и всё былое…» или «Люблю грозу в начале мая…», а также следующее четверостишие:
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней…
Стихи Тютчева внесли существенный вклад в развитие традиционных форм и размеров русского стихосложения, добавив живости, тонкости, разнообразия метрических сочетаний.
Его романтическая и мудрая лирика оказала серьёзное влияние на творчество последующих поколений русских поэтов.
Источник
Анализ стихотворения «Фонтан» Тютчева
Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нём он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использование разбора на уроке литературы может помочь обучающимся лучше понять данное произведение.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.
История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.
Тема стихотворения – предопределённость человеческой судьбы.
Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй, используя развёрнутую метафору, описывает стремление души человеческой к небу.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.
Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.
Метафоры – “осуждён пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.
Сравнения – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.
История создания
Стихотворение написано в тот период, когда Тютчев много путешествовал по Европе. Он увлёкся немецкой литературой и особенно романтической поэзией, которая оказала заметное влияние на его творчество. Одним из произведений, написанных под этим влиянием, и является “Фонтан”.
Поэт создал его в 1836 году, его глубинный смысл полностью соответствует душевным устремлениям автора. Написано оно в духе романтизма.
Федор Иванович посвятил стихотворение размышлениям о предопределённости в судьбе человека, невозможности её преодолеть – это и есть основная его тема.
Он размышляет о том, как трагично несоответствие между стремлениями людей, которые хотят познать непостижимое, и их ограниченными возможностями.
Композиция
Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создаёт образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафоры, эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.
Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.
Это философская элегия, посвящённая вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда стремится ввысь и, достигнув определённой высоты, обречена вернуться к земному.
Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб: с его помощью он создаёт эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.
Средства выразительности
Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:
- Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.
- Метафоры – “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.
- Сравнения – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.
Все они помогают поэту выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.
Источник
Анализ стихотворения «Фонтан» (Ф. Тютчев)
Автор: Guru · 26.05.2018
Федор Иванович Тютчев — один из выдающихся русских поэтов 19 века. Им было написано свыше 400 стихотворений, в каждом из которых он поднимал важные вопросы и подходил к проблеме с философской точки зрения. Он любил рассуждать о природе, пытаясь найти взаимосвязь между окружающим нас миром и самим человеком. Особенно это заметно в его стихотворение «Фонтан».
История создания
1820-1840-е годы 19 века — это период расцвета творчества писателя. На этом этапе его творчество достигло «пика» успеха, его стали узнавать. И в 1839 году, в 36 лет, он написал данное стихотворение.
Сам автор в тот момент находился на дипломатической службе в Германии. Поездка по Европе помогла ему повысить свой уровень мастерства. Однако, несмотря на то, что ему нравилось за границей, он начинает чувствовать себя одиноким. Вследствие чего он все больше погружается в себя, размышляя и философствуя над разными темами. В результате он начинает находить в природе что-то глубинное, поистине завораживающее. Уединение подарило ему остроту внутреннего восприятия действительности.
Жанр, направление, размер
Тютчев был ярким представителем романтизма, и в этом стихотворении он также работал в основном «ключе», действуя по принципам этого направления. Поэт призывает людей обратить внимание на другой мир, увидеть величие и многообразие природы.
По жанру стихотворение можно отнести к философской лирике, поскольку здесь затронуты такие проблемы, как самопознание человека и гармония окружающего мира.
Размер написания стихотворения — четырехстопный ямб с использованием пиррихий. Форма рифмовки — кольцевая.
Образы и символы
- Центральный образ в стихотворении – это фонтан. Он своего рода является олицетворением человеческой мысли. В первом отрывке произведения Тютчев описывает сам фонтан, его одержимое стремление подняться вверх, которое, в конце концов, приводит к падению. В следующем же отрывке он пытается найти связь между человеком и фонтаном. Автор пытается понять человеческую сущность, почему для людей так важно пересечь эту черту, достичь идеальности, если все равно не получится.
- Луч здесь выступает как символ духовной энергии человека, его стремление к совершенству, который все равно преломляют.
- Незримо-роковая длань — это та самая черта, которая препятствует человеку в познании своей силы. Слово «длань» имеет церковно-славянские корни, поэтому поэт его целенаправленно употребил. Этой фразой он хотел показать невидимую энергию, которая способна руководить человеческой судьбой. Это и есть превосходство Божьего права над миром.
Темы и проблемы
- Основная тема данного произведения – это честолюбивое стремление человека превзойти самого себя. Центральный конфликт – внутренняя борьба. Тютчев находит взаимосвязь между живым существом и неживым объектом, акцентируя внимание на том, что у них есть общие черты. Ведь создателем фонтана является человек. Так и Бог, воплощенный во всем окружающем мире, оставил в людях часть себя – дух, которому свойственно тянуться к свету. Соответственно, нравственная и философская тематика произведения вращаются вокруг сущности человеческой, которую поэт пытается познать и объяснить, упрощая ее бытие до сравнения с фонтаном.
- Одной из проблем является ограничение людей, их деятельности. Существуют некие границы, которые человек не способен пересечь. Из эпохи в эпоху люди пытаются воздвигнуть свою вавилонскую башню, но она рассыпается в прах, потому что возможности цивилизации не безграничны.
- Отсюда же вытекает не менее важная проблема, а именно неугасимое стремление к идеалу, обреченное на провал. Многие пытаются достичь совершенства, сделать больше того, что они в силах воплотить. Но необходимо обрести смирение, дабы принять то, что когда-то движение вверх остановится, и начнется спад.
Смысл
Основная мысль стихотворения – это необходимость смирения и принятия закономерностей бытия. Тютчев говорит об ограниченности людей, о предопределенности их судьбы и самих поступков. Человек одержим стремлением познать мир, прочувствовать на себе высшие законы мироздания, но существуют границы, пересечь которые просто невозможно. Сколько бы человек не пытался, ему не удастся достичь самой вершины. Данная идея лежит в основе христианского мировоззрения, и автор передал ее в лирике. Та же мысль, например, заложена в библейском предании о Вавилонской башне, где людям не удалось достроить город, достающий до неба. Их честолюбивые помыслы рассыпались в прах, ведь все строители стали говорить на разных языках. Так, по мнению теологов, появились разные алфавиты, ибо Бог покарал своих созданий за чрезмерное любопытство. В стихотворении «Фонтан» Тютчев закладывает ту же мораль, но более примирительно: нам свойственно рваться ввысь, но нужно смириться с тем, что мы все равно упадем и не достанем до идеала.
И в своих размышлениях Тютчев находит точки соприкосновения человека с фонтаном. У этого созданного явления ход одинаковый. Струйки воды поднимаются наверх, достигают определенной высоты, но потом все равно падают. Также и в жизни человека, за взлетом идет падение.
Средства художественной выразительности
Произведение Тютчева изобилует различными средствами художественной выразительности. Прежде всего, автор использует параллелизм. На этом приеме строится вся композиция, разделяя произведение на две части. Изначально поэт создает образ фонтана, пытаясь навеять атмосферу радушного настроения. Во втором же восьмистишье показывает внутренний мир человека, нагнетая при этом обстановку.
С целью придания яркого образа фонтану, стихотворение Тютчева полно разнообразных эпитетов: «пылью огнецветной», «высоты заветной» и др. Именно они помогают увидеть величие фонтана глазами самого автора. Также нельзя обойтись и без метафор «фонтан пламенеет», «клубится», которые усиливают эмоциональную выразительность. Одним из главных приемов является сравнение мысли человека с водометом, движение которых совпадает.
Описание второй части характерно широким употреблениям различных синтаксических средств. Автор задает риторические вопросы и использует риторические восклицания, чтобы понять, в чем заключена причина честолюбивого стремления человека.
Источник